Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность за нарушение законодательства о недрах




39.

38.

37.

36.

35.

34.

33.

32.

31.

30.

29.

28.

27.

26.

25.

24.

40. 23. Недра как объект горного права (понятие недр, полезные ископаемые, фонд недр). Государственные органы управления недрами специальной компетенции. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Все недра РФ и ее субъектов составляют единый гос фонд недр, в который входят как используемые, так и неиспользуемые части недр. В состав единого гос фонда недр включаются недра, расположенные как над сушей, так и под водными объектами в пределах территории РФ и ее субъектов. Богатство недр земли относится к числу исчерпаемых и невозобновимых природных ресурсов, поскольку использование богатства недр сопровождается истощением их запасов. Недра как заполненное веществом природы пространство, находящиеся под поверхностью земли, яв-ся естественной кладовой, в которой таятся разнообразные минеральные и другие природные ресурсы, жизненно необходимые для экономической жизни общества. Наряду с этим, выступая в качестве важнейшего элемента природной среды, недра являются базисом, фундаментом наземного рельефа, почему значительные изменения внутри недр сопровождаются существенными изменениями рельефа поверхности земли. Управление гос. фондом недр представляет собой основанную на правовых нормах деятельность соотв-щих органов РФ по организации рационального использования недр. Основными функциями управления гос. фондом недр являются: распределение и перераспределение участков недр между природопользователями, гос. регистрация и гос. учет работ по геологическому изучению недр, утверждение запасов полезных ископаемых, гос. кадастр месторождений полезных ископаемых, разрешение споров по вопросам пользования недрами, гос. надзор и контроль за пользованием и охраны недр. Распределение и перераспределение недр между природопользователями производится соответствующими государственными органами посредством предоставление недр в пользование для геологического изучения, добыча полезных ископаемых и целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также изъятия участков недр для других государственных и общественных нужд. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов РФ осуществляются совместно РФ и субъектами РФ. Гос. программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр в пределах своих полномочий утверждают Федер. органы исполн. власти и органы исполн. власти субъектов РФ, по представлению федерального органа управления госуд. фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и окружающей природной среды. Под землями для пользования недрами понимаются земли, права на которые возникли у различных субъектов по основаниям, предусмотренным действующим земельным законодательством, для одного из видов пользования недрами, осуществление которого невозможно без пользования земельного участка. Особенность земель для пользования недрами состоит в том, что они не отнесены законом к самостоятельной категории земельного фонда РФ Они ограничиваются от других земель по непосредственному целевому значению.

41. 24. Право недропользования (понятие, виды, порядок предоставления в пользование). Право пользования недрами (в объективном смысле) - это система правовых норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и использования недр, права и обязанности недропользователей. Для субъектов недропользования это право представляет собой сов-ть конкретных прав и обязанностей, приобретаемых ими в связи с предоставлением участка недр в пользование. В зависимости от целей использования недр право недропользования может подразделяться на следующие виды: - для геологического изучения. Имеется в виду общее геологическое изучение (научно-исследовательские работы по получению данных о строении недр, протекающих в них процессах, режиме подземных вод, прогнозированию землетрясений, вулканической деятельности, палеонтологические изыскания и т. д.), а также поиск и оценка месторождений полезных ископаемых; - для разведки и добычи полезных ископаемых, то есть извлечения из недр минерального сырья неорганического и органического происхождения, а также для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; - для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (туннелей, метрополитенов, трубопроводов, производственных объектов, хранилищ нефти и газа, захоронения отходов производства, сброса сточных вод и т. д.); - для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказников, памятников природы, пещер и других подземных полостей); - для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов (ст. 6 Закона РФ «О недрах»). Пользователями недр (субъектами права недропользования) могут быть любые субъекты предпр.дея-ти независимо от форм собственности, в том числе юр. лица и граждане других государств. Исключение составляет использование недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ - субъектами такого права недропользования могут быть только государственные предприятия и организации. К пользователям недр или привлекаемым ими для использования недр лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом).Объектами права недропользования являются обособленные в установленном законом порядке участки недр, предоставляемые субъектам в пользование. Они могут выступать в виде горного отвода - геометризированного блока недр (в случае добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, образования особо охраняемых геологических объектов) или геологического отвода (в случае геологического изучения недр). В границах горного отвода получивший его субъект имеет исключительное право осуществлять пользование недрами, а в границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр.

