Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подведение итогов




Дискуссия

Ход работы

ТЕМА 18. ЛЮБОВЬ

Подведение итогов

Т

а) Упражнение«Изобрази эмоцию»

Учащимся раздаются карточки с названием одной из эмоций так, чтобы другие не видрли, что там написано. Их задача изобразить данную эмоцию с помощью невербальных средств общения (мими­кой, жестами, позой и т. д.), а остальным угадать, что это за эмоция.

(Перечень эмоций: гнев, радость, печаль, грусть, восторг, удивле­ние, отвращение, интерес, презрение, безразличие, обида и др.)

б) Упражнение «Передай эмоцию»

10—15 «добровольцев» выходят к доске и становятся в затылок друг к другу. Ведущий просит последнего участника задумать ка­кую-либо эмоцию и передать ее стоящему перед ним человеку без слов (прикосновением, жестом, мимикой). Задача заключается в том, чтобы каждый следующий человек передавал ту эмоцию, которую «получил», своими средствами. Когда первый человек получил «эмо-


циональное послание», его спрашивают, какую, по его мнению, эмо­цию хотел передать ему сосед. Затем второй человек говорит, ка­кую эмоцию он получил и передавал, и так продолжается до послед­него человека.

При обсуждении результатов внимание учащихся обращается на то, что каждый из нас обладает своим регистром эмоциональности и понять переживания другого человека не всегда легко.

Проверка домашнего задания:демонстрация и обсуждение гербов, которые нарисовали учащиеся.

ЦЕЛЬ. Показать учащимся уникальность переживания чувства любви каждым человеком. Познакомить с высказываниями о люб­ви выдающихся людей; предоставить возможность юношам и девуш­кам выразить свое отношение к любви. Дать представление о раз­личных видах любви.

Сегодня на уроке мы поговорим об одном из человечес­ких чувств. Все, что происходит в нашей жизни, так или иначе зависит от того, присутствует это чувство или нет. Оно волнует каждого человека. Думаю, вы догадались о каком чувстве идет речь. Да, это любовь.

1. Любовь в жизни человека.Теме любви посвящено очень много шедевров мировой литературы, но мне бы хотелось начать наш урок не творениями гениального Пушкина или Шекспира, а стихотворе­нием нашего современника Б. Заходера, которое, как мне кажется, очень метко выражает, насколько важна в жизни человека любовь:

Не бывает любви несчастной.

Может быть она горькой, трудной,

Безответной и безрассудной.

Может быть смертельно опасной,

Но несчастной любовь не бывает,

Даже если она убивает.

Тот, кто этого не усвоит,

И счастливой любви не стоит.


 




2. Разные стороны чувства любви.В греческом языке существу­ет 6 глаголов для выражения разных сторон чувства любви. Совре­менная классификация, опирающаяся на эмпирические данные, раз­личает шесть стилей, или «цветов», любви:



\)эрос — страстная, исключительная любовь-увлечение, стремя­щаяся к полному физическому обладанию;

2) люду с — гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глу­биной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены;

3) сторге — спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

4) прагма — рассудочная, совмещающая людус и сторге, легко под­дающаяся сознательному контролю любовь по расчету;

5) мания — иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

6) агапе — бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.

Любовные переживания молодых мужчин содержат больше «эро­тических» и особенно «людических» компонентов, тогда как у жен­щин ярче выражены «прагматические», «сторгические» и «маниа­кальные» черты. «Маниакальные» увлечения типичнее для подро­стков и юношей, нежели для взрослых.

Но является ли «цвет» любви устойчивой чертой личности или же это связанно с конкретным эмоциональным состоянием? Как сочетаются разные стили любви у одного и того же человека в зави­симости от характера партнера, разных стадий любовных взаимо­отношений (влюбленность и супружеская любовь)? Существуют однолюбы, чувства и привязанности которых практически не меня­ются. И есть люди переменчивые, которые легко влюбляются и столь же быстро остывают.

Разница между «любовью» и «увлечением» — до некоторой сте­пени вопрдс<установки, «этикетки». Говоря себе «это любовь», ин­дивид тем самым формирует установку на серьезное, длительное чувство. Напротив, слова «это просто увлечение» — установка на нечто временное, краткосрочное. «Обозначение для себя» природы чувства не просто констатация факта, а своего рода самореализую­щийся прогноз.

3. Выбор «предмета любви».Важную роль в любовных отноше­ниях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. В социальной психологии по этому поводу имеются три гипотезы.

Согласно первой гипотезе, идеальный образ любимого предше­ствует выбору реального объекта. Мы склонны искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу. Большинство людей дей-


ствительно имеют какой-то воображаемый, идеальный образ люби­мого, с которым они сравнивают своих избранников.

Идеальный образ любимого, особенно у молоды*, неопытных людей большей частью весьма расплывчат и содержит много нере­альных, завышенных или несущественных требований, тогда как некоторые очень важные качества сплошь и рядом не осознаются, их значение проясняется лишь в практическом опыте брака. (Так, например, многим юношам хочется, чтобы избранница была непре­менно красивой, тогда как верность, преданность, трудолюбие — это качества, которые только позднее осознаются как наиболее важные.)

Кроме того, не следует смешивать идеал с эталоном. Эталон — это образец постоянства, нечто неизменяемое и консервативное. Идеал же — живой, развивающийся образец. Люди, жестко придер­живающиеся эталона, часто оказываются неудачниками в любви, потому что они слепы к реальным качествам своих избранников.

