Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вид человеческого мозга сбоку




Ход работы

ТЕМА 7. МОЗГ И ПСИХИКА. МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА

Подведение итогов


ЦЕЛЬ. Связать знания о функционировании психики человека с учебным материалом об устройстве нервной системы, изучавшим­ся на уроках биологии и анатомии человека. Познакомить учащих­ся с особенностями функционирования правого и левого полуша­рий, специализацией полушарий.

Сегодня мы вспомним с вами материал, который вы изу­чали на уроках биологии в курсе «Анатомия человека», а также поговорим о такой интересной проблеме, как асим­метрия мозга, различиях функций правого и левого полу­шарий.

Что вы уже знаете о строении мозга?

1. Строение мозга. Из курса «Анатомия человека» вы помните, что центральная нервная система (ЦНС) включает те части нервной системы, которые лежат внутри черепа (т. е. головной мозг) и по­звоночного столба (спинной мозг). Периферическая нервная систе­ма — это сложная сеть нервных волокон, принизывающих организм человека. К ней относится вегетативная нервная система, которая ответственна за работу внутренних органов — сердца, легких, кро­веносных сосудов и т. д.

Познавательные процессы, мышление, творческие способности, с которыми мы знакомились на предыдущих уроках, а также другие проявления психической жизни человека, в том числе поведение, связаны с работой мозга.

Человеческий мозг — это, быть может, самая сложная из живых структур во Вселенной. Многие десятилетия ученые — медики, био­логи, нейрофизиологи, психологи — пытаются приблизиться к по­ниманию того, как «работает» мозг.

Мозг человека представляет собой сложное образование, со­стоящее из большого количества различных подструктур. При первом взгляде на головной мозг можно сразу заметить два круп­ных парных образования — их называют левым и правым полу­шариями мозга.


 


 

Большие полушария человеческого мозга (вид сзади и сверху)

Левое полушарие

Правое полушарие

2. Локализация высших психических функций в коре голов­ного мозга. Поверхностный слой полушарий — это кора мозга. Считается, что мышление и сознание зависят от работы коры головного мозга — слоя толщиной около шести миллиметров, покрывающего весь мозг. Отдельные области коры выполняют специфические функции.

На первом уроке упоминалось имя выдающегося отечествен­ного нейропсихолога А. Лурии, который изучал локализацию раз­личных психических функций, задавшись вопросом, где именно в мозге находятся те зоны, которые отвечают за функциониро­вание зрения, слуха, движения человека и другие акты поведе­ния и психической жизни.

Что происходит в нашем мозгу, когда мы сердимся или раз­дражаемся, строим планы, рассматриваем предмет?

Премоторная зона Моторная зона (двигательная кора)

Зрительная зона Чтение, речь

Речь

Слуховая зона

' Сенсорная зона Лобная доля


Ученые выяснили, что затылочные части коры перерабатывают зрительные сигналы и ответственны за функцию зрения, лобные части коры — за выбор целей и принятие решений. Люди с повреж­дениями лобных долей испытывали огромные трудности в приспо­соблении к жизненным конфликтам и меняющимся требованиям; они оказывались безответственными, неспособными осуществлять сколько-нибудь последовательные жизненные планы. В височной части коры располагается слуховая зона. Височная кора участвует также в процессах памяти, в частности в решении вопроса о том, что именно подлежит хранению. Поражение этой зоны может привести к потере долговременной памяти.

Как вы думаете, одинаковые ли функции выполняют правое и левое полушария?

 

3. Функции правого и левого полушарий. Функции левого и пра­вого полушарий в ряде случаев симметричны: левое отвечает за дви­жения правых конечностей и за чувствительность правой полови­ны тела, а правое — за движения левых конечностей и все виды чув­ствительности слева.

Однако высшие психические функции (т. е. восприятие, позна­вательные процессы, мышление и способности) соотносятся с пра­вым и левым полушариями по-разному. Поэтому говорят о специа­лизации полушарий, или функциональной ассиметрии мозга.

