Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Закрепление пройденного материала




Мини-тест

Ход работы

ТЕМА 2. ВНИМАНИЕ

Подведение итогов

Практическая работа

а) Групповая дискуссия

* Учащиеся на отдельных листоч­ках дают письменные ответы на этот вопрос.

* Преподаватель объясняет свои требо­вания учащимся; об­суждаются организа­ционные вопросы: о необходимости вести конспекты, записывать определения, которые нужно будет вспом­нить при проверке знаний


 




 

Часть рабочих тетрадей следует отве­сти под выполнение тестов и письменных ответов на вопросы, а также коротких сочи­нений, которые иногда будут предлагаться в качестве домашнего задания. Учащимся со­общается о зачете по предмету в конце года, критериях оценки зна­ний.

б) Выработка правил работы на уроках психологии

Я предлагаю выработать определенные правила работы. Например, поддержка друг друга, умение выслушать, уважение друг к другу и др.

Выслушиваются предложения учащихся и составляется перечень правил.

в) Тест «Какой вы психолог?» (прил. 1).

Подведение итогов является необходимым структурным компо­нентом каждого урока. Учащиеся делятся своими впечатлениями об уроке, отвечают на вопросы: «Что запомнилось больше всего?», «Что было наиболее полезно, интересно?»; высказывают пожела­ние на будущее. Такого рода обратная связь помогает преподавате­лю строить работу наиболее эффективно, учитывать возрастные и личностные особенности и потребности конкретного класса.

Раздел II. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, СПОСОБНОСТИ

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с понятием «познавательные про­цессы»; детально рассмотреть виды, структуру, механизмы такого познавательного процесса, как внимание; обучить приемам разви­тия внимания, сформировать навыки регуляции произвольного вни­мания.

Сегодня мы приступаем к изучению важного раздела психологии: познавательные процессы. На этом уроке мы узнаем, что собой представляет наше внимание и можно ли им управлять.

Все мы имеем возможность воспринимать красоту, чув­ствовать запах цветов, анализировать события, запоминать хорошее и забывать плохое и многое-многое другое. Бла­годаря чему мы обладаем такой возможностью?

Эта возможность обеспечивается познавательными процессами.

1. Что такое познавательные процессы? Это психические явле­ния, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие позна­ние, т. е. восприятие информации, ее переработку, хранение и ис­пользование. К их числу относятся: ощущение, восприятие, внима­ние, воображение, память, мышление. Мы с вами остановимся на таких процессах, как внимание, память, мышление.

Конечно, вы не раз слышали и употребляли слово «вни­мание». Что же такое внимание?

9)

Ученые подсчитали, что человеческий взор перемещается за день 100 000 раз. Представьте себе, что эти перемещения никак не связ­ны между собой, совершенно бесцельны и неуправляемы. Едва ли наблюдатель сможет разобраться в таком хаосе впечатлений. По­этому ему нужен своеобразный «компас», который бы указывал на­правление наблюдения. Роль такого «компаса» выполняет внимание.



2. Определение внимания. Внимание — направленность и сосре­доточенность сознания человека на определенных объектах при од­новременном отвлечении от других. То, к чему привлечено внима­ние, становится для нас «фигурой», а все остальное — «фоном». Важ­ность внимания в жизни человека трудно переоценить, его называ­ют также регулятором деятельности.

3. Виды внимания. Внимание бывает непроизвольное и произ­вольное.

Непроизвольное — само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздра­жителя, а также значимого и вызывающего эмоциональный отклик явления. Например, внимание невольно привлекает сильный шум, броско одетый человек, падающая звезда на ночном небе, плачущий на улице ребенок. Нам не нужно себя заставлять сосредоточиваться на этих событиях, здесь мы невольно останавливаем свой взгляд.

f

) Приведите свои примеры проявления непроизвольно­го внимания.

Произвольное внимание — сознательное сосредоточение на опре­деленной информации; оно требует волевых усилий и при отсут­ствии интереса утомляет через 20 минут. Например, чтение учебно­го материала. Если себя не заставить, то можно получить завтра плохую оценку. Именно здесь нас выручает наша способность к про­извольному вниманию.

Когда нам приходит на помощь произвольное внима­ние?

Послепроизволъное внимание вызывается через вхождение в деятель­ность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. Че­ловек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться ча­сами. Например, книга сначала показалась скучной, а затем человек зачитался. Или в начале урока вы меня слушали только из вежливос­ти, а потом вдруг заинтересовались и перестали себя заставлять быть сосредоточенными на том материале, который я излагаю.

 

В каких ситуациях может проявляться послепроизволь­ное внимание?


