Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Закрепление пройденного материала. ЦЕЛЬ. Дать учащимся представление об основах стратегии вы­бора профессии, различных факторах, которые нужно учесть при выборе профессии; познакомить учащихся




Ход работы

ТЕМА 27. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Подведение итогов

ЦЕЛЬ. Дать учащимся представление об основах стратегии вы­бора профессии, различных факторах, которые нужно учесть при выборе профессии; познакомить учащихся с требованиями, предъяв­ляемыми к различным профессиям (профессионально важные ка­чества); дать общую информацию о высших учебных заведениях, рынке труда; сформировать навыки использования алгоритма при­нятия решений.

Сегодня мы будем говорить с вами о стратегии выбора профессии, проектировании профессионального жизнен­ного пути. Коснемся факторов, которые необходимо учесть при выборе профессии, а также поучимся тому, как пра­вильно принимать решение.

1. Выбор профессии. Выбор профессии — одно из самых ответ­ственных решений, которые принимает человек в жизни. Конечно, можно прервать учебу, если на третьем курсе института, например, поймешь, что это дело не твое; а можно через несколько лет оста­вить работу, которая не нравится. Но время будет потеряно, да и опыт неудачи сыграет свою роль. Выбор профессии — как и всякий выбор — это принятие решения при большом количестве альтерна­тивных вариантов и необходимости учитывать различные факто­ры. Существует, однако, специальный алгоритм принятия решений, которому можно научиться.

Есть такое выражение: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а после работы — домой».

Согласны ли вы с этим выражением? Актуально ли оно для нашего времени?

В прошлом году мы говорили с вами о построении жизненного плана, который тесно связан с профессиональным самоопределени­ем. Из мечты, где все возможно, абстрактного идеала постепенно должен вырисовываться более или менее реалистичный, ориенти­рованный на действительность план деятельности. При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его до­стижения, путь, которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъективных ресурсов, которые для этого понадобятся. Кроме того, весьма желательно думать не только о том, какое высшее учебное заведение (или училище) выбрать, но и — нужны ли будут эти специ­алисты через 5 лет (3 года). Сможете ли вы устроиться на работу?

Для того чтобы сделать обоснованный выбор, вам нужно ориен­тироваться в различных профессиях, что совсем не просто, посколь­ку в основе отношения школьников к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт — сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т. д. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности — уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои спо­собности и склонности.

Кто из вас уже определился в выборе профессии?

Какие причины легли в основу выбора именно этой профессии?

А кто еще не решил, на какой профессии ему остано­вится?,

С какими трудностями вы столкнулись?

Обсуждаете ли вы этот вопрос с родителями?

2. Классификация профессий. Мир профессий огромен, их на­считывается около 40 тысяч, и ежегодно, по некоторым данным, появляется около 500 новых. Давайте выясним, насколько вы ин­формированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете?

Есть несколько классификаций профессий, наиболее известная из них основывается на предмете труда, с которым имеет дело чело­век. По этому принципу профессии делятся на 5 групп: человек — человек; человек — знаковая система; человек — природа; человек — техника; человек — художественный образ.

Упражнение «Назови профессию»

Назовите как можно больше профессий из 1-й группы.

Учащиеся, разбившись на команды (каждый ряд составляет команду), по очереди называют профессии, ведущий фиксирует их на доске, поправляет ошибки (ошибка считается нереализованной попыткой и очередь передается другой команде), если называется профессия из другой группы. Затем таким же образом идет игра по другим группам профессий. Выигравшей считается команда, кото­рая правильно назовет более 15 профессий из одной группы. Таким образом, выявляется 5 победителей — в разных номинациях.

3. Типология личности Голланда. Существуют различные под­ходы к проблеме профессиональной ориентации. Так, например, американский ученый Голланд считает, что можно выделить 6 ти­пов личности. Каждый человек может достичь наибольших профес­сиональных успехов, удовлетворенности, если выберет определен­ный тип профессиональной среды, соответствующий его типу лич­ности. Эти типы следующие:

а) Реалистичный. Соответствующая профессиональная среда характе­ризуется конкретными задачами, решение которых предполагает нали­чие умений, подвижность, настойчивость; социальные навыки нужны в минимальной степени — ограничены передачей и приемом информации.

б) Интеллектуальный. Профессиональная среда предполагает наличие абстрактного мышления и творческих способностей; мате­матических или других способностей. Межличностные отношения
не играют значительной роли.

