Уровень развития мышления и речи определяется по четырем заданиям, каждое из которых оценивается.
А) Понимание грамматических конструкций. Ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю предложение. Ты внимательно послушай, а потом ответишь мне на вопрос. Договорились?» Предложение: Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу. Вопрос: Что Петя делал раньше: смотрел кино или читал книгу? Если ребенок не может сразу ответить на вопрос, то предложение можно прочитать еще раз, а потом снова задать вопрос. Оценка результатов: «+» - если ребенок дал верный ответ «–» - если ребенок дал неверный ответ
Б) Выполнение словесных поручений На столе рассыпать карандаши и рядом поставить коробку от них. Ребенку дается инструкция: «Собери карандаши, сложи их в коробку и поставь на подоконник». После того, как ребенок выполнил задание, задаются вопросы: где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял? Если ребенок не понял инструкцию и не приступает к ее выполнению, то ему дается упрощенное задание: «Возьми карандаши и положи их в коробку». Соответственно, задается вопрос: где теперь лежат карандаши? Оценка результатов: «+» - если ребенок всю инструкцию выполнил верно «+-» - если выполнил упрощенную инструкцию «–» - если ребенок вообще не выполнил задание
В) Изменение существительных по числу Ребенку дается инструкция: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени его так, чтобы получилось много предметов. Например: если один, то карандаш, а если много, то карандаши». Слова для предъявления: книга, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок. Оценка результатов: «+» - если ребенок допустил не больше двух ошибок «+-» - от трех до шести ошибок «–» - если ребенок сделал семь и более ошибок
Г) Рассказ по картинкам Перед ребенком вразброс выкладывается 4-5 картинок, связанных одним сюжетом. Инструкция предлагается следующая: «У меня есть картинки, но они перепутались. Ты сложи их по порядку и придумай по ним рассказ». Оценка результатов: «+» - если ребенок верно разложил картинки и составил по ним рассказ «+-» - если картинки разложил верно, но не рассказал по ним «–» - если ребенок неверно разложил картинки Итоговый уровень определяется по результатам всех четырех заданий: Высокий – если четыре «+» Низкий – если четыре «-» или два «-» и два «+-» Средний – все остальные варианты
3. Образные представления Способность ребенка к образным представлениям обнаруживается с помощью двух методик:
А) Собирание разрезных картинок Ребенку предъявляется разрезанная картинка (сначала сложный вариант) и дается инструкция: «У меня была картинка, но она сломалась. Помоги мне ее сложить». Если ребенок не справляется, то дается упрощенный вариант. Картинки должны быть размером не менее 10*15, цветные, с крупными деталями. Разрезаются они следующим образом:
Оценка результатов: «+» - если ребенок выполнил сложный вариант «+-» - если выполнил упрощенный вариант «–» - если ребенок вообще не выполнил задание
Б) Рисунок человека Ребенку даются карандаши и листок бумаги со словами: «Нарисуй мне, пожалуйста, на память человека. Рисуй так, как у тебя получится». Оценивается рисунок по трем критериям: наличие основных частей тела (голова, глаза, рот, нос, туловище, ноги, руки); наличие второстепенных деталей (пальцы, шея, уши, волосы, шапка, обувь, одежда); способ изображения рук и ног (двумя или одной чертой). Оценка результатов: «+» - если на рисунке изображены все семь основных частей, не менее 3-х второстепенных, руки и ноги изображены двумя чертами «–» - 5 и менее основных частей и 5 и менее второстепенных «+-» - все остальные варианты Итоговый уровень определяется по результатам обоих заданий: Высокий – если два «+» Низкий – если два «-» или один «-» и один «+-» Средний – все остальные варианты
4. Тест кратковременной памяти и умозаключений Цель: Определение уровня развития кратковременной памяти и логического мышления. Инструкция: «Ты любишь разные рассказы? Сейчас я расскажу тебе маленький рассказик, а ты послушай внимательно и постарайся его запомнить, чтобы потом повторить слово в слово. Согласен?». Ход проведения: 1 этап: Предъявляем ребенку рассказ: Жили-были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Повтори. Если ребенок не может повторить, еще раз читаем ему рассказ до тех пор, пока он не повторит весь рассказ правильно. У себя фиксируем, сколько потребовалось повторений, чтобы ребенок запомнил рассказ. Уровень развития кратковременной памяти определяем по количеству понадобившихся повторений. 2 этап: После того как ребенок повторил весь рассказ правильно, даем второе задание: «Молодец, ты повторил правильно. А теперь подумай и скажи, кто из мальчиков самый высокий?». Если ребенок сразу не может ответить, повторяем: «Коля ниже Пети, Петя ниже Вани.» После того как ответит, задаем второй вопрос: «А кто самый низкий?». Фиксируем каждое повторение, которое понадобилось для того, чтобы ребенок ответил на вопросы. Уровень развития способности к умозаключениям определяем по количеству всех повторений, зафиксированных на первом и втором этапах.
Определение умственной активности Из наблюдения во время обследования ребенка делаются выводы об уровне развития его умственной активности. Низкий уровень – если к выполнению задания ребенок приступает только после дополнительных побуждений, часто отвлекается во время работы. При выполнении теста фонематического слуха его интересует не обнаружение ошибок экспериментатора, а возможность проявления внешней реакции (хлопок по столу). Средний уровень – если ребенок не проявляет интереса к выполнению задания, хотя в работу включается достаточно активно или сначала ребенок проявляет интерес, который потом очень быстро угасает. Вопросов задает сравнительно мало, и те направлены не на сущность задания, а на второстепенные моменты. Высокий уровень – ребенок проявляет ярко выраженный интерес и к самим заданиям, и к эксперименту. Охотно поддерживает разговор, сам задает вопросы, в выполнение задания включается без промедления, самостоятельно преодолевает возникающие трудности, пытается продолжить общение с экспериментатором и по окончании собеседования.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление