Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 16: Охрана труда

Протокол № 1

Сентября 2016 г.

Гражданского права

Теоретические и практические проблемы семейного права

242.Договоры в семейном праве РФ.

243.Злоупотребление семейными правами.

244.История развития семейного права в дореволюционной России.

245.Международно-правовые стандарты семейно-правовой охраны семьи.

246.Опека (попечительство): проблемы осуществления прав и обязанностей по воспитанию ребенка

247.Перемена пола как акт гражданского состояния (семейно-правовые последствия).

248.Добровольность брачного союза: теоретические и практические вопросы

249.Применение гражданского законодательства при регулировании семейных отношений.

250.Предположения в семейном праве.

251.Проблемы правовой охраны личных неимущественных отношений в семье.

252.Семейная медиация.

253.Формы и виды семейно-правовой ответственности.

254.Семья как самостоятельный субъект права.

255.Сочетание частных и публичных интересов в семейном праве РФ.

256.Правовые основы применения морали и нравственных начал в семейных правоотношениях.

257.Система источников семейного права

258.Правовой статус родителей при суррогатном материнстве

 

 

Обсуждены на заседании кафедры

 

1.Понятие и методы правового регулирования охраны труда.

Ст. 209 ТК РФ – охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Правовые мероприятия - принятие законодательства, обеспечивающего сохранение жизни и здоровья работников, создание органов государственного и общественного контроля за соблюдением этого законодательства.

Нормативное регулирование охраны труда осуществляется:

- Трудовой кодекс РФ раздел 10 главы 33-36.

- Закон РФ от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

- Подзаконные акты, регулирующих вопросы охраны труда и ее обеспечения на территории Российской Федерации, в основном «Правила охраны труда» в различных отраслях экономики, утверждаемые Минтрудом РФ.

- локальные акты работодателей, в т.ч. должностные и рабочие инструкции.

Законодательство об охране труда распространяется на работодателей, работников, состоящих в трудовых отношениях, членов кооперативов, студентов, проходящих производственную практику, военнослужащих, направляемых на работу в организации, граждан отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организации на территории Российской Федерации, а также на всех работодателей всех форм собственности.



Социально-экономические мероприятия включают в себя установление ограничений в применении тяжелого труда, на работах с вредными и опасными условиями, ограничение в работе в ночное время, сверхурочных работ, предоставление работникам по состоянию здоровья легкого труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, молоком и профилактическим питанием, оплата за счет работодателя времени, потраченного работником на медицинские осмотры и т.д. Также сюда включается дифференциация тарифов взносов работодателей на пенсионное и страховое обеспечение работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в зависимости от класса условий труда – чем хуже условия труда, тем выше взносы. Тем самым формируется заинтересованность работодателей в улучшении условий труда.

Санитарно-гигиенические мероприятия включают в себя обеспечение работников санитарно-бытовыми помещениями, помещениями для принятия пищи, для оказания медицинской помощи, создание постов, оборудованных аптечками с лекарственными препаратами и т.д. Возлагается на работодателя – ст.223 ТК РФ.

Организационно-технические мероприятия – обеспечение безопасных условий труда, разработка правил техники безопасности, порядка ознакомления с ними работников, требования, предъявляемые к рабочему месту работников и т.д.

Основные направления государственной политики в области охраны труда перечислены в ст.210 ТК РФ: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, принятие федеральных законов и нормативных актов, а также целевых программ по охране труда, государственное управление охраной труда, государственный надзор и контроль в области охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, расследование несчастных случаев на производстве, установление компенсаций на тяжелых работах и др.

Из основных направлений в области охраны труда можно сделать вывод о методе правового регулирования в области охраны труда: регулирование охраны труда осуществляется, в основном, на государственном уровне. На федеральном уровне принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие основные вопросы охраны труда, государство создаёт систему органов контроля и надзора за соблюдением норм по охране труда на всех уровнях: федеральном, субъектов федерации, на уровне каждого работодателя. Государство принимает нормативы в области охраны труда. Субъектам федерации предоставляется право принятия законов и нормативных правовых актов об охране труда, которые должны соответствовать федеральным и регулировать вопросы охраны труда с учетом местных особенностей субъекта федерации. На уровне конкретного работодателя: каждый работодатель обязан обеспечивать соблюдение норм по охране труда в соответствии со ст.212 ТК РФ. Работодатели могут только расширять права работников в области охраны труда. Следовательно, на государственном уровне создаётся единая система обеспечения жизни и здоровья работников, единая система нормативных актов, регулирующих охрану труда, распространяющая своё действие на всех работодателей и работников на всей территории Российской Федерации.

