Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контактные социальные общности

В контактных общностях выделяют аудиторию, толпу и контактные круги.

Эти связи носят контактный характер, т.е. они неустойчивы, случайны, не являются самовозобновляемыми.

Аудитория– одноразовое кратковременное, как правило, узконаправленное взаимодействие лектора (певца, актера и др.) и слушателей. Аудитория напоминает рассеянную массу слушателей радиопередачи, читателей той или иной газеты – и в том и другом случае индивиды реагируют на внешний источник информации. Но в отличие от массы аудитория – это не изолированные, а находящиеся в прямом или мысленном контакте друг с другом индивиды. В аудитории возникает два вектора связей: от слушателя к исполнителю (лектору) и от слушателя к слушателю. Именно наличие последнего вектора создает общность всех слушателей, зрителей в зале, аудитории, на стадионе и т.д. Но общность эта контактна, ибо ориентация на другого слушателя носит кратковременный поверхностный характер, хотя обязательно имеет место. Так, находясь в кинотеатре или концертном зале мы видим как люди реагируют на выступление и нам неудобно сохранять индифферентность.

Толпа- спонтанная, временная общность людей, характеризующаяся неосмысленной взаимной отзывчивостью, эмоциональным «заражением» и подражанием. Толпа, как и агрегация, всегда территориально локализована, и как всем общностям толпе присуще совпадение целей. Но между участниками толпы возникает определенная ориентация на другого, социальные связи, обмен мнениями, содействие, выработка общих планов действия, а также подражание, и другие формы быстродействия и неосмысленной взаимной отзывчивости.

Существует несколько разновидностей толпы:

· случайная толпа – возникает, когда произошло какое-то событие, «выбившее» людей из привычной колеи и вызвавшее их особый интерес. К такой толпе относятся зеваки. Случайная толпа является неустойчивой и легко распадается;

· обусловленная толпа – например, очередь за продуктами. Для ее возникновения требуется предварительное условие – наличие дефицитного или дешевого товара. Образование такой толпы планируется заранее;

· действующая толпа – сборище, восставшая толпа. Для нее характерно агрессивное поведение и особый эмоциональный накал. В такой толпе может выделяться вожак, однако его лидерство заканчивается вместе с распадом толпы;

· специально организованная – митинг, демонстрация. В этом случае мы сталкиваемся с относительно устойчивой организацией и распределением функций, иерархией, порядком действий. В такой толпе можно обнаружить ядро участников, которое выделяется осознанным, рациональным поведением и направляет поведение толпы в нужное русло.



В толпе индивиды утрачивают свое собственное мнение. У индивидуального участника толпы происходит «потеря самоконтроля и способности к критическому суждению, наплыв порывов и эмоций, многие из которых обычно подавлены» (Г. Лебон). Поведение личности в толпе характеризуется повышенной аффективностью (эмоциональной возбудимостью). Проникаясь коллективным возбуждением, человек, как правило, перестает рационально-критически воспринимать ситуацию, теряет самоконтроль. Причины этого, в частности, в чрезвычайной насыщенности аффективных контактов, взаимных реакций на предельно малом замкнутом пространстве. В этих условиях человек, как правило, не способен анализировать поступки, высказывания других, прежде чем отреагировать на них. Иными словами, человек, отказывается от присущих ему в обычной обстановке процедур принятия решения. Это порождает чрезмерную внушаемость индивида. Вследствие повышенной аффективности он сразу же откликается на предложения, порой самые сумасбродные. Порывы, побуждения чаще всего получают немедленное воплощение. В толпе эффект внушения очень высок, что делает ее высокоэффективной для индивида, вовлеченного в нее. В то же время внушаемость распространяется только на цель, которая объединила людей в действующую толпу и только на участников толпы (посторонние люди часто иронизируют над участниками толпы). Потеря способности рационально-критически оценивать ситуацию и повышенная внушаемость деиндивидуализируют людей, превращая их в «стадо баранов» - ведь именно врациональном обдумывании, взвешивании альтернатив сильнее всего проявляются особенности, склонности, способности, жизненный опыт личности. Повышенная аффективность и внушаемость смывает черты индивидуальности. Если индивидуальность проявляется, то только в эмоционально-импульсивном аспекте (один кричит громче другого), но смысл социальных действий остается у всех одинаковым. Опасность толпы в том, что она открыта для агрессивных, низменных, бездумных действий.

Социальные круги- это круг профессионалов, друзей, знакомых, людей одного социального положения, собравшихся вместе, чтобы удовлетворить свои социальные потребности, потребности в общении, заботе о других, внимании к себе, признании, престиже. Социальные круги – это и блистательный аристократический бал, и салон мадам Шерер из «Войны и мира» и встречи приятелей и конференция ученых. Для всех этих встреч характерно одно: вэтих контактных общностях происходит довольно малообязывающий, поверхностный обмен эмоциональными ресурсами, общением, информацией. Круги могут быть достаточно устойчивыми или одноразовыми, но от этого социальная суть взаимоотношений существенно не меняется. Обмен информацией, симпатией, эмоциями не порождает серьезных взаимных обязательств людей по отношению друг к другу. Они не связаны глубинными взаимодействиями, которые вынуждают человека учесть мнение партнера.

Общности типа социальных кругов немало способствуют созданию сети таких контактных социальных связей, как знакомства, деловые связи, что существенно сказывается на утверждении авторитета личности, признании ее заслуг, особых дарований.

Социальные круги дополняют каркас общественных связей, являются достаточно важным элементом социальной системы. Лидерство в компании не порождает серьезных социально-статусных последствий. Тамада, избранный за праздничным столом только в этой компании найдет признание благодаря своему организаторскому и ораторскому таланту. Но если эти предпосылки разовьются и приобретут свойства регулярности, организованности, социальные круги начинают перерастать в социальные группы – устойчивый комплекс солидарных взаимодействий

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Контактные социальные общности

Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 8; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.161.8.205
Генерация страницы за: 0.084 сек.