 

42. 25. Основные требования по рациональному использованию и охране недр, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. Правовая охрана недр представляет собой урегулированную правом систему мер, направленную на обеспечение рационального использования недр, предупреждение их истощения и загрязнения в интересах удовлетво­рения потребностей экономики и населения, охраны окружающей природной среды. Богатства недр относятся к числу исчерпаемых и невозобновляемых природных ресурсов, поэтому главной задачей и основной особенностью их охраны является организация рационального и комплексного использования в процессе их разведки и разработки с целью предотвращения расточительной и бесхозяйственной эксплуатации полезных ископаемых, потерь минерального сырья. Исходя из этого основными требованиями по охране недр являются (ст. 23 Закона РФ «О недрах»): -соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр и недопущение самовольного пользования;-обеспечение полноты геологического изучения, рационального, комплексного использования и охраны недр;- проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставляемого в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;- обеспечение наиболее полного извлечения запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, а также достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах их запасов;- охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений;- предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с недропользованием (подземное хранение нефти, газа, захоронение вредных веществ и отходов, сброс сточных вод);- предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод. Учитывая невоспроизводимый характер и экономическое значение минеральных богатств, заключенных в недрах, закон устанавливает приоритет использования и охраны полезных ископаемых. Участок недр, располагающий запасами месторождений полезных ископаемых, предоставляется в первую очередь для их разработки. Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения заключения органов управления государственным фондом недр об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых или размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения органов управления фондом недр и горного надзора при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки. Важнейшими направлениями деятельности по охране недр являются государственный учет, государственная экспертиза и государственная регистрация, которые осуществляются специально уполномоченными органами управления фондом недр. Государственный учет осуществляется путем ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также государственного баланса запасов полезных ископаемых (ст. 30, 31 Закона РФ «О недрах»).Государственный кадастр включает сведения по каждому месторождению полезных ископаемых (о количестве и качестве как основных, так и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, условиях их разработ­ки, геолого-экономическую оценку).Государственная экспертиза проводится с целью создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование, границ участков недр, предоставляемых в пользование, и т. д. Экспертизе подлежат не только запасы полезных ископаемых, но и геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Государственной регистрации - включению в государственный реестр -подлежат участки недр, предоставляемые в пользование, работы по геологическому изучению недр, а также лицензии на пользование недрами. К числу правовых мер охраны недр относятся также обязанности субъектов права пользования недрами по безопасному ведению работ, связанных с недропользованием, соблюдению порядка ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр, а также ликвидация и консервация соответствующих предприятий и сооружений допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий, населения, проживающего в зоне влияния работ по недропользованию, и охраны окружающей природной среды (предотвращение ее загрязнения, нарушения водного баланса, оседания поверхности земли и т. д.). В случае нарушения перечисленных требований по охране недр право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено компетентными государственными органами.

 

 

