Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды занятий по игрушкам




1. Описание игрушки — связное последовательное описа­ние внешнего вида игрушки, иногда с добавлением лич­ного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа.

Описание игрушек может проводиться в виде дидакти-ческой игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чу­десный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посыл­ку» и др.). Для описания следует подбирать игрушки, кото­рые бы привлекали внимание детей, были яркими, выра­зительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру). Дидактические игры на описание, как правило, проводят после нескольких занятий, на которых дети приобрели не­которые умения описывать игрушку, приобрели опреде­ленный словарный запас и соответствующие представле­ния. Одним из условий эффективности игры являются ее живость, определенный ритм, эмоциональность, активное участие каждого ребенка. Если дети не умеют описывать


игрушки, нуждаются в постоянной помощи и подсказке взрослого, игровая ситуация нарушается, игра превраща­ется в вялотекущее упражнение.

Одним из видов описания игрушки является отгадыва­ние и составление загадок детьми. Вначале дети учатся от­гадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.

Например, вниманию детей предлагается 5 — 6 игру­шек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств — цвета, формы, размера, материала. Появление игрушек может быть обыграно — почтальон принес по­сылку. Затем об одной из игрушек дается загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка» (конь); «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» (баран).

Отгадывание загадок можно связать с рассматриванием игрушек перед их описанием или рассказыванием по ним. Постепенно дети подводятся к самостоятельному состав­лению загадок.

2. Сюжетные рассказы (повествования).

а) рассказ по набору игрушек — связный пос­
ледовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего со­
провождаемый игровыми действиями воспитателя с игруш­
ками по типу игры-драматизации. Его составление облег­
чается тем, что ребенок рассказывает о действиях, кото­
рые совершает сам. Речь его опирается на деятельность ряда
анализаторов;

б) рассказ по отдельной игрушке — это связ­
ный последовательный рассказ о воображаемых действиях
и приключениях одного героя — данной игрушки. Это наи­
более трудный вид рассказывания. Игрушка только опре­
деляет главного героя, а образы других действующих лиц,
действия и ситуации придумывают сами дети на основе
творческого воображения и собственного опыта.

В учебной и методической литературе нет единой точки зрения на содержание и методику проведения занятий с детьми, на последовательность постановки задач обучения описательной и повествовательной речи и последователь­ность разных видов занятий с игрушками. Опираясь на ис­следования и опыт работы, мы изложим свое понимание методики обучения связной речи на материале игрушек.

Напомним, что на занятиях с игрушками следует обу­чать детей речевым умениям, необходимым для составле­ния описательных и повествовательных монологов: сфор­мировать элементарное представление о структуре текста


 




и научить связывать предложения и части высказывания. В описании — определять объект, последовательно описы­вать части, свойства, качества, действия его, в конце вы­сказать оценочное суждение. В повествовании — выделять главную тему, развивать сюжет и соблюдать структуру (за­вязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Рассмотрим методику обучения монологической речи на занятиях с игрушками.

В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании иг­рушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 — 3 предло­жений. Индивидуально и по подгруппам организуется бе­седа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую иг­рушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею игра­ешь? Какие игрушки тебе нравятся в детском саду?

На первых порах особенно важен выбор игрушек для занятий. Они должны привлекать к себе внимание детей ярко выраженными качествами (цвет, форма, размер), активизировать речь, создавать настроение. Игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешне­му виду (кукла большая в пальто и берете, кукла малень­кая в одеяле и коляске; кошки белая и черная).

На занятии обучение описательным умениям можно организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются раз­ные игрушки: две куклы — одна с бантом, другая без бан­та, две кошки разного цвета. Игрушки поочередно рассмат­риваются, сравниваются; уточняются их характерные осо­бенности и различие; активизируется словарь. Затем вос­питатель «прячет» игрушки (так, чтобы дети их быстро на­шли) и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую ко­шечку, Миша — черную, а Соня — куклу с бантом». Дети находят и приносят игрушки, называют и с помощью воп­росов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что?»). В итоге такой беседы разрозненные ответы детей обобщаются в виде связного высказывания: «Миша нашел черную кошечку. У нее на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошечки и длин­ный хвост. Она лакает молочко и мяукает: мяу! мяу!»

Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагают повторить описание воспитателя. Таким образом, здесь используются приемы, направлен-


ные на оказание ребенку помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания).

