Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Закрепление пройденного материала. В начале урока мы предполагали поговорить о то




Ход работы

ТЕМА 17. ФУНКЦИИ СЕМЬИ. СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Подведение итогов

Обсуждение

В начале урока мы предполагали поговорить о том, ка­кую семью можно считать гармоничной. Хотелось бы, что­бы вы высказали свое мнение: какая семья является гар­моничной и что нужно, чтобы она была такой.

Учащиеся называют признаки, которые, по их мнению, характеризуют гармоничную семью. На доске составля­ется список предложенных учащимися признаков, при не­обходимости высказывания учащихся корректируются и переформулируются преподавателем.

* Можно провести эту работу в малых группах.

Учащимся предлагается разбиться на группы по 5—6 человек, иыработатъ общую позицию и составить перечень признаков гар­моничной семьи. Затем представители от всех групп защищают спой проект. Другие учащиеся дополняют, задают вопросы.

* Разыгрывание ситуации «Неприятность на работе» Играют двое: Муж и Жена. У одного из них случилась непри­ятность на работе, о которой он ие хочет говорить, хотя тяжело ее переживает. Задача другого — разговорить и оказать эмоцио­нальную поддержку.

Другие учащиеся наблюдают, записывают свои впечатления, затем высказывают мнения: почему не получилось или получи­лось, какие еще способы можно было бы применить.

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с функциями семьи, более деталь­но остановиться на воспитательной функции; изучить стили гармо­ничного и негармоничного воспитания; дать представление о пси­хологических проблемах родителей в семьях с негармоничным сти­лем воспитания; углубить понимание собственных ожиданий от брака.

Сегодня на уроке мы рассмотрим функции семьи, а так­же остановимся для более детального изучения на воспи­тательной функции.

1. Значение гармоничных отношений в браке.Тема семьи вол­новала людей во все времена. Существует огромное количество по­словиц о семье: «Муж да жена — одна душа», «Муж и жена — одно дело, одно тело, один дух», «Муж и жена из одного кремня искры».

Большое количество данных свидетельствует о том, что большин­ство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чувству­ют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. Череда исследований, основывающихся на опросах десятков тысяч европейцев и амери­канцев, неуклонно приводит к одному и тому же результату: по срав­нению с вдовами и одинокими людьми, и особенно с разведенными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удов­летворенными жизнью.

Однако более важным является не сам факт брака, а качество брач­ных отношений. Люди, удовлетворенные своим браком и испытыва­ющие любовь к своему партнеру, редко говорят, что они несчастны либо недовольны жизнью, реже находятся в состоянии депрессии.



2. Функции семьи.Хороший брак дает каждому партнеру надеж­ного товарища, любовника, друга. Гармоничная семья выполняет много различных функций.

Функции семьи — это сферы жизнедеятельности семьи, непо­средственно связанные с удовлетворением определенных потреб­ностей ее членов. Рассмотрим основные функции семьи.

Воспитательная функция состоит в удовлетворении индиви­дуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях. Более подробно об этой важ­нейшей функции и проблемах воспитания ребенка в семье мы

поговорим позже.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетво­рении материальных потребностей семьи, получении хозяйствен­но-бытовых услуг одними членами семьи от других.

В большинстве семей существует распределение обязанностей на мужские и женские, феминистически настроенные женщины про­тестуют против такой организации быта, однако главное — это при­сутствие взаимопомощи и заботы друг о друге.

* Это очень хорошо раскрыто в стихотворении Ирины Снего­вой «Любовь».

У пас говорят, что, мол, любит и очень,

Мол, балует, холит, ревнует, лелеет...

Л помню, старуха-соседка короче,

Как встарь в деревнях, говорила: жалеет.

И часто, платок затянувши потуже

И вечером в кухне усевшись погреться,

Она вспоминала сапожника-мужа,

Как век он не мог на нее насмотреться.

Поедет он смолоду, помнится, в город,

Глядишь — уж летит, да с каким полушалком!

А спросишь, чего, мол, управился скоро?

Не скажет... Но знаю: меня ему жалко...

Зимой мой хозяин тачает, бывало,

Л я уже лягу, я спать мастерица,

Он встанет, поправит на мне одеяло,

Да так, что не скрипнет под ним половица.

И сядет к огню в уголке своем тесном,

Не стукнет колодка, не звякнет гвоздочек...

Дай Бог ему отдыха в царстве небесном —

И тихо вздыхала: — Жалел меня очень...

В ту нору все это смешным мне казалось,

Казалось, любовь чем сильнее, тем злее,

Трагедии, бури... Какая там жалость!