Нарушение установленных законом правил и мер по охране и рациональному использованию недр влечет за собой применение юридической ответственности. Перечень недронарушений, за которые может наступить административная ответственность, содержится в ст. 49 Закона РФ «О недрах»:В приведенном перечне недронарушений можно выделить их три основных вида: нарушения права собственности на недра и порядка недропользования (например, самовольное пользование недрами, невнесение платы и др.); нарушения требований по безопасному ведению работ, связанных с недропользованием; экологические недронарушения (выборочная отработка, порча месторождений, загрязнение недр и др.). Перечень не является исчерпывающим. Налагать административные взыскания в виде штрафа за нарушения законодательства о недрах вправе органы государственного горного надзора, органы по охране окружающей среды и природных ресурсов, органы по геологии и использованию недр. В зависимости от степени общественной опасности, размера причиненного ущерба и других обстоятельств одни и те же деяния могут повлечь как административную, так и уголовную ответственность. Уголовный кодекс РФ содержит несколько составов преступлений, связанных с использованием и охраной недр, например: -захоронение или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил (ст. 247); К числу экологических преступлений УК РФ относит деяния, предусмотренные ст. 255, согласно которой уголовная ответственность наступает за нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба. Гражданско-правовая (материальная) ответственность за недронарушения может наступать по общим нормам гражданского законодательства о возмещении причиненного вреда, признании сделок недействительными и др., а также по правилам специальных нормативных актов, устанавливающих порядок и размер возмещения ущерба для отдельных видов недронарушений. В соответствии со ст. 51 Закона о недрах вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, организаций, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет средств виновных лиц. Вред, причиненный государству в результате деятельности недропользователя, подлежит возмещению за счет средств пользователя.

 

44. 27. Геологический контроль и горный надзор. Государственный геологический контроль – это контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. Государственный горный надзор – это контроль за безопасным ведением работ в сфере недропользования. Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является (статья 37 Закона РФ «о недрах»): Обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учёта и отчётности. В соответствии с Законом РФ «О недрах», «Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр», Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400, Функции по осуществлению государственного геологического контроля осуществляет Росприроднадзор и его терр. органы. Правовое регулирование государственного геологического контроля осуществляется в соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 № 293; Административным регламентом Росприроднадзора по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным приказом МПР России от 03.12.2007 г. № 319.Административный регламент определяет последовательность и сроки действий по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. Государственный геологический контроль осуществляется должностными лицами, посредством проведения контрольных проверок. Что подлежит контролю:- соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативно правовых актов РФ, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;- выполнение условий недропользования, содержащихся на пользование участками недр; -наличие технических (технологических) проектов, планов и схем развития горных работ;- соответствие текущего состояния работ по геологическому изучению и рациональному использованию запасов ПИ показателям, установленным в проектной документации;- достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов ПИ;- сохранность разведочных горных выработок и скважин, геологической и технологичекой документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;- выполнение установленных в соответствующих разрешениях условий: -создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок; - проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов; - прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе РФ (в пределах своей компетенции). и др.

 

45. 28. Атмосферный воздух как объект правовой охраны. Нормирование качества атмосферного воздуха и вредных выбросов в атмосферный воздух. В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды, который представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. В целях его охраны государством проводятся следующие мероприятия: нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух – установление гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых уровней физических воздействий на него; установление нормативов выбросов и воздействий – технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов; государственная регистрация вредных и потенциально опасных веществ; выдача разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ и на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, устанавливающих предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. За выдачу разрешений взимаются сборы; установление требований к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух. Виды воздухопользования: пользование воздухом для жизнеобеспечения людей и других организмов; пользование воздухом для производственных нужд в качестве сырья; пользование атмосферой для выброса загрязняющих веществ и поглощения вредных физических воздействий; пользование атмосферой в целях искусственного изменения погоды, климата, предотвращения природных катаклизмов. В целях сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха государством предусмотрены следующие нормативы воздействия на атмосферный воздух: производственные нормативы – предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ; нормативы шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий; временно согласованные выбросы (лимит) загрязняющих веществ; территориальные нормативы – величина критических совокупных нагрузок на атмосферный воздух от различных хозяйственных и иных объектов с учетом трансграничного и межрегионального переноса загрязняющих веществ в пределах территориально-административного образования. Наряду с этим устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) различных загрязняющих веществ и для каждой модели транспортных и иных передвижных средств. В целях поддержания качества атмосферного воздуха на безопасном для людей уровне органами специализированного контроля производится государственный учет неблагоприятных воздействий на него, а также наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и источников его загрязнения.

