Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список основной литературы




V. Рекомендуемая литература

Введение

Модальность внутреннего опыта

Визуальное представление

1) – 5

2) Осенний лес 5

3) Пылающий кастер 5

4) Облака по небу 5

5) Луна – 5

 

Слух

1) Комар 5

2) Гром 3

3) Звонок 5

4) Дождь 5

5) Скрипка -5

 

Сирень 5

1) Бензин 5

2) Трава 3

3) Резина 5

4) Кофе 5

 

Тепловые тактильные

1) Игла5

2) Муха 5

3) Печь 5

4) Камень 5

5) Ткань 5

 

Вкус

1) Соль 5

2) Сахар 5

3) Кофе 5

4) Лимон 5

5) Горчица 5

 

Двигательные

1) Качели 5

2) Падение вперел 5

3) Транспорт 5

4) Кружение 5

5) ключ в замке 5

Переключаемость нервных центров

 

Базы данных использовались в вычислительной технике с незапамятных времен. В первых компьютерах использовались два вида внешних устройств – магнитные ленты и магнитные барабаны. Емкость магнитных лент была достаточно велика. Устройства для чтения-записи магнитных лент обеспечивали последовательный доступ к данным. Для чтения информации, которая находилась в середине или конце магнитной ленты, необходимо было сначала прочитать весь предыдущий участок. Следствием этого являлось чрезвычайно низкая производительность операций ввода-вывода данных во внешнюю память. Магнитные барабаны давали возможность произвольного доступа, но имели ограниченный объем хранимой информации.

Разумеется, говорить о какой-либо системе управления данными во внешней памяти, в тот момент не приходилось. Каждая прикладная программа, которой требовалось хранить данные во внешней памяти, сама определяла расположение каждого блока на магнитной ленте. Прикладная программа также брала на себя функции информационного обмена между оперативной памятью и устройствами внешней памяти с помощью программно-аппаратных средств низкого уровня. Такой режим работы не позволяет или очень затрудняет поддержку на одном носителе нескольких архивов долговременно хранимой информации. Кроме того, каждой прикладной программе приходилось решать проблемы именования частей данных и структуризации во внешней памяти.

История БД фактически началась с появлением магнитных дисков. Такие устройства внешней памяти обладали существенно большей емкостью, чем магнитная лента и барабаны, а также обеспечивали во много раз большую скорость доступа в режиме произвольной выборки. В отличие от современных систем управления, которые могут применяться для самых различных баз данных, подавляющее большинство ранее разработанных СУБД были тесно связаны с пользовательской базой для того, чтобы увеличить скорость работы, хоть и в ущерб гибкости.

Первоначально СУБД применялись только в крупных организациях с мощной аппаратной поддержкой, необходимой для работы с большими объемами данных.

Современные авторы часто употребляют термины "банк данных" и "база данных" как синонимы, однако в общеотраслевых руководящих материалах по созданию банков данных Государственного комитета по науке и технике (ГКНТ), изданных в 1982 г., эти понятия различаются.

Там приводятся следующие определения банка данных, базы данных и СУБД:

Банк данных (БнД) - это система специальным образом организованных данных - баз данных, программных, технических, языковых, организационно-методических средств, предназначенных для обеспечения централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования данных.

База данных (БД) - именованная совокупность данных, отражающая состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области.

Система управления базами данных (СУБД) - совокупность языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями.


 

Глава1. Базы данных

1.1.Основные понятия баз данных

В современных базах данных хранятся не только данные, но и информация.

База данных (БД)– организованная структура, предназначенная для хранения информации. Современные БД позволяют размещать в своих структурах не только данные, но и методы (т.е. программный код), с помощью которых происходит взаимодействие с потребителем или другими программно-аппаратными комплексами.

Системы управления базами данных (СУБД) – комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, наполнения ее содержанием, редактирования содержимого и визуализации информации. Под визуализацией информации базы понимается отбор отображаемых данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующая выдача на устройство вывода или передача по каналам связи.

