Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Закрепление пройденного материала. ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с понятием «характер», помочь в осознании своих особенностей и черт характера




Обсуждение

Ход работы

ТЕМА 14. ХАРАКТЕР

Подведение итогов

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с понятием «характер», помочь в осознании своих особенностей и черт характера, развить навыки самоанализа и самовоспитания.

Сегодня мы поговорим о характере, о факторах, кото­рые влияют на его формирование, и попробуем определить, какой же у вас характер. Мы попробуем также вместе на­метить пути самосовершенствования и выяснить, как мож­но преобразовать свой характер в желательную для себя сторону.

1. Что такое характер человека? С точки зрения психологии, характер — это совокупность устойчивых, индивидуальных свойств личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и об­щении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. Эти индивидуальные особенности, образующие характер человека,


 



7"2719



относятся в первую очередь к волевой сфере (например, решитель­ность или неуверенность, боязливость) и к чувствам (например, жизнерадостность или угнетенность). В известной мере они прояв­ляются и в умственной деятельности (например, легкомыслие или вдумчивость). Впрочем, проявления характера являются комплекс­ным образованием и в ряде случаев практически не поддаются раз­несению по разрядам волевых, эмоциональных или интеллектуаль­ных процессов (например, подозрительность, щедрость).

Упражнение. Игра «Аукцион»

Учащиеся, сидящие в одном ряду, образуют одну команду. Каж­дый ряд по очереди называет какую-либо черту характера, не по­вторяя предыдущие. Выигрывает тот ряд, за которым останется последнее слово, когда другие не смогут больше ничего вспомнить.

Как вы думаете, что определяет такое многообразие черт характера, перечисленных нами только что?

•)

Почему у каждого человека свой сугубо индивидуаль­ный набор черт характера?

Что влияет на его формирование?

Давайте вместе подумаем, какие факторы влияют на формирование характера. (Обсуждается роль физиологи­ческих особенностей, воспитания, социальной среды, са­мовоспитания в формировании характера человека.)

2. Связь характера и темперамента. Как мы уже говорили, тем­
перамент больше определяется биологическими особенностями
организма человека и психодинамическими свойствами его нервной
системы. Так, для двигательной сферы прилагательными, описыва­
ющими темперамент, будут: «быстрый», «подвижный», «резкий»,
«вялый», а качествами характера — «собранный», «организован­
ный», «аккуратный», «расхлябанный». L

Считается, что в формировании характера большую роль играет воспитание и самовоспитание. Л. С. Выготский указывал, что «тем­перамент есть наличная предпосылка, а характер — конечный ре­зультат воспитательного процесса». Все вы помните известное вы­сказывание А. П. Чехова о том, что он сам сформировал свой харак­тер, «по капельке выдавливая из себя раба».

Однако особенности темперамента могут противодействовать развитию определенных сторон характера. Флегматику, напри­мер, труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя


инициативность и решительность. Для меланхолика серьезная проблема — преодоление робости и тревожности. Холерикам не хватает сдержанности и самокритичности, сангвиникам — усид­чивости. Но, серьезно и последовательно занимаясь самовос­питанием, можно активно влиять на формирование своего ха­рактера.

3. Соотношение характера и личности. Вспомним, что мы знаем о личности выдающихся людей. Считают, что тяжелым характером обладал Ф. М. Достоевский, очень «крутой» характер был у И. П. Павлова, нелюдимостью отличался А. С. Грин; но это не поме­шало им стать выдающимися личностями. Значит, характер и лич­ность — далеко не одно и то же. То, что создает человек, его «творе­ния» есть, по преимуществу, выражение его личности. Потомки ис­пользуют результаты деятельности личности, а вот с характером че­ловека сталкиваются окружающие близкие люди и иногда страда­ют в повседневном общении.

Если попытаться кратко выразить суть различия между характе­ром и личностью, то можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он дей­ствует. Очевидно, что способы поведения и направленность лично­сти относительно независимы: применяя одни и те же способы, мож­но добиваться разных целей и наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.

Упражнение «Черты характера»

Учащиеся на своих листочках пишут окончание фраз:

«Я хочу быть...» (3—5 черт характера).

«Я не хочу быть...»

* Возможны и другие варианты этого упражнения, например: разделить листок на две части и написать (представляя себе ре­альных людей): что мне не нравится в человеке и что нравится?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.