46. 29. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Достаточно длительный промежуток времени актуальной темой современности остается сохранность атмосферного воздуха от вредного воздействия на него человеческой деятельности. Государство на данном этапе развития создало достаточно стабильную систему контроля за охраной атмосферного воздуха, которая более или менее обеспечивает ту самую необходимую сохранность атмосферного воздуха. Система органов осуществляющих государственный контроль: Одним из главных органов в данном направлении является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Она осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами; выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух и выполняет иные функции необходимые для обеспечения сохранности атмосферного воздуха. Согласно п. 6 указанного Положения «О государственном контроле за охраной атмосферного воздуха» Росприроднадзор осуществляет свои функции во взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Помимо указанных органов контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Положением «О государственном контроле за охраной атмосферного воздуха» определены основные направления деятельности по охране атмосферного воздуха в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду. Так же к полномочиям Росприроднадзора указанным положением отнесено выполнение заключений государственной экологической экспертизы, которая была недавно введена в использование контролирующими органами и проводится в виде проведения экспертного исследования соответствующей документации. Надзорные функции за деятельностью перечисленных органов осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации, кроме того, помимо надзора за деятельностью контролирующих органов прокуратура обладает полномочиями непосредственного надзора за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха.

 

47. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха. Действенным средством обеспечения соблюдения экологических требований по охране атмосферного воздуха призвана быть административная, уголовная, гражданско-правовая и иная ответственность, предусмотренная за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. Административная ответственность в виде предупреждения и штрафа установлена за следующие виды нарушений: - превышение нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; -превышение нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферу;- выброс загрязняющих веществ в атмосферу или вредное физическое воздействие на атмосферный воздух без разрешения компетентных государственных органов- ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий и сооружений и других объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха;- нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки и контроля выбросов в атмосферу;- выпуск в эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы и др. Уголовная ответственность применяется в соответствии со ст. 251 УК РФ за загрязнение атмосферы, то есть нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха. Предприятия, организации, учреждения и граждане обязаны также возместить вред, причиненный нарушениями законодательства об охране атмосферного воздуха (ст. 32 Закона об охране атмосферного воздуха). Поскольку в результате загрязнения атмосферного воздуха вред фактически причиняется другим объектам - растительному и животному миру, сельскому, лесному, водному хозяйству, здоровью людей, размер возмещения определяется по специальным методикам с учетом затрат на восстановление природных объектов, средств на медицинское обслуживание и социальное страхование, компенсацию потерь сельскохозяйственного производства и др., а при отсутствии таких методик - по общим нормам гражданского законодательства о возмещении вреда.

 

