Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рактическая работа. Закрепление пройденного материала




Ход работы

Подведение итогов

ТЕМА 10. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ (А. АДЛЕР)

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с основными положениями ин­дивидуальной психологии личности А. Адлера, дать представление о структурных компонентах его концепции; развить навыки анали­за истоков человеческого поведения.



Сегодня на уроке мы рассмотрим новую теорию: инди­видуальную теорию личности Альфреда Адлера.

1. Основные понятия теории Адлера. Индивидуальная психо­
логия Альфреда Адлера (1870—1937) описывает человека как еди­
ного, самосогласующегося и целостного. Его теория базируется на
следующих основных понятиях:

1) чувство неполноценности и компенсация;

2) стремление к превосходству;

3) стиль жизни;

4) социальный интерес;

5) творческое «Я»;

6) порядок рождения;

7) фикционный финализм.

2. Комплекс неполноценности и стремление к превосходству.
Адлер полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в
детстве. Он объяснял это следующим образом: ребенок переживает
очень длительный период зависимости, когда он совершенно бес­
помощен и, чтобы выжить, должен опираться на.родителей. Этот
опыт вызывает у ребенка глубокие переживания своей неполноцен­
ности по сравнению с другими людьми из семейного окружения, бо­
лее сильными и могущественными. Появление этого раннего ощу­
щения неполноценности обозначает начало борьбы за достижение
превосходства над окружением, а также стремление к совершенству
и безупречности. Адлер утверждал, что стремление к превосходству
является основной мотивационной силой в жизни человека.

Однако независимо от обстоятельств, играющих роль почвы для по­явления чувства неполноценности, у индивидуума может в ответ на ситуацию появиться стремление к гиперкомпенсации и, таким обра­зом, развиваться комплекс превосходства. Механизм гиперкомпенса­ции представляет собой преувеличение здорового стремления преодо­левать постоянное чувство неполноценности. Соответственно, чело­век, обладающий комплексом превосходства, выглядит обычно хваст­ливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. Создается впечатление, что данный человек не в состоянии принять самого себя та­ким, каков он есть (т. е. у него низкое мнение о себе); что он может чувство­вать свою значимость только тогда, когда «сажает в калошу» других.

Адлер полагал, что процесс стремления к превосходству начина­ется на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель как фокус нашего стремления к превосходству.


3. Социальный интерес и стиль жизни. Еще одно понятие, имею­
щее решающее значение в индивидуальной психологии Адлера, —
это социальный интерес.

С позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других лю­дей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Они зна­ют, что их собственная жизнь не представляет собой абсолют­ной ценности, пока они не посвятят ее современникам, и даже тем, кто еще не родился!

У плохо приспособленных людей, напротив, социальный инте­рес выражен недостаточно. Они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных це­лей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значе­ние, — они поглощены своими интересами и самозащитой.

В возрасте 4 или 5 лет, по мнению Адлера, закрепляется стиль жизни человека. Согласно Адлеру, стиль жизни вюцочает в себя уни­кальное соединение черт, способов поведения илривычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину лично­сти человека.

4. Типы личности по Адлеру. Наша основная ориентация по от­
ношению к внешнему миру, с точки зрения Адлера, определяется
стилем жизни. Каждый человек неизбежно сталкивается с тремя
глобальными проблемами:
работа, дружба и любовь. Адлер предло­
жил классификацию типов личности, основанной на том, как реша­
ются человеком эти три главные жизненные задачи.

Управляющий тип. Это люди самоуверенные и напористые, с не­значительным социальным интересом. Их поведение не предпола­гает заботы о благополучии других. Сталкиваясь с основными жиз­ненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере.

Берущий тип — люди с подобной установкой относятся к внеш­нему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. Но так как они обладают низкой сте­пенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.

Избегающий тип. Эти люди больше опасаются неудачи, чем стре­мятся к успеху. Их целью является избегание всех проблем в жиз­ни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.