Существует много систем управления базами данных. Они могут по-разному работать с разными объектами и предоставляют пользователю разные функции и средства. Большинство СУБД опираются на единый устоявшийся комплекс основных понятий.

1.2. Структура простейшей базы данных

Если в БД нет никаких данных (пустая база), то это все равно полноценная БД, т.к. она содержит информацию о структуре базы.

Структура базы определяет методы занесения данных и хранения их в базе. БД могут содержать различные объекты. Основными объектами БД являются таблицы. Простейшая база данных имеет хотя бы одну таблицу. Структура простейшей базы данных тождественно равна структуре ее таблицы.

Структуру двумерной таблицы образуют столбцы и строки. Их аналогами в структуре простейшей базы данных являются поля и записи.

Если записей в таблице нет, то ее структура образована набором полей. Изменив состав полей базовой таблицы (или их свойства), тем самым изменяем структуру данных, и, соответственно, получаем новую базу данных.

Поля БД определяют групповые свойства данных, записываемых в ячейки, принадлежащие каждому из полей. Например, свойства полей могут быть такими: имя поля, тип поля, размер поля, формат поля, маска ввода, подпись, значение по умолчанию, условие на значение, обязательное поле, индексированное поде, пустые строки, и т.д. Типы данных: текстовый, числовой, денежный, дата/время, счетчик, поле мемо (большой объем текста), логический, поле объекта OLE (для мультимедийных объектов), гиперссылка, место подстановок.

1.3 Режимы работы с базами данных

Обычно с БД работают две категории исполнителей:

• Проектировщики – разрабатывают структуру таблиц базы и согласовывают ее с заказчиком; разрабатывают объекты, предназначенные для автоматизации работы и ограничения функциональных возможностей работы с базой (из соображений безопасности);

• Пользователи – работают с базами данных, наполняют ее и обслуживают.

СУБД имеет два режима: проектировочный и пользовательский.

В проектировочном режиме создаются и изменяются структура базы и ее объекты. В пользовательском используются ранее подготовленные объекты для наполнения БД или получения данных из нее.

1.4 Объекты базы данных

БД может содержать разные типы объектов. Каждая СУБД может реализовывать свои типы объектов.

Таблицы – основные объекты любой БД, в которых хранятся все данные, имеющиеся в базе, и хранится сама структура базы (поля, их типы и свойства).

Отчеты – предназначены для вывода данных, причем для вывода не на экран, а на печатающее устройство (принтер). В них приняты специальные меры для группирования выводимых данных и для вывода специальных элементов оформления, характерных для печатных документов (верхний и нижний колонтитулы, номера страниц, время создания отчета и другое).

Страницы или страницы доступа к данным – специальные объекты БД, выполненные в коде HTML, размещаемые на web -странице и передаваемые клиенту вместе с ней. Сам по себе объект не является БД, посетитель может с ее помощью просматривать записи базы в полях страницы доступа. Т.о., страницы – интерфейс между клиентом, сервером и базой данных, размещенным на сервере.

Макросы и модули – предназначены для автоматизации повторяющихся операций при работе с системой управления БД, так и для создания новых функций путем программирования. Макросы состоят из последовательности внутренних команд СУБД и являются одним из средств автоматизации работы с базой. Модули создаются средствами внешнего языка программирования. Это одно из средств, с помощью которых разработчик БД может заложить в нее нестандартные функциональные возможности, удовлетворить специфические требования заказчика, повысить быстродействие системы управления, уровень ее защищенности.

1.5 Запросы и формы

Запросы – служат для извлечения данных из таблиц и предоставления их пользователю в удобном виде. С их помощью выполняют отбор данных, их сортировку и фильтрацию. Можно выполнить преобразование данных по заданному алгоритму, создавать новые таблицы, выполнять автоматическое заполнение таблиц данными, импортированными из других источников, выполнять простейшие вычисления в таблицах и многое другое.

