Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Закрепление пройденного материала. ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с основными феноменами меж­личностного восприятия: эффектом ореола, ошибками атрибуции; проанализировать причины




Ход работы

ТЕМА 8. МЕХАНИЗМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с основными феноменами меж­личностного восприятия: эффектом ореола, ошибками атрибуции; проанализировать причины, ведущие к искажению информации в процессе восприятия людьми друг друга; развить способность бо­лее глубокого понимания влияния этих механизмов на процесс об­щения.

Сегодня мы поговорим о том, что влияет на наше вос­приятие других людей, каковы механизмы межличност­ного восприятия. Проанализируем также, как эти механиз­мы могут стать причинами трудностей в общении.

1. Роль первого впечатления.Для того чтобы взаимодействовать с другим человеком, необходимо иметь какое-то представление о нем. Общаясь, люди составляют впечатление о партнере на основа­нии своего опыта, эталонов, внутренних установок, сознательной или бессознательной интерпретации невербальных сигналов. На основании сформировавшегося под влиянием внешних и внутрен­них факторов мнения (которое может быть весьма далеко от дей­ствительности) строятся отношения между людьми. Изучению ме­ханизмов восприятия людьми друг другом посвящены многочис­ленные психологические эксперименты, позволившие выявить це­лый ряд закономерностей.

Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установ­ления контакта с ним. Мы знаем по опыту, что первое впечатление может, как способствовать, так и препятствовать контакту с собе­седником; более того, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком.

Внешность человека действительно несет много информации: о социальном и материальном положении, уровне образования, состоя­нии здоровья, а порой и о наличии вредных привычек... Манеры по­могают уточнить социальный статус, меру воспитанности, а иногда и профессию. Походка, жесты позволяют заглянуть еще глубже — в тем­перамент и характер, т. е. дорисовать психологический портрет.

2. «Эффектореола». На формирование первого впечатления вли­яет так называемый «эффект ореола». Чаще всего «эффект ореола» проявляется, когда субъект восприятия располагает минимальной информацией о воспринимаемом. Однако этот эффект обнаружива­ется и при восприятии знакомого человека, но в условиях ярко выра­женного эмоционального отношения к нему, т. е. если мы любим человека, то все его черты нам кажутся положительными, и наоборот.

«Эффект ореола* проявляется в том, что в начале знакомства об­щее впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестных качеств: общее благоприятное впечатление, оставленное человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, кото­рые не даны в восприятии, вместе с тем общее неблагоприятное впе­чатление порождает соответственно отрицательные оценки.



Механизм появления ошибок аналогичен во всех случаях, но ис­точниками «ореола» являются разные причины, что и позволило выделить три основных ошибки — превосходства, привлекательно­сти и отношения к нам.

3. Ошибки превосходства.При ошибках превосходства (или не­равенства) схема восприятия такова: при встрече с человеком, пре­восходящем нас по какому-то важному для нас параметру, мы оце­ниваем его более положительно, чем могли бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем. Очень важно помнить, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а пе­реоценка или недооценка происходит по многим параметрам. Эти ошибки можно назвать фактором превосходства.

Например, если человек слабый и болезненный, а мечтает стать сильным и здоровым, то, встретив пышущего здоровьем человека, он переоценит его и по всем остальным параметрам — в его глазах он будет еще и умен, и красив, и добр.

Какие примеры вы можете привести?

4. Ошибки привлекательности.Не менее важными являются так называемые ошибки привлекательности. Эти ошибки, мешающие составить объективное мнение о человеке, связаны с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Это выражается в том, что если человек нам нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т. д. (т. е. опять-таки переоцениваем многие его психологические харак­теристики).

Подобные примеры мы можем найти у многих писателей. Напри­мер, у Л. Н. Толстого в «Крейцеровой сонате* говорится: «Удиви­тельное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слы­шишь глупостей, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна».

В данном случае под влиянием одного фактора переоцениваются или недооцениваются свойства человека. Здесь мы имеем дело с фактором привлекательности — чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях, если же он не привлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

5. Фактор отношения к нам.Следующая схема также хорошо известна. Все люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам значительно лучите тех, кто относится к нам плохо. Это проявление так называемого фактора отношения к нам.

Американские психологи Р. Низбет и Т. Вильсон проводили сле­дующий эксперимент. Студенты в течение получаса общались с но­вым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доб­рожелательно, с другими — отстранение, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили дать оценку ряду харак­теристик преподавателя. Результаты оказались достаточно убеди­тельными. Оценки студентов, с которыми преподаватель вел себя доброжелательно, оказались значительно выше, чем оценки его же, но в роли «отстраненного». Отсюда можно сделать заключение, что позитивное отношение к нам порождает сильную тенденцию к при­писыванию положительных свойств и отбрасыванию отрицатель­ных и, наоборот, — негативное отношение вызывает тенденцию не замечать положительных сторон партнера и выделять отрицатель­ные. Таково действие рассматриваемого фактора.

Приведите, пожалуйста, свои примеры.

