Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Закрепление пройденного материала. Практическая работа. Закрепление пройденного материала




Ход работы

ТЕМА 5. СТИЛИ ОБЩЕНИЯ

Подведение итогов

Практическая работа. Закрепление пройденного материала

Приведите примеры и дайте общую характеристику людям, которые занимают в общении 4 позиции, описан­ные Томасом А. Харрисом.

А теперь давайте вернемся к позициям общения, предложенным Э. Берном, и попробуем определить, какое из эго-состояний явля­ется у вас доминирующим.

Тест «Три Я» (прил. 3).

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с разными типами стилей обще­ния, дать представление об особенностях наиболее эффективных в общении стилей; изучить правила этикета.

Сегодня мы поговорим о том, какие существуют стили общения, а также о некоторых правилах этикета.

Вы не раз наблюдали, что в разных жизненных ситуациях перед вами стоят разные цели, раскрываются разные ваши качества. Вы как будто преображаетесь и, в зависимости от ситуации, выбираете тот или иной стиль общения. Социальные психологи выделяют 6 типов стилей общения.

1. Виды общения.Выделяется несколько видов общения.

а) Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затро­нуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник общения хорошо знает личностные особенности собеседника, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

Итак, что дает нам использование этого стиля?

б) Деловое общение, когда учитываются особенности личности,
характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

 

 

Когда необходимо ограничиваться рамками делового стиля?

в) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как
нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в
контакт, если мешает — оттолкнут, могут последовать агрессивные
грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теря­ют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

Может ли быть эффективным данный стиль?

г) Манипулятивное общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника, причем используются разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация добро­ты и т. п.), в зависимости от особенностей личности собеседника.

Почему люди иногда прибегают к этому стилю обще­ния?

д.) Формально-ролевое общение имеет место, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Приведите примеры использования данного стиля об­щения.

е) Суть светского общения в его беспредметности: люди говорят
не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.
Это общение закрытое (неискреннее), так как на самом деле истинное мнение друг друга собеседников не интересует, оно не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.



Как вы увидели, существуют разные стили общения. Какие вы можете выделить между ними существенные различия? Например, между светским и духовным меж­личностными стилями общения? Между деловым и манипулятивным, ролевым и примитивным?

А что же их объединяет — по крайней мере, некоторые из них?

2. Этикет. И в деловом общении, и в духовном, и в светском, и в формально-ролевом необходимо придерживаться определенных правил этикета. С некоторыми из них вы сегодня познакомитесь.

Что такое этикет?

Слово «этикет» вошло в обиход со времен французского короля Людовика XIV и обозначает «установленный порядок поведения где-либо». Конечно, правила этикета не абсолютны, а определяют­ся местом, временем и обстоятельствами.

Итак, начнем с приветствия. Установившийся обычай определя­ет правила очередности приветствий.

1. Первым здоровается мужчина с женщиной, даже если сам он в
это время в обществе других женщин.

2. Первым же он здоровается и со своим знакомым, если послед­ний идет в обществе женщины, пожилого мужчины. Причем поклон его должен относиться к ним обоим.

3. Первым здоровается младший со старшим, подчиненный с на­чальником.

4. Женщина здоровается первой с женщиной старше себя, а так­
же с одиноко идущей женщиной, если она сама находится в обще­стве мужчин.

5. Молодая девушка первая здоровается с пожилым мужчиной.

6. Если вы хотите попросить незнакомого человека оказать вам
какую-то услугу или дать какую-нибудь информацию, то первым
вежливо здороваетесь вы, а затем уже излагаете свою просьбу.

7. Если вы не можете вспомнить, знакомы вы или нет с повстречавшимся вам человеком, то правильно будет, если вы поклони­тесь ему.

8. Когда в каком-нибудь доме собралось общество, вновь прихо­дящий здоровается со всеми присутствующими. Если вокруг боль­шого стола сидит много гостей, следует, входя в общую комнату, громко и ясно произнести общее приветствие. Гостья, которая прихо­дит, когда все уже сидят за столом, должна вначале поздороваться с женщинами, потом — с мужчинами. Также и опоздавший мужчина здоровается сначала с женщинами, потом с мужчинами.

9. Приходя в гости, здороваются сперва с хозяйкой дома, затем —
с хозяином, потом уже с остальными женщинами, по возможности
начиная с более пожилых, и уже в последнюю очередь — с мужчи­нами, в том же порядке.

Что касается рукопожатий, то здесь принято:

• Женщина первой протягивает руку мужчине.

• Старший первым протягивает руку младшему.

• Начальник первым протягивает руку подчиненному.

Несколько слов о том, когда уместно целовать руку.

