Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с видами малых групп, с этапами формирования коллектива; дать представление о ра




Ход работы

ТЕМА 19. КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ

Подведение итогов

Раздел V. ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП И КОЛЛЕКТИВОВ

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с видами малых групп, с этапами формирования коллектива; дать представление о распределении ролей в коллективе.

Сегодня мы поговорим о том, как происходит развитие и формирование коллектива; какие роли — сознательно или бессознательно — играют в коллективе разные люди; попытаемся выяснить, насколько сплоченным является ваш коллектив.

1. Роль процесса социализации в развитии личности. Если чело­век нарождается социальным существом, то он неизбежно становит­ся таковым. Действительно, человек появляется на свет совершенно незрелым. Находясь в полной зависимости от окружающих, он может жить только в симбиозе, будучи частью социальной ячейки, группы.

Первой группой, которая берет на себя заботы о нем, является семья. Позднее он пойдет в школу, вольется в компанию мальчиков или девочек своей улицы. Потом вступит в брак и будет работать в профессиональном коллективе. В нормальных условиях с рожде­ния и до смерти человек является частью многочисленных групп, и с их помощью происходит его социализация (усвоение социальных норм, умение жить среди людей и выполнять определенные роли).

Вспомните, что влияет на формирование характера.

2. Виды групп. Среди групп, в которые объединяются люди, вы­деляют следующие разновидности:

а) условные и реальные;

б) постоянные и временные;

в) большие и малые.

Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, существующие как общности в опреде­ленном пространстве и времени, характеризуются тем, что их чле­ны связаны между собой объективными взаимоотношениями. Ре­альные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, функциям, которые они выполняют, и об­щественному значению.

Приведите примеры условных и реальных групп.

3. Коллектив. Не каждая, даже реальная, группа людей является коллективом. Что же необходимо для того, чтобы сформировался коллектив и зачем он нужен?

Какое объединение людей, по-вашему, является коллек­тивом?

Итак, коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно по­лезной деятельности и сложным развитием формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом сознательных и целенаправленных воздей­ствий педагогов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов и т. д.); во-вторых, учебный коллектив — это относительно самостоятельное явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Учебный коллектив, образно говоря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода.

Основной причиной различий между учебными коллективами является то, что «погоду» в них делают определенные учащиеся, которые, конечно, не являются официальными руководителями учебного учреждения. Чуть позже мы коснемся вопроса распреде­ления ролей в коллективе.

4. Этапы формирования коллектива. Большинству из нас хоте­лось бы жить и работать среди людей, которые нас понимают, могут помочь и поддержать в трудную минуту, являются единомышлен­никами, т. е. быть членами сплоченного коллектива. Настоящий коллектив возникает не сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

1-я ступень — «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь — сколько песчи­нок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Бывает так и в человеческих группах. Вроде все вместе, а в то же время каждый человек сам по себе. В одном случае люди не стре­мятся пойти друг другу навстречу, а в другом — не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитет­ного центра, вокруг которого происходило бы объединение, спло­чение людей, где бы каждый чувствовал, что он другому нужен, и сам нуждался бы во внимании других. Поэтому такая стадия разви­тия коллектива — «песчаная россыпь» — не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

2-я ступень«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина — мате­риал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить разные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть и классный руководитель, и авторитетный ученик) этот материал превращается в прекрасное изделие. Но если не приложить усилий, то он может так и остаться простым куском глины.

На этой ступени развития коллектива отношения в основном доб­рожелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Настоящего, хорошего организатора нет или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

3-я ступень«Мерцающий маяк». В штормящем море мерцаю­щий маяк и начинающему, и опытному мореходу приносит уверен­ность в том, что курс выбран правильно. Важно только быть внима­тельным, не потерять световые вспышки из виду. На этом этапе кол­лектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому го­тов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудить­ся сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание — это еще не все. Встречающиеся трудности часто прекращают деятельность груп­пы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предло­жения по улучшению дел не только у себя в классе, но и в школе. Про­явление активности происходит всплесками, да и то не у всех.

4-я ступень — «Алый парус». Алый парус — символ устремленно­сти вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. У боль­шинства членов класса проявляется чувство гордости за коллектив; все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо ин­тересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, и иногда ее чле­ны приходят на помощь, когда их просят об этом. Хотя группа явля­ется сплоченной, она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда ей хватает мужества признать свои ошибки сразу, отстаивать свои интересы, но это положение может быть исправлено.

5-я ступень — «Горящий факел». Горящий факел — это живое пла­мя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответ­ственность.

Настоящий коллектив — тот, где люди сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим плохо; тот, что объ­единяет людей для решения совместных задач.

5. Распределение ролей в коллективе. В ученическом коллекти­ве можно выделить классические социометрические роли: лидеры, отверженные и пренебрегаемые. Лидер может быть эмоциональный (с таким человеком предпочитают проводить вместе свободное вре­мя, с ним все любят общаться и т. д.) и деловой (это человек, с кото­рым хорошо вместе работать, он не подведет; умеет организовать дело). Часто эмоциональные и деловые лидерские качества объеди­няются в одном человеке, но это происходит не всегда.

Следует сказать, что ученические коллективы отличаются тем, что лидер здесь может быть, условно говоря, положительным или отрицательным. Фигура отрицательного лидера, вероятно, вам из­вестна: он «лидирует» в неблаговидных делах — убежать с уроков, организовать хулиганскую выходку, травить слабого. Такой чело­век обладает качествами лидера: он энергичен, активен, умеет вли­ять на людей, но свои способности по каким-то причинам направ­ляет на асоциальную деятельность. За таким лидером идут те, кому трудно устоять перед его напором, те, кто боится его или не имеет собственного мнения. Почему некоторые люди легко попадают под любое (а чаще — негативное) влияние, мы поговорим на уроке, по­священном анализу темы «Конформизм»,

Отверженные — те люди, которых в классе не любят. Пренебрегаемые - «серые мышки. Их не замечают, у них почти нет друзей; это люди, которые присутствуют в классе, но держатся в тени и не вызывают никаких чувств у окружающих.

По каким причинам, с вашей точки зрения, человек за­нимает в классе позицию «отверженного»?

Всегда ли это связано с тем, что у этого человека есть определенные негативные личностные качества?

Что заставляет людей идти за «отрицательным» ли­дером?

* Есть и другая классификация ролей в школьном коллекткис (менее научная): «лидер», «шут», «марионетка. «скептик» (недо­вольный), «забитый», «козел отпущения», «золушка», «эрудит*.

* В коллективе, решающем какую-то деловую задачу (про­фессиональной «команде»), выделяются такие групповые роли: социальный лидер (формально возглавляющий груп­пу); неформальный лидер (эмоциональный); генератор идей; критик (оценщик идей); практический организатор; внутрен­ний коммуникатор; исполнитель (реализатор идей, доводя­щий все до конца).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.