Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Закрепление пройденного материала. * Тест-опросник Г. Айзенка (прил




Ход работы

Подведение итогов

С

* Тест-опросник Г. Айзенка (прил. 8).

Итак, вы выяснили, какой тип темперамента характерен для каж­дого из вас. Подробная характеристика особенностей каждого типа будет дана на следующем уроке.


«КРУГ» АЙЗЕНКА

Нейротизм (эмоциональная нестабильность)

Неустойчивый

 

Обидчивый Раздражительный
Тревожный Поддающийся настроениям
Неподатливый Агрессивный
Впечатлительный Импульсивный
Пессиместический Оптимистический
Необщительный Лидирующий
Сдержанный Активный
Меланхолик Холерик
интроверсия 12 баллов экстраверсия
Флегматик Сангвиник
Пассивный Общительный
Старательный Открытый
Вдумчивый Разговорчивый
Миролюбивый Доступный
Направленный Живой
Надежный Беззаботный
Размеренный Любящий удобства
Спокойный Инициативный

Устойчивый Эмоциональная стабильность

УРОК 2

ЦЕЛЬ. Раскрыть особенности и преимущества каждого из ти­пов темперамента. Сформировать навыки анализа особенностей поведения людей в зависимости от индивидуально-типических свойств.

Сегодня мы более детально познакомимся с особеннос­тями каждого из типов темперамента и поговорим о том, как тот или иной тип темперамента проявляется в поведе­нии человека.


 




1. Каждый темперамент имеет свои преимущества. Итак, как вы
уже знаете, не существует «хороших» и «плохих» темпераментов, а
есть лишь данные человеку от природы особенности, с которыми
необходимо считаться.

Послушайте, пожалуйста, высказывание одного из родоначаль­ников научной психологии Вильгельма Вундта и подумайте, что он хотел сказать этим: «В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни — мелан­холиком, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, — холериком и, наконец, в исполнении раз при­нятых решений — флегматиком».

2. Проявление качеств личности в зависимости от темперамен­
та.
Сейчас вы ближе познакомитесь с теми качествами, которые
присущи каждому из типов темперамента.

Учащиеся знакомятся с таблицей качеств личности, свойствен­ных людям с различными темпераментами.

 

Каче­ства Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик
Эмоцио­нальная позиция в общении Общается радостно-инициативно, со всеми «на равных», стремится к общению с незнакомыми Общается требовательно, но не с каж­дым, стремит­ся к превосход­ству, домини­рованию над партнером Пассивен в общении Зависим в общении, зависит от расположения партнера
Роль в общении Развлекатель, потешник, старается всех рассмешить Подчиняет своим требова­ниям, непре­клонен, властен Спокойный созерцатель Подопечный, беззащитный
Само­оценка Неустойчиво повышенная, рассказывает об успехах, всегда на виду Наивысшая, открыто стремится к первенству, соперничает Несколько занижена, в группе не на виду, скромен Устойчиво низкая, в группе дер­жится в тени, стеснителен
Уверен­ность в себе Надеется на удачу, нет самоуверен­ности Самоуверен, насмешлив, игнорирует свои неудачи, скрывает слабости Нет ни самоуверенно­сти, н# тревоги за себя, ценит себя объектив­но, неунывает В себе не уверен, не верит в удачу, преувеличива­ет свои недостатки

Продолжение

 

Каче­ства Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик
Подчи­нение Обычно подчиняется авторитету сверстника или старшего, допускает шалости Подчиняет­ся, только если соуча­ствует в руко­водстве, стре­мится об­щаться со старшими «на равных», не­редко вызы­вающе сопро­тивляется воле старших Подчиняет­ся авторитет­ным сверст­никам и старшим, не нарушает запретов, не исполнителен по причине инерции Легко подчиняется авторитетам, не нарушает запретов, критичен к несправедли­вым требова­ниям
Обере-гапие до­стоин­ства Не оберегает­ся от насме­шек, негор­дый, необид­чивый, негневливый Оберегая достоинство, гневно реагирует на критику, неподчинение, невнимание Не оберега­ется от насмешек, не чувствителен к ним, нео­бидчив, негневлив Остро раним, оберегается пассивно, не давая отпора
Дружба и любовь Неоднократно преходяще влюбчив, переживает симпатии легко, ярко и весело Дружит с немногими, другом командует, страстно привязан, склонен к гневу, ревнос­ти, разрыву «из принци­па» Не склонен к внешнему выражению чувств, приятельство и спокойную привязан­ность предпо­читает волне­ниям влюб­ленности Привязанно­сти глубокие и стойкие, пре­данность, подчиняется в паре, тоскует от неразделенной любви, стыдит­ся открыть свое чувство, однолюб
Ре ше -ния Поспешные, часто несамо­стоятельные (по подража­нию), неус­тойчивые Быстрые, самостоятель­ные, непрек­лонные, негибкие Самостоя­тельные, незамедли­тельные Несамостоя­тельные (любит посо­ветоваться), небыстрые, устойчивые

 




Продолжение

 

Каче­ства Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик
Речь Легкая, певучая, образная, богатая, остроумная Авторитетная, громкая, требователь­ная, немно­гословная, быстрая, внушающая Замедленная, немногослов­ная, негром­кая, неэмоци­ональная (предпочита­ют роль слушателя) Затруднен­ная, взволно­ванная, «исповедаль­ная», тихая, с просительно-нерешитель­ными инто­нациями
Мими­ка Разнообраз­ная, живая, артистичная Резкая, выразитель­ная Невырази­тельная Небогатая
Выра­жение лица Беспечное, веселое, игриво-насмешливое Боевито-нахмуренное Спокойное, умиротворен­ное Робкое, грустное
Движе­ния, по­ходка Подвижные, быстрые, «непоседа» Стремитель­ные, напря­женные, резкие Замедленные, плавные, расслаблен­ные Замедленные, неплавные, неритмичные
Реак­ция па боль, о п а с -ность Немного боится боли, старается избежать опасности, под влиянием примера идет на риск Реакция на боль снижена, стремится к опасности, любит риск, борьбу, откры­тый конфликт с противником Не боится боли и опас­ности, не избе­гает их, но и не стремится к ним, избегает риска и конфликтов Страшится боли и опасности, долго не забывает боли, угнетен чужой болью и страданием
Аппе­тит Хороший, «лакомка» Ест быстро, много, к йище не избирате­лен, плохо переносит отсрочку еды Насыщается небыстро, ценит процесс еды, терпим к отсрочке еды Сниженный

Продолжение

 

Каче­ства Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик
Сон Средней длительности с красочными сновидения­ми Спит мало и чутко, поздно засыпает, рано просыпа­ется, любит работать ночью Быстро засы­пает, спит глубоко и дол­го, пробудить трудно, скло­нен к дневно­му сну, снови­дения редки Сон повы­шенной дли­тельности, вечером ощутима усталость, клонит ко сну
Жела­ния Разнообраз­ные, изменчи­вые, неупор-пые, «капри­зы» Страстные, негибкие, устойчивые, напряженные, их энергия усиливается при запретах, препятствиях Не отличают­ся разнообра­зием, упор­ные, не слабеют при преградах Неустойчи­вые, при зап­ретах слабе­ют, но не угасают, типичны дол­го нереализу­емые мечты

3. Особенности трудовой и учебной деятельности в зависимос­ти от типа темперамента. Вы только что увидели, насколько непо­хожи и своеобразны проявления поведения и психических свойств у каждого из типов темперамента. Естественно, особенности темпе­рамента сказываются в учебных занятиях и в труде.

Так, особая подвижность, реактивность сангвиника может при­нести выгоду, если работа требует от него смены общения, рода за­нятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Нужно иметь в виду, что сангвиникам часто недостает терпения и настой­чивости — они работают с увлечением только до тех пор, пока дело их интересует; потеряв интерес, легко могут бросить начатое дело и заняться чем-то другим.

Холерики предпочитают выполнять действия, которые можно произвольно прервать, а также стремятся к чередованию неоднород­ных действий. Они стремительны, выносливы и работоспособны, быстро переключаются, любят работу, связанную с перемещением, сменой впечатлений, стремятся лидировать в групповой деятель­ности.

У флегматиков обнаруживается стойкое предпочтение стереотип­ных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды приня­того распорядка, а некоторую замедленность, несвоевременность своих реакций они восполняют более тщательным планированием


 




действий и педантичным контролем. Они предпочитают занятия и операции, включающие статичные позы, медленные и плавные дви­жения, добиваясь в такой работе больших успехов.

Меланхолики меньше устают и раздражаются, чем представите­ли других типов темперамента, при выполнении однообразных дей­ствий. Однако при больших нагрузках они быстро устают и рабо­тоспособность их снижается. Им также противопоказаны стрессо­вые ситуации, требующие быстрого принятия решений и «холод­ной головы».

Люди разных темпераментов могут добиться очень высоких до­стижений в одном и том же виде деятельности за счет выработки индивидуального стиля, своих особенных приемов и способов ра­боты.

Возможно, интроверту не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше.

Меланхолик, обладающий слабым типом нервной системы, при сильных стрессах может растеряться, потерять самоконтроль (в связи с запредельным торможением нервной системы) и ока­заться не в состоянии принять необходимое решение. Поэтому меланхолику нежелательно, например, работать водителем на общественном транспорте. Однако меланхолики могут стать вы­дающимися деятелями искусства, из них часто получаются хо­рошие педагоги. Флегматику не подойдет деятельность, связан­ная с необходимостью быстрого переключения: если это меди­цина, то они, скорее, будут хорошими терапевтами, чем хирурга­ми; если экономика — то роль главного бухгалтера получится значительно лучше, чем менеджера.

Мы вернемся к особенностям темпераментов и роли их при вы­боре профессии, когда будем говорить о проектировании профес­сиональной карьеры в следующем учебном году.

4. Проявление типов темпераментов в общении. Для эффек­тивного взаимодействия людей очень важно, чтобы стиль обще­ния был соотнесен с темпераментом собеседника: с холериками и меланхоликами предпочтительнее индивидуальная беседа и косвенные виды предъявления требований — совет, намек и т. п. Публичное порицание, да еще резким тоном, у холерика вызы-f вает взрыв, агрессию, а у меланхолика — глубокую и длитель­ную обиду, при этом нарастает подавленность и неуверенность в себе. Общаясь с флегматиком, нецелесообразно настаивать на не­медленном выполнении требований — ему надо дать для этого некоторое время. Сангвиник лучше воспринимает замечание в виде шутки.


Итак, как вы считаете, нужны ли знания об особеннос­тях темперамента в повседневной жизни? Когда особенно щ важно их учитывать?

Упражнение. Игра «Ассоциации»

Давайте попробуем провести параллель между типами темпера­мента и явлениями природы. С каким явлением природы вы бы срав­нили холерика, флегматика, меланхолика, сангвиника? С чем еще их можно сравнить?

Учащиеся высказывают свои ассоциации и обосновывают их.

* Тест «Формула темперамента» (прил. 9).

* Демонстрация и анализ рисунков Бидструпа: характерное поведение людей, обладающих различными темпераментами (прил. 10).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.