Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест «Краткая шкала измерения самоактуализации» А. Маслоу




(Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности)

Инструкция. Отвечая на вопросы, будьте, пожалуйста, максимально от­кровенны — результаты вы будете интерпретировать сами, поэтому нет смыс­ла скрывать свое истинное мнение.


 



13*



Вы отвечаете на каждое утверждение, используя 4-значную шкалу:

1 — не согласен,

2 — частично не согласен,

3 — частично согласен,

4 — согласен.

(Значок «N», следующий за утверждением, обозначает, что при подсчете общей суммы оценка по этому пункту будет инверсной (подсчитываться на­оборот), например 1 = 4, 2 = 3, 3 = 2, 4 = 1.)

1. Я не стыжусь ни одной из своих эмоций.

2. Я чувствую, что должен делать то, что ждут от меня другие.(N)

3. Я верю, что по существу люди хорошие и им можно доверять.

4. Я могу сердиться на тех, кого люблю.

5. Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю. (N)

6. Я не принимаю свои слабости. (N)

7. Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять.

8. Я боюсь неудач.

9. Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы. (N)

 

10. Лучше быть самим собой, чем популярным.

11. В моей жизни нет того, чему бы я особо себя посвятил. (N)

12. Я могу выразить свои чувства, даже если это приведет к нежелатель­ным последствиям.

13. Я не обязан помогать другим. (N)

14. Я устал от страхов и неадекватности. (N)

15. Меня любят, потому что я люблю.

Чем выше получился балл, тем более актуализированной личностью вы можете себя считать.

Приложение 7

Теппинг-тест (Е. П. Ильина)

(Изучение силы нервной системы относительно возбуждения, характеристик работоспособности)

Испытуемым'раздаются бланки (или они сами расчерчивают схему на ли­сточках), где нарисованы 8 одинаковых квадратов со стороной 4 см (рис.1).

 

       
       

Рис. 1


 

Рис. 2

Испытуемым дается инструкция для выполнения за­дания. В правую руку (для правшей) и левую (для лев­шей) берется карандаш таким образом, что большой палец сверху упирается в торец карандаша (рис. 2). В крайнем случае можно работать ручкой, но без кнопки в верхней части. Желательно верх карандаша перемо­тать пластырем. Локоть держится на весу, без опоры на стол. Задание состоит в том, чтобы по команде экс­периментатора в максимальном темпе стучать в каж­дом квадратике 5 секунд, стараясь поставить как мож­но больше точек.

         
         
V      
         

По команде экспериментатора «дальше!» переходить в следующий квад­рат (для правшей — согласно схеме на рис. 3, для левшей — схема на рис. 4).

 

         
         
      V
         

Рис. 3 Рис. 4

Экспериментатор должен подбадривать испытуемых, громко произ­нося: «Быстрей, еще быстрей!», «Давайте-давайте, постарайтесь!», «Ос­талось еще немного, молодцы, быстрее!» и т. д., так как работа связана с большим физическим напряжением и к концу ее накапливается уста­лость.

После окончания эксперимента испытуемым предлагается самостоятель­но произвести необходимые подсчеты. Подсчитывается количество точек, проставленных в каждом квадратике, результат записывается в углу каждого квадрата. (Для удобства обработки можно использовать технику соединения линией уже подсчитанных точек или разделение поля квадрата на несколько зон с помощью паутинообразных линий.)

Затем необходимо построить график. На оси абсцисс (горизонталь­ной линии) отмечаются номера квадратов (или накопленное время рабо­ты), на оси ординат (вертикальной линии) в определенном масштабе от­мечается количество проставленных точек в каждом квадратике. (Для удобства работы с графиком откладывание на оси ординат количества точек следует начинать с целого числа, близкого к минимальному коли­честву точек, проставленных испытуемым в каком-либо квадрате.) Да­лее восстанавливаются перпендикуляры из отметок на оси абсцисс, обо­значающих номера квадратов, и из отметок на оси ординат, соответ­ствующих количеству точек, проставленных испытуемым в этом квадра­тике. Точки пересечения этих перпендикуляров соединяются линиями, образующими график.

Например, при результате: в 1 квадрате — 35 точек; во 2 — 29; 3 — 42; 4 — 31; 5 — 38; б — 30; 7 — 27; 8 — 25 — график будет выглядеть следующим образом (рис. 5):


 




1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 5 кв. 6 кв. 7 кв. 8 кв.

Рис. 5

Далее из точки на оси ординат, где отмечено количество точек в 1 квад­ратике, восстанавливается перпендикуляр (горизонтальная линия) и анали­зируется положение полученного индивидуального графика относительно этой линии.

Е. П. Ильин выделяет пять типов графиков, соответствующих пяти типам нервной системы:

I — сильный (выпуклый график);

II — средне-сильный;

 

III — средний (ровный, промежуточный тип);

IV — средне-слабый (выгнутый);

V — слабый (нисходящий график).