в) Социальный. Предполагается умение разбираться в поведении
людей, обучать людей; необходимы способность убеждать, красно­речие, терпение.

г) Конвенциональный. Четко структурированная деятельность,
практическая и конкретная; необходима способность к обработке
конкретной рутинной и цифровой информации (бухгалтер, маши­нистка и т. д.).

д) Предприимчивый. Предполагается руководство другими людь­ми, ведение переговоров, красноречие, умение привлечь к себе вни­мание, большая подвижность.

е) Артистичный. Высоко эмоциональный, творческий, неконкрет­ный тип; предполагает наличие художественного вкуса, фантазии.

Как видите, весьма важно знать свой тип личности, чтобы пра­вильно выбрать соответствующую профессиональную среду.

* Тест Голланда (прил. 12). При отсутствии бланков можно предложить учащимся пройти тест после уроков о кабинете пси­холога.

Вопрос к учащимся

Как вы думаете, какие еще факторы важно учитывать при выборе профессии?

(Ответы учащихся о материальной стороне поступле­ния в вуз включаются как один из факторов, причем рас­сматривается возможность поступления на бюджетное отделение выбранного учебного заведения. Однако выбор тем не менее нужно осуществлять при прочих равных ус­ловиях: широких финансовых возможностях родителей или, напротив, весьма скромных.)

Материальный фактор, желание, чтобы труд хорошо оплачивался, вполне естественны, однако нужно заметить, что кризис, в котором находится наше общество, не может быть вечным и, безусловно, через несколько лет законы, по которым живет весь цивилизованный мир, должны воцариться и в нашей стране. Один из этих законов состоит в том, что хороший профессионал ценится везде высоко; фирмы и пред­приятия, желающие быть конкурентоспособными, прежде всего забо­тятся о подборе кадров и стремятся получить в свой штат человека, способного работать с наибольшей отдачей,

4. Условия выбора профессии. Б общем виде профессиональный выбор может быть представлен как некий небольшой сектор на пе­ресечении трех кругов:

Могу

Надо

Область обоснованного профессионального выбора

Сфера «хочу» — это ваши интересы, стремления, склонности, со­стояние здоровья.

Сфера «могу» — это ваши способности, особенности вашего ха­рактера, первичные навыки (внутренние ресурсы); ваши возмож­ности — ресурсы внешние (материальный фактор, если вы хотите поступать в вуз, где необходима оплата обучения).

Сфера «надо» — это условия рынка труда, потребность общества в специалистах данного профиля либо обоснованный расчет на уст­ройство на работу.

Итак, при выборе профессии нужно:

• знать как можно больше профессий;

• определиться в своих интересах;

• знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную
профессию;

• иметь основной и запасной варианты профвыбора (на случай,
если не удастся осуществить задуманное);

• иметь (желательно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать за рабочим днем представителя привлекательной профессии (наблюдать нужно целый день), либо даже самому попробовать
поработать немного в этой области;

• оценить свои возможности и способности, а также их соответ­ствие тем требованиям, которые предъявляет профессия.

5. Возможные затруднения при выборе профессии. Из обобще­ния результатов анкетирования старшеклассников известно, что ча­ще всего затруднения при выборе профессии связаны с рядом причин:

• слабой информированностью об учебных заведениях, небольшим кругом профессий, о которых имеют представление старше­классники;

• неумением оценить свои возможности;

• мнением, что все решится само собой, отсутствием серьезного
отношения к вопросам профессионального выбора;

• труднодоступностью привлекательной профессии;

• большим количеством одинаково привлекательных вариантов;

• отсутствием интереса к какой бы то ни было деятельности.

Если у вас есть трудности в выборе профессии, уже сейчас вы мо­жете предпринять некоторые шаги для того, чтобы приблизиться к профессиональному самоопределению.

1. Познакомиться с последним вариантом справочника по учеб­ным заведениям города.

2. Получить индивидуальную консультацию по выбору про­фессии — в службе профориентации молодежи или у школьного психолога.

3. В процессе индивидуальной профконсультации определить
свои интересы и склонности, сопоставить их с имеющимися про­фессиями; выяснить профессионально важные качества интересу­ющих профессий и путем тестирования или самонаблюдений прий­ти к выводу, в достаточной ли мере они развиты у вас. Затем взве­сить свои возможности, способности, требования рынка труда, а так­
же составить хотя бы приблизительный прогноз — велика ли будет
потребность общества в специалистах данной профессии через 3—5
лет, сможете ли вы после обучения найти работу.