 




 


Социально полезный тип. Этот тип является воплощением зрело­сти человека. В нем соединены высокая степень социального инте­реса и высокий уровень активности. Такой человек проявляет ис­тинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он вос­принимает три основные жизненные задачи — работу, дружбу и любовь — как социальные проблемы. Человек, относящийся к дан­ному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует со­трудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

Можете ли вы применить эту типологию Адлера к лю­дям, которых хорошо знаете?

 

5. Концепция творческого «Я». Адлер подчеркивал, что люди — это нечто большее, чем просто результаты действия наследственно­сти и окружающей среды. Люди являются созидательными суще­ствами, которые не только реагируют на свое окружение, но и воз­действуют на него, а также получают от него ответные реакции. Че­ловек использует наследственность и окружение как строительный материал для формирования здания личности, однако в архитек­турном решении отражается его собственный стиль. Поэтому, в ко­нечном счете, только сам человек ответственен за свой стиль жизни и установки по отношению к миру. В адлеровской концепции твор­ческого «Я» отчетливо звучит его убежденность в том, что люди яв­ляются хозяевами собственной судьбы.

6. Влияние порядка рождения на формирование стиля жизни. Адлер считал, что важную роль в формировании стиля жизни игра­ет порядок рождения ребенка в семье. По его мнению, самый стар­ший ребенок в семье скорее будет консервативен, стремиться к вла­сти и расположен к лидерству, поэтому он часто становится храни­телем семейных установок. Адлер описывал положение первенца при рождении второго ребенка как «монарха, лишенного трона». Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего централь­ного положения, не боролся за эту позицию с братьями и сестрами. У единственного ребенка могут возникать трудности во взаимоот­ношениях со сверстниками. Для среднего ребенка характерна ори­ентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он ис­пользует как прямые, так и окольные методы. Адлер полагал так­же, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возмож­ных неудач. Интересно отметить, что Адлер сам был средним ребенком в семье.


Младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высо­кая мотивация превзойти старших. В результате он часто становит­ся быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Адлер иногда говорил о «борющемся младшем ребенке» как о возможном будущем революционере.

Каждый из приведенных выше примеров представляет собой сте­реотипное описание «типичного» старшего, единственного, средне­го и самого младшего ребенка. Не у каждого ребенка стиль жизни полностью совпадает с общими описаниями, данными Адлером. Он утверждал лишь то, что позиция каждого ребенка в семье предпола­гает наличие определенных проблем.

7. Фиктивные цели. Итак, как уже говорилось, все, что мы де­
лаем в жизни, отмечено нашим стремлением к превосходству.
Цель этого стремления — достичь совершенства, полноты и це­
лостности жизни. В связи с этим Адлером была предложена кон­
цепция фикционного финализма — идея о том, что поведение ин­
дивидуума подчинено целям, намеченным им самим в отноше­
нии будущего.

Он развивал мысль о том, что все наши основные цели (те цели, которые определяют направление нашей жизни и ее назначение) представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с ре­альностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Примерами фиктивных убеждений, способных оказать влияние на ход нашей жизни, могут служить следующие: «Честность — лучшая полити­ка», «Все люди созданы равными», «Мужчины стоят выше женщин». В соответствии с этими целями выстраивается линия поведения человека.

Очень часто фиктивные цели помогают нам более эффективно разрешать жизненные проблемы. Адлер настаивал на том, что, если подобные цели не выполняют функции ориентира в повседневной жизни, их следует изменить или отбросить.

Фиктивные цели могут быть также опасными и пагубными для личности. Наиболее сильный пример деструктивной фикции — убежденность нацистов в превосходстве арийской расы над всеми остальными. Эта идея не имела под собой реальной почвы, и все же Адольф Гитлер убедил многих немцев действовать исходя из того, что арийцы — выдающаяся раса.

В заключение следует сказать, что концепция фикционного финализма отражает представления Адлера о том, что на личность большее влияние оказывают субъективные ожидания того, что мо­жет произойти, чем реальный опыт. Наше поведение направляется принятием фиктивной жизненной цели, которая существует не в будущем, а в нашем субъективном представлении о будущем.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.