Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ознакомление со словесным составом предложений




Особенности выделения дошкольниками слов из пред­ложения в условиях ятихийного становления понятий о язы­ковых явлениях и специального обучения изучались С. Н. Карповой1. При стихийном формировании этот процесс

1 Карпова С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольника­ми. - Изд-во МГУ, 1967.


протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение, не осознавая существенных признаков слова. При специальном обучении, основанном на поэтапном фор­мировании умственных действий, успешно и довольно бы­стро формируются представление о словесном составе пред­ложения и умение анализировать предложения.

Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов.

Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 — 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используют­ся наглядно-действенные методы и приемы: рассматривание игрушек, демонстрация действий с игрушками, рассматри­вание картин, пространственное моделирование. Одновремен­но ведется работа по составлению предложений.

В основе обучения лежит следующее: четкое произнесение предложения, выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом), пространственное моделирование слов при по­мощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, табло). Последнее помогает ребенку понять линейность (пос­ледовательность) и дискретность (членораздельность) речи.

На первых занятиях в процессе действий с игрушками детям показывают, что про любую игрушку можно сказать разные предложения (Кукла сидит. Кукла лежит. Кукла завтракает). Предложения повторяются детьми. Затем они сами составля­ют предложения про игрушки. Одно из предложений произ­носит воспитатель с паузами после каждого слова. Дети в это время считают, сколько слов, какое первое слово, какое вто­рое. Аналогичная работа проводится и с другими предложе­ниями из 2 — 3 слов. В результате у детей формируются пред­ставления о том, что про каждый предмет можно сказать пред­ложения, что предложения состоят из слов. Так складывается первичная ориентировка в анализе предложения.

С самого начала целесообразно использовать схемы. Де­тям объясняют, что предложение можно нарисовать (запи­сать), чтобы узнать, сколько в нем слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обо-




значается не простои чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку».

Можно применять и другие виды моделирования: каж­дое слово может быть изображено квадратиком, полоской, счетной палочкой. Целесообразно иметь наборы карточек со схемами разных предложений. Этими наборами дети пользу­ются при анализе и составлении предложений. Схемы-моде­ли обеспечивают предметную опору при формировании на­выка анализа речи, являются средством формирования обоб­щенных представлений о строении предложения.

С этой же целью используются пособия типа табло, ли­нейки с открывающимися поочередно в соответствии с про­изнесенными словами окошками (по принципу счетной ли­нейки)1. Ценность этих пособий в том, что они наглядно демонстрируют динамику, последовательность слов в пред­ложении.

В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать пред­ложения из разного количества слов, называть слова после­довательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по пред­метным и сюжетным картинкам, сериям картинок.

Большое распространение получило моделирование сло­весного состава предложения в игре «Живые слова», раз­работанной Ф. А. Сохиным и Г. П. Беляковой. Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры воспита­тель вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева напра­во, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» заду­манное или произнесенное предложение. Таким образом, и в этой «живой» модели речевая действительность выде­ляется как объект наблюдения, изучения.

В разных вариантах игры дети учатся наблюдать за язы­ком, видеть, что происходит при изменении порядка слов, распространении предложения путем добавления одного, двух слов, замене одного слова, составлении предложений из набора слов.

В разных вариантах этой игры как составные части ис­пользуются упражнения'на анализ и синтез предложений

1 Методика использования линейки подробно изложена в статье Ф. А. Сохина в кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста. — М, 1984, в кн.: Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М., 1991.


 




(«Какое первое слово? Какое слово идет потом?»). (В отли­чие от школьной методики порядковые числительные, по мнению авторов игры, давать не следует. Однако в экспери­ментальной работе С. Н. Карповой показано, что уже на пер­вом этапе обучения дети шестого года жизни могут пользо­ваться порядковыми числительными.) Вопросы можно фор­мулировать по-разному: «Кто слово машина! Покажи слово едет. Какое это слово?»

Один из вариантов игры предусматривает использова­ние приема разрушения линейности речи. Это игра «Хор». Заранее подготовленные дети, изображающие предложе­ние, произносят слова не последовательно, а одновремен­но, хором. Предложение, сказанное таким образом, стано­вится непонятным. Остальные дети должны догадаться и объяснить, почему непонятно, и прийти к выводу, что предложение становится понятным, если слова следуют по порядку, одно за другим.

В другом варианте игры — «Путаница» — нарушается последовательность слов в предложении, а дети восстанав­ливают порядок1.

Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.

На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы: четкое произнесение слов с паузой; произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельны­ми детьми, всей группой); последовательное называние слов в предложении; подсчет слов в предложении на пальцах, спомощью счетных палочек; в громкой речи, про себя; раз­ные варианты игры «Живые слова»; произнесение слов вразбивку; произнесение слов по рядам; шепотный анализ предложения; составление предложений из разного коли­чества слов; составление предложений с заданным словом; составление предложений по «живой сценке» {Саша удит рыбу. Саша — рыболов); перепрыгивание через скакалку, отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов в предложении.

1 Подробнее об усложнении вариантов игры см.: Белякова Г. П. Речевая игра «Живые слова»//Дошкольное воспитание. — 1975. — № 10; Ознакомление старших дошкольников со словесным составом пред-ложений//Умственное воспитание детей дошкольного возраста/Под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина. — М., 1984.


Таким образом, специальное обучение помогает до­школьникам преодолеть трудности, которые они испыты­вают при вычленении слов из состава предложений.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 45; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.225.51.21
Генерация страницы за: 0.089 сек.