На следующем этапе можно рекомендовать совместное составление описания1.

В гости к детям приходит котенок. Его рассматривают («Какой котенок? — Маленький, пушистый, шаловли­вый. — Как его можно назвать ласково? — Котеночек, ко­тик. — Что любит котик? — Молоко. — Давайте вместе рас­скажем про него»). Дается логико-синтаксическая схема опи­сания: воспитатель начинает предложение, а дети продол­жают: «Это...(котенок). Он...(маленький, пушистый). Коте­нок любит...(молоко). Кто хочет рассказать про котенка?»

Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровож­дается драматизацией, в которую включаются по ходу дей­ствия высказывания детей.

На занятиях по описанию игрушек используются сти­хи, потешки, загадки. Так, воспитатель может загадать за­гадку про собаку: «С хозяином дружит, дом сторожит, жи­вет под крылечком, хвост колечком». После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описы­вается. Занятие завершается чтением потешек, стихов.

В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них.

Описание игрушек и составление рассказов об игруш­ках предваряет их рассматривание, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воп­лощенного в игрушке живого существо, подбираются срав­нения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, мягкий медвежонок и др.; провести лек­сическое упражнение.

В процессе обучения дети должны интуитивно понять, что описание проводится по определенному плану. Этому способствуют правильно организованный ход рассматри­вания игрушек и продуманная постановка вопросов, спе-

1 В раскрытии методики обучения описательной и повествовательной речи использованы исследования, проведенные под руководством Ф. А. Сохина и О. С.Ушаковой.


 




циальные упражнения. Последовательность изложения в описании зависит от умения детей поэтапно обследовать предмет — от восприятия его в целом к выделению суще­ственных признаков. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой пос­ледовательности они будут описывать игрушку. Это помо­жет соблюдать логику описания.

Построение связного текста вызывает у детей затрудне­ние. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения. Исследования до­казывают, что уже в процессе рассматривания игрушек, в вопросно-ответной форме следует показать детям возмож­ные связи между предложениями. Наиболее распространен­ное средство связи — повтор слов (Это котенок. Котенок маленький. У котенка пушистая шерсть). Рассматривая ежа, можно провести упражнение: «Кто это?» — «Это еж». — «Кто колючий?» — «Еж колючий». — «У кого на спине иголки?» — «У ежа на спине иголки». В вопросе содержится ключевое слово, которым ребенок будет оперировать в своем ответе.

Другой вариант постановки вопросов, когда правиль­ная форма повторяющихся слов заключается в самом воп­росе: «Кто это?» — «Зайчик». — «Какие уши у зайца?» — «У зайца длинные уши». — «Какой хвост у зайца?» — «У зайца короткий хвост».

Затем можно использовать прием, когда дети, следуя образцу, описывают игрушку.

1. «Скажи, как Петрушка», «Скажи, как я». Петрушка и ребенок получают одинаковые по содержанию игруш­ки, но один мишка большой черный, а другой маленький коричневый. Петрушка: «У меня мишка большой черный». Ребенок: «У меня тоже мишка, но маленький и коричне­вый». Петрушка: «У моего медведя уши круглые пушис­тые». Ребенок: «У моего мишки тоже уши круглые пуши­стые» и т. д.

2. Петрушка: «У меня большая красивая кукла». Ребенок: «У меня большая белая машина». Петрушка: «У куклы чер­ные глаза, светлые волосы». Ребенок: «У машины руль и круглые колеса» и т. д.

В первом варианте дети восстанавливают предложенную им структуру описания, заменяя лишь два слова. Во втором — дети, сохраняя структуру предложения, самостоятельно заполняют его новыми словами.


Когда дети научатся описывать игрушку с помощью взрослого, можно предложить описать одну из 3 — 4 игру­шек на основе образца по одной из них. Кроме образца используются и другие приемы: подсказ слова, дополне­ние, совместное описание, поощрение. В конце занятия для поддержания интереса надо показать заводную или другую игрушку.

Одновременно у детей формируются навыки повество­вательной речи. Детей подводят к составлению рассказов также по вопросам воспитателя. Важно сформировать эле­ментарные представления о структуре высказывания (на­чало, середина, конец). Для осознания структуры повество­вания рекомендуется использовать схему составления со­вместного с детьми рассказа. Сначала дается представле­ние о том, как можно по-разному начинать рассказ («Од­нажды...», «Как-то раз...», «Дело было летом...»). Давая за­чин рассказа, взрослый предлагает ребенку заполнить его содержанием.