При выборе профессии нужно учитывать не только сферу дея­тельности, но и выяснить условия труда, его особенности.

6. Профессионально важные качества профессий. Сейчас мы попробуем определить, насколько вы в состоянии оценить профес­сионально важные качества профессий (ПВК). ПВК — это те каче­ства личности, характера, особенности познавательной сферы че­ловека, которые необходимы для успешного освоения данной про­фессии.

Упражнение «Профессионально важные качества» Предлагается выбрать 5—7 наиболее интересующих учащихся профессий, разбиться на микрогруппы и составить список профес­сионально важных качеств. После 7—10 минут представители каж­дой группы зачитывают свои списки, остальные — дополняют, ве­дущий уточняет, при необходимости —- переформулирует и акцен­тирует некоторые важные моменты. (Для активизации учащихся можно предложить им рассмотреть какую-нибудь из таких «про­фессий», как киллер, торговец наркотиками, валютная проститут­ка, и затем серьезно отнестись к анализу ПВК.)

7. Процесс принятия решений. Выбор профессии связан с про­цессом принятия решений. Принятие решений вообще многим лю­дям дается сложно. Здесь играют роль и определенные черты ха­рактера (например, нерешительность, неуверенность), и слабая ин­формированность, и неумение взвесить все «за» и «против» и оста­новиться на единственном, наиболее приемлемом варианте реше­ния. При этом нужно отсечь другие, может быть, заманчивые, но мало реальные или имеющие отдаленные негативные последствия, варианты. Некоторые люди вообще предпочитают, чтобы за них принимал решения кто-то другой.

Легко ли вам принимать решения?

Что иногда заставляет долго колебаться, прежде чем прийти к решению?

Почему некоторые люди ожидают, чтобы кто-то другой принял за них решение?

Существует алгоритм принятия решений, который можно при­менить к любой ситуации, где требуется сделать выбор. Это может быть очень простая ситуация, например, какую куртку лучше ку­пить, а может быть и такая сложная, как выбор профессии.

1. Общая ориентировка. Продумать ситуацию, осознать, что проб­лема существует, но в ваших силах предусмотреть некоторые мо­менты и принять необходимые меры, чтобы найти выход.

2. Определение проблемы. Определите для себя, что вы решаете:
в какой вуз можно поступить с наименьшими финансовыми затратами (эту проблему решить нетрудно) или какое учебное заведем не даст вам возможность получить интересующую вас профессию?
Проблема может формулироваться и по-другому: какой вид дея­тельности даст вам возможность наилучшим образом реализовать ваши способности и получать удовольствие от работы? Все это —
разные проблемы, и это надо сразу четко уяснить.

3. Выдвижение альтернативных решений. Следует рассмотреть
(и, может быть, записать) как можно больше возможных вари­антов, даже кажущихся на первый взгляд нереальными и фанта­стическими.

Отбор наиболее подходящих решений. По каждому из выдви­нутых вариантов следует сделать вывод, насколько он является под­ходящим. (Критерии мы с вами рассмотрели ранее.) Нужно также
продумать возможные последствия этого решения (например: бу­дет лн интересно учиться: сможете ли вы устроиться на работу; в чем состоит эта работа; действительно ли она вам будет подходить
по разным параметрам). Некоторые варианты можно сразу легко отбросить в связи с их явной неприменимостью или тем, что по­следствия могут быть нежелательными.

5. Осуществление и оценка. Этот этап в нашем случае будет не­сколько отсрочен.

* Ошибки при выборе профессии

• Предубеждение и отношении престижности и непрестижности профессии. Престижность — пещь важная, однако если вы имеете способности в какой-то области (например, педа­гогике), то по-настоящему раскрыть их вы сможете именно в этой деятельности. Кроме того, нелишне напомнить поговор­ку: «Не место красит человека, а человек место». Конечно, хочется, чтобы ореол профессии распространялся на вас и, попадая в компанию, вы чувствовали бы себя выигрышно, вызвав интерес только одним названием своей профессии. Подумайте также, не означает ли это, что сами вы расписы­ваетесь в том, что ничего не стоите и придать вам значимость может только «ярлык» модной профессии.

■ Выбор профессии «за компанию». Многие ребята, не имея ярко выраженной профессиональной направленности и интере­сов, идут в вуз или училище только потому, что так поступает друг или несколько приятелей. Часто через некоторое время та­кого человека постигает разочарование — жизнь ведь прожить надо свою, а не чужую.

