Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Закрепление пройденного материла




Ход работы

ТЕМА 25. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Подведение итогов

Практическая работа. Закрепление пройденного материала

У каждого есть в жизни моменты, когда чувствуешь себя счаст­ливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. На­верное, иначе и быть не может... И все-таки тайно завидуешь лю­дям, которые, по крайней мере внешне, всегда выглядят довольны­ми собой, к происходящему вокруг относятся философски. А к ка­кой категории людей относитесь вы?

Для того чтобы проверить, насколько вам присущ позитивный стиль мышления, вам предлагается ответить на вопросы популяр­ного теста.

Тест «Вы умеете быть счастливым?» (прил. 15). После подсчета баллов учащимся сообщается интерпретация ре­зультатов.

Появилось ли у вас желание мыслить позитивно и почему?

Мини-сочинение: ответ на вышеуказанный вопрос.

 


«Да, потому что если смотреть на неудачи с позитивной сто­роны, то жизнь будет намного легче». (Богачук Аня, 10 В)

«Желание появилось, потому что хочу, чтобы у меня не было комплексов в общении с моими друзьями и близкими из-за пло­хого настроения или неприятностей». (Гребенюк Татьяна, 10 В)

«Да, хочу увидеть и ощутить все прелести жизни». (Парокон­ный Евгений, 10 А)

«Да, если человек будет мыслить позитивно, то он не будет все видеть в черном цвете, не будет винить во всем себя». (Стыркул Анна, 10 А)

«Да, вы меня заряжаете положительной энергией». (Грек Георгий, 10 В)

«Позитивно мыслящему человеку легче жить и добиваться чего-либо в этой жизни». (СеменюкНаталья, 10 А)


* Вот что на этот вопрос ответили ученики, слушатели курса «Основы психологии для старшеклассников»:

«Да, появилось. Потому что жизнь дается одна и ее нужно про­жить позитивно. Стараться не быть неудачником». {Ольховый Сергей, 10 В)

 


Раздел V. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЦЕЛЬ. Дать учащимся представление о возрастной психологии; познакомить с психологическими особенностями раннего возраста, дошкольного детства и младшего школьного возраста; изучить прин­ципы позитивного воспитания.

Сегодня на уроке мы поговорим об одной из отраслей пси­хологической науки — возрастной психологии, коснемся особенностей таких важных этапов развития человека, как ранний возраст, дошкольное детство и младший школьный возраст. Хотя вы уже и миновали эти возрастные стадии, каждому из вас предстоит стать родителем. К сожалению, отсутствие знаний возрастной психологии часто приводит к ошибкам в воспитании детей. За эти ошибки им, детям, потом приходится платить дорогую цену.

1. Общие вопросы возрастной психологии.Возрастная психо­логия — особая область психологических знаний. Она изучает про­цесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Нас будет интересовать не весь жизненный путь, а его начало — с рождения до 17 лет, пока стремительно взрослею­щий ребенок не окончит школу и не вступит во взрослую жизнь. Психологические эксперименты, лонгитюдные исследования (мно­голетние наблюдения за развитием одних и тех же людей) позволи­ли выявить закономерности и факты детского развития.



Основные понятия данной отрасли психологии — возраст и дет­ство. Здесь нужно отметить два момента.

Во-первых, психологический возраст может не совпадать с хроно­логическим возрастом отдельного ребенка, записанным в его сви­детельстве о рождении, а затем в паспорте. Хронологические грани­цы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно «плавают» границы под­росткового возраста, связанного с половым созреванием.

Приходилось ли вам наблюдать явления, о которых я говорю?


Во-вторых, начальные возрастные периоды образуют детство — целую эпоху, которая, по своей сути, является подготовкой к взрос­лой жизни, самостоятельному труду. Детство — явление историчес­кое: и его содержание, и продолжительность изменялись на протя­жении веков. Детство в первобытном обществе было коротким, в средневековье длилось дольше; детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности — дети копируют в своих играх отношения взрослых (семейные и профессиональные), осваивают основы наук, занима­ются компьютером.