Но юность ушла. Что нам ссориться с нею?

Недавно, больная бессонницей зябкой.

Я встретила взгляд твой — тревога в нем стыла.

И вспомнилась вдруг мне та старая бабка,

Как верно она про любовь говорила.

Функция первичного социального контроля. В каждой семье есть определенные моральные нормы поведения членов семьи в различ­ных сферах жизнедеятельности, а также ответственность и обяза­тельства в отношениях между супругами, родителями и детьми. В случае нарушения установленных норм осуществляются различ­ные санкции за недопустимое поведение.

Отличаются ли моральные нормы в разных семьях? Какие санкции может применять семья в случае их несо­блюдения?

Функция духовного общения. Очень важно, чтобы в семье про­исходило духовное взаимообогащение членов семьи. Совмест­ное проведение досуга, прогулки, развитие разносторонних куль­турных интересов, посещение музеев, концертов, обсуждение прочитанных книг и фильмов укрепляет дружеские основы брач­ного союза, формирует общие интересы и ценности, заполняет жизнь членов семьи и делает общение в семье интересным и зна­чимым.

Каким еще образом возможно духовное взаимообога­щение членов семьи?

Эмоциональная функция. Всем людям необходимо удовлетворе­ние потребностей в личном счастье и любви. В семье человек может получить психологическую защиту и эмоциональную поддержку. Ощущение «крепкого тыла» помогает пережить трудности, непри­ятности на работе или даже потерю ее.

В чем может заключаться психологическая защита и эмоциональная поддержка в семье? Как можно выразить эмоциональную поддержку члену семьи, оказавшемуся^1 трудной ситуации?

Сексуальная функция. Удовлетворение сексуальных потребнос­тей является важной функцией брака. Этой стороне человеческих взаимоотношений мы посвятим отдельный урок.

3. Детско-родительские отношения.В 10-м классе мы говорили с вами о принципах позитивного воспитания детей. То, какие отно­шения устанавливают родители с ребенком, оказывает очень боль­шое влияние на формирование его личности. Хотя считается, что все родители желают своему ребенку добра, воспитание детей мо­жет быть неправильным и негармоничным. Иногда это связано с проблемами самих родителей, иногда родители просто не знают, как правильно воспитывать детей.

Известный санкт-петербургский семейный психотерапевт Э. Г. Эйдемиллер на основе своего многолетнего опыта с деструк­тивными (негармоничными) семьями разработал классификацию типов негармоничного воспитания. Он выделил 7 таких типов и опи­сал психологические проблемы родителей, которые заставляют их неосознанно избирать тот или иной стиль воспитания.

4. Типы негармоничного (неправильного) воспитания.Первый тип носит название потворствующая гиперпротекция (этот стиль иногда еще называют «Кумир семьи»). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетво­рению его потребностей. Нет запретов и санкций, часто такие дети просто не понимают слов «нет» и «нельзя».

Какой урон личности ребенка наносит такой тип вос­питания?

При стиле доминирующей гиперпротекции ребенок также в цент­ре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, устанавливая многочисленные ограничения и запреты. Это своего рода опутыва­ющий контроль: такой ребенок, как правило, лишен свободы выбо­ра, за него все решают родители.

Каким образом данный воспитательный стиль может повлиять на развитие личности ребенка?

Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пони­женным вниманием к его потребностям. Ребенка часто стыдят, по­стоянно сравнивают его поведение и личность с некими высокими моральными стандартами. У ребенка очень много обязанностей и мало прав. Его проблемы и потребности взрослыми могут просто игнорироваться. Часто при таком стиле воспитания ребенок вырастает повышенно тревожным, мнительным, страдает от чувства вины.

Как сказываются особенности характера, сформирован­ные под влиянием данного стиля, на дальнейшей жизни человека?

Один из наименее благоприятных для развития ребенка воспи­тательных стилей — эмоциональное отвержение. В крайнем вариан­те это воспитание по типу «Золушки». В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемый или, чаще, неосознаваемый пере­нос на ребенка негативного жизненного опыта родителей. Может быть, ребенок не был желанным, или родители слишком увлечены своими делами, или мать не любила отца, а ребенок похож на него... Ребенок в этом случае может ощущать себя помехой в жизни роди­телей, между ними и ребенком устанавливается большая эмоцио­нальная дистанция.

Какие психологические проблемы будет испытывать человек, воспитывающийся в семье, где его эмоционально отвергали (по каким бы то ни было причинам)? Виноват ли ребенок в том, что взрослые в какой-то момент непра­вильно распорядились своей жизнью?