• Подчинение давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален. Однако и здесь, учитывая мне­ние более опытных взрослых, желающих вам добра, нужно по­мнить, что все-таки это ваша жизнь, а не мамина, папина, дядинаи т. д.

• Увлечение только внешней стороной профессии. С профес­сией менеджера, например, у многих ребят связаны образы офи­са, красивой мебели, оргтехники и компьютера. Об особеннос­тях же будничного труда этих специалистов — частых разъездах, больших нервных нагрузках, ненормированном рабочем дне,переговорах с большим количеством разных людей — далеко не
все задумываются.

• Категоричность выбора: «черно-белый» вариант представ­лений о сущности профессионального труда. Если профессия нравится, то и ней все кажется хорошим, и наоборот. Молодой человек может не задумываться о тех сторонах профессии, кото­рые па первый взгляд не видны, могут составлять большую ее часть и не соответствовать его интересам и способностям.

• Перенос отношения к человеку — представителю данной
профессии — на саму профессию. Очень часто личная симпатия
к человеку вызывает желание иметь такую же профессию. До­
пустим, вам симпатична я — хорошо веду уроки, могу пошутить,
провожу интересные тесты. Однако в профессии психолога очень
много сложностей, и, пожалуй, она предъявляет строгие требования к личности человека. Это также большой труд, необходи­мость всегда быть на виду и хорошо владеть собой и т. д. При
этом гарантии трудоустройства и соответствующей оплаты нет.
К сожалению, социальный заказ на психологические услуги не
сформирован — люди, как правило, проявляют абстрактный
интерес к психологии, но с трудом идут на консультацию к пси­хологу, не готовы принимать его рекомендации.

• Отождествление учебного предмета с профессией. За каж­дым учебным предметом стоит большое количество конкретных профессий. Если вам интересна литература вообще, то следует
хорошо подумать, какую профессию выбрать. Это может быть и
учитель литературы, и редактор, и библиотекарь, и литературо­вед и т. д.

' Устаревшие представления о характере труда, об особеннос­тях той или иной профессии.

• Незнание и недооценка своих физических противопоказа­ний. Известно, что ряд профессий предъявляет определенные требования к здоровью человека и такая работа может усугубить
недостатки здоровья.

• Неумение разобраться в своих способностях, особенностях
характера, мотивах выбора. Здесь важно знать профессиональ­но важные качества той профессии, которую вы выбираете, и со­поставить их с вашими особенностями. Человек, выбравший про­фессию юриста и получивший в дальнейшем работу адвоката,
может испытывать неудовлетворение и тяжелое чувство, буду­чи вынужденным регулярно общаться с людьми, ему несимпа­тичными, Отсутствие гибкости, интровертированность и опре­деленные ценностные ориентации могут помешать адаптироваться к профессии.

Неадекватные представления о престижности профессий, пожа­луй, одна из наиболее распространенных ошибок, и здесь хочется отметить несколько важных моментов.

В молодежной среде в последние несколько лет, по данным соци­ально-психологических исследований, особую престижность име­ют такие специальности: юрист, экономист, переводчик, автомеха­ник, парикмахер, медсестра.

Однако профессию юриста, в отличие, например, от учительской или медицинской профессии, нельзя считать массовой. Вопрос о месте работы будет стоять весьма остро. Экономический профиль дает больше простора для выбора: это бухгалтер и главный бухгал­тер (которые нужны на всех предприятиях, учреждениях, фирмах), это банковский служащий, это экономист по сбыту или труду, это, в конце концов, менеджер или торговый агент.

К сожалению, профессия учителя сейчас относится к малопрес­тижным, хотя это чрезвычайно важная для общества область дея­тельности и для нее требуются талантливые, умные, психологичес­ки грамотные люди, способные сделать радостной, а не тягостной и тоскливой жизнь детей в течение 10 лет, воспитать в них качества, необходимые гражданину демократического общества.

Выбор за вами!

* Тест Голлапда и другие профориентационпые тесты.

Анкетирование по выявлению интересов.

Опросники на выявление профессиональных склонностей (ДДО, карта интересов, ОПГ и др.).

Психологическое тестирование для выявления способностей, личностных особенностей. Тесты подбираются исходя из ПВК выбранной профессии или тех профессий, к которым обнаруже­ны склонности.

Индивидуальная профконсультация.

Подведение итогов

-27



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.