Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление и речь




Конец первой книги БАЛА КАНДА

Уровень развития мышления и речи определяется по четырем заданиям, каждое из которых оценивается.

А) Понимание грамматических конструкций.
Ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю предложение. Ты внимательно послушай, а потом ответишь мне на вопрос. Договорились?»
Предложение: Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу.
Вопрос: Что Петя делал раньше: смотрел кино или читал книгу?
Если ребенок не может сразу ответить на вопрос, то предложение можно прочитать еще раз, а потом снова задать вопрос.
Оценка результатов:
«+» - если ребенок дал верный ответ
«–» - если ребенок дал неверный ответ

Б) Выполнение словесных поручений
На столе рассыпать карандаши и рядом поставить коробку от них. Ребенку дается инструкция: «Собери карандаши, сложи их в коробку и поставь на подоконник». После того, как ребенок выполнил задание, задаются вопросы: где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?
Если ребенок не понял инструкцию и не приступает к ее выполнению, то ему дается упрощенное задание: «Возьми карандаши и положи их в коробку». Соответственно, задается вопрос: где теперь лежат карандаши?
Оценка результатов:
«+» - если ребенок всю инструкцию выполнил верно
«+-» - если выполнил упрощенную инструкцию
«–» - если ребенок вообще не выполнил задание

 

В) Изменение существительных по числу
Ребенку дается инструкция: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени его так, чтобы получилось много предметов. Например: если один, то карандаш, а если много, то карандаши».
Слова для предъявления: книга, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок.
Оценка результатов:
«+» - если ребенок допустил не больше двух ошибок
«+-» - от трех до шести ошибок
«–» - если ребенок сделал семь и более ошибок


Г) Рассказ по картинкам
Перед ребенком вразброс выкладывается 4-5 картинок, связанных одним сюжетом. Инструкция предлагается следующая: «У меня есть картинки, но они перепутались. Ты сложи их по порядку и придумай по ним рассказ».
Оценка результатов:
«+» - если ребенок верно разложил картинки и составил по ним рассказ
«+-» - если картинки разложил верно, но не рассказал по ним
«–» - если ребенок неверно разложил картинки
Итоговый уровень определяется по результатам всех четырех заданий:
Высокий – если четыре «+»
Низкий – если четыре «-» или два «-» и два «+-»
Средний – все остальные варианты

3. Образные представления Способность ребенка к образным представлениям обнаруживается с помощью двух методик:

А) Собирание разрезных картинок
Ребенку предъявляется разрезанная картинка (сначала сложный вариант) и дается инструкция: «У меня была картинка, но она сломалась. Помоги мне ее сложить». Если ребенок не справляется, то дается упрощенный вариант.
Картинки должны быть размером не менее 10*15, цветные, с крупными деталями. Разрезаются они следующим образом:



Оценка результатов:
«+» - если ребенок выполнил сложный вариант
«+-» - если выполнил упрощенный вариант
«–» - если ребенок вообще не выполнил задание

Б) Рисунок человека
Ребенку даются карандаши и листок бумаги со словами: «Нарисуй мне, пожалуйста, на память человека. Рисуй так, как у тебя получится».
Оценивается рисунок по трем критериям: наличие основных частей тела (голова, глаза, рот, нос, туловище, ноги, руки); наличие второстепенных деталей (пальцы, шея, уши, волосы, шапка, обувь, одежда); способ изображения рук и ног (двумя или одной чертой).
Оценка результатов:
«+» - если на рисунке изображены все семь основных частей, не менее 3-х второстепенных, руки и ноги изображены двумя чертами
«–» - 5 и менее основных частей и 5 и менее второстепенных
«+-» - все остальные варианты
Итоговый уровень определяется по результатам обоих заданий:
Высокий – если два «+»
Низкий – если два «-» или один «-» и один «+-»
Средний – все остальные варианты

 

4. Тест кратковременной памяти и умозаключений
Цель: Определение уровня развития кратковременной памяти и логического мышления.
Инструкция: «Ты любишь разные рассказы? Сейчас я расскажу тебе маленький рассказик, а ты послушай внимательно и постарайся его запомнить, чтобы потом повторить слово в слово. Согласен?».
Ход проведения:
1 этап: Предъявляем ребенку рассказ:
Жили-были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Повтори.
Если ребенок не может повторить, еще раз читаем ему рассказ до тех пор, пока он не повторит весь рассказ правильно. У себя фиксируем, сколько потребовалось повторений, чтобы ребенок запомнил рассказ.
Уровень развития кратковременной памяти определяем по количеству понадобившихся повторений.
2 этап: После того как ребенок повторил весь рассказ правильно, даем второе задание: «Молодец, ты повторил правильно. А теперь подумай и скажи, кто из мальчиков самый высокий?». Если ребенок сразу не может ответить, повторяем: «Коля ниже Пети, Петя ниже Вани.» После того как ответит, задаем второй вопрос: «А кто самый низкий?». Фиксируем каждое повторение, которое понадобилось для того, чтобы ребенок ответил на вопросы.
Уровень развития способности к умозаключениям определяем по количеству всех повторений, зафиксированных на первом и втором этапах.

Определение умственной активности
Из наблюдения во время обследования ребенка делаются выводы об уровне развития его умственной активности.
Низкий уровень – если к выполнению задания ребенок приступает только после дополнительных побуждений, часто отвлекается во время работы. При выполнении теста фонематического слуха его интересует не обнаружение ошибок экспериментатора, а возможность проявления внешней реакции (хлопок по столу).
Средний уровень – если ребенок не проявляет интереса к выполнению задания, хотя в работу включается достаточно активно или сначала ребенок проявляет интерес, который потом очень быстро угасает. Вопросов задает сравнительно мало, и те направлены не на сущность задания, а на второстепенные моменты.
Высокий уровень – ребенок проявляет ярко выраженный интерес и к самим заданиям, и к эксперименту. Охотно поддерживает разговор, сам задает вопросы, в выполнение задания включается без промедления, самостоятельно преодолевает возникающие трудности, пытается продолжить общение с экспериментатором и по окончании собеседования.

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 32; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.225.26.44
Генерация страницы за: 0.009 сек.