Рис. 6

На рисунке 6 представлен общий вид графиков каждого типа (при ин­терпретации индивидуальных графиков следует обращать внимание на их положение относительно горизонтальной линии, начинающейся на том месте оси ординат, которое обозначает количество точек в первом квад­рате).


Теппинг-тест позволяет провести экспресс-диагностику типа нервной си­стемы (слабый, сильный или промежуточный тип), а также выявить особен­ности работоспособности («врабатываемость», характерная для сильного типа, способного выдерживать большие нагрузки, не снижая продуктивнос­ти, которая даже несколько повышается после освоения деятельности; утом­ляемость и снижение продуктивности деятельности при больших нагрузках характерна для слабого типа нервной системы). Результаты методики могут дать также общее представление о психодинамических и нейродинамичес-ких характеристиках, темпе и ритме деятельности. Например, на рисунке 6 график iii показывает неравномерность темпа деятельности, т. е. человек работает «рывками», может на время мобилизовать себя, но ему трудно вы­держать этот темп длительный период; быстро наступает снижение рабо­тоспособности.

Интерпретируя результаты методики, следует также обратить внимание слушателей на то, что и сильный, и слабый типы имеют свои недостатки и преимущества. К достоинствам первого можно отнести высокую работоспо­собность, способность не терять выдержки в стрессовых ситуациях, устой­чивость. Преимущества слабого типа — высокая чувствительность, способ­ность улавливать сигналы слабой интенсивности. Так, люди творческих про­фессий — музыканты, художники, актеры, как правило, обладают слабым типом нервной системы. Нужно только помнить об особенностях своего орга­низма и организовывать жизнь так, чтобы не переутомляться и не подвер­гать нервную систему чрезмерным нагрузкам.

Приложение 8

Подростковый вариант опросника Айзенка

(Модификация кафедры психологии Ленинградского университета, 1987 г.)

Инструкция. Вам будут зачитываться вопросы, на которые вы должны дать ответ «да» или «нет». Нет вопросов хороших и плохих, в ваших интере­сах давать правдивые ответы. Долго не задумывайтесь, первый пришедший в голову ответ — наиболее правильный. Оценивайте, как бывает с вами в боль­шинстве случаев. Обратите внимание на вопросы типа «бывает ли так...?» — вам надо отвечать «да», если так бывает хотя бы изредка.

1. Любишь ли ты суету и шум вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддер-

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?

4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами (или компьютером), чем с ребятами?

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь (или чем-нибудь)?

 

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?


 




 

 

_

13. Верно ли, что ты часто бываешь раздражен чем-нибудь?

14.Нравится ли тебе все делать в быстром темпе?

15.Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить тайну?

17.Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компа­нию?

18.Бывает ли так, что у тебя безо всякой причины сильно бьется сердце?

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с
кем-нибудь?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21.Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22.Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23.Ты часто чувствуешь себя усталым?

24. Ты всегда делаешь сначала уроки, а потом все остальное?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У тебя бывает головокружение?

30. Бывает ли, что твои действия и поступки ставят других людей в нелов­кое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе все надоело?

32. Любишь ли ты хвастать?

33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество не­знакомых людей?

34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

36. Ты никогда не шумишь в классе — даже когда там нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе своих друзей?

39. Тебя легко огорчить?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро?

42. Если ты оказываешься в глупом положении — долго потом пережива­ешь?

43. Тебе нравятся веселые игры?

44. Ты всегда ешь то, что тебе дают?

45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?

46. Ты любишь, часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

49. Считают ли тебя ребята веселым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в каком-нибудь деле или игре?

52. Тебе обычно бывает трудно из-за разных мыслей?

53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что справишься с делом, которое должен выполнить?

 

54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься заговорить первым с незнакомыми людьми?

56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?


 

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Бывает ли, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?

59. Считаешь ли ты, что трудно получить настоящее удовольствие от ожив­ленной компании?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-либо, не подумав?

Ключ. За каждое совпадение с ключом присваивается 1 балл.

Ложь

 

  Номера вопросов Норма (9-11 классы)
Да 8, 16, 24, 28, 36,44 Девочки - 3-4
Нет 4, 12, 20, 32, 40, 48 Мальчики - 3-4

Экстраверсияинтроверсия

 

  Номера вопросов Норма (9-11 классы)
Да 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19,22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57 Девочки - 12-13
Нет 6, 33, 51, 55, 59 Мальчики - 12-13

Нейротизм

 

  Номера вопросов Норма (9-11 классы)
Да 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60 Девочки - 12-13
Нет   Мальчики - 10-11

Шкала лжи рассматривается как индикатор неискренности и демонстративности. При превышении нормы (3-4балла) результаты всей методики считаются недоставерными.

