Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подтема: Психология профессиональной деятельности




Психология как самостоятельная наука образовалась в 1876.

Психология проф деят-ти появилась в 30е годы 20го века.

Психология проф деят-ти – это дисциплина которая изучает психологические закономерности взаимодействия субъектов труда/орудий труда/процессов труда/условий организации деятельности/особенности формирования личности профессионала/адаптацию человека к профессиональной деятельности и к орудиям труда.

Психологию проф деят-ти волнует практическое обоснование, полученных результатов исследования, изучение мира профессий, составление профессиограм, изучение проф пригодности человека к определенным видам деятельности, безопасность труда, проф здоровье и долголетие и проблемы изучения активности и работоспособности человека.

 

 

Профессионализм – это интегральная психологическая характеристика человека труда, которая отражает уровень овладения профессией. Сюда входит высокая результативность труда/эффективное выполнение проф деят-ти/наличие профессионально важных качеств.

Три компонента профессионализма:

1) профессиональная деятельность – это род трудовой деятельности человека, кот предполагает наличие необходимых знаний/практических навыков, которые были приобретены в процессе планомерного обучения.

2) Профессиональное общение – это процесс установления и поддержания прямого или опосредованного взаимодействия с членами коллектива/субъектами труда для реализации поставленных целей и задач

3) Личность профессионала – это совокупность психологических свойств и качеств человека, которые способствует успешному профессиональному развитию их деятельности.

 

Профессионализм – это постепенный процесс

Уровни профессионализма:

1) До профессиональный уровень – период, когда у человека формируется представление о профессии. Это период обучения в школе/проф ориентация/поиск себя/попытки реализовать себя в разных видах деятельности.

2) Профессионализм – это большой промежуток времени который охватывает значительную часть жизни человека, это период превращения простого специалиста в профессионала. Приблизительно это 2-3 года после начала устройства на работу.

3) Суперпрофессионализм –

§ люди данного уровня достигают максимальных или высочайших достижений в своем направлении деят-ти/могут опережать время и технологии/ставить новые прогрессивные задачи

§ это люди которые развиваются на стыке разных профессий (универсалы)

4) Псевдопрофессионализм – проявляется в том, что в человек на достаточно активном уровне проявляет себя в деятельности, но при этом у человека начинают проявляться признаки деформации личности, результаты больше количественны а не качественны.



· Допускает больше ошибок даже чем профессионал на начальном уровне,

· проявляет неприятие к критике.Нарциссы – чрезмерно ценят себя,

· деформация личности

5) После профессиональный период – подготовка к уходу на пенсию. Наиболее тяжело переживается людьми, которые одиноки и всю жизнь посвятили работе. В процессе жизни человека в обществе, человек всегда является участником 2х процессов:

1) Социализация – постепенное вхождение в мир обществ. Его задача заключается в том, чтобы он понял, как строить свое поведение в зависимости от окружающей среды. В подростковом возрасте формируются эмпатия – способность понимать и чувствовать внутренний мир другого человека.

2) Профессионализация - это постепенное вхождение в мир профессии, знакомство с ней и ее особенностями. Профессия всегда изменяет человека. У человека начинают развиваться личностные черты.

Стадии профессионализации:

· Проф ориентация – мероприятия по знакомству с профессиями/поступление в университет

· Проф отбор – период обучения в вузе и момент устройства на работу.

· Проф образование – приобретение необходимых навыков и знаний.

· Проф адаптация – период включения человека в трудовую деятельность и применение своих сил.

· Специализация– повышение квалификации или углубление в рамках какой-то деятельности.

· Расцвет проф деятельности– от семи лет после трудоустройства.

· Завершение трудовой деятельности / подготовка приемника

 

Профессиональное самосознание – формируется постепенно в процессе вхождения в мир «профессия» и представляет собой совокупность представлений и знаний о себе

Самосознание существенно влияет на самоопределение.

Самоопределения – процесс определения своего дальнейшего развития в различных направлениях.