Особенность запросов состоит в том, что они черпают данные из базовых таблиц и создают на их основе временную результирующую таблицу (моментальный снимок) – образ отобранных из базовых таблиц полей и записей. Работа с образом происходит быстрее и эффективнее, нежели с таблицами, хранящимися на жестком диске.

Обновление БД тоже можно осуществить посредством запроса. В базовые таблицы все данные вносятся в порядке поступления, т.е. они не упорядочены. Но по соответствующему запросу можно получить отсортированные и отфильтрованные нужным образом данные.

Формы – средства для ввода данных, предоставляющие пользователю необходимые для заполнения поля. В них можно разместить специальные элементы управления (счетчики, раскрывающиеся списки, переключатели, флажки и прочее) для автоматизации ввода. Пример, заполнение определенных полей бланка. При выводе данных с помощью форм можно приме нять специальные средства их оформления.


 

Глава 2. Базы знаний

2.1.Основные понятия базы знаний

База знаний (БЗ)— это особого рода база данных, разработанная для управления знаниями (метаданными), то есть сбором, хранением, поиском и выдачей знаний. Раздел искусственного интеллекта, изучающий базы знаний и методы работы со знаниями, называется инженерией знаний.

Наиболее важный параметр БЗ — качество содержащихся знаний. Лучшие БЗ включают самую релевантную и свежую информацию, имеют совершенные системы поиска информации и тщательно продуманную структуру и формат знаний.

Одними из первых в русскоязычном Интернете (1998 год) термин База Знаний стал использовать Институт Геоэкологии Российской Академии Наук.

В зависимости от уровня сложности систем, в которых применяются базы знаний, различают:

· БЗ всемирного масштаба

· БЗ национальные

· БЗ отраслевые

· БЗ организаций

· БЗ специалистов

2.2. Применение баз знаний

Простые базы знаний могут использоваться для хранения данных об организации: документации, руководств, статей технического обеспечения. Главная цель создания таких баз — помочь менее опытным людям найти существующее описание способа решения какой-либо проблемы предметной области.

Онтология может служить для представления в базе знаний иерархии понятий и их отношений. Онтология, содержащая еще и экземпляры объектов не что иное, как база знаний.

База знаний — важный компонент интеллектуальной системы. Наиболее известный класс таких программ — экспертные системы. Они предназначены для построения способа решения специализированных проблем, основываясь на записях БЗ и на пользовательском описании ситуации.

Создание и использование систем искусственного интеллекта потребует огромных баз знаний.


 

Глава 3. Хранилища данных

3.1 Основные понятия хранилища данных

Хранилища данных - это процесс сбора, отсеивания и предварительной обработки данных с целью представления результирующей информации пользователям для статистического анализа и аналитических отчетов. Ральф Кинболл (автор концепции хранилищ данных) описывал хранилища данных как «место, где люди могут получить доступ к своим данным». Он же сформулировал основные требования к хранилищам данных:

-поддержка высокой скорости данных из хранилища;

-поддержка внутренней непротиворечивости данных;

-возможность получения и сравнения данных;

-наличие удобных утилит просмотра данных хранилища;

-полнота и достоверность хранимых данных;

-поддержка качественного процесса пополнения данных.

Всем перечисленным требованиям удовлетворять зачастую не удается, поэтому для реализации хранилищ данных используют несколько продуктов. Одни из которых представляют средства хранения данных, другие - средства их извлечения и просмотра, в-третьих - средства пополнения хранилищ данных. Типичное хранилище данных как правило отличается от реляционной базы данных:

1)Обычная база данных предназначена для того, чтобы помочь пользователям выполнять повседневную работу, тогда как хранилища данных предназначены для принятия решений;

2)Обычная база данных подвержена постоянным изменениям в процессе работы пользователей, а хранилища данных относительно стабильно;

-данные в нем обновляются согласно расписанию (например, ежечасно, ежедневно, ежемесячно),

-в идеале, процесс пополнения данными за определенный период времени без изменения прежней информации находящейся уже в хранилище.