 


Приложение 9

Формула темперамента (В лабиринтах психологии личности / Авт. -сост. А. В. Тимченко, В. Б. Шапарь) Инструкция. Отметьте, пожалуйста, в каждом из четырех блоков знаком «+» только те качества в паспорте темперамента, которые характерны для вас. Затем по каждому из блоков подсчитайте сумму плюсов и выведите формулу вашего темперамента. Итак, если вы:

1) неусидчивы, суетливы;

2) невыдержанны и вспыльчивы;

3) нетерпеливы;

4) резки и прямолинейны в отношениях с людьми;

5) решительны и инициативны;

6) упрямы;

7) находчивы в споре;

8) работаете рывками;

9) склонны к риску;

 

10) незлопамятны и необидчивы;

11) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивой интонацией речью;

12) неуравновешенны и склонны к горячности;

13) агрессивны, «забияка»;

 

14) нетерпимы к недостаткам других;

15) обладаете выразительной мимикой;

16)способны быстро действовать и решать;

17) неустанно стремитесь к новому;


II

1) веселы и жизнерадостны;

2) энергичны и деловиты;

3) часто не доводите начатое дело до конца;

4) склонны переоценивать себя;

5) способны быстро схватывать новое;

6) неустойчивы в интересах и склонностях;

7) легко переживаете неудачи и неприятности;

8) легко приспосабливаетесь к новым обстоятельствам;

9) с увлечением беретесь за любое новое дело;

 

10) быстро остываете, если дело перестает вас интересовать;

11) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключае­тесь с одной деятельности на другую;

12) тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой рабо­той;

13) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новы­ми для вас людьми;

14) выносливы и работоспособ­ны;

15) обладаете громкой, быстрой речью, сопровождаемой живы­ми жестами;

16) сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обста­новке;

17) обладаете всегда бодрым настроением;


 

18) обладаете резкими, порывистыми движениями;

19) настойчивы в достижении поставленной цели;

20) склонны к резким сменам настроения.

Если вы:

III

1) спокойны и хладнокровны;

2) последовательны и обстоятельны в делах;

3) осторожны и рассудительны;

4) умеете ждать;

5) молчаливы и не любите попусту болтать;

6) обладаете спокойной, равномерной речью, с останов­ками, без резко выраженных эмоций и мимики;

7) сдержанны и терпеливы;

8) доводите начатое дело до конца;

9) не растрачиваете попусту сил;

 

10) строго придерживаетесь четкого распорядка в жизни, системы в работе;

11) легко сдерживаете порывы;

12) мало восприимчивы к одобрению и порицанию;

13) незлобивы, снисходительны к колкостям в свой адрес;

14) постоянны в своих отноше­ниях и интересах;

15) медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое;

16) ровны в отношениях со всеми;

17) любите аккуратность и порядок во всем;

18) с трудом приспосаблива­етесь к новой обстановке;

19) инертны, вялы;

20) обладаете выдержкой.


 

18) быстро засыпаете и пробуж­даетесь;

19) часто несобранны, проявля­ете поспешность в решениях;

20) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться.

IV

1) стеснительны и застенчивы;

2) теряетесь в новой обстанов­ке;

3) затрудняетесь установить контакт с новыми людьми;

4) не верите в свои силы;

5) легко переносите одиноче­ство;

6) чувствуете подавленность и растерянность при неудаче;

 

7) склонны «уходить в себя»;

8) быстро утомляетесь;

9) обладаете спокойной, тихой речью, иногда нисходящей до шепота;

 

10) невольно приспосабливае­тесь к характеру собеседника;

11) впечатлительны;

12) чрезвычайно чувствительны к одобрению и порицанию;

13) предъявляете высокие тре­бования к себе и окружающим;

14) склонны к подозрительно­сти, мнительности;

15) болезненно чувствительны и легко ранимы;

16) чрезмерно обидчивы;

17) скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыс­лями;

18) малоактивны и робки;

19) безропотно покорны;

20) стремитесь вызвать сочув­ствие и помощь окружающих.


/




Обработка результатов. Положительные ответы на вопросы первой группы соответствуют 1-му типу — холерик (X), второй — сангвиник (С), третьей — флегматик (Ф), четвертой — меланхолик (М). Тип темпера­мента можно считать выраженным, если количество «+» по какой либо из четырех групп превышает 11—15 баллов.

Однако часто у человека может быть выражен не один тип темперамента, а несколько. Для того чтобы определить формулу темперамента, подсчитан­ное отдельно по каждому разделу количество «+» пересчитывается в про­центы:

Л X (Ах х 100) С (Ас х 100) Ф (Аф х 100) М (А„ х 100)

фт =------------------ +------------------ +-------------------- +-------------------- %1

где А — общее число «+» по всем типам темперамента;

Ах, о. ф, м — количество «+» соответственно в каждой из четырех групп во­просов.

Если относительный результат положительных ответов по какому-то типу темперамента составляет 40% и выше, то данный вид темперамента у вас доминирует.

От 30 до 39 % — черты данного темперамента выражены ярко;

от 20 до 29 % — средне;

от 10 до 19 % — черты данного типа темперамента выражены слабо;

от 0 до 9 % — черты не присущи.


Приложение 10

Иллюстрация к теме «Темперамент»

X. Бидструп. Четыре темперамента (из книги: Бидструп X. Рисунки. — М., 1969. - Т. 2)



Приложение 11




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.