Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема II. История земельного права




Изучая эту тему студентам необходимо обратиться к исследованию дополнительной литературы.

Историю правового регулирования земельных отношений целесооб­разно проанализировать с периода русского земельногоправа, отмены крепостного права, крестьян­ской реформы 1861 года; аграрной реформы П.А. Столыпина; изменений в аграрно-правовых отношениях в период буржуазно-демократической рес­публики в России (февраль — октябрь 1917 г.).

В результате реформы 1861 г. крепостное право было отменено. Крес­тьяне получили политическую свободу. Однако земельный вопрос решал­ся долго и привязанность к помещику сохранялась долгие годы.

Основными принципами реформы являлись: 1) сохранение за прежни­ми землевладельцами-помещиками собственности на землю. Крестьяне могли получить собственность на надел только после выкупа или отработ­ки; 2) крестьяне признавались субъектами земельно-правовых отношений только в составе общины; 3) обеспечение казенного интереса при реорга­низации земельных отношений.

Право распоряжения своим наделом в рамках общинного владения бы­ло для крестьянина ограничено согласием всей общины на выдел кресть­янского надела в участковое владение. Право распоряжения участковой надельной собственностью было менее ограничено. Государство выступало кредитным посредником, предоставляя кресть­янам кредит по уплате выкупной суммы на 48 лет. Несмотря на финансо­вую поддержку помещиков и крестьян, большая часть земель, предостав­ленных крестьянам по реформе 1861 г., не стала объектом права собствен­ности. За 44 года после Манифеста 19 февраля 1861 г. было выкуплено не­значительное количество земельных наделов.

В течение столетий в России существовала община — объединение крестьян, сообща арендовавших землю у помещиков, монастырей, у са­новников и т.п. Община устраивала правительство, поскольку обеспечива­ла централизованный сбор налогов (податей), определенную управляе­мость общиной, способствовала существованию круговой поруки. К недостаткам общин следует отнести регулярный передел земельных наделов, что порождало незаинтересованность крестьян в повышении плодородия почв, так как надел «уйдет» к другому.

Несовершенство земельного строя в России сделали аграрный вопрос одним из важнейших на пути надвигающейся революции 1905-1907 гг.

Столыпин предлагал предоставить крестьянам землю в частную собственность в целях создания крепких крестьянских хозяйств фермеров. Крестьянин мог получить землю на прежнем месте у общины, и его земли без всяких переделов сводились в земельный участок-отруб, или он мог переехать в другое место и получить землю на хуторе.

Для выкупа земли у государства или общины и обзаведения хозяйством крестьянам выдавались ссуды через Крестьянский банк на льготных услови­ях с рассрочкой выплат до 50 лет. Главной задачей Столыпинской реформы, которая началась 9 ноября 1905 года, явилось разрушение общины, что поз­волило снизить сплоченность крестьян для антигосударственных выступле­ний и создавало мощный класс индивидуалов, собственников земли.

После свержения в России монархии в ходе февральской революции в 1917 г. на второй день был принят Декрет о земле. Основная задача — дать крестьянам землю, но на самом деле о собственности крестьян на землю не говорилось, хотя составной частью Декрета о земля являлся Крестьянский наказ в котором были сформированы основы дальнейшей земельной политики советского государства.

В начале становления земельного законодательства характеризовался тем, что в нем закладывались основы будущего социалистического земельного права и были сформулированы некоторые принципы, такие как трудовой характер землепользования граждан, предоставление земли в пользование тому, кто желает обрабаты­вать ее своим трудом при помощи своей семьи. Наемный труд не допус­кался. Земля предоставлялась в пользование в первую очередь тем, кто же­лал работать на ней не для извлечения личных выгод, а для общественной пользы. При предоставлении земли приоритетом пользовались социалис­тические формы землепользования.

В дальнейшем было устранено уравнитель­ное землепользование, введенное Декрет а ми «О земле» 1917 г., «О социализации земли» 1918 г. Ослабляется излишнее государственное администрирование отношений землепользования, прод­разверстка заменяется продналогом, а взимание сельхозпродукции из госу­дарственного превращается в налоговое. Снабжение сельского хозяйства материально-техническими средствами из принудительного бесплатного превращается в договорно-возмездное. Землеустройство приобретает ха­рактер добровольный, и основой нового направления в землеустройстве становится не межхозяйственное, а внутрихозяйственное землеустройство.

Земельное законодательство было кодифицировано, разработан Зе­мельный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 декабря 1922 г.

