Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 25. Экзамен. Психологические аспекты




Подведение итогов

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с приемами, позволяющими бо­лее успешно построить свой ответ на экзамене; сформировать на­выки преодоления тревоги и волнения в условиях экзамена.

Ход работы

Сегодня на уроке мы поговорим о том, какие существу­ют приемы и маленькие хитрости, позволяющие раскрыть­ся на экзамене самым выигрышным образом; как преодо­леть тревогу и волнение в этой стрессовой ситуации.

1. Стратегии построения ответа на экзамене. Существует мне­ние, что экзамен — это лотерея. Тогда как можно объяснить тот факт, что некоторые ученики сдают экзамены почти всегда успешно, а другие часто «проваливаются»? И это почти при одинаковом уров­не подготовленности.

Очень важно правильно выбрать стратегию построения ответа. Вам могут быть полезными следующие рекомендации.

1. Учитывайте учительский стереотип: «Сильные идут первыми».
Если преподаватель настроен позитивно, лучше идти первым или в
конце — среди «троечников».

2. Если предыдущий ученик ответил на «3» или «2», продемонст­рируйте прямо противоположный стиль ответа.

3. Проявляйте уверенность в поведении, а не в высказываниях, т. е. не
говорите: «Это элементарно» и т. д. У преподавателя может возникнуть
желание доказать вам, что в его науке ничего элементарного нет.

4. Начинайте с хорошо известного вопроса. Если начинаете со
2-го вопроса, не спрашивайте разрешения, не демонстрируйте не­
знание.

5. Владея общими знаниями, ко многим выводам можно прийти самостоятельно.

6. Конкретные цифры и даты лучше влияют на экзаменатора.

7. При переписывании со шпаргалки снижается объем памяти.

8. Слушайте предыдущих отвечающих так вы можете узнать необходимый вам материал.

9. Соотношение вашего ответа и высказываний экзаменатора
должно колебаться в пределах 75—80% — 20—25%. Если дополнения преподавателя будут занимать больше 25%, у него может по­явиться ощущение, что отвечал он, а не вы. Естественно, хорошей
оценки у вас не будет.

10. Если экзаменатор поставил шутливый вопрос, то вы просто обязаны не только посмеяться, но и поддержать его шутку.

11. Речь должна быть выразительной:

а) акцентируй важные слова;

б) изменяйте темп речи;

в) меняйте тон голоса (не допускайте монотонности);

г) не забывайте о своем внешнем виде;

д) следите за мимикой;

е) контролируйте свои жесты.

12. Если лицо экзаменатора «каменеет», но он не делает замеча­ние, попробуйте с помощью риторических вопросов найти свою ошибку и попробовать перейти к диалогу.

13. Если вы чувствуете, что вам делают необъективные замеча­ния (придирки), то не спорьте, а подчеркните, что все дело не в не­знании, а в недостатке времени для подготовки ответа.

14. Если вы чувствуете, что задан провокационный вопрос (заве­домо ложный), то не оспаривайте его и не соглашайтесь, а попро­буйте уточнить, попросить пояснения.

 

15. Используйте прием сокращения нескольких замечаний. Ис­кусство этого способа заключается в том, чтобы на несколько суще­ственных замечаний ответить одной легкой фразой, которая лишь
частично несет содержание сделанных замечаний и выгодно звучит.
Для этого количество замечаний необходимо сократить, «забыв» повторить самые существенные, а остальные перефразировать в выгодном для вас свете.

16. Перефразирование:

а) Вы ошиблись. Да, я перепутал.

б) Вы не знаете. Да, я не могу вспомнить.

в) Тут вы не правы. Да, я не учел.

г) Вы неправильно определили. Да, я не до конца раскрыл.

д) Вы забыли сказать. Да, я не придал этому значения

 

17. В конце ответа желательно делать вывод. Финальные фразы
должны быть наиболее яркими.

18. Если вам уже нечего сказать, а экзаменатор ждет ответа, по­вторите другими словами уже сказанные мысли. Возможно, препо­даватель вовлечется в дискуссию, во время которой вы выясните,
чем он недоволен, и попробуете наверстать упущенное.

19. На оценку вашего ответа может влиять оценка, полученная на
предыдущем экзамене. Вариант 3 и 5 лучше, чем 5 и 3.

20. В момент выставления оценки лучше всего демонстрировать
такое состояние: я очень-очень волнуюсь, мне очень нужна четвер­ка, но я стараюсь держаться и приму от вас любую оценку, которую вы находите нужным поставить. Но все-таки мне очень нужна чет­верка.

2. Приемы самонастройки и аутотренинга. И еще один важный момент, с которым сталкивается почти каждый перед экзаменом, — это волнение. Волнение перед экзаменом бывает разное. Одних оно мобилизует, других доводит до состояния, близкого к клинической смерти. Если у первых во время стресса эффективность деятельно­сти до определенной степени возрастает («стресс льва»), то у дру­гих она падает («стресс кролика»). В прошлом году мы говорили с вами о стрессе и приемах аутотренинга, позволяющих овладеть сво­им эмоциональным состоянием.

Если избавиться от волнения не удается, следует вместо бегства включиться в борьбу. Можно использовать следующие приемы са­монастройки и аутотренинга.

1. Самоприказ. Словесные формулы самоприказа играют роль пускового механизма.

2. Прием «лобовой атаки». С помощью специально подобранных
словесных формул, которые произносятся с чувством гнева, вы
должны сформулировать отношение к экзамену.

3. Создайте образ ситуации экзамена и, как только появляется
волнение, властным приказным тоном произносите: «Стоп» или
«Спокойно».

4. Неоднократно на протяжении дня повторяйте слово или не­
сколько слов, которые вызывают у вас тревогу: «экзамен», «билет»,
«преподаватель». Этот прием необходимо использовать до тех пор,
пока слово не перестанет ассоциироваться с состоянием тревоги.

5. Представьте экзамен со всеми нюансами и многократно проиг­райте в воображении модель желательного поведения. Таким обра­зом вы сможете снизить силу переживаний и уровень тревоги.

6. Мысленное перевоплощение, вживание в образ человека, кото­рый имеет все желательные для вас качества.

7. Интеллектуализация. Можно постараться реагировать на уг­рожающую ситуацию безразлично, оценивая ее аналитически, как предмет для изучения или интересное явление.

8. Включение. Если человек наблюдает и переживает драматические ситуации других людей, более тягостные, чем те, которые волнуют его, он начинает смотреть на собственные трудности по-дру­гому.

9. Если беды других людей для вас чересчур абстрактны, возьмите
за правило перед экзаменом успокаивать своего друга или подругу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.