Как вы думаете, когда кончается детство в наше время?

Традиционно детская психология — как часть возрастной — ох­ватывает процесс развития ребенка от рождения до 7 лет. Но совре­менное детство продолжается и после поступления в школу, млад­ший школьник остается ребенком. Более того, некоторые психоло­ги рассматривают и подростковый возраст как «затянувшееся дет­ство». Действительно, настоящая взрослость ждет человека только за школьным порогом, в 15 или 17 лет.

Детское развитие — сложный процесс, который в силу ряда сво­их особенностей приводит к изменению всей личности на каждом возрастном этапе. Выдающийся отечественный психолог Лев Се­менович Выготский указывал, что развитие — это прежде всего воз­никновение нового. Разные стадии развития характеризуются воз­растными новообразованиями, т. е. качествами или свойствами, ко­торых не было раньше в готовом виде. Но новое «не падает с неба», как пишет Л. С. Выготский, оно появляется закономерно, подготов­ленное всем ходом предшествующего развития. Он подчеркивал также единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психи­ческих функций ребенка, при этом никакой признак детского раз­вития не является чисто наследственным. Источником развития является еще и социальная среда.

Сегодня мы с вами рассмотрим четыре периода развития ре­бенка: период младенчества, раннее детство, дошкольное детство и младший школьный возраст. Более близкие вам возрастные пе­риоды — отрочество и ранняя юность — будут темами следую­щих двух уроков.

2. Периодмладенчества. Первый год жизни очень важен для дальнейшего развития. Новорожденный ребенок физически отде­ляется от матери, попадает в совершенно новые условия: холод, яр-


 



11-2719



кая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыха­ния, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребенку помогают наследствен­но закрепленные механизмы — безусловные рефлексы.

На первом году жизни ребенку, кроме полноценного питания, особенно необходимы эмоциональные контакты с родителями. Спе­циалисты в области возрастной психологии считают, что психичес­кое развитие младенца начинается с установления его эмоциональ­ного контакта с матерью. Ребенка нужно чаще брать на руки, погла­живать и прижимать к себе, так как именно в этом возрасте интен­сивно развивается эмоциональная сфера, формируется важнейшее из чувств человека: «чувство базового доверия к миру». Между 7— 11 месяцами появляется так называемый «страх расставания»: ре­бенок боится остаться один, без матери. Исследованиями установ­лено, что если на первом году жизни ребенка надолго (более чем на несколько недель) разлучить с матерью, у него развивается «эффект госпитализма» — может наступить регресс в развитии, ребенок ста­новится вялым и пассивным.

Существует гипотеза о том, что способность различать и пони­мать эмоции других людей закладывается именно в этом возрасте при эмоционально насыщенной воспитательной среде. Авторы ги­потезы обнаружили, что многие жестокие преступления были со­вершены людьми, раннее детство которых было неблагополучно.

Залогом полноценного развития ребенка в этом возрасте являет­ся также организация среды, богатой зрительными, слуховыми, так­тильными ощущениями: ребенку нужно дать возможность двигать­ся, брать руками разные предметы, так как сенсомоторная сфера (восприятие, а также формирование движений) в этом возрасте яв­ляется ведущей.

С развитием речи начинается новый этап в психическом разви­тии ребенка — раннее детство. Переходный период между младен­чеством и ранним детством называют кризисом 1 года. У ребенка возникают капризы, гнев, плач (аффективные вспышки), когда взрослые не понимают его желаний, его слов, жестов и мимики или понимают, но не выполняют то, чего он хочет. Взрослым следует предоставить малышу некоторую самостоятельность. Терпение и вы­держка близких смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.

3. Возраст от 1 до 3 лет — раннее детство. Это чрезвычайно важ­ный период. Название известной книги японского ученого М. Ибу-ка «После трех — уже поздно» стало крылатой фразой, выражаю­щей тот факт, что именно до трех лет закладывается фундамент ха­рактера человека, база для дальнейшего развития его способностей.