Земельный кодекс РСФСР 1922 г., сохранивший свое действие до 1970 г., ввел ряд рыночных положений для земельных отношений, разрешив тру­довую аренду земли, вспомогательный наемный труд, обеспечив устойчи­вость землепользования и т.д. Прекращение права землепользования допускалось в двух случаях: когда земля не использовалась без уважительных причин; когда земля сдавалась в аренду с нарушением закона.

Кроме того, именно эти кодифицированным актом было положено начало делению земель на категории по целевому назначению, поскольку выделялись городские земли, а также земли, находящиеся под лесами, горными разработками, железными дорогами, крепостями и подобными им военными сооружениями и пр., правовой режим которых был различен.

С объединением России с союзными республиками и образованием Со­юза ССР возникла необходимость создания общесоюзного земельно-пра­вового нормативного акта, каковым явились Общие начала землепользова­ния и землеустройства, принятые постановлением ЦИК СССР от 15 дека­бря 1928 г. Этот акт устанавливал исключительную государственную соб­ственность на землю, вводил запрещение сделок с землей, поощрял кол­лективные формы землепользования и т.д.

В период коллективизации сельского хозяйства и принятия Примерных Уставов сельхозартелей 1930 и 1935 гг. все полевые наделы крестьян сли­лись в единый земельный массив, а земли, занимаемые колхозами, были закреплены за ними в бессрочное пользование. Члены колхоза не получа­ли права на какие-либо доли в земельном массиве колхоза, а в случае их выбытия из колхоза не имели права на получение земли за счет его земель­ной площади.

Сложившаяся практика была закреплена Конституцией СССР 1936 г. исключительная государственная собственность на землю. Земля у кол­хозов была в бессрочном, бесплатном пользовании, т.е. навечно. Каждый колхозный двор мог иметь в личном пользовании небольшой приусадеб­ный участок.

Военный период 1941-1945 гг. в определенной мере повторил опыт правового регулирования земельных и сельскохозяйственных отношений, применяемый Советским государством в годы гражданской войны — сель­скохозяйственное население осуществляло обязательные натурпоставки из своего подсобного хозяйства. Начиная с 1955 г. и по 1985 г. в сфере зем­лепользования была осуществлена полоса реформ, направленная на наи­более эффективное использование земель в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях. Приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. Земельный кодекс РСФСР 1970 г. Но это не привело к желаемым ре­зультатам.

Этап развития земельного права России, связанный с земельной реформой девяностых годов двадцатого столетия, характеризуется переносом центра тяжести в правовом регулировании землепользования на совершенствование правового статуса землепользователей.

28 февраля 1990 г. приняты Основы законодательства Союза ССР и со­юзных республик о земле, которыми введены: платность землепользования, аренда земли, пожизненное наследуемое владение, допускающее пе­редачу по наследству земельного участка, и т.п.

Принятый25 апреля 1991 г. Земельный кодекс РСФСР, предусмотрел право граждан России на собственность для целей, связанных с веде­нием сельскохозяйственного производства. Частная собственность на зем­лю была регламентирована в ряде других актов: Законе РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 г. (с последующими изменениями и дополнениями, Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г. (с изменениями), Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г.. Конституции РФ 1993 г. и др. Все последу­ющее земельное законодательство открыло новый этап развития земель­ных отношений, предоставляя собственникам земельных участков и зе­мельных долей (паев) право распоряжаться ими по своему усмотрению.

Конституция Российской Федерации в статьях 9 и 36 устанавливает, что земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности. Конституционные нормы закрепили на­чавшийся в 1991 г. процесс приватизации земельного фонда, ранее нахо­дившегося в исключительной собственности государства.

Однако 24 декабря 1993 года Указом Президента РФ Указ Президента РФ № 2287 «О приведении зе­мельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» были отменены многие статьи Земельного кодекса, а земельное законодательство стало развиваться, в основном, за счет указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Поэтому в правовой литературе этот период развития земельного права получил названия «указной период».

Именно на основе Указа Президента РФ от 7.03.1996. «О реализации конституционных прав граждан на землю» производились гражданско-правовые сделки с земельными участками и земельными долями из земель сельскохозяйственного назначения.

Поскольку устаревшее, пробельное, противоречивое, нестабильное земельное законодательство 90-х годов осложняло процесс его правоприменения, 25 октября 2001 года был принят новый Земельный Кодекс РФ. Из сферы данного кодекса выведены нормы об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» принят 24 июля 2002 года. После принятия этих основополагающих законодательных актов, регламентирующих земельные отношения, активно стало развиваться земельное законодательство субъектов Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.