48. 31. Водопользование для питьевого и хозяйственно бытового назначения. Правовой режим водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Водный фонд - это совокупность водных объектов в пределах территории РФ. Определение земель водного фонда разъясняет ст. 102 ЗК РФ - к землям водного фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Эти земли выделены в самостоятельную категорию земель, так как они имеют специальное предназначение служить обеспечению рационального использования и охраны водных ресурсов. Использование и охрана водных объектов тесно связана с землепользованием, осуществляемым на землях водного фонда. Существенный вред водным объектам наносит хозяйственная и иная деятельность человека непосредственно на их берегах и прилегающих территориях, которая приводит к ухудшению качества воды в водных объектах за счет неконтролируемого поступления загрязняющих веществ в составе поверхностного и подземного стока. С другой стороны, осуществление водопользования невозможно без размещения в водоохранных зонах хозяйственных объектов: речных вокзалов, шлюзов т.д. Именно поэтому одним из важнейших традиционных направлений правовой охраны поверхностных вод, в том числе от загрязнения, является ограничение определенных видов деятельности человека на прибрежных территориях путем установления специальных зон и полос с особым правовым режимом. Требования, составляющие правовой режим земель водного фонда, должны обеспечивать рациональное использование таких земель для нужд водопользования, а также ограничивать и запрещать осуществление отдельных видов деятельности, в результате которой может быть причинен вред водному объекту. Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих потребности населения в питьевой воде, бытовые, а также оздоровительные и другие потребности населения. Кроме того, земли водного фонда могут использоваться для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований. Для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, устанавливаются водоохранные зоны. По существу, водоохранные зоны должны служить естественными барьерами, преграждающими поступление загрязняющих веществ в водные объекты в составе поверхностного и подземного стока. Порядок создания и правовой режим водоохранных зон в настоящее время определяется Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 г. №74 - ФЗ, ст. 65 которого устанавливает, что водоохранными зонами являются территории, примыкающие к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов. В такой зоне устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. В пределах водоохранных непосредственно вдоль береговой линии устанавливаются прибрежные защитные полосы, в которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются, исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий, с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов и утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Обычно ширина водоохраной зоны реки составляет от 50 до 500 метров в зависимости от ее протяженности. Ширина прибрежных защитных полос для рек, озер, водохранилищ и других водных объектов устанавливается в зависимости от вида угодий, прилегающих к водному объекту, и крутизны склона прилегающей территории. Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос уточняются в проектах водоохранных зон, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов РФ, и обозначаются на местности водоохранными знаками установленного образца. Об установлении границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах информируется население. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 метров.Исключение составляют озера и водохранилища, имеющие особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), ширина прибрежных защитных полос которых устанавливается в размере 200 метров независимо от уклона прилегающих земель. Соответственно, их водоохранные зоны совпадают с прибрежными защитными полосами и не могут быть больше. Для водных объектов в пределах черты поселения при наличии набережных и ливневой канализации ширина прибрежной защитной полосы совпадает с парапетом набережной, а ширина водоохраной зоны устанавливается от парапета набережной или (при отсутствии набережной) от береговой линии шириной в соответствии с п. 2-14 ст. 65 Водного кодекса РФ. Для создания эффективной защиты водных объектов от загрязнения и других видов негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности посредством водоохранных зон важное значение имеет установление необходимого и достаточного перечня ограничений деятельности на их территории. В пределах водоохранных зон запрещаются: 1) проведение авиационно-химических работ, применение химических средств, использование навозных стоков для удобрения почв; 2) размещение складов вредных веществ: ядохимикатов, мест складирования и захоронения хозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод и т.п.; 3) размещение дачных и садово-огородных участков, если ширина водоохранных зон менее 100 метров и крутизна склонов прилегающих территорий более 3 градусов; 4) размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территории дачных и садово-огородных участков, заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов; 5) проведение рубок главного пользования; 6) строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений, проведение работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ без согласования с уполномоченными органами государственной власти. Собственники расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных участков должны соблюдать правила их пользования, исключающие загрязнения, засорение и истощение водных объектов. В пределах прибрежных защитных полос устанавливаются дополнительные ограничения. Запрещаются: 1) распашка земель; 2) применение удобрений; 3) складирование отвалов, размываемых грунтов; 4) выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн; 5) установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство; 6) движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения. Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима. Установление водоохранных зон не влечет за собой изъятия земельных участков у землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом. Кроме того, земельные участки в водоохранных зонах водных объектов могут предоставляться гражданам и юридическим лицам по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.При этом обладатели прав на земельные участки, находящиеся в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, обязаны соблюдать режим использования таких земель, не причинять вреда водным объектам. В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны. Размеры водоохраных зон и режим хозяйственной деятельности в них определяются санитарными правилами и нормами.