Компетентность – Признаки компетентности: умение брать ответственность за свои действия. Компетентность предполагает

· наличие спец подготовки,

· необходимых знаний умений навыков,

· умение определять границы своих действий своей компетентности и

· умение брать на себя ответственность за выполненное действие.

 

Виды компетенции (Элина Капиталиновна Маркова выделила):

· Специальная (Профессиональная) компетенция – умение выполнять свою деятельность на высоком уровне.

· Социальная компетентность – это владение человека коммуникативными навыками и умениями эффективно взаимодействовать и работать с др людьми.

· Личностная (Индивидуальная) – это приемы личности и личностной само регуляции и развития человека, которая способствует развитию и препятствует деформации личности

o Направленность на саморазвития

o Самоорганизация

· Профессиологическая(профессиональная) – это система знаний о других профессиях и требованиях к людям на данном производстве. Развивается эта компетенция в процессе социализации. Профессиональная компитентность ее структура:

o Гностическая / когнитивная компетентность – образуется совокупностью тех знаний, которые человек приобрел в процессе своего обучения

o Регулятивная - умение применять полученные знания в конкретных ситуациях

o Рефлексивно статусная – формируется представлением о своем статусе с учетом его достижений

o Нормативная – определяет круг полномочий и возможностей человека, формируется через расширение круга задач.

o Коммуникативная – определяет взаимодействие внутри рабочего коллектива.

Психология проф деят-ти – это раздел психологической науки, который основывается на

· теоретических положениях,

· методологических принципах и

· практических результатах исследования из различных областей психологии (

o Психология труда

o Общая психология

o Психология личности

o Социальная психология (конец 19 века и до сих пор актуальна – изучает процессы в сообществе)

o Дифференциальная психология ( изучет различия людей по признакам. Например выносливости и стрессоустойчивости)

o Психология управления – грамотное руководство коллективом с целью получения хорошего результата)

o Юридическая психология

o Возрастная психология – психология людей в разные возрастные периоде.

§ Период юности (17-21 год) – идет накопление новых знаний/расширение границ во всех сферах/накопление опыта через экспериментами/накопление эмоций и переживаний

)

Психология проф деят-ти реализуется в 2х направления -

1) Описательное - описание новых профессий и описание изменения старых. Описывается среда деятельности / требования /нагрузки/принадлежность людей к определенным системам.

2) Углубленный психологический анализ взаимодействия субъекта труда с профессиональной средой – это система человек и знаковая система

Объект психологии проф деятельности –

(на что обращено внимание науки – )

· Это сам человек и его индивидуальные особенности.

· Это группа людей коллективы/бригады

существующие системы

1) Человек человек

2) Человек техника

3) Человек и знаковая система

4) Человек и художественный образ

5) Человек и природа

Предмет психологии проф деятельности –

(Какие процессы связаны с вкл чела в труд деят)

· Это психологические закономерности трудового процесса

· Особенности личности субъекта деятельности в непосредственном взаимодействии с орудиями труда или с процессами и условиями организации.

o Влияние изменение цвета и тепла

· Признаки и свойства деятельности и воздействия деятельности на человека

Задачи психологии проф деятельности –

· Анализ деятельности личности разного профиля (направления)

· Разработка классификационных схем специальностей

· Изучение механизмов психической регуляции в процессе проф деятельности (ПД) в нормальных и экстремальных условиях.

· Исследование работоспособности человека в различных видах и условиях труда

· Изучение особенностей функциональных состояний.

· Виды мотивации людей /системы по стимулированию людей

· Методы и приемы проф отбора специалистов

· Изучение процесса формирования и становления специалиста.

 

Практическое занятие №1:

Чтобы лучше воспринимать информацию ее нужно осознанной прочитывать.

1) Частое осознанное прочтение материала

2) Установка

3) Между дисциплинами делать яркую паузу (3часа)





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 10; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.159.120.168
Генерация страницы за: 0.085 сек.