Рассмотренные нами факторы охватывают практически все воз­можные ситуации общения.

6. Каузальная атрибуция.Кроме того, в повседневной жизни, не имея точной информации, люди часто вынуждены строить свои предположения относительно причин действий ипоступков других людей. Причинное объяснение поступков другого человека путем


приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов пове­дения носит название каузальной атрибуции или причинной ин­терпретации. (Слово «атрибуция» означает приписывание, «каузальный» — причинный.)

«Эффект ореола» также является одним из типичных случаев ка­узальной атрибуции: приписывание положительных качеств лицам, к которым субъект восприятия относится позитивно, и отрицатель­ных — тем, к кому он не расположен

Приписывание причин чужим поступкам имеет еще одну особен­ность. Обычно мы склонны полагать, что поведение других отража­ет их истинную сущность. При этом свое собственное поведение чаще всего объясняем с точки зрения каких-то обстоятельств, лю­дей, заставивших нас поступить тем или иным образом, но полага­ем, что другие сами несут ответственность за свое поведение.

Например, некий Саша мог бы объяснить свое поведение ситуа­цией: «Я злюсь, потому что все идет не так, как хочется», но Настя могла подумать: «Саша ведет себя враждебно, потому что он злой человек». Когда мы объясняем свои поступки, то обычно использу­ем глаголы, которые характеризуют наши действия и реакции («Меня раздражает, когда...»). Интерпретируя кого-нибудь друго­го, мы чаще применяем характеристики и оценки человека (напри­мер, «раздражительный»).

А еще мы находим причины там, где их ищем. Это замечательно иллюстрирует пример американского психолога Дэвида Майерса; «Обратитесь к собственному опыту и подумайте: что бы вы сказали о своем преподавателе по психологии: он молчаливый или разго­ворчивый человек? Я предполагаю, что вы придете к заключению, что оп довольно общителен. Но если подумать еще: ваше внимание сосредоточено на поведении преподавателя, когда он находится в ситуации, требующей, чтобы он говорил. Сам преподаватель отсле­живает свое поведение во многих других ситуациях — в классе, на собрании, дома. «Я разговорчив? — мог бы он удивиться. — Ну, это зависит от ситуации. Когда я в классе или с добрыми друзьями, я довольно общителен. Но на собраниях и в незнакомых ситуациях я

испытываю стеснение».

Эти примеры хорошо иллюстрируют «ошибки атрибуции». К со­жалению, ошибочная причинная интерпретация может приводить к довольно печальным последствиям, например к конфликтам, не­доразумениям.

Каким образом, по вашему мнению, можно избежать этой ошибки?

 

Итак, чтобы не совершать подобные ошибки при формировании первого впечатления о человеке, задайте себе вопрос: «Почему он так поступает? Какие могут быть причины: внешние и внутренние?» При возможности следует прямо спросить собеседника о мотивах его поведения, обсудить позиции каждого из партнеров и избежать приписываний.

7. Установка. Восприятие новой информации, формирование мнения о неизвестном человеке часто зависит от установки. Уста­новка — это наше сознательное или бессознательное убеждение в чем-то, восприятие мира под определенным углом зрения. Иногда это собственное мнение человека, выработанное на основе своего опыта, но чаще — заимствованные из чужого опыта, авторитетов, книг и газет «расхожие» мнения. Естественно, человек не может быть компетентным во всех областях, поэтому часто мы вынуждены со­ставлять свое представление о каком-то явлении, пользуясь «ком­петентными источниками». Однако такое некритическое заимство­вание информации часто является источником ошибок; иногда че­ловек не в состоянии увидеть различные стороны явления потому, что убежден в своем знании «истины».

Влияние установки на межличностное восприятие доказано пси­хологическими экспериментами. Один из них был таким. Группе студентов предлагали описать человека по фотографии. Перед по­казом одной и той же фотографии одной группе дали понять, что это фото героя, а другой — преступника. В зависимости от предва­рительной информации изменялись описания. Вот описания «пре­ступника»: «Человек опустившийся, очень озлобленный, неопрят­но одетый, непричесанный. Можно подумать, что до того, как стать преступником, он был служащим или интеллигентом. Очень злой взгляд». А вот какие черты приписывали другие испытуемые тому же человеку на фотографии, считая его героем: «Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чув­ствуется душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое».

Таким образом, установка может повлиять на то, что одно и то же явление люди трактуют прямо противоположным образом.

Сходный феномен, наверное, известен каждому из вас: если нам что-то расскажут о новом человеке перед знакомством, мы склонны искать подтверждение этой характеристике даже в нейтральных проявлениях его поведения. Правда, здесь играет роль источник информации и уровень доверия к нему. Иногда даже верные вещи, высказанные человеком, который известен нам своей несерьезно­стью, мы будем подвергать сомнению или отбросим как ложную ин­формацию. Это — другое проявление все той же установки.


Какие примеры влияния установки на восприятие лю­дей друг другом вы могли бы привести?

Как можно избежать нежелательных последствий это­го эффекта?





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 16; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.4.139
Генерация страницы за: 0.088 сек.