3)Обычная база данных чаще всего является источником данных попадающих в хранилище, кроме того хранилище может пополняться за счет внешних источников (например, сжатия данных).

Информация, которая загружается в хранилище, должна интегрироваться в целостную структуру, отвечающую целям анализа данных. При этом минимизируются несоответствия между данными из различных оперативных систем, в хранилище именуются и выражаются единым образом. Данные интегрированы на множестве уровней: на уровне ключа, атрибута, на описательном, структурном уровне и так далее. Общие данные и общая обработка данных консолидированы и являются единообразным для всех данных, которые подобны или схожи в хранилище данных. При этом информация структурируется по разным уровням детализации:

-высокая степень суммаризации;

-низкая степень суммаризации;

-текущая детальная информация.

Хранилища можно рассматривать как набор моментальных снимков состояния данных: можно восстановить картинку на любой момент времени. Атрибут времени всегда явно присутствует в структурах данных хранилища.

Попав однажды в хранилище, данные уже никогда не изменяются, а только пополняются новыми данными из оперативных систем, где данные постоянно меняются. Новые данные по мере поступления обобщаются с уже накопленной информацией в хранилище данных.

3.2 Основные компоненты хранилища данных

Использование технологии хранилищ данных предполагает наличие в системе следующих компонентов:

-оперативных источников данных;

-средств переноса и трансформации данных;

-метаданных - включают каталог хранилища и правила преобразования данных при загрузке их из оперативных баз данных;

-реляционного хранилища;

-OLAP-хранилища;

-средств доступа и анализа данных.

Назначение перечисленных компонентов таково. Оперативные данные собираются из различных источников. Поступившие оперативные данные очищаются, интегрируются и складываются в реляционные хранилище. Они уже доступны для анализа при помощи средств построения отчетов. Затем данные (полностью или частично) подготавливаются с использованием средств переноса и трансформации данных для OLAP-анализа, который реализуется применением средств доступа и анализа данных. При этом они могут быть загружены в специальную базу данных OLAP или оставаться в реляционном хранилище.

Важнейшим элементом хранилища являются метаданные, т.е. данные о структуре, размещении, трансформации данных, которые используются любыми процессами хранилища. Метаданные могут быть востребованы для различных целей, например: извлечения и загрузки данных; обслуживании хранилища и запросов. Метаданные для различных процессов могут иметь различную структуру, т.е. для одного и того же элемента данных может существовать несколько вариантов метаданных.


 

Заключение

Нужно подчеркнуть, что база данных является главной и сложной частью информационных систем, которые предназначены для обработки и сохранения информации. Сначала эти системы были только в бумажном виде. Для их хранения использовали различные папки, помещения и архивы. Развитие средств вычислительной техники обеспечило возможность широкого применения автоматизированных информационных систем. И по сей день разрабатываются информационные системы для обслуживания различных сфер деятельности, систем управления хозяйственных и технических объектов, модельных комплексов для научных исследований, систем автоматизации моделирования и производства, создаются различные обучающие системы. Современные информационные системы основаны на идеи совместимости данных, характеризующихся большими объектами хранимой информации, осложненной организацией, необходимостью удовлетворять разнообразные потребности многочисленных пользователей. Для управления этими данными и обеспечения эффективности доступа к ним были созданы системы управления базами данных. Из чего можно заключить, что систему управления базами данных называют программную среду, которая предназначена для создания на персональном компьютере общей базы данных для множества приложений, поддержания её в действующем состоянии и улучшения эффективности доступа пользователей к содержащимся в ней информации в рамках предоставленных им возможностей.


 

Список литературы:

1. Агальцов, В.П. Базы данных. В 2-х т. Т. 2. Распределенные и удаленные базы данных: Учебник / В.П. Агальцов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 c.

2. Агальцов, В.П. Базы данных. В 2-х т.Т. 1. Локальные базы данных: Учебник / В.П. Агальцов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.

3. Голицына, О.Л. Базы данных / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. - М.: Форум, 2004. - 352 c.