 

49. 32. Объекты и субъекты водных правоотношений. Право собственности на водные объекты. Водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Они охватывают географически определенные места постоянного скопления вод на поверхности земли в пределах территории Российской Федерации либо в ее недрах. Водный объект характеризуется наличием признаков водного режима. Водный режим – это изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте. Водные объекты должны иметь естественные и формально учитываемые границы – береговую линию для поверхностных водных объектов и границы водного горизонта или бассейна подземных вод для подземных вод. Водный объект характеризуется определенным постоянством. Скопления вод на поверхности земли или в недрах в течение непродолжительного времени (например, скопления дождевой воды) не относятся к водным объектам. Водными объектами признаются те, которые учтены как водные объекты, т. е. документированные сведения о которых занесены в государственный водный реестр. Так, искусственные пруды для разведения карпов могут не относиться к водным объектам, если они учтены как имущество рыбохозяйственных предприятий, хотя обладают другими необходимыми признаками водного объекта – постоянно заполняют рельеф суши и обладают признаками водного режима. Одни водохранилища и каналы являются водными объектами в соответствии с учетными данными, а другие – нет, так как учтены в качестве гидротехнических сооружений и выступают объектами гражданских и иных отношений, но не водных. Водные объекты могут быть естественного и искусственного происхождения, т.е. существенным признаком водного объекта является сохранение взаимосвязи водоема с другими природными объектами независимо от его происхождения, т. е. важен сам факт нахождения вод на поверхности земли либо в ее недрах. Из числа водных объектов искусственного происхождения исключаются сосредоточения вод, обладающие гидроизоляцией, например бассейны, наземные и подземные контейнеры, резервуары и пр., так как они не имеют естественной взаимосвязи с другими природными объектами и не обладают признаками водного режима. Не относится к водным объектам также вода, сосредоточенная в других природных объектах: почвах, атмосфере, растительности, животных. В большинстве случаев водным объектам присваиваются географические названия, которые являются одновременно юридическим признаком, позволяющим их индивидуализировать и отделить от других предметов материального мира и природных объектов. Ст. 5 Водного кодекса РФ классифицирует водные объекты на два вида: поверхностные и подземные. К поверхностным водным объектам относятся: 1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); 2) водотоки (реки, ручьи, каналы); 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); 4) болота; 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); 6) ледники, снежники. Поверхностные водные объекты юридически рассматриваются как совокупность двух частей: поверхностных вод и покрытых ими земель или дна, ограничиваемого береговой линией. В соответствии со ст. 102 ЗК РФ земли покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах входят в состав земель водного фонда. Основным условием отнесения земель, занятых водными объектами к землям водного фонда является не столько наличие самого поверхностного водного объекта, сколько государственный кадастровый учет и юридический факт отнесения этих земель к землям водного фонда. В ст. 27 Земельного кодекса РФ говорится, что земельные участки, на которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. Эти земельные участки нельзя приватизировать. Запрещается приватизировать земельные участки в пределах береговой полосы (п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ). Ст. 102 Земельного кодекса РФ запрещает образование земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами. Не могут применяться также большинство других статей Земельного кодекса РФ, так как цели, для которых предоставляются или используются земельные участки на иных правах (постоянное (бессрочное) пользование, аренда и т.д.) в соответствии с земельным законодательством, неосуществимы на водопокрытых землях. Например, при добыче полезных ископаемых со дна реки не требуется выделение земельного участка, как это предусмотрено земельным и горным законодательством для подобных целей, если такие виды пользования осуществляются на поверхности земли. В данном случае необходимо получить решение соответствующего субъекта Федерации о предоставлении водного объекта в пользование, как этого требует Водный кодекс РФ. К подземным водным объектам относятся: 1) бассейны подземных вод; 2) водоносные горизонты. Воды, находящиеся в поверхностных и подземных водных объектах и пригодные для использования, представляют собой водные ресурсы. В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ: Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным Кодексом. В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти должен устанавливать Правила охраны жизни людей на водных объектах, в соответствии с которыми осуществляется использование водных объектов общего пользования. Органы местного самоупр-я устанавливают Правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд. Закон-вом РФ могут устанавливаться ограничения и запреты отдельных видов дея-сти на водных объектах общего пользования. Субъекты водных отношений В качестве субъектов водных отношений выступают РФ, субъекты РФ, муниц образования, физические лица, юридические лица. От имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в водных отношениях выступают соотв-но органы гос. власти РФ, органы гос. власти субъектов Рф, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нпа Субъектами водных отношений являются также граждане и юр. лица. На них распространяются положения гражд. Закон-ва о правоспособности и дееспособности. Водный кодекс специальных требований к право и дееспособности граждан и юридических лиц не устанавливает. Право собственности на водные объекты: Водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности). Исключения составляют лишь пруды и обводненные карьеры. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах зем. участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муницип. образованию, физич. лицу, юрид. лицу, находятся соотв-но в собственности субъекта РФ, муницип. образования, физ лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. В ст. 7 Федерального закона от 3 июня 2006 г. (в ред. 14.07.2003) «О введении в действие Водного кодекса РФ». 1. Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности. 2.Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации. 3.Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений. 4.Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов. Т.е. право собственности на земельный участок распространяется на расположенные на этом участке пруды и обводненные карьеры. В п. 3 ст. 8 Водного кодекса РФ говорится, что право собственности на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соотв земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. Все нормы Земельного кодекса РФ о предоставлении земельных участков, их формировании, купле-продаже, передаче в аренду, совершении других сделок в полном объеме распространяются на земельные участки вместе с расположенными в их границах водоемами. За пользование земельным участком, в том числе за площадь, занятую прудом или обводненным карьером, с собственника земельного участка взимается земельный налог, а не водный и не плата за пользование водными объектами. Пo отношению к прудам и обводненным карьерам не устанавливаются водоохранные зоны. Вместе с тем пруды и обводненные карьеры, будучи принадлежностью земельного участка, остаются в составе водных объектов Содержание права собственности на водные объекты определяется гражданским законодательством, и состоит в праве свободно владеть, пользоваться и распоряжаться водными объектами.

