Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения для диагностики и развития мышления




(Методики психодиагностики в спорте / Под ред. В. Л. Марищука. — М., 1990)

Упражнение «ЛОГИЧНОСТЬ»

(Для развития вербально-логического мышления, умения

устанавливать связи между явлениями и понятиями)

Обследуемым предъявляется бланк, на котором даны задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод-умозаклю­чение (силлогизм). Умозаключения частично даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требуется определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. На бланке следует подчеркнугь неверные ответы.

Бланк задания «Логичность»

1. Все металлы проводят электричество.
Ртуть — металл.

Следовательно, ртуть проводит электричество.

2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед — араб.

3. Некоторые страны мира — члены НАТО. Япония — страна мира. Следовательно, Япония — член НАТО.

4. Все герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина.

Следовательно, Иванов — Герой Советского Союза.

5. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь.
«Медный всадник» — сочинение Пушкина.

Следовательно, «Медного всадника» нельзя прочитать за одну ночь.

6. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной от­
ветственности.

Л. мошенничеством не занимался.

Следовательно, Л. не привлечен к уголовной ответственности.

7. Все студенты вузов изучают философию.
Смирнов изучает философию.
Следовательно, Смирнов — студент вуза.


 




8. Некоторые студенты ОГУ — бывшие военнослужащие.
Петров — студент ОГУ.

Следовательно, Петров — бьтший военнослужащий.

9. Все фермы Московской области выполнили план хлебозаготовок. Ферма «Зареченская» не является фермой Московской области. Следовательно, ферма «Зареченская» не выполнила плана хлебозаготовок.

10. Некоторые работники 2-го управления — юристы. Фомин — юрист.

Следовательно, он работник 2-го управления.

11. Все граждане Украины имеют право на труд. Осадько — гражданин Украины. Следовательно, Осадько имеет право на труд.

12. Все металлы куются. Золото — металл. Следовательно, золото куется.

13. Коренные жители Конго — негры. Мухамед — негр.

Следовательно, Мухамед — житель Конго.

14. Все студенты Киевского университета изучают историю Украины.
Н. изучает историю Украины.

Следовательно, Н. — студент Киевского университета.

15. Когда идет дождь, крыши домов мокрые. Крыши всех домов мокрые. Следовательно, идет дождь.

16. Некоторые спортсмены являются профессионалами. Иванов — спортсмен.

Следовательно, Иванов — профессионал.

17. Все студенты 3-го курса выполнили норму 2-го разряда.
В. выполнил норму 2-го разряда.

Следовательно, В. — студент 3-го курса.

18. Все экологи выступают против загрязнения окружающей среды. Б. Иванов выступает против загрязнения окружающей среды. Следовательно, Б. Иванов — эколог.

19. Ряд стран Западной Европы входит в состав ООН. Австрия — страна Западной Европы. Следовательно, Австрия входит в состав ООН.

20. Все ученики 3«Б» класса — отличники. Петя Смирнов — отличник. Следовательно, Петя Смирнов — ученик 3«Б».

Оценка за выполнение теста «Логичность» выводится в условных баллах по таблице 1:

Таблица 1

 

Оценка в баллах                  
Количество правильных ответов   -     16-17 14-15 12-13 10-11  

Задание может даваться на слух. После зачитывания дается 12 секунд на обдумывание и запись ответа. Например: №1 — верно. При предъяв­лении задания на слух оценки выставляются по таблице 2:


Таблица 2

 

Оценка в баллах                  
Количество правильных ответов 20 7     16-17 13-15 11-12   7-8  

Инструкция оЪследуемым при предъявлении задания на слух: «Вам будут зачитываться два связанных между собой суждения и вытека­ющий из них вывод. Например, «Граждане Украины не желают войны. Учите­ля нашего города — граждане Украины. Следовательно, учителя нашего го­рода не желают войны». Если вы с таким выводом не согласны, то пишите: № 1 — неверно. Переспрашивать не разрешается. На обдумывание дается 12 секунд. Будьте внимательны. Что непонятно? (Ответить на вопросы.) При­готовиться! Начали!» По окончании теста: «Стоп!»

Упражнение «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ» (Для развития способности к выделению абстрактно-логических отноше­ний: род — вид; часть — целое; противоположность и сходство; причинно-следственные связи; умения применять такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, сравнение)

Обследуемым предъявляется бланк с набором из 20 пар слов. Слова в каждой паре находятся в определенных отношениях. Представлены также шесть пар слов в шифре, обозначенные буквами. Надо определить, какой паре слов из шифра соответствует по сходству пара слов в наборе.

Шифр: А. Овца — стадо.