4. Структура и характеристики внимания. Объем — количество -

объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно

Несомненно, вы слышали о феноменальных способное] Цезаря. Он мог одновременно выполнять несколько дел о качественно, т. е. имел большой объем внимания.

Мы, конечно, не претендуем на лавры Юлия Цезаря, но иногда и мы можем охватывать вниманием несколько Щ объектов сразу. Приведите ваши-примеры.

К характеристике объема примыкает такое качество внимания, как распределение, — это возможность удерживать в сфере внима­ния одновременно несколько объектов. Хорошее распределение внимания необходимо, например, для учителя: нужно одновремен­но слушать отвечающего ученика или записывать на доске новый материал и в то же время не выпускать из виду последнюю парту, где кто-то шушукается, и правый ряд, где некто корчит рожи и сме­шит класс (пока учитель отвернулся).

Переключение — намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой. При развитой способности к переключению внимания человек может легко переходить от одного вида деятельности к другому.

Вспомните ситуации, когда на уроке прозвучала шутка, все от­влеклись и сосредоточились на комичности происходящего. Но по­том все равно необходимо возвращаться к работе. Так вот здесь и проявляется ваша способность к переключению: кто-то моменталь­но приступает к работе, а кто-то еще пол-урока смеется.

Персеверация — явление, связанное с затруднением переключе­ния внимания. Чтобы вы смогли испытать на себе, что значит это явление, давайте проведем маленький эксперимент.

Упражнение

Попробуйте быстро рисовать треугольники то вверх, то вниз вер­шинами.

Вы увидели, что это довольно сложно, — стереотип одного действия распространяется на следующее, возникают навязчивые повторения. (Могут быть навязчивыми какие-то мысли или постоянно прокручи­вающаяся в мозгу строчка популярной песни.) Это и есть явление пер­северации, которое возникает при утомлении человека.

Устойчивость внимания характеризует длительность сосредото­чения внимания на объекте. Если вы способны долго быть сосредо­точены на каком-то одном виде деятельности и при этом качество выполняемой вами работы не снижается, значит, можно говорить о высоком уровне развития устойчивости вашего внимания. А быва-


ет и наоборот: мы что-то начинаем делать аккуратно и красиво, а спустя какое-то время у нас все идет «вкривь и вкось».

Возможны колебания внимания. Если держать возле уха часы, не двигая их, тикающий звук будет то исчезать, то появляться вслед­ствие колебания внимания.

Концентрация внимания — степень сосредоточенности на объек­те. Особенно ценно данное качество в ситуациях с повышенной эмо­циональной нагрузкой. Очень часто на контрольных работах дол­гожданная записка с решением приходит к вам буквально за мину­ту до звонка, к этому моменту у вас уже и руки дрожат, и голова соображает плохо. Помочь вам может только способность к макси­мальной концентрации внимания. Если вам удастся собраться и не думать о поджимающем времени, о том, что вас кто-то толкает в бок, чтобы вы быстрее писали (ему тоже нужно), то только в этом слу­чае вы сможете переписать, не допустив ошибок. В этом и заключа­ется сила концентрации внимания.

Учащимся на 3 секунды предъявляется лист бумаги с рисунком и дается задание запомнить цифры:

 
 


Затем задается вопрос: в какую фигуру была заключена каждая из цифр?

5. Факторы, влияющие на произвольное внимание. Результаты выполненного вами задания свидетельствуют о том, что внимание зависит от установки. К другим причинам, оказывающим влияние на способность к произвольному вниманию и его характеристики, относятся:

—мотивация;

—эмоциональное состояние;

—личностные особенности (например, склонность волноваться и тревожиться);

—интенсивность стимула;

—значимость стимула или ситуации;

—особенности ситуации.


Даже у одного человека разные функции внимания могут разли­чаться в зависимости от этих условий. Например, в ситуации экза­мена у многих школьников, на обычных уроках спокойных и сосре­доточенных, отмечается ухудшение внимания.

* Каковы физиологи­ческие механизмы внимания? Существу­ет целый ряд теорий, объясняющих природу произвольного внима­ния. Одна из них изве­стна как «доминанта Ухтомского». Этот ученый предположил, что возбуждение рас­пространяется по коре больших полушарий мозга неравномерно и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают домини­рующий характер и вызывают торможение соседних областей. Современные иссле­дования показывают, что способность к про­извольному вниманию обеспечивают особые клетки мозга — нейро­ны особого типа, рас­положенные в коре больших полушарий. Регулируют состояния произвольного внима­ния главным образом лобные доли мозга.