Вторая гипотеза предполагает, что при «романтической любви» происходит бессознательная идеализация предмета любви, которо­му приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле. По мнению Фрейда, напряженность любовных переживаний объясняется главным образом переоценкой объекта влечения, обусловленной его недоступностью. Согласно теории иде­ализации, страстная любовь по самой сути своей противоположна рациональному, объективному видению. Недаром любовь издавна называли «слепой». Психологические исследования подтверждают, что влюбленные часто идеализируют друг друга, особенно в начале романа, причем женщины склонны к этому больше, чем мужчины.

Но приписывание любимому человеку достоинств, которых у него не находят окружающие, не всегда ошибочно. Многие философы и поэты, говоря о «любовном ослеплении», в то же время считали любовь величайшим средством познания. Подобно тому как физи­ческая слепота, лишая человека зрительного восприятия, обостря­ет другие органы чувств, любовь, притупляя рассудок, иногда наде­ляет любящего особым внутренним зрением, которое позволяет ему разглядеть скрытые, потенциальные качества любимого. Любовь сама обладает большой преобразующей силой. Девушка, которая знает, что она любима, в самом деле расцветает, становится краси­вее не только в глазах любящего, но и в глазах окружающих. То же — с нравственными качествами. Как писал М. Пришвин, «тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя...»

Третья гипотеза, в противоположность первой, утверждает, что не идеальные образы определяют выбор любимого, а, наоборот, свой­ства реального, уже выбранного объекта обусловливают содержа-


 




 


ние идеала, по пословице: «Та и красавица, которую сердце полю­бит». Видимо, и здесь есть доля истины.

По всей вероятности, все три гипотезы имеют под собой опреде­ленные основания. В одних случаях «предмет» любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в других — имеет мес­то идеализация, в третьих — идеал формируется или трансформи­руется в зависимости от свойств реального объекта. Но каково со­отношение этих моментов и как они сочетаются у разных людей и в разных обстоятельствах, наука сказать не может.

Как мудро заметил Пришвин, «любовь — это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем».

Сейчас я раздам вам карточки с высказываниями о любви выдающихся людей. Вы прочитаете содержание карточки и выразите свое отношение к прочитанному. Хотелось бы услышать, согласны ли вы с автором или, как вам ка­жется, сейчас все обстоит несколько иначе; как вы пони­маете то или иное высказывание. А мы, выслушав ваше мнение, выразим свое согласие или несогласие уже с ва­шими представлениями. Так у нас завяжется беседа.

Учащимся раздаются карточки следующего содержания:

«Любовь одна, но подделок под нее тысячи» (Ф. Ларошфуко).

«Не любит тот, кто про любовь всем трубит» (В. Шекспир).

«Бывает, что любовь пройдет сама,

Ни сердце не затронув, ни ума.

То не любовь, а юности забава» (Низами).

«Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя» (М. Пришвин).

«Была без радостей любовь,

Разлука будет без печали» (М. Лермонтов).

«Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих» (Ф. М. Достоевский).

«Все приходит вовремя к тем, кто умеет ждать» (Л. Н. Толстой).

«Всякое препятствие любви только усиливает ее» (В. Шекспир).

« В присутствии предмета любви немеют самые смелые уста и остается невысказанным именно то, что так хотелось бы сказать» (М. Сервантес).

«Когда мужчина неуважительно относится к женщине, это почти всегда показывает, что она первая забылась в своем обращении с ним» (Д. Дидро).


«Столько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает» (А. Ахматова).

«Если вы верите тому, что женщины влюбляются легче, чем муж­чины, вы ошибаетесь» (Д. Ж. Виткин).

«Счастье душа познает лишь любя» (Гете).

«Разлука для любви — что ветер для огня: слабую она гасит, а боль­шую раздувает» (Р. де Бюсси).

«Любовь — это соревнование мужчины и женщины за то, чтобы доставить друг другу как можно больше счастья» (Стендаль).

«Любовь — самая сильная из всех страстей, потому что она одно­временно завладевает головою, сердцем и телом» (Вольтер).

«Зарыться в снег пылающим лицом —

Такой любовью я хочу любить» (Исикава Такубока).

«Любви утехи длятся миг единый,

Любви страданья длятся долгий век» (М. Кузмин).

«Любовь без страсти —

Это дружба.

Страсть без любви —

Почти вражда» (Л. Татьяничева).

«Любить — это значит смотреть вместе в одном направлении» (А. де Сент-Экзюпери).

«Влюбленный человек подобен воробью, попавшему в клей: чем больше он старается освободиться, тем сильнее вязнет» (Француз­ская пословица).

«В начале любви в ней все таинственно, все непонятно — и преж­де всего душа любимого» (Н. Долинина).

«Кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым огнем» (Петрарка).

«Кто любил, уж тот любить не может,

Кто сгорел, того не подожжешь» (С. Есенин).

«Любовь — это игра, и проигрывает в ней тот, кто сильнее любит».

«Любить — значит бороться и побеждать».

«Любимый дается человеку как данное, как факт жизни, как сам мир».

«В любви самое прекрасное — предчувствие любви».

«Женщину надо любить так, чтобы ей в голову никогда не при­шло, что кто-то другой может любить ее сильнее».

«Каков человек, такова у него и любовь».

Обсуждение Меняется ли отношение к любви с течением эпох? Чье высказывание было вам наиболее близким?

 


 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 8; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 23.20.50.242
Генерация страницы за: 0.088 сек.