Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования. Функции психологии развития

Функции психологии развития

Задачи психологии развития

Предмет психологии развития и возрастной психологии

1. Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики

2. Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)

3. Развитие различных видов деятельности (активности)

4. Формирование качеств личности

5. Возрастные и индивидуальные психологические особенности

Объект психологии развития — сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.

Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём анализа их происхождения, поэтому она входит в область общей психологии. Это часть общей психологии, которая изучает сходство и различия психологического функционирования человека на протяжении всей его жизни

1. Раскрытие общих закономерностей развития

2. Установление причин перехода от одной стадии к другой

3. Периодизация возрастных периодов

4. Психологическая картина каждой стадии

5. Изучение ведущих факторов развития

1. Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний

2. Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.

3. Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития

4. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием

1. Организационный метод.

· сравнительный метод - сопоставление различных групп; данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.

· лонгитюдный метод - длительный, предполагает несколько методик.Метод применяется в различных видах исследования, например, в выборочном или комплексном исследовании.

· комплексный - сочетание сравнительного и лонгитюдного метода

2. Эмпирический метод.

· метод наблюдения

· экспериментальный метод

· психологическая диагностика (беседа, тестирование, анкета, опрос)

· биографический метод

· обсервационный метод(наблюдение и самонаблюдение)

3. Интерпретационный метод

· генетический метод

· структурный метод

Теории развития

Ø Ранние теории: преформизм, конформизм Локк и Руссо

Преформизм (от лат. «заранее образую») — учение о наличии в половых клетках материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки развивающегося из него организма.

Преформизм возник на базе господствовавшего в XVII—XVIII вв. представления о преформации, согласно которому зародыш уже сформирован в половых клетках, и его дальнейшее развитие заключается только в увеличении в размерах.



Учёные того времени разделились на анималькулистов и овистов. Первые считали, что зародыш содержится в сперматозоидах, вторые — в яйцеклетках.

Ø Теория созревания Гезелла

Физический рост, двигательное и психическое развитие проходят ряд возрастных стадий в строго определенной последовательности. Выявленные Гезеллом этапы отличаются преимущественно темпом развития, количественным «приростом поведения». Сформулированный Гезеллом общий закон развития гласит, что темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка происходит замедление, затухание скорости развития. Периодизация возрастного развития (роста) Гезелла предлагает расчленение детства на периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа роста: от рождения до 1 года — наиболее высокий «прирост» поведения, от 1 года до 3 лет — средний и от 3 до 18 лет — низкий темп развития. В центре научных интересов Гезелла было именно детство — до трехлетнего возраста. Гезелл рассматривал развитие ребенка как форму адаптации к среде, основанную на биологических факторах созревания организма.

Ø Этологические и эволюционные теории Дарвина, Лоренца и Тинбергена

Ø Теории привязанности — Боулби и Эйнсуорт

Теория привязанности описывает динамику долговременных отношений между людьми. Наиболее важное положение теории привязанности состоит в том, что для нормального социального и эмоционального развития ребенку необходимо установить взаимоотношения хотя бы с одним человеком, который бы о нём заботился («воспитателем», англ. caretaker). Теория объясняет также, как взаимодействие родителей с ребёнком влияет на развитие последнего. Теория привязанности представляет собой междисциплинарное учение, включающее положения из психологии, теории эволюции и этологии. Она развилась из положений о синдроме лишения матери, которые впервые были сформулированы психиатром и психоаналитиком Джоном Боулби в своём докладе, написанным после Второй мировой войны по инициативе ООН для решения проблем бездомных и осиротевших детей

Ø Философия образования Монтессори, Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори — система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом Марией Монтессори. Основными принципами системы являются: самостоятельность ребёнка, свобода в установленных границах, естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка

Свобода и спонтанная активность ребёнка.С момента своего рождения ребёнок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребёнка развивает свои способности и даёт ему свободу движений, так же и дух ребёнка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.В этом процессе взрослый может стать союзником ребёнка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори — это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок — сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.Поскольку каждый ребёнок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребёнка или школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребёнка к деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребёнку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать. Монтессори использовала несколько понятий, чтобы описать работу ребенка, в том числе, впитывающее сознание, сензитивные периоды, нормализация. Монтессори заметила у детей от трех до шести лет психологическое состояние, которое она назвала «нормализация». Нормализация начинается с фокусирования внимания детей на какой-то деятельности, направленной на их развитие, и характеризуется способностью концентрироваться, а также «спонтанной дисциплиной, способностью продолжительно и радостно трудиться, стремлением помочь другим и способностью сочувствовать