 

50. 33. Государственные органы управления водным фондом специальной компетенции. Государственный водный реестр. Г осударственное управление в области использования и охраны вод осуществляется в соответствии с общей системой государственного управления природными ресурсами. Оно подразделяется на общее и ведомственное. Общее государственное управление осуществляется:

а) органами общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления); б) органами специальной компетенции (Министерство природных ресурсов и экологии РФ и находящиеся в его ведении Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, их территориальные органы межрегионального уровня в каждом федеральном округе и регионального и межрегионального уровней в каждом субъекте РФ). Ведомственное управление землями водного фонда осуществляется соответствующими министерствами по различным отраслям экономики (Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство транспорта РФ, Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору и т.д.). К полномочиям органов специальной компетенции (Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по недропользованию и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования), в частности, относятся:- осуществление контрольных и надзорных функций за использованием и охраной водных объектов на соответствующей территории;- деятельность по осуществлению государственного водного реестра; -разработка и организация деятельности по рациональному использованию водных объектов;- осуществление мер по предотвращению негативного воздействия на водные объекты и ликвидация его последствий; -осуществление иных функций по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. В соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007г. №253 (далее – Положение), государственный водный реестр (далее – реестр) представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах. Документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам, носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа. В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. Реестр формируется и ведется в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов и их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Ведение государственного водного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Реестр содержит разделы "Водные объекты и водные ресурсы", "Водопользование" и "Инфраструктура на водных объектах".В раздел "Водные объекты и водные ресурсы" реестра включаются сведения: а) о бассейновых округах; б) о речных бассейнах;

в) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях. В раздел "Водопользование" реестра включаются сведения: а) о водохозяйственных участках; б) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, а также других зонах с особыми условиями их использования; в) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении; г) о договорах водопользования, в том числе об их государственной регистрации, переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также о прекращении указанных договоров; д) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование, в том числе об их государственной регистрации; е) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.В раздел "Инфраструктура на водных объектах" реестра включаются сведения:а) о водохозяйственных системах; б) о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах. Разделы реестра состоят из подразделов, обеспечивающих систематизацию сведений. Фома реестра и правила внесения в него сведений, а также правила оформления регистрации в реестре утверждены Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.