Приведем пример схемы рассказа «В лес за ягодами»: «Дело было...(летом). Собрались... (подруги в лес за ягодами). Взя­ли они... (корзиночки) и... (отправились в лес). Идут девочки и весело...(разговаривают). На небе появились...(темные тучки). Вдруг загремел...(гром) и....(пошел дождик). Девоч­ки... (испугались) и... (спрятались под дерево). Когда дождь закончился, они... (пошли домой)».

Заполнение схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда.

Постепенно дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвалубежал, встре­тил и..., стали они...), учит включать диалог действующих лиц {спросилответил), элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа вначале отбираются 2—3 игруш­ки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, ис­пользовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить.

На этом этапе основным приемом обучения является образец, который дается после рассматривания.Приведем пример рассказа «Собака и заяц». «Однажды вышла Жучка на улицу. Шла-шла, захотелось ей есть. Вдруг идет навстре­чу заяц. Подошла к нему Жучка и говорит: «Здравствуй, зайчик!» Заяц отвечает: «Здравствуй, Жучка!» — «Нет ли у


 




тебя чего-нибудь поесть?» — «Есть морковка, возьми, по­жалуйста!» Понюхала Жучка морковку, покачала головой: «Нет, спасибо, я морковку не ем». И пошли они каждый своей дорогой».

Детям нравятся такие тексты, они и сами хотят приду­мать подобный рассказ или сказку. Воспитатель может ра­зыграть сценки с этими игрушками. Для рассказывания игрушки объединяют по две (кукла и собачка, кошка и мышка, кукла и машина). Обычно рассказы составляются детьми во второй части занятия, после рассматривания или описания игрушек.

Значительное место занимают дидактические игры на описание. Усложняются их содержание и требования к речи. В игре «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен опи­сать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец — отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Условием полу­чения игрушки, кроме описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Продавец мо­жет не сразу понять, какую игрушку хотят купить, и пред­лагает описать ее понятнее.

Если в младшем дошкольном возрасте дети в основном учатся отгадывать загадки, то на этом возрастном этапе они сами составляют загадки на основе образца воспитате­ля. Как всегда, игрушки рассматриваются. Воспитатель на­чинает со своего образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мор­дочкой и пушистым хвостом. Кто это?» По другим игруш­кам или предметам составляют загадки дети. Несмотря на то, что составление загадок сложно, при соответствующем обучении описательной речи дети успешно с этим справ­ляются: «С длинными ушками, коротким хвостом, любит морковку»; «С бородой, рогами, молоко дает». Оценивая описания игрушек, необходимо отмечать точность слова­ря, удачные сравнения, эмоциональность.

В старшем дошкольном возрасте игрушка занимает мень­шее место, но к умениям описывать игрушку и строить повествование предъявляются более высокие требования. Описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи. Дети должны составлять повествование по набору игрушек и по одной игрушке, определяя тему, развивая сюжет и соблю­дая композицию.

Описательные умения дети приобретают, как и в сред­нем дошкольном возрасте, в процессе описания игрушек


и составления загадок. Основное отличие — в усложнении заданий и большей самостоятельности их выполнения.

В подготовительной к школе группе дается более пол­ное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках). В описание вносится соревновательный момент («Кто лучше расскажет об иг­рушке»). На занятии «Наши любимые игрушки» (медвежо­нок, зайчик, телефон, неваляшка, самосвал) один ребе­нок описывает игрушку, не называя ее, а остальные отга­дывают. Занятие можно закончить предложением так рас­сказать про любимую игрушку, которая находится дома, чтобы все поняли, какая она. В конце можно дать задание внимательно рассмотреть дома игрушку и на следующий день дополнить свое описание или подумать и рассказать, как с этой игрушкой можно играть.