6. Нарушения внимания. Итак, вы толь­
ко что увидели ценность и важность данно­
го познавательного процесса. Встречаются
люди, которые испытывают большие труд­
ности в сосредоточении внимания. Наруше­
ние концентрации внимания — это рассеян­
ность.

Виды рассеянности (по К. К. Платонову):

1. «Порхающее внимание» — оно опре­деляется непроизвольным, легким пере­ключением очень мало интенсивного и не­устойчивого, внешне направленного вни­мания.

2. «Липкое внимание» характеризуется трудным переключением очень высоко ин­тенсивного и устойчивого, чаще внутренне направленного внимания.

Какая же невнимательность хуже?

Все зависит от того, у кого и в каких усло­виях она проявляется. Для работников во­дительских профессий «липкое внимание» может явиться причиной аварии. А вот для ученых это может быть предпосылкой от­крытий.

В разных профессиях необходимо наиболь­шее развитие определенных видов внимания: у часовщика — сосредоточенное, у шофера — широко распределенное и быстро переключа­емое, у педагога — глубокое переключение.

7. Развитие внимания. Внимание можно
развивать. Тренировка внимания очень важ­
на для успешной учебы, да и любой целена­
правленной деятельности.

Существует много способов развития вни­мания. Вот некоторые из них.

1. Рассмотреть предмет и, удалив его из поля зрения, перечислить как можно больше деталей.

2. Запомнить расположение предметов и при перестановке поста­вить в первоначальном порядке.


 




*3. К. К. Платонов описывает такой способ развития внима­ния, как «Игра индейцев»: на столе раскладывается 15—20 мел­ких предметов (ключ, резинка, камешки, цветы, кусочки бумаги и т. д.), которые прикрываются бумагой или куском материи. Желающий испытать себя подходит к столу, экспериментатор (судья) на счет раз-два-три открывает покрывало, показывает кучку предметов и затем вновь закрывает. Испытуемый должен перечислить предметы, которые запомнил, и описать их. Можно устроить соревнование *- кто запомнит больше.

*4. Упражнение «Муха» — групповая игра. Требуется доска с расчерченным на ней девятйклеточным (или более) игровым полем и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Прави­ла игры состоят в том, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит путем подачи ей команд, которые она по­слушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («Вверх», «Вниз», «Вправо», «Влево») «муха» перемещается соответственно на соседнюю клетку.

Играющие подают команды по очереди, причем они не видят игровое поле. Они должны держать игровое поле в воображе­нии, неотступно следить за перемещением «мухи» и не допус­тить ее выхода за пределы поля. Игра проводится так, что один из участников стоит перед доской (или держит листок с игро­вым полем перед собой) и перемещает «муху» по команде игра­ющих. Последние сидят отвернувшись и подают по очереди команды, ориентируясь на воображаемое поле. Если ведущий ви­дит, что играющий потерял нить игры или «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клет­ку, начинает игру сначала. Тот, кто дал неверную команду, вы­бывает из игры.

5.Использовать специальные картинки, рисунки, где изобра­жены ситуации с большим количеством деталей, лабиринты. За­дания могут быть такими: найти как можно больше отличий (прил. 2); назвать как можно больше деталей, сосчитать количе­ство сходных объектов, запомнить количество объектов и их рас­положение (прил. 3) и др.

6. Считать до 30, заменяя хлопком числа, которые делятся на 3 или содержат 3 (например, 9, 13).

7. Для развития способности к сосредоточению можно практико­вать специальные упражнения. Например, длительное время (не менее 5 минут) смотреть на какой-то предмет, не допуская посто­ронних мыслей и отвлечения на другие вещи. Лучше, чтобы это был простой предмет — например карандаш, стакан или красная точка, нарисованная на белом листе. Упражнение достаточно трудное, я


предлагаю вам попрактиковаться дома и на следующем уроке поде­литься впечатлениями.

А вообще, владеть вниманием — это значит уметь не только обра­щать его на то, что надо заметить, но и не видеть того, что должно остаться незамеченным. Именно это позволит сохранять вам отно­шения с людьми всегда теплыми и доброжелательными.

а) Обсуждение важности данного познавательного про­цесса для жизнедеятельности человека.

б) Упражнение на развитие концентрации внимания.

К доске выходят 10 учащихся. Они становятся в шеренгу, и пер­вый ученик начинает счет. Ребята должны посчитать от 1 до 30, про­износя подряд по одному числу. Те, кому достаются числа, которые содержат «3» или делятся на «3», их не произносят, а заменяют хлоп­ком. Если какой-то учащийся ошибается, то выбывает из игры. В таком случае счет начинается сначала, с первого игрока.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.