В этот период развивается речь и другие психические функции — восприятие, мышление, память, внимание. Взрослые должны ста­раться как можно больше времени уделять ребенку: разговаривать с ним, читать, играть, рисовать. На прогулках следует объяснять непонятные вещи, обращать внимание на что-то интересное, серь­езно отвечать на возникающие «почему?». Наличие «богатой» внеш­ней среды, развивающих усилий взрослых скажется на развитии интеллектуальных способностей ребенка, его памяти, внимания, воображения.

Чрезвычайно важно для этого возраста, чтобы окружающие взрос­лые проявляли заботу, любовь, эмоциональную поддержку. Безус­ловно, любовь к ребенку не должна подменяться заласкиванием и стремлением удовлетворить любое желание. Это может привести к развитию истеричности и избалованности. Видели ли вы детей, ко­торые в магазине заходятся в плаче, если мама отказывается им что-то купить? А некоторые даже падают на пол, закатывают глаза ti бьются в истерике. О правилах гармоничного воспитания мы пого­ворим чуть позже.

Помните, мы говорили с вами о важности позитивных эмоцио­нальных контактов для интеллектуального развития маленького ребенка? Однажды был проведен такой эксперимент. Несколько маленьких воспитанников «Дома ребенка» были отданы женщинам, которые, в связи с умственной неполноценностью, проживали в интернате. Они, как могли, заботились о детях, считали их своими. Через два года оказалось, что эти дети по своему развитию обогна­ли сверстников, воспитывающихся в детдоме.

 

Как вы думаете, почему это произошло?

 

У детей, недополучивших в раннем детстве достаточного количе­ства любви, тепла, эмоциональной поддержки, не формируется «ба­зовое доверие к миру». Есть такое выражение: «Если вас не любили в детстве, вы можете потратить всю жизнь для того, чтобы самоут­вердиться». Такие люди воспринимают мир как враждебный и не­понятный, часто глубоко коренящуюся обиду на мир за то, что их отвергли и не поняли, выражают в агрессии; им трудно устанавли­вать с людьми близкие отношения, так как они в глубине души не верят, что их можно по-настоящему полюбить. Для того чтобы из­бавиться от этих детских комплексов, взрослому человеку иногда может потребоваться много лет. Может помочь участие в психоте­рапевтических группах, где эти комплексы «прорабатываются» под руководством профессионального психолога.


 



11*



Ребенок 1—3-летнего возраста имеет яркие эмоциональные реак­ции, связанные с непосредственными чувствами. Желания ребенка неустойчивы, он не может их контролировать и сдерживать. Очень важны правильные, последовательные воспитательные воздействия.

Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Уз-1 [авание себя — простейшая, первичная форма самосознания. К трем годам появляется местоимение «я», сознание «я», ребенок говорит: «я хороший», «я сам». Ребенок уже вычленяет себя из окружающе­го мира. С этим явлением связано начало переходного периода — кризиса 3 лет. Иногда родители говорят, что ребенок «стал невыно­сим»: возникают упрямство, своеволие, агрессивные вспышки. Ма­лыш стремится все делать наоборот, в противоположность тому, что он него требуют. И здесь взрослым должны помочь терпение и на­стойчивость, а также понимание причин такого преходящего пове­дения: стремление утвердить себя в мире.

4. Дошкольное детство — период от 3 до 7 лет.В этом возрасте на развитие ребенка значительное влияние оказывает освоение игры, особенно сюжетно-ролевой, и игр с правилами. Например, играя, ребенок может долго стоять в позе часового, но ему трудно выпол­нить аналогичное задание, данное взрослым: стоять прямо и не дви­гаться. Игра способствует становлению произвольной памяти, учит контролировать свое поведение и подчинять его правилам, взаимо­действовать с людьми.

В этот период идет интенсивное развитие интеллекта ребенка. В дошкольном возрасте ведущим остается наглядно-образное мыш­ление, о котором мы говорили с вами, изучая тему «Мышление». Оригинальные эксперименты знаменитого швейцарского психоло­га Жана Пиаже позволили получить данные о закономерностях раз­вития детского интеллекта. В экспериментах выявилось, что ребен­ку-дошкольнику еще трудно абстрагироваться от непосредственных впечатлений. Например, если на глазах ребенка перелить жидкость из широкого сосуда в узкий и спросить, где воды.больше, ребенок укажет на сосуд с более высоким уровнем воды.