Специальное регулирование в области охраны труда, наряду с общим регулированием для всех работников, осуществляется для несовершеннолетних, лиц с семейными обязанностями, ограниченно трудоспособных, работающих на тяжёлых работах, во вредных и опасных производствах и т.д. Следовательно, в регулировании охраны труда находит сочетание принцип общего и специального регулирования отношений, непосредственно связанных с трудовыми.

 

2. Организация охраны труда.

Под организацией охраны труда понимается создание системы органов, призванных обеспечить безопасные условия труда, контроль и надзор за соблюдением норм по охране труда, распределение компетенции между органами в области охраны труда.

Глава 35 ТК РФ регулирует организацию охраны труда.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами. Правительство отнесло руководство охраной труда к компетенции Министерства труда и социального развития. Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с Минтрудом.

Надзор и контроль осуществляет Федеральная служба по труду и занятости (Пост. Пр. РФ от 30.06.2004 №324, от 01.09.2012 N 875), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (ПП от 30.07.2004 №401), Роспотребнадзор (ПП от 30 июня 2004 г. N 322). Правительство разграничивает компетенцию этих органов.

На территории субъектов федерации государственное управление осуществляется органами власти субъекта федерации, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти.

В муниципальных образованиях государственное управление не предусмотрено Трудовым кодексом РФ, осуществляется только на уровне субъектов федерации. Органам самоуправления могут быть переданы отдельные функции по управлению охраной труда.

Государственное управление охраной труда включает в себя разработку нормативных актов, федеральных и региональных целевых программ, установление порядка и организация обучения охране труда руководителей и специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, установление порядка и проведение государственной экспертизы условий труда, разработка мер экономического стимулирования работодателей в обеспечении безопасности условий труда, организация научных исследований в данной сфере и др.

В организациях с численностью более 50 создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда в обязательном порядке (ст.217 ТК). Если у работодателя работает 50 работников и менее служба по охране труда вводится по решению работодателя. При отсутствии службы по охране труда на таких предприятиях работодатель инд. пред. лично или руководитель осуществляют сами функции по охране труда, либо заключают гр-прав. договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Деятельность таких организаций подлежит аккредитации.

У каждого работодателя должна быть система управления охраной труда, которая формируется с учетом "Типового положения о системе управления охраной труда", утвержденного Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N438н. Обязанности в сфере охраны труда должны распределяться по уровням управления. По общему правилу их шесть - от производственной бригады до работодателя в целом. Если у работодателя менее 15 сотрудников, он сможет упростить систему, сократив число уровней. Система охраны труда должна обеспечивать выявление, оценку и снижение уровня профрисков.

Комитеты (комиссии) по охране труда создаются в организациях не в обязательном порядке, но по инициативе работодателя, работников или представительного органа работников. В состав входят на паритетной основе представители работодателя, профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками органа. Типовое положение утверждается федеральным органом по труду, комитет организует совместные действия по обеспечению охраны труда, предупреждению травматизма, профзаболеваний, организует проверку условий охраны труда на рабочих местах, информирование о них работников, организует сбор предложений по охране труда для коллективного договора.

 

3. Специальная оценка и экспертиза условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом РФ от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Специальная оценка условий труда - комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом их фактического соотношения с нормативами условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса:

1) оптимальные (вредные факторы отсутствуют или в пределах нормы);

2) допустимые (вредные факторы выше нормы, но организм восстанавливается к очередной смене);

3) вредные – 4 подкласса (есть риск профессиональных заболеваний вплоть до полной утраты общей трудоспособности);

4) опасные – высокий риск профзаболеваний, угроза жизни и здоровью работника.

Цели спецоценки условий труда:

1) разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

2) информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующих рисках, соответствующих им гарантиях и компенсациях;

3) обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение;

4) организация обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;

5) установление работникам гарантий и компенсаций;

6) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

7) решение вопроса о том является возникшее у работника заболевание профессиональным, а также расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

8) установление ограничений для отдельных категорий работников и др.

Обязанность проведения спецоценки возложена на работодателей, кроме труда надомников, дистанционных работников и работников физ. лиц – работодателей (не ИП). Периодичность – не реже чем 1 раз в 5 лет., внепланово – при введении новых рабочих мест, существенном изменении технологии или сырья, средств индивидуальной или коллективной защиты, а также при возникновении несчастных случаев или выявлении профзаболеваний.

 

Порядок проведения спецоценки:

1) Работодатель создает комиссию из нечетного числа членов, в которую должны быть включены специалист по охране труда, представитель выборного органа первичной профсоюзной организации. Утверждается график проведения спецоценки. На возмездной основе по договору привлекается специализированная организация, аккредитованная на право осуществления деятельности по спецоценке условий труда. К ней закон предъявляет ряд требований по наличию и квалификации экспертов, наличию лаборатории для измерения вредных производственных факторов.