Ø Теория организма и сравнительная теория Вернера

Ø Теория когнитивного развития Пиаже

Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже. Его эпистемологическая теория дала множество основных понятий в области психологии развития и исследует рост разумности, которая, по Пиаже, означает способность более точно отражать окружающий мир и выполнять логические операции над образами концепций, возникающих во взаимодействии с окружающим миром. Теория рассматривает появление и построение схем — схем того как воспринимается мир — в «стадии развития», времени когда дети получают новые способы представления информации в мозге. Теория считается «конструктивистской», в том смысле, что, в отличие от нативистских теорий (которые описывают когнитивное развитие как разворачивание врождённых знаний и способностей) или эмпирических теорий (которые описывают когнитивное развитие как постепенное приобретение знания через опыт), она утверждает, что мы самостоятельно конструируем наши когнитивные способности с помощью собственных действий в окружающей среде.

Ø Стадии нравственного развития по Колбергу

Ø Теории научения: Павлов, Уотсон, Скиннер

Основной постулат теории научения состоит в том, что почти всякое поведение усваивается в результате научения. Например, любая психопатология понимается как усвоение неадаптивного поведения или как неудача при усвоении адаптивного поведения. Вместо того чтобы говорить о психотерапии, сторонники теорий научения говорят о модификации поведения и о поведенческой терапии. Нужно модифицировать или изменять конкретные действия, вместо того чтобы разрешать внутренние конфликты, лежащие в основе этих действий, или реорганизовывать личность. Так как большинство видов проблемного поведения было когда-то усвоено, от них можно отказаться или как-то их изменить, используя специальные процедуры, основанные на законах обучения.

Сторонники теории научения манипулируют параметрами внешней среды и наблюдают последствия этих манипуляций в поведении. Теории научения иногда называют психологией S-R (стимула - реакции). Научение - (обучение, учение) — процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Изменение психологических структур, которое происходит в результате этого процесса, обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования деятельности.

Ø Теория социального научения Бандуры

канадский и американский психолог, известный своими работами по теории социального обучения (или социального когнитивизма), а также экспериментом с куклой Бобо. Суть этого эксперимента заключалась в том, что дети копировали увиденные ими на экране телевизора агрессивные действия, следуя не командам, а лишь копируя эти действия.

Ø Культурно-историческая теория Выготского и Лурии

Ø Психосексуальное развитие Зигмунда Фрейда

Фрейд выделяет следующие фазы психосексуального развития:

* на оральной стадии (0-1 год) снятие напряжение либидо связано с сосанием - материнской груди, соски-пустышки или бутылочки с молоком, собственного пальца или любого предмета; если по каким-либо причинам потребность в сосании не будет удовлетворяться, то человек задерживается на этой стадии и впоследствии у него могут во взрослом состоянии проявиться такие пороки как страсть к алкоголю ("к бутылочке"), к курению ("сосанию сигареты"), обжорству или сквернословию;

* на анальной стадии (1-2 года) напряженность либидо снимается во время акта дефекации; при непоследовательном поведении родителей, слишком суровом воспитании может произойти задержка личностного развития и на этой стадии – в этом случае развиваются такие черты характера как пунктуальность и педантичность ("главное - успеть вовремя"), скупость (нежелание расставаться ни с чем, принадлежащим мне), чрезмерная чистоплотность (стремление убрать все грязное) и упрямство (отказ подчиниться требованиям других);

* на фаллической стадии (2-5 лет) ребенок обнаруживает различие между полами; в том возрасте проявляется комплекс Эдипа (у мальчиков) и Электры (у девочек), выражающийся в подсознательном стремлении устранить родителя своего пола, чтобы остаться с горячо любимым родителем противоположного пола; разрешение этого конфликта приводит к отождествлению себя с родителем своего пола и появлению совести, чувства вины, моральных установок; задержка на этой стадии приводит к гомосексуальной ориентации (при отождествлении себя с родителем своего пола) либо к поиску в будущем замены для родителя (поиск жены-матери, мужа-отца);

* латентный период (5-11 лет) характеризуется снижением интереса к проблемам сексуальных различий;

* генитальная стадия (12- и дальше) характеризуется сексуальной ориентацией на партнера противоположного пола и завершается эта стадия выработкой "взрослого" отношения к жизни, характеризующегося стремлением найти самовыражение в деятельности, в способности любить другого человека ради него самого, а не ради удовлетворения собственных сексуальных интересов ("работать и любить").