Б. Малина — ягода. В. Море — океан. Г. Свет — темнота. Д. Отравление — смерть. Е. Враг — неприятель.

 

      Ключ
1. Испуг — бегство АБВ ГДЕ Д
2. Физика — наука АБВГДЕ Б
3. Правильно — верно АБВ ГДЕ Е
4. Грядка — огород АБВ ГДЕ А
5. Пара — два АБВГДЕ Е
6. Слово — фраза АБ ВГДЕ А
7. Бодрый — вялый АБВ ГДЕ Г
8. Свобода — воля АБВ ГДЕ Е
9. Страна — город АБВГДЕ В
10. Похвала — брань АБВ ГДЕ Г
11. Месть — поджог АБВГДЕ Д
12. Десять — число АБВГДЕ Б
13. Плакать — реветь АБВГДЕ В
14. Глава — роман АБВ ГДЕ А
15. Покой — движение АБВГДЕ Г

 



13-2719



16. Смелость — геройство АБВГДЕ В
17. Прохлада •— мороз АБВ ГДЕ В
18. Обман — недоверие АБВГДЕ Д
19. Пение — искусство АБВГДЕ Б
20. Тумбочка — шкаф АБВГДЕ В

Оценка в условных баллах выставляется по таблице 3:

Таблица 3

 

Оценка в баллах                  
Количество правильных ответов         12-14 10-11 8-9    

Инструкция обследуемым: «На бланке сверху расположены шесть пар слов под названием «Шифр». Каждая из этих пар слов находится в какой-то логи­ческой связи и отмечена буквой. Внизу 20 пар слов под номерами. Эти пары слов также находятся в какой-то логической связи. Необходимо к этим па­рам слов подобрать наиболее близкие к ним по аналогии (по ассоциации) пары слов из шифра. Ставьте на своем листке номер каждой пары слов, а за ним букву соответствующей пары из шифра. Например, первая пара слов: испуг — бегство. Отношение между ними: испуг — причина, следствие— бег­ство. Этому соответствует в шифре: отравление — смерть. Значит, пишем № 1 и рядом букву Д и т. д. На задание дается 7 минут. Какие вопросы? Приготовились! Начали!» Через 7 минут подается команда: «Стоп!»

Приложение 5

Тест «Насколько я левша?»

(Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе.М., 1991)

1. Переплетите пальцы рук. Большой палец правой (П) или левой (Л) руки оказался сверху? Повторите 2—3 раза, чтобы убедиться, что именно это по­ложение удобно для вас. Запишите результат.

2. Сделайте на листе бумаги (можно ручкой) небольшое отверстие и по­смотрите через него двумя глазами на какой-нибудь предмет (лампу, вы­ключатель и т. п.). Затем закройте правый (П) глаз. Сместился ли наблюда­емый предмет? Закройте левый (Л) глаз. Исчез ли предмет из поля зрения? Проверив себя, следует записать вторую букву формулы.

3. Скрестив руки на груди, примите «позу Наполеона». Чувствуете себя комфортно, если правая (П) или левая (Л) рука сверху? Мы определили третью букву формулы.

4. Просто изобразим «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху? За­пишем результат.

Вы получили формулу из четырех букв. Можно сделать вывод о том, ка­кие рука и глаз у вас ведущие, а это позволяет с определенной долей услов­ности говорить о доминировании левого или правого полушария. Как мы уже знаем, каждое из полушарий ответственно за свой комплекс качеств и


способностей человека, проявляющихся в поведении. Ученые утверждают, что по этим биологическим признакам вполне можно судить о некоторых общих свойствах характера.

Краткие характеристики, соответствующие различным формулам:

ПППП — обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.

ПППЛ — темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛП — характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.

ППЛЛ — характер близок к типу ППЛП, но более мягок, контактен, мед­леннее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.

ПЛПП — аналитический склад ума, основная черта — мягкость, осторож­ность. Избегает конфликтов, терпелив, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ — слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны под­верженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способ­ность идти на конфликт.

ПЛЛП — артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впе­чатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.

ПЛЛЛ — этот тип более характерен для мужчин. Отличается независимо­стью, непостоянством и аналитическим складом ума.

ЛППП — один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ — похож на ЛППП, но еще менее настойчив. Мягок и наивен. Требу­ет особо бережного отношения к себе.

ЛПЛП — это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен, нередко пренебрегает чу­жим мнением.

ЛПЛЛ — характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.

ЛЛПП — характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.

ЛЛПЛ — простодушие, мягкость, доверчивость — таковы основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП — эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к не­продуманным поступкам. Энергичен.

ЛЛЛЛ — обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко вы­раженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

Приложение 6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.