Если мужчина преисполнен расположения или уважения к жен­щине, с которой танцует, то, отводя ее на место, может поцеловать руку. Конечно, у него должна быть уверенность в том, что партнер­ша отвечает ему расположением. Целуя руку женщине, не подни­майте ее слишком высоко, а старайтесь наклониться сами.

Если вы приводите в компанию человека, которого другие не зна­ют, или если на улице встречаетесь с несколькими людьми, часть из которых вам незнакома, то новый человек обычно чувствует себя

неловко, присутствуя при разговоре приятелей. Многие не знают, когда кому следует представиться и когда, в каких случаях, кому представлять человека.

Общепринятыми считаются следующие правила.

1. Представляться всегда должен мужчина женщине, старшему —
младший, подчиненный — начальнику. Только молодая женщина
может представляться или быть представленной пожилому мужчине или высокопоставленной особе.

2. Одного человека представляют двум или нескольким лицам.
Это относится и к женщине, которую представляют супружеской
чете. Молодожены первые представляются пожилым людям, будь
то мужчины или женщины.

3. Если из двух лиц, которых вы знакомите, один человек прихо­дится вам родственником, то представьте его первым. Так, например, муж сначала называет имя своей жены.

4. Представляя одного человека сразу нескольким, следует гром­
ко и отчетливо произнести его имя. Подводить его к каждому присутствующему в отдельности нет надобности.

5. Когда собравшееся общество уже разбилось на небольшие группы, представляются только людям, находящимся ближе всего от вас.

Предложение перейти на «ты» должно исходить всегда от более старшего человека или того, кто занимает более высокое служебное положение. Молодые люди могут попросить старших говорить им «ты», но сами они продолжают обращаться на «вы».

Кроме того, следует помнить, что:

• женщинам позволительно отказаться перейти на «ты» с мужчиной, не приводя никаких доводов;

• женщина не обязана говорить «ты» приятелям своего мужа;

• чужим детям говорят «ты» до 14— 16-летнего возраста;

• нельзя позволить себе обратиться к незнакомому человеку, даже
моложе вас, на «ты».

Как правильно дарить и получать подарки? Подарок выбирают в зависимости от того, кому он предназначается: близкому родствен­нику, хорошему знакомому, чужому человеку, которому вы хотите просто выразить благодарность или показать свое внимание.

Стоимость подарка должна быть в пределах финансовых возмож­ностей дарителя. Если он их превысит и истратит слишком круп­ную сумму, получатель подарка будет чувствовать себя неловко. Если человек, не стесненный в средствах, имеющий полную возмож­ность купить солидный подарок, отделается пустячком, его чрезмер­ная бережливость обязательно бросится всем в глаза.

Близкому человеку будет очень приятно, если к подарку, о кото­ром он уже знает, вы присоедините еще какую-нибудь маленькую

безделушку.

Если вас пригласили к чаю или ужину, небольшим букетиком

цветов вы порадуете хозяйку, докажете свою воспитанность.

* Оказывается, существует язык цветов, которым также иногда можно воспользоваться.

Ромашка – любовь и мир

Ландыш – скрытая любовь

Василек – нежность

Лилия – чистота

Пион – долголетие

Подснежник – верность

Верба – искренность

Красная роза – страсть

Белая роза – Верность и нежность

Розовая роза – нежная любовь

При преподнесении цветов существуют определенные правила.

1. Предпочтительнее дарить человеку те цветы, которые он лю­бит. Если вы этого не знаете, то вполне приемлемо преподнести муж­чине красные или белые гвоздики, а даме — розовые.

2. Если в гости приходит пара, цветы хозяйке дома вручает обяза­тельно мужчина.

3. Подарок вручается после того, как преподнесены цветы.

4. Если вы приглашены в гости к супружеской чете по поводу
имении хозяина дома или другого подобного праздника, цветы все
равно вручаются хозяйке дома.

5. На праздновании юбилеев преподносятся цветочные компози­ции в корзинах.

Нужно знать так же, как принимать подарки, чтобы не выглядеть невоспитанным и не обидеть дарителя.

Пакет с подарком принято тут же разворачивать, а не откла­дывать небрежно в сторону. Может случиться, что придет не­сколько приглашенных, и один из них принесет великолепный дорогой подарок, который, естественно вызовет ваше восхище­ние. Помните только, что выражать благодарность подаривше­му вы должны так, чтобы не сконфузить гостей, явившихся с более скромными подарками. Преподнесенные цветы надо сразу поставить в вазу. Если вы просто положите их, это будет воспри­нято как невнимание.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 24; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.198.151.108
Генерация страницы за: 0.117 сек.