Аналогичное задание — последовательно описать иг­рушку, не называя ее, дается в игре «Подарки». Организа­ция занятия: в коробках приносят новые игрушки, это подарки для группы. Появление подарков обыгрывается (подарил Дед Мороз, почтальон принес в посылке). Пред­лагается познакомиться с тем, какие подарки находятся в коробках, но при этом надо выполнить два условия: хо­рошо описать игрушку и отгадать ее. Если эти условия бу­дут выполнены, игрушка останется в группе (мотиваци-онная установка). Затем вызывают 3 — 4 детей (по количе­ству игрушек). Они должны открыть коробки и, не выни­мая игрушку, рассмотреть ее и подумать, в какой после­довательности построить описание, закончив его оценоч­ным суждением.

Ценность таких занятий состоит в подведении детей к составлению загадок. При составлении загадок образец по­чти не применяется, дети справляются с заданием само­стоятельно. Полезно использовать схемы описания (о них упоминалось при характеристике приемов обучения рас­сказыванию).

Старшие дошкольники составляют рассказ по набору игрушек, которые либо предлагаются им, либо выбирают­ся ребенком самостоятельно.

Приведем пример рассказывания по сюжетной игровой обстановке «В гостях у Кати». Воспитатель сопровождает свой рассказ разыгрыванием сценок: «Катя школьница. Она научилась хорошо читать. К ней в гости приходят ее младшие подружки. Вот однажды стук в дверь. Кто это? Это пришли Таня и Оля. Таня в синем платье с белым воротничком и манже­тами. На ногах белые босоножки. Оля пришла в белых брючках и красной


 




блузке. На ногах белые носочки и черные туфли. Обе подружки наряд­ные, веселые. Поздоровались и сели за стол. Катя стала им читать сказку про волка и семерых козлят. А потом они рассматривали картинки. Так и время прошло. Пора домой идти. Молодец Катя! Любят ее маленькие детишки». Далее дети сами проводят драматизации.

Изменив игровую обстановку, заменив книгу чайным сервизом, для предупреждения механического подражания, детям предлагают расска­зать про Катю и ее друзей без образца, используя план: куда ушла мама? Чем занимались дети без мамы? Что она сказала, когда вернулась?

Подобные драматизации целесообразно проводить вне занятий, а наиболее удавшуюся показать малышам. Такая мотивация вызывает у детей желание справиться с задани­ем. Следует обсудить коллективно, что лучше показать, дополнить драматизацию новыми сценками, провести ре­петицию.

Наиболее сложно придумать рассказ по одной игрушке. Ребенок должен активизировать свой опыт, память, вооб­ражение. Трудность заключается в том, что определен только один персонаж, другие придумываются ребенком. Рассказ­чик должен наделить каждого персонажа соответствующи­ми качествами, найти ему место в повествовании, приду­мать действия и весь сюжет, композиционно правильно оформить рассказ. К выбору приема обучения следует под­ходить с учетом темы, умений детей, их представлений о структуре рассказа. Образец является стимулятором детс­кого творчества (а не подражания), поэтому лучше давать его после 1 — 2 детских рассказов.

Наиболее простой прием — образец в виде начала рас­сказа, когда воспитатель начинает, а дети продолжают рас­сказ.

В рассказе «Приключение кролика» можно дать план в виде общих вопросов: «Куда мог отправиться кролик? Кто были его друзья? Что с ним случилось? Чем закончилось их приключение?» Планом намечены основные вехи рассказа, дети наполняют его содержанием. Целесооб­разно использовать небольшие указания: «Что же могло случиться с кроликом и его друзьями? Может быть, они увидели в лесу волка и испугались или заблудились, а может быть, пришли в детский сад в гости».

В старшем возрасте продолжается работа над структурой высказывания. Описательные и повествовательные тексты анализируются с точки зрения их структуры, проводится работа с моделями (круг, разделенный на части; схемы), обсуждается возможное начало рассказа; речь детей обо­гащается словами-связками для соединения предложений. Речевую деятельность детей активизируют применение ситу-


ации письменной речи, анализ детских высказываний (удач­ное развитие сюжета, интересные приключения, образная речь, выразительность, неудачные моменты), мотивация заданий (рассказать, чтобы понравилось всем, порадовать кого-то).

Интересные занятия с игрушками описаны в ряде ме­тодических пособий. Особо можно выделить игры-занятия, разработанные Э. П. Коротковой1. На них обучение описа­нию игрушек осуществляется одновременно с формирова­нием грамматически правильной речи и обогащением сло­варя. Задания на описание постепенно усложняются, ис­пользуются приемы мотивации речи, обогащается игровая деятельность детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.