Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подведение итогов. (Изучается на двух уроках)




ТЕМА 2. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

(Изучается на двух уроках)

УРОК1

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с понятием «невербальное обще­ние», раскрыть приемы невербальной коммуникации, развить навыки интерпретации невербальных сигналов в общении, идентифи­кации эмоциональных состояний людей по невербальным прояв­лениям в поведении.

Ход работы

Мы начинаем изучение темы «Невербальное (несловес­ное) общение». Вы узнаете о том, как много информации о характере и состоянии человека можно получить, наблю­дая за его жестами, позой, мимикой и даже походкой.

1. Основные каналы общения. Общение осуществляется по сле­дующим основным каналам: речевому (вербальному — от латин­ского слова устный, словесный) и неречевому (невербальному).

Наши представления о невербальном общении находят отраже­ние во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счаст­ливых людях мы говорим, что они «переполнены» счастьем или «си­яют» от счастья. О людях, испытывающих страх, мы говорим, что они «замерли» или «окаменели». Гнев или злость описывается та­кими словами, как «лопнуть» от злости или «дрожать» от ярости. Нервничающие люди «кусают губы». Чувства, эмоции могут выра­жаться средствами невербального общения.

2. Невербальное общение, широко известное как «язык тела» или «язык жестов», включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

Научиться понимать язык невербального общения важно по не­скольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но, чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим: «Я не знаю, как выразить это словами», имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не можем найти подходящих слов. Тем не менее, чувства, не поддающиеся словесному выражению, пе­редаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание это­го языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Если го­ворящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отвора­чивается, а подчас ведет себя и более вызывающе. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о пас в действительности.

Например, собеседник, который указывает пальцем, смотрит при­стально и постоянно перебивает, испытывает совершенно другие чувства, чем человек, который улыбается, ведет себя непринужден­но и (главное!) нас слушает. Наконец, нужно иметь в виду, что не­вербальное общение, как правило, спонтанно и проявляется бессо­знательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои сло­ва и иногда контролируют мимику, часто возможна «утечка» скры­ваемых чувств через мимику, жесты, интонацию и тембр голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в истинности того, что сказано словами, или, как это иног­да бывает, поставить сказанное под сомнение.

3. Позы и жесты. Установку и чувства человека можно опреде­лить по моторике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жес­там и движениям.

* Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы вос­принимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза го­ворит о внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. (Такую позу могут принимать и люди с более высоким поло­жением, вероятно, потому, что они больше уверены в себе в момент общения и обычно не стоят, а сидят, причем подчас не прямо, а от­кинувшись назад или склонившись набок.)

Наклон, при котором сидящие или стоящие собеседники чувству­ют себя удобно, зависит от характера ситуации или от различий в их положении и культурном уровне. Люди, хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят бо­ком друг возле друга. Когда они встречают посетителей или ведут переговоры, то чувствуют себя более удобно в положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают разговаривать несколько

склонясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают поло­жение лицом к лицу, кроме ситуации соперничества. Американцы и англичане располагаются сбоку от собеседника, тогда как шведы склон­ны избегать такого положения. Арабы наклоняют голову вперед.

Зная эмоциональное состояние вашего собеседника, понаблюдай­те, как он стоит, сидит, передвигает стул или как движется. Лучше наблюдать за ним, когда он думает, что на него не смотрят. Таким образом попробуйте установить связь между эмоциональным со­стоянием и его невербальными проявлениями.

Значение многих жестов рук или движений ног в определенной мере очевидно. Например, скрещенные руки или ноги обычно ука­зывают на скептическую, защитную установку, тогда как нескрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия. Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчи­вости. Стоять подбоченившись — признак неповиновения или, на­оборот, готовности приступить к работе. Руки, заведенные за голо­ву, выражают превосходство. \ Во время разговора головы собесед­ников находятся в постоянном движении. Хотя кивание головой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разрешение собеседнику продолжать речь. Кивки головой действуют на говорящего одобряюще и в групповой беседе, поэто­му говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывают на то, что слушающий

хочет высказаться.

Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика.

Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.

4. Походка, Ряд психологов утверждают, что по походке че­ловека и по тому, как он носит обувь, можно судить об особенно­стях его личности. Оказывается, что характер походки прямо связан с возрастом индивида и его физическим состоянием, за­висит от темперамента и образа жизни, указывает на его соци­альное положение.

Так, люди, которые ходят тихими, неуверенными шагами, опира­ясь на пальцы — сосредоточенны, не любят привлекать к себе вни­мание, часто углублены в свои мысли.

. Человек, ставящий ноги пятками внутрь, проявляет обостренное внимание к окружающему: он все видит и все слышит, весел, общи­телен, иногда до назойливости.

- Звучная ходьба обнаруживает несдержанность характера, бесце­ремонность. Часто при этом повышенный тон «компенсирует» от­сутствие уверенности в себе.

- Размеренный степенный шаг характеризует людей спокойных, не
подверженных никаким чудачествам и легкомыслию.

- Если человек при ходьбе сильно размахивает руками, это свидетельствует о его подвижности, живой натуре, старательности, целе­устремленности, а если при этом ноги он ставит легко и пружинис­то, то это вообще идеальный человек.

- Тяжелая походка, шарканье, неподвижно висящие при ходьбе руки свидетельствуют об отсутствии воли, о пресыщенности и/или старости.

-Человек, продвигающийся танцующей походкой, несерьезен и забывчив, много обещает и никогда не выполняет свои обещания.

-Те, кто ходит мелкими шажками, как правило педантичны и ма­лообщительны.

- Человек нерешительный при ходьбе слегка покачивается, шаг имеет неравномерный — то поспешит, то замедлит; очень быстро стирает каблуки.

Люди, быстро меняющие свои взгляды, стирают подошву, прежде всего изнутри.

5. Межличностное пространство. Другим важным фактором в общении является межличностное пространство — как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями, как, например, «держаться подальше» от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или «держаться поближе» к тому, в ком заин­тересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе друг к другу они сидят или стоят. Однако суще­ствует определенный предел допустимого расстояния между собе­седниками. Он зависит от вида взаимодействия и определяется сле­дующим образом:

• интимная зона (до 0,46 м) соответствует интимным отношениям и характерна для родственников, возлюбленных, друзей. Может встречаться в спорте — в тех его видах, где имеет место соприкосно­вение тел спортсменов;

• личная зона (0,46—1,2 м) — для неформальных социальных и
деловых отношений, причем верхний предел более соответствует
формальным отношениям;

• социальная зона (1,2—3,6 м) — это расстояние обычно выдерживается при официальном и формальном общении;

• публичная зона (более 3,6 м) сохраняется при обращении к аудитории, к группе людей.

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благопри­ятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соот­ветствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмер­но близкое, как и чрезмерно удаленное, положение отрицатель­но сказывается на общении.

Эти правила значительно варьируются в зависимости от воз­раста, пола и уровня культуры. Например, дети и старики дер­жатся ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые люди и люди средних лет предпочитают более отдаленное положение. Обычно женщины стоят или сидят ближе к собеседнику (неза­висимо от его пола), чем мужчины. Личностные свойства также определяют расстояние между собеседниками: уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собе­седнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держатся от собеседника подальше. Общественный статус также влияет на расстояние между людьми. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на относительно близ­ком расстоянии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.