 

2) Эксперт привлеченной организации, проводящей специальную оценку условий труда, производит идентификацию (выявление) потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах. Результаты идентификации утверждает комиссия.

Перечень вредных и (или) опасных факторов предусмотрен ст.13 Закона:

факторы производственной среды:

1) физические факторы - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Герц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, инфракрасное излучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности);

2) химические факторы - химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа;

3) биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.

факторы трудового процесса:

1) тяжесть трудового процесса - показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника;

2) напряженность трудового процесса - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника (например, диспетчер, педагог).

 

3) Если вредные и опасные производственные факторы не выявлены, работодатель составляет и подает в территориальный орган государственной инспекции труда (ГИТ) декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Данная декларация действительна в течение 5 лет. Если в течение этого времени на соответствующих рабочих местах не произошло несчастных случаев, не выявлено профзаболеваний, то срок действия декларации продляется на следующие 5 лет.

Если вредные и опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных факторов. Измерения производит привлеченная специализированная организация. Если производить измерения или испытания опасно, то они не проводятся, а рабочее место автоматически относится к опасному – 4 классу условий труда.

После проведения измерений рабочим местам присваивается класс условий труда, при этом учитывается (на понижение класса) оснащение и эффективное применение средств индивидуальной и коллективной защиты.

 

4) Результаты проведения спецоценки – комиссия утверждает отчет. В него включаются в том числе:

- карты специальной оценки условий труда (в карте характеристика условий труда на конкретном рабочем месте, вредные производственные факторы и результаты их измерения, какие средства защиты надо применять, какой должен быть режим работы перерывы и т.п., гарантии, компенсации и т.д.);

- протокол оценки эффективности применяемых работниками средств индивидуальной защиты;

- перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

С картами спецоценки работодатель обязан ознакомить под роспись тех работников, которые работают на описанных в карте рабочих местах.

Отчет направляется работодателем в ГИТ. Основная информация из отчета размещается для всеобщего сведения в Федеральной государственную информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда в сети Интернет.

 

Результаты спецоценки могут обжаловать все ее участники, в т.ч. работник сначала в территориальный ГИТ, а при несогласии с его решением – в суд.

 

Государственная экспертиза условий труда проводится в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минтруда от 12 августа 2014 г. N 549н.

Ее осуществляет Федеральная служба по труду и занятости населения и ее территориальные органы (ГИТ).

Цель - оценка качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников. Экспертиза проводится на основании обращений органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, определений судов. Если обращается работник, экспертиза проводится бесплатно. Для проведения измерений и испытаний могут привлекаться организации, аккредитованные на право осуществления специальной оценки условий труда.

 

4. Право работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены.

Содержанием права работников на труд в условиях безопасности и гигиены является:

1.Права работников в области охраны труда, предоставленные им ст.219 ТК РФ –право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, на достоверную информацию о безопасности труда, на отказ от работы, если возникает опасность для жизни и здоровья работника, до устранения такой опасности ( кроме случаев предусмотренных федеральными законами), на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты, на обучение безопасным методам и приемам труда, на профессиональную подготовку, на обращение в органы власти, к работодателю по вопросам охраны труда, на внеочередной медицинский осмотр, компенсации за работу во вредных и опасных условиях, на личное участие с представителем в рассмотрении вопросов безопасности труда на его рабочем месте.

2.Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.. Данная обязанность возложена на работодателя ст.22 ТК РФ, более конкретно обязанности работодателя перечислены в ст.212 ТК РФ: обеспечить безопасность зданий, сооружений, рабочих мест, применение средств индивидуальной и коллективной защиты, соблюдать режим труда и отдыха, приобретение и выдачу работникам спецодежды и спецобуви, обучение безопасным приемам труда, организация контроля за содержанием рабочих мест, расследование и учет несчастных случаев на производстве и другие.

Гарантии обеспечения права на безопасные условия труда. Ст.220 ТК РФ не перечисляет весь объем гарантий в области охраны труда. К гарантиям ст.220 ТК РФ отнесено:

1.Материальные гарантии в виде компенсаций утраченного работниками заработка при административном приостановлении работ органами государственного надзора и контроля: за работниками сохраняется место работы и средний заработок. При отказе работника от выполнения работ в случае угрозы для его жизни и здоровья работодатель обязан предоставить другую работу, при невозможности оплатить время простоя. Отказ от работы в этом случае не является основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

2.Гарантии при причинении вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей – обязанность возместить вред в установленном законом порядке.

