Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность государства, его экономические, социальные и духовные основы




Учение о разделении властей и его реализация в современной России.

Принцип разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Главное требование принципа разделения властей, сформулированно еще Д.Локком и Ш. Монтескье.

Суть принципа состоит в том, что единая гос власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самост ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом.

Система “сдержек и противовесов”, установленная в конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль играет президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса и т.п.

Особенностью применения принципа разделения властей в России, по сравнению с рядом других государств, является его конституционное закрепление. Конституция РФ 1993г. не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно чётко закрепила за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию. Согласно Конституции, законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание – парламент. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и ГД (ст. 94, 95). Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство РФ (ст. 110). Судебная власть осуществляется «посредствам конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст.118). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть, в конституционном порядке выделяются следующие: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ;.

Особенность РФ: Президент РФ, являясь главой гос-ва, не входит в полной мере в систему разделения властей. Его задача – координация д-ти всех ветвей власти, он наделен конст.нормамиразл.полномочиями как в зак., исп., так и судебной области.

 

Государство – политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.

Сущностью государства как самостоятельного явления выступает легитимная и обеспеченная соответствующими средствами власть - это то первичное, главное и устойчивое, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Но государственная власть – это не абстракция, а реальная власть, в которой сливаются воедино сила, материализованная в специальных государственных учреждениях, и воля населения, опосредованная государством и объективированная в правовых нормах.

Государство возникло в результате перехода человечества от присваивающего к производящему хозяйству. Оно не может нормально функционировать и развиваться без экономического фундамента, базиса как совокупности экономических отношений данного общества и существующих в нем форм собственности, от него зависит финансово-экономическая основа государства – государственный бюджет. Оптимальной экономической основой современного государства может служить социально ориентированная рыночная экономика.

Социальную основу государства составляют те слои, классы и группы общества, которые в нем заинтересованы, активно его поддерживают. Государство в своейдеят-ти на них и опирается. От широты социальной базы государства, активности и поддержки общества зависят устойчивость, сила и мощь гос-ва, способность решать встающие задачи.

Духовная основа государства представляет собой совокупность идеологических, психологических, религиозных, научных и культурологических компонентов. Любому гос-ву необходима поддержка населения, определенное доверие к власти, а народу – надежда на справедливость и защиту со стороны гос власти.

 

9. Функции государства: понятие и классификация. Формы и методы осуществления функций государства.

Функции гос-ва – основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи гос-ва по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.

Признаки функций гос-ва (они конкретизируют цели гос-ного управления на каждом историческом этапе развития общества): 1.В функциях проявляется деятельность гос-ва, его управленческая природа.

2. Функции гос-ва – основные направления деятельности, без которых на данном историческом этапе развития не обойтись (например, функция охраны природы раньше не была основной).

3. Функция гос-ва – обобщенная хар-ка деятельности его органов. Функции гос-ва следует отличать от функций гос-ных органов. Гос-во – система органов, т.е. его деятельность осуществляется через гос-ные органы.

4. Функции выражают его сущность, его связь с обществом. Гос-во – аппарат органов, взаимодействующих с обществом. Цель состоит в стабилизации и оптимальности связей с населением, обществом.

5. Реализуются функции в определенных преимущественно правовых формах и особыми характерными для гос-ной власти методами.

Классификация функций гос-ва: по изменению сущности гос-ва, по причинам их возникновения (функции, вытекающие из классовых противоречий, и функции, вытекающие из потребности общества в целом – функция обороны), по времени действия (постоянные – экономическая функция, функция обороны; временные – стихийные бедствия, оборона страны), по направленности деятельности (внутренние, внешние).Внутренние функции гос-ва: функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан, экономическая (гос-во ведет денежное хоз-во, осуществляет бюджетную политику, кредитование, должно бороться с монополизмом, налоговая политика, охрана различных форм собственности), социальная (поддержание отдельных сфер жизнедеятельности: здравоохранение, образование, соц. обеспечение, сферы культуры, науки; поддержание отдельных соц. групп населения: пенсионеры, инвалиды, пострадавшие от техногенных катастроф), экологическая, информационно-идеологическая, функция сохранения и укрепления гос.власти. Внешние функции гос-ва: функция сотрудничества, мирного сосуществования с другими гос-вами, внешняя экономическая функция, функция обороны (организация военной промышленности и организация обучения армии, подготовка сил), функция захвата чужих территорий (у современных гос-в нет, есть у неразвитых), функция расширения сфер влияния (расширение экономического, культурного влияния).

 

Формы и методы осуществления функций гос-ва

Под формами осуществления понимаются специфические виды гос.деят-ти и деят-ть, посредством, которого реализуются функции гос-ва

Формы правовые: 1. Правотворческая деят- подготовка и издание законов и дрнпа, образующих нормативно-правовую основу деят-тигос органов и должностных лиц по выполнению функций гос-ва.

2. правоисполнитдеят – деят гос-ва, направленная на исполнение законов и дрнпа. Основное бремя по исполнению правовых норм на органах управления, возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по решению разнообразных вопросов управленческого хар-ра, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответьствующие правовые акты, контролируют их исполнение.

3. правоохранительная деят – работа гос органов и должностных лиц по охране правопорядка, прав и свобод граждан.

4. правосудие осуществляется только судом. Суд призван разрешать споры о праве, различные конфликты, рассматривать уголовные, гражданские и иные дела.

5. контроль осуществляется в форме проверки соответствия деятельности органов государства, должностных лиц, принимаемых ими решений конституции, законам, нпа вышестоящих органов.

Организационные формы: создание органов гос власти, техническое обеспечение, сбор инфомации, ознакомление с письмами и жалобами граждан, организация снабжения и сбыта.

Методы осуществления функций гос-вва многообразны и зависят от вида функций, гос органов, которые их осуществляют. Так, для выполнения функции обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка используются методы дозволения, требования, запрета, убеждения и принуждения. Для реализации экономической функции – моральное и материальное стимулирование, прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, гос субсидии, защита потребителей и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.