4. Голицына, О.Л. Базы данных: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. - М.: Форум, 2012. - 400 c.

5. Карпова, И.П. Базы данных: Учебное пособие / И.П. Карпова. - СПб.: Питер, 2013. - 240 c.

6. Кириллов, В.В. Введение в реляционные базы данных.Введение в реляционные базы данных / В.В. Кириллов, Г.Ю. Громов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 464 c.

7. Кошелев, В.Е. Базы данных в ACCESS 2007: Эффективное использование / В.Е. Кошелев. - М.: Бином-Пресс, 2009. - 592 c.

8. Кузин, А.В. Базы данных: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Кузин, С.В. Левонисова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 320 c.

9. Ливена, С.В. Практика увольнений за прогул. По материалам базы данных "Пакет кадровика" / С.В. Ливена. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 51 c.

10. Пирогов, В.Ю. Информационные системы и базы данных: организация и проектирование: Учебное пособие / В.Ю. Пирогов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009. - 528 c.

11. Советов, Б.Я. Базы данных: теория и практика: Учебник для бакалавров / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский, В.Д. Чертовской. - М.: Юрайт, 2013. - 463 c.

 

1. Система образования и подготовка преподавателей /Под ред. Н. А. Белякова, А. П. Щербо. — СПб.: СПбМАПО, 2002. — Т. 1. — 480 с.

2. Рекомендации по составлению методических разработок занятий для преподавателей медицинских вузов и фармацевтических факультетов. — Ярославль, 2006. — 24 с.

 

Способы контроля усвоения содержания курса

 

Контроль усвоения содержания курса проводится в течение курса и включает в себя:

А) выполнение заданий по первичному контролю знаний.

Выполняется на семинарском занятии № 1, включает в себя:

 

· задание на определение содержательного наполнения педагогических понятий;

· письменный ответ на один из вопросов, раскрывающих основные проблемы педагогической науки и практики.

 

Б) самостоятельное освоение темы 6 и выполнение контрольных заданий.

В) самостоятельное освоение темы 7 и написание зачетной работы

С) выполнение заданий по итоговому контролю знаний.

Выполняется на семинарском занятии № 6, включает в себя:

 

· письменный ответ на один из вопросов, раскрывающих основные проблемы педагогической науки и практики;

· письменное тестирование.

 

 

Список рекомендуемой литературы

 

 

1. Аверин В. А., Бухарина Т. Л. Психология медицинского образования (Опыт акмеологического исследования). — СПб., 1995.

2. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. — М., 2002.

3. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособ. /А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. — М.: Академия, 2006.

4. Загвязинский В. И. Дидактика высшей школы: текст лекций. — Челябинск, 1990.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособ. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

6. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. — М.: Просвещение, 1985. — 128 с.

7. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособ. /Под. ред. М. В. Булановой. — Топорковой. — Ростов н/Д:Феникс, 2002.

8. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология: Учеб. пособ. для студ. и аспирантов психолог. фак., а также слушателей курсов психол. дисциплин на гуманит. фак. вузов РФ — СПб.: Питер, 1999. — 416 с.

9. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2002.

10. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Академия, 2001.

11. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002.

12. Якунин В. А. Педагогическая психология. — СПб.: Полиус, 1998.

13. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. — М., 1984.

Список дополнительной литературы:

 

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М., 1991.

2. Гамаюнов К. К. Самостоятельная работа студентов. Методические рекомендации преподавателям. — Л., 1988.

3. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. — СПб., 1992.

4. Прихожан А. М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1994.

5. Психолого-педагогические проблемы оптимизации деятельности преподавателя вуза /Под ред. С. Н. Батраковой. — Ярославль, 1984.

6. Смирнова Е. Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. — 136 с.

7. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособ. — М.: Академия, 1998. — 288 с.

8. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии //Избран. пед. соч.: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1974. — Т. 1. — С. 228—556.

9. Хорни Карен. Ваши внутренние конфликты: Конструктивная теория невроза. — СПб., 1997.


Приложения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.