3.Создание органов государственного надзора и контроля с целью предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда.

4.Установление ответственности работодателя и его должностных лиц за нарушение законодательства в области охраны труда. Ст.5.27 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о труде и об охране труда с наказанием в виде штрафа от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда, повторно - дисквалификация от 1 года до 3 лет. Ст. 12.31 КоАП РФ – должностные лица привлекаются к административной ответственности за выпуск на линию транспорта, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация. Уголовная ответственность: ст.143 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил охраны труда, техники безопасности, совершенные лицом, на котором лежала обязанность по соблюдению этих правил, если повлекло тяжкий, средней тяжести вред здоровью или смерть человека. Ст. 215-219 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, горных, строительных работах, пожарной безопасности и т.д.

Кроме того, к способам обеспечения права работников на безопасные условия труда относятся:

1.Ограничение в использовании труда работников в сверхурочное время, ночных работ, работы в выходные дни.

2.Законодательное закрепление отстранения от работы лиц, не прошедших обучение правилам техники безопасности, медицинского освидетельствования. При этом на работодателя возложена обязанность организовать обучение работников правилам безопасности, возможность прохождения медицинского осмотра с сохранением работнику заработной платы в период обучения или медицинского освидетельствования.

3.Законодательное закрепление Правительством РФ перечня профессий и норм выдачи спецодежды, спецобуви, молока и лечебно-профилактического питания.

4.Возложение на работодателя обязанности оборудовать санитарно-бытовые помещения, помещения для принятия пищи, отдыха и психологической разгрузки, санитарных постов (ст.224 ТК РФ).

5. Обязанность работодателя обеспечить обязательное страхование от несчастных случаев на производстве в отношении каждого работника. При возникновении несчастного случая в установленном законом порядке провести его учет и расследование.

6. Специальные нормы по охране труда несовершеннолетних, лиц с семейными обязанностями и с пониженной трудоспособностью. В специальных главах Трудового кодекса РФ устанавливаются сокращенное рабочее время, ограничения в использовании их труда на тяжелых, вредных и опасных работах, ограничения в работе в ночное время, в привлечении к сверхурочным работам, предоставление более длительных отпусков, отпусков без сохранения заработной платы и т.д.

 

5. Несчастный случай, подлежащий расследованию и учету (раньше назывался на производстве).

Ст.227-231 Трудового кодекса РФ регулируют порядок учета и расследования несчастных случаев на производстве. Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73 утверждено «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях", а также применяемые при расследовании формы документов.

Работодатель обязан провести учет и расследование несчастного случая, происшедшего в работниками или иными лицами, при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию работодателя. Дается понятие несчастного случая на производстве (ст.227 ТК РФ): как события, в результате которых потерпевшими были получены: травма, в том числе нанесенная другим лицом, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, укусы насекомых и другое, если они повлекли за собой необходимость перевода на другую работу, утрату трудоспособности либо смерть, если они произошли:

в течение рабочего времени на территории организации или вне ее во время перерывов, по пути на работу или с работы на транспорте предприятия либо на личном транспорте при его использовании по договору с работодателем, следовании к месту командировки и обратно, в период между сменами при вахтовом методе работы и т.д. Для наличия несчастного случая необходима совокупность факторов: 1. Субъекта и конкретного события, перечисленного в ст.227 ТК РФ (травма, ожог и т.д.). 2. Необходимость перевода, утрата трудоспособности или смерть. 3.Периода или места, в которых данные обстоятельства произошли (на рабочем месте, по пути на работу на транспорте организации и т.д.).

Ст.228ТК РФ перечисляет обязанности работодателя при несчастном случае на производстве. Работодатель обязан организовать первую помощь пострадавшему, принять неотложные меры для предотвращения аварии, сохранить до начала расследования обстановку, какой она была на момент несчастного случая, проинформировать родственников пострадавшего. В течение 3 дней работодатель обязан создать комиссию и провести расследование несчастного случая на производстве. При групповом несчастном случае или тяжелом несчастном случае со смертельным исходом работодатель обязан сообщить о несчастном случае в государственную инспекцию труда, прокуратуру, орган исполнительной власти, в территориальные объединения профсоюзов, страховщику по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве.

