Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каковы методы воспитательной работы используются в высшей школе?




І. Научно-методическая функция направлена на:

1. Комплексное нормативно-технологическое обеспечение воспитательного процесса путем целенаправленной работы по созданию нормативной базы, а также банка технологий воспитательной работы, их систематизации и внедрения в высшие учебные заведения.

2. Научную разработку программ социологической и психологической диагностики, позволяющих квалифицировано осуществлять мониторинг личностного состояния студенческой молодежи и социокультурной среды ее взаимодействия.

3. Разработку критериев эффективности воспитательной работы вуза как разновидности образовательных стандартов, направленных на реальную оценку состояния воспитательной работы в конкретном вузе и сравнительный анализ ее эффективности в пределах республики

ІІ. Учебная функция, позволяющая совместно с кафедрами РИВШ разрабатывать учебно-планирующую документацию по воспитательным аспектам психолого-педагогической переподготовки и повышения квалификации педагогических работников высшей школы, а также непосредственно участвовать в их организации и проведении.

ІІІ. Информационная функция, включающая пропаганду концептуальных идей, актуальных направлений и технологий воспитательной работы со студентами путем проведения конференций, семинаров, круглых столов, а также рецензирования и подготовки к печати публикаций по проблемам воспитания в высшей школе.

Таким образом, речь идет о выделении воспитательной работы в самостоятельное направление образовательной деятельности высшей школы, предусматривающее ее целенаправленное научно-методическое и нормативно-технологическое обеспечение [3].

Успешность обучения студентов в вузе во многом определяется реальными условиями их жизнедеятельности, характером возникающих в процессе учебы проблем и возможностями их разрешения со стороны администрации, преподавателей, а также формирующихся в настоящее время служб социальных педагогов и психологов. Для правильного определения стратегии воспитательного воздействия педагогические работники вуза должны четко представлять спектр тех актуальных проблем, которые имеют место в студенческой среде. При этом надо четко разводить грань между общими тенденциями личностного становления современной студенческой молодежи и теми проблемными ситуациями, с которыми сталкиваются студенты в условиях конкретного учебного заведения.

Несмотря на ряд позитивных тенденций, складывающихся в последние годы в организации воспитательной работы в высшей школе, институт кураторов и воспитателей еще не обеспечивает должного воспитательного воздействия на студенческую молодежь. Так, 14,5% от числа опрошенных указали на недостаточное внимание к себе со стороны преподавателей, кураторов, воспитателей. Это обусловливается рядом причин, в том числе отсутствием регламентированного статуса куратора студенческой группы, следовательно, и соответствующим отношении со стороны преподавателей к роли куратора; отсутствием должной психолого-педагогической подготовки кураторов и воспитателей общежитий к работе со студентами; высокой загруженностью преподавателей учебными занятиями и необходимостью искать дополнительные источники доходов в силу невысокой заработной платы.

Значительное ослабление позиции кураторов и оказываемого ими воспитательного воздействия на студентов повлекло за собой изменение статуса академической группы. Это подтверждается не только результатами данного опроса, где 20,3% студентов к числу существенных проблем студенческой жизни отнесли «неорганизованность, разобщенность моей студенческой группы», но и проведенными нами с помощью социометрических методов исследованиями уровня развитости взаимоотношений в академических группах вуза. Полученные результаты свидетельствуют о существенном падении роли академической группы в жизни студентов, что неизбежно влечет за собой ряд негативных тенденций, в том числе утрату чувства коллективизма и взаимопомощи, нарастание тенденций индивидуализма. Повышение авторитета куратора и академической группы с целью их влияния на личностное становление студенческой молодежи должны быть отнесены к числу важных задач воспитательной работы вуза.

Актуальные проблемы совершенствования воспитательной работы студенческой молодежи

1. Теоретическая разработка модели личности в контексте ее важнейших социально значимых и социально востребованных качеств и свойств.

2. Обеспечение социологического и социально-психологического мониторинга личностного состояния и социальных ориентаций учащейся молодежи.

3. Возрождение работы с лидерами как одаренной молодежью (выявление, отбор и организация деятельности школ лидеров).

4. Мониторинг формальной и неформальной микросреды общения студенческой молодежи (академическая группа, дружеская компания и т.д.) и обеспечение ее психолого-педагогического сопровождения (работа социально-психологических и социально-педагогических служб). Наличие банка данных о тенденциях, характерных для микросреды общения студентов.

Основной акцент в воспитательной работе сделать на коррекцию и развитие таких личностных качеств студенческой молодежи, как:

– нравственность;

– гражданственность;

– коллективизм;

– труд.

1. Наличие комплексной базы данных о наиболее продуктивных направлениях и технологиях воспитательной работы в высшей школе.

2. Разработка правового поля деятельности всех структур и воспитательных служб вуза.

3. Информационное обеспечение вузов имеющейся базой данных по воспитательной работе.

4. Организация и проведения конференций, семинаров, круглых столов, выездных заседаний по обмену опытом воспитательной работы.

5. Создание научно-методического центра по разработке проблем воспитания студенческой молодежи (на сегодняшний день это единственное звено, которое отсутствует в системе воспитательных структур образования).

6. Создание Республиканского координационного совета по проблемам воспитания учащейся молодежи, основной состав которого должен быть представлен руководителями соответствующих воспитательных структур АПО, РИПО, НИО, РИВШ БГУ.

7. Развертывание организационно-методической работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров всех звеньев системы образования к воспитательной работе со студенческой молодежью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.