Большое количество хитроумных экспериментов, изобретенных нейрофизиологами и психологами, дали возможность обнаружить ряд интересных фактов, связанных с деятельностью различных по­лушарий. Так, оказалось, что левое полушарие в основном ответ­ственно за язык и речь, а правое управляет навыками, связанными со зрительным и пространственным опытом (образные представле­ния). В других исследованиях выявляются тонкие различия в спо­собах переработки информации двумя полушариями. Как полага­ют, левое полушарие осуществляет ее переработку аналитически и последовательно, а правое — одновременно и целостно. Правое по­лушарие склонно воспринимать наборы элементов как цельные кон­струкции, не рассматривая отдельные входящие в них части.

В экспериментах, которые проводились с использованием при­боров, регистрирующих электрическую активность мозга, выясни­лось, что при заданиях, требующих аналитического подхода, при совершении простых арифметических действий и придумывании отдельных слов и фраз происходит, судя по изменениям электри­ческой активности мозга, активация левого полушария. В процессе


 




прослушивания музыки на электроэнцефалограмме регистрирует­ся увеличение активности правого полушария. Соотношение меж­ду активностью правого и левого полушарий различно при восприя­тии художественных и технических текстов: хотя в обоих случаях человек имеет дело со словесными конструкциями, при чтении тех­нических текстов больше активизируется левое полушарие, а при чтении художественных — правое.

 

Как, по вашему мнению, эти различия проявляются в поведении человека?

 

4. Специализация полушарий. Невропатологи давно заметили, что повреждение правого полушария часто приводит к нарушениям ориентации человека в пространстве (например, выйдя из какого-либо помещения, человек не может найти дорогу назад), к затруд­нениям при выполнении некоторых элементарных действий (напри­мер, зажигание спичек, застегивание одежды), к ухудшению восприятия музыкальных произведений; нарушалось также пред­ставление о собственном теле: больные с параличом левых конеч­ностей не понимали, что у них не двигаются левая рука и нога, и пытались встать. При этом левое полушарие полностью сохраняет способность к речевому общению и к манипулированию другими строго формализированными знаками. Его работа позволяет чело­веку понимать обращенную к нему речь, как устную, так и письмен­ную, и давать грамматически правильные ответы.

Работа левого полушария позволяет человеку свободно оперировать цифрами и математическими формулами в пределах формальной ло­гики и ранее усвоенных правил. Но активность левого полушария, в отличие от правого, не способствует различению интонаций речи и модуляций голоса. Кроме того, левое полушарие плохо справляется с распознаванием сложных образов, не поддающихся разложению на простые составные элементы. Так, работа одного левого полушария не позволяет идентифицировать изображения человеческих лиц и не обеспечивает эстетическое восприятие произведений искусства

В том случае, когда поражено левое полушарие, нарушается спо­собность к речевому общению, к пониманию и продуцированию речи. Однако при отсутствии словесной и логической ориентиров­ки наглядная ориентировка сохраняется. Человек подмечает и уз­нает детали обстановки и, опираясь на эти наблюдения, делает пра­вильные выводы. Не будучи в состоянии назвать ни месяца, ни вре­мени года, он, взглянув в окно, правильно определит время года и предположительно, какой сейчас месяц.


 

 

Попробуйте самостоятельно составить таблицу, в одной части которой будут находиться функции правого, а в дру­гой — левого полушария. А затем мы сравним ваши запи­си и при необходимости дополним их.