В состав комиссии по расследованию несчастного случая на производстве включается представитель профсоюзного органа, специалист по охране труда, представитель работодателя, уполномоченный по охране труда. При групповом несчастном случае с числом погибших более 5 в состав комиссии включается государственный инспектор труда, представитель федерального органа по ведомственной принадлежности, представитель общероссийского объединения профсоюзов. При крупных авариях с числом погибших более 15 человек состав комиссии утверждается Правительством РФ. Права комиссии перечислены в ст.229 ТК РФ: комиссия имеет право проводить технические расчеты, фотографирование и другие мероприятия. При расследовании подготавливаются документы: приказ о создании комиссии, планы, фото и видео съемка места несчастного случая, документы, характеризующие рабочее место, прохождение работниками инструктажей по техники безопасности и др.

По результатам работы комиссии составляется акт о несчастном случае на производстве, при групповом несчастном случае на каждого работника. В акте указывается обстоятельства, причины несчастного случая, лица, допустившие нарушения требований безопасности. Акт подписывается членами комиссии, утверждается работодателем, не нем ставится печать и он регистрируется в журнале регистрации.

Некоторые случаи расследуются по правилам ТК РФ, но могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством (ст.229.2 ТК): смерть вследствие общего заболевания или самоубийства; смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего; при совершении пострадавшим уголовно наказуемого деяния.

Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, т.е. осуществляются выплаты за счет Фонда обязательного социального страхования. Даже если трудовые отношения не были оформлены надлежащим образом или «прикрыты» гр-пр. договором и за пострадавшего не вносились страховые взносы в ФСС, при удовлетворении иска о признании отношений трудовыми, несчастный случай будет страховым.

Права пострадавших при расследовании несчастного случая на производстве: по требованию работника, а в случае его смерти по требованию родственников в работе комиссии может принять участие его доверенное лицо, доверенным лицом может быть лицо в соответствии с гражданским законодательством, в том числе и адвокат. Пострадавшего должны ознакомить со всеми материалами комиссии, в 3-дневный срок акт о расследовании несчастного случая на производстве выдается пострадавшему или в случае его смерти родственникам пострадавшего или доверенному лицу. Все разногласия по содержанию акта разрешаются государственным инспектором труда или в судебном порядке.

Государственный инспектор труда имеет право на дополнительное расследование несчастного случая, независимо от его давности, при выявлении сокрытого несчастного случая, по собственной инициативе или по жалобе пострадавшего (ст.229.3 ТК).

Результаты расследования несчастного случая могут быть обжалованы пострадавшим или родственниками/иждивенцами погибшего в ГИТ, а при несогласии с ее решением в суд.

 

5. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

Ст. 210 ТК РФ говорит о государственном надзоре и контроле за соблюдением требований охраны труда и о содействии общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда. Следовательно, говорит о 2 формах контроля в области охраны труда. Только государственный контроль установлен за соблюдением требований охраны труда во всей их совокупности. За соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда установлен как государственный, так и общественный контроль.

Глава 56 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 «Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства …" к органам государственного контроля и надзора отнесены Федеральная инспекция труда и ее терр. органы (ГИТ), в отдельных отраслях – федеральные надзоры. Внутриведомственный контроль осуществляют органы исполнительной власти субъектов федерации. Ст.356 ТК РФ определяет полномочия органов государственного контроля: осуществлять контроль за соблюдением законодательства в организациях, проводить проверки, принимать меры по выявленным нарушениям, анализировать их причины, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять информацию о выявленных нарушениях в органы власти и т.д. Государственные инспектора (правовые и по охране труда) являются государственными служащими, осуществляют свою деятельность в рамках органов государственной инспекции труда, имеют право: беспрепятственно посещать организации всех форм собственности, проводить проверки, брать образцы продукции и исходных материалов на исследование, расследовать несчастные случаи, предъявлять работодателю обязательные для исполнения предписания, приостанавливать работу отдельных производств и организаций в целом, проводить государственную экспертизу условий труда, направлять в суд требования о ликвидации организаций, привлекать к административной ответственности виновных в нарушении законодательства лиц и др. В своей деятельности они обязаны подчиняться требованиям закона, хранить охраняемую законом тайну и т.д.

Ст. 356 – 369 ТК РФ предусматривают создание органов государственного контроля за безопасным ведением работ в промышленности, энергетике, в области санитарно-эпидемиологического надзора, надзора за ядерной и радиоционной безопасностью

Глава 58 ТК РФ регулирует деятельность профессиональных союзов по организации общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников по охране труда. Профсоюзы вправе создавать правовые и технические инспекции труда для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда. Они могут проводить независимую экспертизу условий труда (ст.370 ТК РФ), принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве, получать информацию о состоянии и условиях охраны труда, защищать права и интересы работников при возмещении вреда здоровью, предъявлять требования о приостановке работ в случае их непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, осуществлять проверку состояния условий труда, беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Тема 16: Охрана труда

Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 22; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.158.31.149
Генерация страницы за: 0.189 сек.