Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ ситуаций




Ход работы

ТЕМА 4. ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с основами теории Э. Берна об эго-состояниях личности; рассмотреть особенности каждого из эго-состояний личности; углубить самопонимание путем определения собственного доминирующего эго-состояния; раскрыть преимуще­ства инедостатки разных позиций в общении.

Общаясь, каждый человек, сознательно или подсозна­тельно, ведет себя характерным образом: занимает опре­деленную позицию. О позициях в общении мы сегодня и поговорим.

1. Различные состояния "Я".Наверное, вы обращали внимание
на то, что иногда у вас преобладает игривое настроение и вам не хо­чется решать какие-то серьезные вопросы, нести за что-то ответственность. А иногда у вас как будто «голосок прорезался» и вы на­чинаете отдавать распоряжения, командовать и даже покрикивать
на друзей (о чем впоследствии вполне закономерно сожалеете).
А бывает, что вы предельно собранны, тактичны, способны найти
выход из самой сложной ситуации. Чем объясняется то, что перио­дически вас как будто подменяют?

Согласно теории Эрика Берна, в человеке можно выделить три составляющих, которые обозначаются как различные состояния «Я». Они следующие: Родитель, Взрослый и Ребенок.

2. Эго-состояние «Родитель»(эго-состояние Р) включает наши
убеждения, верования и предрассудки, ценности и установки, многие из которых мы воспринимаем как свои собственные, принятые
нами самими, тогда как на самом деле это усвоенные без критичес­кой переработки установки и убеждения значимых для нас людей или просто «штампы». Поэтому «Родитель» — как бы наш внутрен­ний комментатор, редактор и оценщик.

Когда мы занимаем позицию «Карающего Родителя», то позво­ляем себе давить на окружающих, кричать, в нетактичной форме делать замечания, поучать. При этом лицо у нас осуждающе-серди­тое. Брови насуплены, губы поджаты, голова неодобрительно пока­чивается.

Но «Родитель» может быть и заботливо-опекающим. В этом слу­чае он: защищает, поддерживает, одобряет, помогает, утешает, сочув­ствует. Родительские слова в этом случае будут: «Не вешай нос!», «Давай я тебе помогу!», «У тебя это здорово получилось!», «Не рас­страивайся из-за пустяков!», «Ты с этим обязательно справишься!». Невербальные проявления при этом — поглаживание по голове, по­хлопывание по плечу, внимательный, сочувствующий взгляд.

 

Кто может занимать позицию «Карающего Родите­ля»? Кто — «Опекающего»? В каких ситуациях это про­является?

3. Эго-состояние «Взрослый».Взрослое состояние «Я» (эго-состояние В) воспринимает и перерабатывает логическую составля­ющую информации, принимает решения преимущественно обду­манно и без эмоций, проверяя их реалистичность.



Поведение, типичное для «Взрослого»: ориентированность на решение встающих перед ним в данный момент проблем с опорой на наилучший вариант из возможных альтернатив. Для получения информации «Взрослый» задает вопросы, начинающиеся со слов: «Что? Где? Когда? Почему? Как?» Подстройка к партнеру проис­ходит преимущественно на равных. Выражение лица — вниматель­но-заинтересованное, полностью обращенное к партнеру, доверяю­щее и спокойное.

Каким образом проявляется позиция «Взрослого»? Ка­кие примеры подобного поведения ваших сверстников вы можете привести?

4. Эго-состояние «Ребенок»(Д — дитя) руководствуется глав­ным образом чувствами. На поведение в настоящем влияют скры­тые чувства, происходящие из детства.

Манеры поведения, типичные для «Ребенка»: наш внутренний «Ребенок» может быть настроен по-разному — свободно-творчес­ки, униженно-беспомощно, бунтарски-строптиво. В зависимости от этих состояний «Ребенок» может вести и проявлять себя в коикретпых ситуациях. В свободно-творческом состоянии «Ребенок» излу­чает энергию, не заботится о том, что скажут о нем окружающие, проявляет творческий подход, находится в приподнятом настрое­нии и открыт окружающему миру.