Эмоции переполняют жизнь дошкольника. Все, во что включает­ся дошкольник — игра, рисование, лепка, конструирование, подго­товка к школе, помощь маме в домашних делах и т. д., — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состо­ится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, про­сто не способен делать то, что ему неинтересно.

Каким образом можно привлечь ребенка к выполнению каких-то действий, к помощи родителям?

 


Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать свое поведение. Помните, мы обсуждали случай с «горькой конфетой»? Это хороший пример того, что ребе­нок начинает усваивать моральные и этические нормы поведения. Для этого периода характерно появление самооценки, которая по­чти всегда совпадает с оценкой близких взрослых, и половой иден­тификации: ребенок осознает себя существом определенного пола: мальчиком или девочкой. Дети приобретают представления о соот­ветствующих стилях поведения.

5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет).Этот возраст
называют вершиной детства. 7 лет — очередной возрастной кризис.
Ребенок уже начинает утрачивать детскую непосредственность в
поведении, у него появляется другая логика мышления. Значимой
деятельностью становится учеба. В школе он приобретает не толь­
ко новые знания и умения, но и определенный социальный статус.
Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей — центральная в младшем школьном возрасте. От оценки зависит, будет ли ребенок стремиться учиться. Его деятель­ность пока еще тесно связана с желанием получить одобрение зна­чимых взрослых — родителей и учителя. Школьная оценка непо­средственно влияет и на становление самооценки. Дети, ориенти­руясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников «отличниками», «троечниками» и «двоечниками», наделяя предста­вителей каждой группы набором соответствующих качеств. Цепь неудач или успехов (в учебе, в общении), каждый раз примерно оди­наково переживаемых ребенком, приводит к формированию устой­чивого аффективного чувства неполноценности, унижения, оскорб­ленного самолюбия или чувства собственной значимости, компе­тентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем, по мере на­копления опыта другого рода, эти переживания могут измениться. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки.

6. Важность формирования позитивного самоотношения.
Итак, вы только что увидели, что в любом возрасте у ребенка есть
свои трудности, переживания, и вы, как любящие родители,
должны будете научить его справляться с проблемами и помочь
вырасти ответственным, счастливым, уверенным в себе и уважа­
емым человеком. Здесь важна ориентация на принципы позитив­
ного воспитания.

Положительное отношение к себе — основа психологического вы­живания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. На уро-


 




ке, посвященном самоотношению, мы говорили с вами о том, что положительное самовосприятие необходимо для того, чтобы чув­ствовать себя эффективным человеком, способным отвечать за свои поступки. Мы помним также, что люди, уверенные в себе, обладаю­щие чувством собственного достоинства и мыслящие позитивно, чаще добиваются успехов в жизни.

Психологи говорят, что от повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я — хороший», а от сигналов осуждения, недовольства, критики — ощущение: «со мной что-то не так», «я — плохой».

О том, как по-разному складывается жизнь человека в крайних случаях его эмоционального принятия и непринятия в детстве, пи­шет психолог Ю. Б. Гиппенрейтер в своей замечательной книге «Об­щаться с ребенком — как?».

Она описывает одну свою знакомую, мать троих детей. Эта жен­щина поражала удивительной добротой и щедростью. Она легко делилась всем, что у нее было, находила поводы делать подарки, помогала людям деньгами и делами. В моменты огорчения и уны­ния других людей она всегда находила доброе слово и улыбку, в моменты напряжения — мудрый выход. В ее присутствии пробле­мы становились проще, а атмосфера — человечнее. Этот ее дар оча­ровывал каждого, кто с ней соприкасался. Однажды Юлия Бори­совна прямо спросила ее: «Откуда в тебе столько доброты и щедро­сти?» — и получила такой ответ: «Все очень просто: еще в животе у матери я совершенно точно знала, что мама меня очень любит и ждет. И потом, с первых лет жизни я тоже всегда знала, что меня очень любят и мама, и папа и что я им очень дорога. Теперь я просто воз­вращаю миру то, что получила от своих родителей!»

