Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Закрепление пройденного материала. Однако пониженная самооценка может быть причиной и другого поведения: человеку очень хочется, чтобы его признали




Л


Однако пониженная самооценка может быть причиной и другого поведения: человеку очень хочется, чтобы его признали, заметили, похвалили — ведь в глубине души он сомневается в себе и только признание со стороны может на время приглушить этот «червяк сомнения».

* Не каждому по силам, как великому американскому поэту Уолту Уитмену, сказать:

...Я таков, как есть, и не жалуюсь;

Если этого пе знает никто во Вселенной, я доволен,

И если знают все до одного — я доволен.

Та Вселенная, которая знает, для меня она больше всех, и эта Вселенная — Я;

И добьюсь ли я победы сегодня, или через десять тысяч, или десять миллионов тысяч лет,

Я спокойно приму ее сегодня, и так же спокойно я могу по­дождать...

И тогда такой человек будет стремиться завоевать внимание ок­ружающих, играя роль шута; заставить уважать себя, запугивая дру­гих, оскорбляя или даже физически мучая. Помните, в теории Ад­лера шла речь о гиперкомпенсации? Есть немало людей, которым трудно преодолеть искушение самоутвердиться «за чужой счет» (высмеять или физически посрамить другого, более слабого) и на его фоне выглядеть не хуже, а намного лучше — умнее, сильнее. Ча­сто заносчивые и высокомерные люди в глубине души страдают «комплексом неполноценности», выбирая неадекватный способ за­щиты — «комплекс превосходства» (вспомните, как его характери­зовал А. Адлер). Поэтому они так любят комплименты и лесть — даже грубую. И их действительно можно пожалеть и «погладить по головке». Однако очень трудно компенсировать то, чего человек был лишен в детстве, — истинную любовь и уважение.

7. Источники формирования самооценки.Сопоставляя свои соб­ственные образы «реального Я» и «идеального Я», человек склонен оценивать себя так, как, по его мненин\его оценивают другие. Это естественно, ведь с детства мы являемся объектом оценок взрослых, потом — сверстников. Иногда человек всю жизнь не может избавить­ся от ярлыка «двоечника» и «неудачника», который получил в школе. Однако какое это имеет отношение к его истинной ценности?..

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование само­оценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичнос­ти, принадлежности к определенной группе, обществу. Люди при-


лагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества, состояться, быть тем, кого общество высоко оценивает.

 

Итак, от чего зависит формирование самооценки?

 

8. Поведенческая составляющая «Я-концепции».Третья состав­ляющая «Я-концепции» называется поведенческой. Отношение к себе сказывается на взаимоотношениях с людьми и определяет со­циальное поведение. Наши поступки часто обусловлены элемента­ми нашей «Я-концепции», которые влияют на то, как мы восприни­маем, запоминаем и оцениваем людей и себя.



Например, если занятия спортом являются центральной частью нашей «Я-концепции», мы будем замечать физическое сложение и спортивные навыки других. Мы будем быстро при­поминать связанный со спортом опыт и радоваться получению подобной информации.

Кстати, когда информация применима к нашим «Я-концепциям», мы быстро ее обрабатываем и хорошо помним. Если нас спросят, применимо ли к нам такое слово, как «общительный», мы будем помнить впоследствии это слово лучше, чем если бы нас спросили, применимо ли оно к кому-нибудь другому.

Поведенческая составляющая «Я-концепции» выражается в боль­шей или меньшей способности к самоконтролю. Самоконтроль *~ это способность управлять своим поведением. Формирование спо­собности к самоконтролю требует постоянного присутствия воле­вого начала в поведенческих актах человека. Известный социальный психолог Т. Шибутани считает, что самоконтроль — это сложная форма поведения, которая связана со способностью взглянуть на себя со стороны, сформировать такой «Я-образ», который был бы приемлем для окружающих.

Многие элементарные формы поведения и суждений прививают­ся человеку с детства и превращаются в так называемые социальные стереотипы и социальные навыки, выполняемые бессознательно, автоматически. Именно так формируется привычный образ мыслей, образ психического реагирования и стиль поведения. Человек, ко­торый, ни секунды не раздумывая, бросается спасать утопающего, на первый взгляд не отдает себе отчета в своих действиях. Однако дело обстоит наоборот. Человек поступает так именно вследствие высокоразвитого самоконтроля, самосознания, своей «Я-концеп-ции», сформировавшихся всем ходом предыдущей жизни и воспи-


 




 

тания. Оказание помощи попавшим в беду становится привычкой поведения — иначе такой человек не сможет себя уважать.

Можно сказать, что ощущение самого себя, отношение к себе яв­ляется центром внутреннего мира человека. Психологи называют это эффектом ссылки на себя, поэтому иногда мы переоцениваем свое влияние на события, в которых играем лишь небольшую роль.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 16; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.145.118.24
Генерация страницы за: 0.088 сек.