5. Влияние межполушарной асимметрии на эмоциональную
жизнь человека.
Оказывается, по-разному участвуют полушария и
в эмоциональной жизни человека. Начнем с примера. Демонстри­
ровали короткометражные фильмы здоровым людям — раздельно в
правое и левое полушарие (с помощью специальных линз). Зрите­
ли должны были оценивать эмоциональный тон фильма (юморис­
тический, приятный, неприятный, ужасный и т. д.) по 10-балльной
шкале. Оказалось, что правое полушарие «видит мир» в/более не­
приятном, угрожающем свете, чем левое. Установлено, что пораже­
ние определенных областей левого полушария вызывает у челове­
ка ощущение потерянности, беспомощности, подавленное состоя­
ние. Правосторонние нарушения, наоборот, чаще приводят к благо­
душию, неадекватно положительной оценке ситуации, к хорошему
настроению вопреки всяким тяжелым обстоятельствам. Кроме того,
человек оказывается не в состоянии адекватно воспринимать эмо-
циональные состояния других людей, что проявляется, в частности,
в непонимании интонаций. Понимая смысл сказанного, он не спо­
собен определить, сказано ли это с раздражением или с укором. При
левостороннем поражении, напротив, утрачивается понимание
смысла утверждения, но во многих случаях сохраняется оценка эмо­
циональной окраски сказанного.

Как вы думаете, кто в большей степени являются по­тенциальными оптимистами: люди с доминирующим пра­вым или левым полушарием?

6. «Правополушарное» и «левополушарное» мышление. Спе­
цификой «правополушарного» мышления многие авторы считают
готовность к целостному «схватыванию», к одномоментному вос­
приятию многих предметов и явлений мира в целом со всеми его
составными элементами. Считается также, что интуиция порожда­
ется с помощью работы правого полушария. Может быть, поэтому
интуитивные «догадки», озарения («инсайт») часто приходят к уче­
ным в состоянии расслабления, отключения от упорных размыш­
лений над проблемой. Иногда «инсайт» посещает человека во сне.
(Помните историю о Менделееве, который, по преданию, увидел
свою знаменитую периодическую таблицу во сне?)


 




С «левополушарным» мышлением связывается, напротив, способ­ность к последовательному, ступенчатому познанию, которое носит аналитический характер. Благодаря правому полушарию как бы сам по себе складывается целостный образ мира, а левое постепенно и кропотливо собирает модель мира из отдельных, но тщательно изу­ченных деталей.

7. Нарушения синхронной работы полушарий. У здоровых лю­
дей оба полушария работают синхронно. Информация, обрабаты­
вающаяся одним из полушарий, передается при необходимости дру­
гому. Так, например, чтобы запомнить пару слов «кабан — чемодан»,
можно несколько раз повторить их в уме (активация левого полу­
шария), а можно мысленно представить себе свинью, несущую че­
модан (активация правого полушария).

Нарушение связи между полушариями, видимо, ведет к опреде­ленным искажениям нормального функционирования психики. Вопрос этот еще недостаточно изучен. Есть, например, интересная гипотеза доктора Ложкина о том, что у людей, склонных к зло­употреблению алкоголем и наркотиками, нарушены межполу-шарные связи и только под влиянием психотропных веществ полушария начинают работать синхронно, позволяя такому че­ловеку чувствовать себя гораздо лучше: он как бы попадает в красочный, многомерный мир, доступ куда в нормальном состо­янии был закрыт.

8. Доминирование полушарий («левши» и «правши»). У чело­
века может доминировать правое или левое полушарие. В зависи­
мости от того, какое полушарие доминирует, наблюдается различ­
ное отношение к наукам. Выделяют даже отдельные типы людей:
художественный тип (правополушарный) и мыслительный тип (ле-
вополушарный).

Однако такое яркое доминирование одного из полушарий встре­чается достаточно редко, у большинства людей оба полушария ра­ботают синхронно, и специализация проявляется не так явно. Иног­да говорят, что у левшей доминирует правое полушарие, а у прав­шей — левое. Однако дело обстоит гораздо сложнее, чем принято думать. Так, нейропсихологи и психоневрологи выяснили, что у че­ловека может быть ведущим левый глаз, но, например, «толчковой» является правая нога и ему удобнее писать правой рукой. Могут быть ведущими левая рука и правый глаз и т. д.

Чтобы вы могли получить представление о своих особенностях, проведем маленький эксперимент.

Тест «Насколько я левша?» (прил. 5) для ориентировочного вы­явления доминирования правого или левого полушария.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.