7. Принципы позитивного воспитания.Сформулируем некото­рые принципы позитивного воспитания.

1. Понимать потребность ребенка в принадлежности.

Ребенку необходимо ощущение, что его любят, что он нужен. Ког­да родители меньше думают о проступке и акцентируют внимание на хорошем в ребенке, проводят с ним много времени и поощряют нормальное поведение, он лучше к себе относится.

2. Взаимное уважение.

Взаимное уважение означает следующее: «Я буду относиться к тебе хорошо, так, как я хотел(а) бы, чтобы относились ко мне». Вы выра­жаете уважение к своему ребенку, когда вместе решаете проблемы, совместно делаете серьезный выбор и учитесь на общих ошибках. В этой атмосфере ребенок учится понимать и выражать чувства, стано­вится уверенным в себе, контактным, ответственным за себя и других.


3. Любить и принимать его таким, какой он есть.

Чтобы ваш ребенок стал человеком, обладающим позитивным самоотношением и здоровым чувством собственного достоинства, он должен знать: что бы ни случилось, что бы ни происходило в его душе, какую бы ошибку он ни совершил — вы всегда будете любить его. Оценивать и критиковать можно поступки, но не личность че­ловека.

4. Последовательность воспитательных воздействий.

Следует взвесить, что является минимально необходимым набо­ром ограничений — «нельзя» и «нет», и быть в этом твердым и по­следовательным. «Нельзя» всегда должно быть «нельзя» — если по­зволить себя уговорить один раз, можно спровоцировать развитие вымогательства, истерик, вечного нытья и т. д. Все взрослые, прича­стные к воспитанию, должны придерживаться этих правил. Пагуб­но сказывается на развитии ребенка «нет» мамы, и — назло: «да» папы.

5. Правильно построенное общение.

Вместо «ты-высказываний» следует употреблять «я-высказыва-ния». Родительские поучения и порицания типа: «ты — неряха», «ты вечно копаешься», «опять ты не собрался с вечера в школу» и т. д. вызывают в ребенке комплекс неполноценности, обиду или агрес­сию. Кроме того, если ребенка часто «пилят», он может выработать защитную реакцию: научиться пропускать все мимо ушей и не об­ращать внимания на слова родителей.

«Я-высказывания» являются значительно более эффективным воспитательным воздействием, они показывают ребенку, что вы его любите и верите, что он может изменить свое поведение. Примера­ми таких высказываний могут быть: «Мне очень жаль, что разби­лась чашка», «Я переживаю, что ты опоздаешь в школу и учитель­ница будет недовольна», «Двойка — это неприятно, но мы с тобой постараемся ее исправить». Растет чувство собственной эффектив­ности, способности справиться с трудностями и ответственность за свои поступки. Высказывание собственных негативных чувств в этой форме не разрушает отношений доверия, а свидетельствует о подлинности чувств: «Я страшно злюсь, когда мне приходится по несколько раз напоминать тебе, чтобы ты переоделся... (почистил зубы и т. д.)»

6. Использовать в повседневном общении приветливые фразы:

—Мне хорошо с тобой.

—Я рад(а) тебя видеть.

—Хорошо, что ты пришел.

—Мне нравится, как ты...

—Я по тебе соскучилась (соскучился).


 




—Ты, конечно, справишься...

—Как хорошо, что ты у нас есть.

—Ты мой хороший.

А еще психологи говорят, что ребенку, для того чтобы «правиль­но» расти, нужен такой витамин: его нужно обнимать, поглаживать, прижимать к себе не менее 4-х раз в день (а лучше — 8).

 

Удается ли вашим родителям соблюдать правила пози­тивного воспитания? Какие правила чаще всего наруша­ются? Почему?





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 34; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.162.111.247
Генерация страницы за: 0.013 сек.