Ø Теория сепарации-индивидуации Маргарет Малер

Ø Восемь стадий жизни Эриксона

• первый кризис связан с рождением. Его основная проблематика- удовлетворение или неудовлетворение физиологических потребностей ребенка, потребности в общении и безопасности. Результатом этого кризиса может быть либо глубокое доверие к окружающему миру либо недоверчивость и скрытность;

• второй кризис связан с приучением к чистоплотности. Последовательность и непротиворечивость действий родителей в этот период позволяют ребенку получить опыт автономии (независимости), а чрезмерная строгость или непоследовательный внешний контроль приводит к формированию чувства стыда или сомнений, связанных со страхом потерять контроль над собственным телом;

• третий кризис соответствует второму детству и заключается в возможности и способности ребенка реализовать свои планы. Если ребенок получает возможность для реализации планов, то он утверждается в дальнейшем как инициативный человек, если же его инициативу подавляют либо он не пытается реализовать свои планы, то это может привести к развитию покорности и чувства вины;

• четвертый кризис связан с младшей школой. Атмосфера в школе может способствовать выработке работоспособности, а может вызвать к жизни чувство неполноценности, если ребенок не справляется с заданиями и его статус среди товарищей поэтому невысок;

• пятый кризис переживается в подростковом возрасте и связан с успешностью идентификации (т.е. усвоения присущих данному полу ролей). Неблагоприятное течение может привести к распылению роли или путанице ролей;

• шестой кризис характерен для молодых людей; он связан с поиском любимого человека, с которым предстоит растить детей и который будет опорой в старости; если этот этап незавершен, то человек изолируется, замыкается на самом себе;

• седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте; он характеризуется развитием генеративности (чувства сохранения рода) , повышенным вниманием к детям и их успехам, что сплачивает семью и ведет к развитию близости. При неблагоприятном течении кризиса семья "застывает" в псевдоблизких отношениях;

• восьмой кризис переживается во время старения и связан с подведением итога жизни; на этом этапе исходом может быть достижение чувства цельности жизни либо отчаяния, связанного с мыслью, что ничего нельзя изменить. Последователь Эриксона Пекк детализирует содержание восьмого кризиса. Он указывает, что чувство цельности жизни может развиться только в случае, если человек преодолевает три подкризиса:

- переоценку собственного "Я" помимо профессиональной роли;

- осознание и принятие факта ухудшения здоровья и старения тела;

- исчезновение самоозабоченности, что позволяет без ужаса принять мысль о близкой смерти.

Ø Теория аутизма Беттельгейма

Ø Теория детских переживаний Шахтеля

Ø Теория зрелости Юнга

Ø По мнению Бюлер, в основе природы человека лежит бессознательное намерение ("интенция"), которое проявляется в совершаемых на протяжении жизни выборах для достижения целей.

Человеческая жизнь характеризуется четырьмя базисными тенденциями: удовлетворением потребностей, адаптивным самоограничением, творческой экспансией и установлением внутренней гармонии. В разные периоды жизни преобладает одна из них.

Бюлер рассматривает пять главных фаз жизненного цикла:

* 1 фаза продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие у человека, каких либо точных целей. Ребенок живет в настоящем, имея весьма смутное представление о будущем.

* 2 фаза длится от 15 до 2 5 лет. В этот период человек осознает свои

потребности, способности, интересы. Он вынашивает планы, связанные с выбором профессии и вообще смысла собственной жизни.

* 3 фаза длится с 2 5 до 4 0-4 5 лет. Главный период корректировки и реализации целей: цели становятся четкими и точными, выполнимыми.

* 4 фаза длится с 4 5 до 65 лет. Период оценки степени достижения целей,

поставленных в юности. Новый пересмотр целей, связанный с необходимостью учитывать свой статус, физическое состояние, положение дел в семье.

* 5 фаза - после 65 лет. Человек перестает преследовать цели, поставленные перед собой в юности. Оставшееся время тратится на различные формы досуга, во время которого проводится оценка прожитой жизни как целого.

Ø Теория развития психики мухиной в.с.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Методы исследования. Функции психологии развития

Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 20; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.145.122.109
Генерация страницы за: 0.106 сек.