Словарь - предпочитаемых высказываний состоит из непосред­ственных восклицаний типа: «Я хочу!», «Вот это здорово!», «Пре­красная мысль!». Речь — возбужденная, торопливая, горячая.

«Приспосабливающийся Ребенок» озабочен мнением о себе дру­гих, переживает чувства вины и стыда, страха и неуверенности в себе. Он беспомощен, обижен, жалуется на несправедливость. Его слова­ми при этом являются: «Я не знаю, смогу ли я», «Я правильно это делаю?», «Я хотел только...», «Почему всегда я ?». Интонации выска­зывания — тихие, нерешительные, плаксивые. Выражение лица — го­лова опущена вниз, кусает губы, глаза готовы заплакать.

« Ребенок-бунтарь» капризничает, протестует против авторитетов и власти, проявляет непослушание, может быть грубым и строптивым. Его любимыми словами являются: «Я этого не хочу!», «Я это не буду делать!», «Оставьте меня в покое!».

В каких случаях человек занимает такую позицию?

Представьте себе ситуацию: один собеседник занимает позицию «Взрослого», а другой — позицию «Ребенка». Скорее всего, долго удерживаться на данных позициях им будет сложно. Какие возмож­ны изменения в позициях (В—Д — Р—Д или В—В)?

Как изменяются позиции, если один собеседник занимает пози­цию «Родителя», а другой — «Взрослого» (Р—В— Р—Д или В—В)?

5. Схема Томаса А. Харриса.Говоря о позициях, которые зани­мают люди в общении, удобно также воспользоваться системой, предложенной Томасом А. Харрисом.

По его мнению, существуют простейшие двусторонние позиции — это Ты и Я. Они имеют две модальности — позитивную (+) и нега­тивную (-), Я «+» означает: «Я — хороший, со мной все хорошо». Я «—» означает: «Со мной нехорошо, у меня не все в порядке». Со­ответственно, читаются Ты «+» и Ты «-»-позиции. Сочетание этих единиц дает четыре двусторонние позиции.

Я «-» — Ты -«+». Человек, который принял указанную жизнен­ную позицию, полагается на милость окружающих, испытывает ог­ромную потребность в поглаживании, в признании. Такой человек полон желания угодить другому, он подобен альпинисту, который пожизненно приговорен покорять одну вершину за другой, никогда не достигая полного удовлетворения. Психологически это депрес­сивная позиция, в социальном плане она означает самоуничижение. В профессиональной жизнедеятельности такая позиция чаще всего побуждает человека сознательно унижаться перед различными людьми, используя при этом их слабости.

Я «-» — Ты <.-». Принятие такой жизненной позиции приводит к замедлению или даже остановке развития Взрослого. Это значит, что человек считает плохими всех окружающих, а также самого себя. У человека нет больше надежды, он сдается. Это позиция безнадеж­ности.

Я «+» — Ты«-». Эта позиция подходит для ситуации, когда не­обходимо избавиться от кого-то. Это позиция превосходства. В боль­шинстве случаев такая позиция характерна для посредственных личностей, людей с завышенной самооценкой, склонных видеть в других только недостатки.

Я •«+» — Ты «+». Позиция «Я — хороший» — «Ты — хороший» — самая эффективная, потому что человек, принявший ее, не предпо­лагает получения мгновенной радости и утешения. Это позиция вполне здоровой личности с позитивной установкой на себя и со­циальное окружение. При такой позиции партнеров общение про­текает взаимно оптимально.

Таким образом, имеются четыре базовые позиции:

1) Я «-» — Ты «+» (депрессивность);

2) Я «-» — Ты «-» (безнадежность);

3) Я «+» — Ты «-» (превосходство);

4) Я «+» — Ты «+»> (успех).





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 10; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.159.120.168
Генерация страницы за: 0.083 сек.