Есть семьи, где распространено жестокое обращение родителей с детьми. Здесь на первый план выходит эмоциональное отверже­ние, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишения удовольствий, неудовлетворения потребностей ребенка.

Какой ущерб личности ребенка может нанести такой тип воспитания? Почему иногда такие дети отзывчивей и вни­мательней своих сверстников?

При стиле гипопротекции ребенок предоставлен самому себе, ро­дители не интересуются им и не контролируют его. Иногда это на­стоящая безнадзорность; в некоторых случаях родители удовлетво­ряют лишь физиологические потребности ребенка, но других функ­ций семья для него не выполняет.

К каким неблагоприятным последствиям может приве­сти такой тип воспитания?

При гармоничном воспитании потребности ребенка разумно удов­летворяются, существует небольшое количество неукоснительно соблюдаемых правил и запретов; в ребенке поощряется самостоя­тельность, развивается ответственность.

5. Причины негармоничного воспитания. Причины исполь­зования родителями негармоничных стилей весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, меша­ющие наладить адекватное воспитание. Однако нередко основ­ную роль в нарушении воспитательного процесса играют лич­ностные особенности самих родителей. В этом случае в основе негармоничного воспитания лежит какая-то проблема (чаще все- . го неосознаваемая), неудовлетворенные потребности. Родитель пытается разрешить личностную проблему, используя свою роль в воспитании ребенка. Среди этих проблем можно выделить сле­дующие:

Проекция па подростка собственных нежелательных качеств. Нарушения воспитания, обусловленные этой проблемой, — эмо­циональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель видит чер­ты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. (Вспомните психологическую защиту по типу «проекции».) Это могут быть агрессивность, склонность к лени, влечение к алко­голю, негативизм, протестные реакции, несдержанность. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествами у ребенка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоцио­нальную выгоду для себя. При этом нередко подростку навязы­вается роль «неисправимого», «хулигана», «психа», «недотепы» и т. п. Борьба с нежелательными качествами ребенка (подрост­ка) помогает отцу верить, что у него самого данных проблем нет.

Каковы последствия для ребенка наличия этих проблем у ро­дителей?

Неразвитость родительских чувств. Эта проблема обуслов­ливает нарушение воспитания и возникновение негармоничных воспитательных стилей: гиперпротекция, эмоциональное отвер­жение, жестокое обращение.

Слабость, неразвитость родительских чувств внешне прояв­ляется в нежелании иметь дело с ребенком или подростком, в плохой переносимости его общества, поверхностном интересе к его делам. Нередко эта проблема встречаются у родителей детей и подростков с трудностями в поведении и обучении.

Причиной неразвитости родительских чувств может быть от­вержение самого родителя в детстве его родителями, приведшее к тому, что он сам в свое время не испытал родительского тепла. Замечено, что у очень молодых родителей родительские чувства значительно слабее, чем у более старших; для женщин с неразвитым родительским чувством характерны эмансипационные устремления и желание любым путем «устроить свою жизнь».

Какие еще могут быть причины неразвитости родительских чувств?

Воспитательная неуверенность родителей. При этом форми­руется такой воспитательный стиль, как потворствующая гипер­протекция, либо просто пониженный уровень требований к ре­бенку или подростку. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым звеном» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье меж­ду родителями и подростком в пользу последнего. Родитель «идет на поводу* у подростка, уступает даже а тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это проис­ходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя ситу­ации «минимум требований — максимум прав».

Почему иногда дети «садятся на голову» родителям?

Фобия (боязнь) утраты ребенка ведет к формированию та­ких негармоничных стилей, как потворствующая или домини­рующая гиперпротекция. «Слабое место» — неуверенность, бо­язнь ошибиться, преувеличение представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности, беззащитности и т. д.

Один источник таких переживаний коренится в истории по­явления ребенка на свет: его долго ждали, обращения к врачам не приносили успеха, ребенок родился хилым и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т. д.

Другой источник — перенесенные ребенком тяжелые заболе­вания, особенно если они были длительными. Отношение роди­телей к ребенку или подростку формировалось под воздействи­ем страха потерять его. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спе­шить удовлетворить его (потворствующая гиперпротекция); других — мелочно опекать его (доминирующая ги пер протекция).

Как видите, очень важно выбрать правильный стиль воспитания. Когда вы станете папами и мамами, в этом вам может помочь книга Карен Джослин «Позитивное воспи­тание».

* Желающим можно предложить подготовить реферат по этой книге.

Тест. Методика «РОП» (ролевые ожидания и притязания в браке) (прил. 6).





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 35; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.196.105.189
Генерация страницы за: 0.013 сек.