Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и признаки правоотношений. Место и роль правоотношения в правовом регулировании




Система и иерархия нормативных правовых актов в Российской Федерации.

Действие нормативных актов в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве – это территориальные ограничения их действия, когда нпа применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет гос-ва или компетенция соответствующих органов. Так, акты федеральных органов власти (федеральные законы, указы президента, постановления правительства и др.) действуют на всей территории Российской Федерации, акты органов власти субъектов федерации (например, законы Думы Приморского края) действуют на территории данного субъект федерации, акты органов местного самоуправления действуют только на территории данного административно-территориального образования и т.д.

К территории, ограниченной границами государства, относятся:

* суша, в том числе недра и континентальный шельф (морское дно),

* территориальные воды (12 морских миль),

* воздушное пространство,

* воздушные и морские, речные суда (под флагом государства), военные суда приравниваются к территории гос-ва без исключений

* космические объекты (под флагом),

* квазитерритория (территория посольств, консульств, представительств и ведомств).

Исключения:

1. акты, изданные специально для определенной территории (например, для районов Крайнего Севера);

2. распространение действия акта за пределы территории государства (на территории посольств и консульств данного государства за рубежом), это так называемый принцип экстерриториальности.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

По общему правилу, нормативно-правовой акт распространяет свое действие на всех лиц, находящихся на территории, на которой действует нормативный акт, а именно: юридические лица граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.

Исключение:

1. нормативные акты, которые распространяют свое действие на отдельные категории лиц (например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах и т.д.);

2. из-под действия нормативных актов данного государства выведены лица, обладающие дипломатическим иммунитетом.

Последнее означает, что лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, не могут привлекаться к уголовной и административной ответственности за совершенное преступление или проступок на территории иностранного государства. Вопрос об ответственности этих лиц решается дипломатическим путем.

 

Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными гос-венными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Нормативно-прав акт является одним из основных источников права современного гос-ва. В нем выражается большинство правовых норм, к-ые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отн-ия.



Признаки нормативных правовых актов

- нормативный характер

- это прав акт

- является результатом правотворчества

- общеобязательность

- оформление в виде официального документа

- определённый порядок группировки правовых норм

Система НПА: по юр. силе ●Конституция РФ ●Федеральные законы ● Нормативно-правовые акты Президента РФ. ●Нормативно-правовые акты Правительства РФ ●Акты ФОИВ ●Нормативные акты органов гос власти Sтов РФ ●Локальные нормативные акты , Международный договор.

 

1. Конституция РФ находится на вершине иерархии законодательства. Принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа, принимается , изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества. Конституция обладает высшей юр силой на всей территории страны, все остальные законы принимаются в соответствии с ней.

2. ФКЗ. Регулируют вопросы которые определены в Конституции.

3. ФЗ – правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, духовной, экономической). К фз ОТНОСЯТСЯ Кодексы (Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой либо отрасли права). Принимаются гос думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов этой палаты либо если в теч 14 дней Совет Федерации не рассмотрел. Роль Президента в деле принятия законов заключается в его подписании в теч 14 дней и обнародования.

4. Подзаконные акты: акты Президента, Правительства, ФОИВ

А) НПА Президента (указы и распоряжения) обязательны для исполнения на всей территории страны, в случае противоречия Конституции, может быть отменен Конституционным судом. Указы могут иметь нормативный характер, распоряжения не содержат норм права. Акты президента не должны противоречить Конституции и Законам.

Б) НПА Правительства – постановления и распоряжения. Не должны противоречить Конституции, законам, актам Президента. Акты затрагивают сферы жизни людей (образовательная, экон, полит,научная), а также права человека.

В) Акты ФОИВ (министерства, ведомства). Издание любого ведомственного акта, содержащего нормы права, может быть только на основании специального указания закона, указа президента, постаноления правительства. Выглядит в виде приказов, инструкций, постановлений, писем, разъяснений и т.д. Обязательны для всех подведомственных организаций и должностных лиц. НПА ФОИВ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина подлежат обязательной гос регистрации в Министерстве юстиции.

Иерархия НПА Субъектов:

1. Конституции и Уставы субъектов РФ. Конституции принимают республики. А уставы – края и области.

2. Законы Субъектов РФ.

3. НПА органов гос власти субъектов. Законы и распоряжения ОГВ субъектов распространяются только на эту территорию.

Акты органов местного самоуправления. Постановления и распоряжения главы администрации. Приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации.

Локальные нормативные акты – юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т.п.

 

 

51. Правосознание: понятие, содержание, виды, уровни. Деформация правосознания, ее причины и виды.

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие её в мыслительных и чувственных образах;

В структуру правосознания входят:

1)рациональный компонент - правовая идеология (знание, представление) -в содержании правовых норм. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. Роль правовой идеологии в правовом регулировании достаточно очевидна: на основе правовых воззрений, теорий, доктрин осуществляется правотворчество; важны рациональные компоненты и в процессе реализации права.

2)эмоциональный компонент - правовая психология (личностное отношение человека к тому или иному поведению в сфере правового регулирования). Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Эмоции влияют и на поведение неправомерное. Например, имеет юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления.

 

Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его как бы качественную характеристику.

По данным критериям правосознание делится на три уровня.

• Первый уровень — обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди так или иначе сталкиваются с правовыми предписаниями: какую-то информацию получают из средств массовой информации, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц и т. д. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.

• Второй уровень — профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения.

• Третий уровень — это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

Виды правосознания :

по субъективным носителям:

-индивидуальное (правовые взгляды каждого отдельного человека)

-групповое (правовые представления и чувства социальных групп: классов, слоев, профессиональных сообществ). Можно увидеть различия в правосознании возрастных слоев населения в обществе, в профессиональном правосознании юристов разной специализации - работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД.

-массовое (данный вид правосознания характерен для нестабильных, временных объединений людей - митинги, демонстрации, бунтующая толпа)

-общественное (правовые воззрения наций, народностей), например, правосознание российского общества (правовой нигилизм, неуважение к праву)

 

Деформация правосознания – изменение отношения индивида или группы к праву в целом, к правовым или социальным ценностям, влекущее за собой неадекватное восприятие правовой реальности.

Формы деформации:

1. Правовой нигилизм – осознанное преуменьшение силы и значения права, уклонение от исполнения правовых требований, связанных с отсутствием у субъектов веры в справедливость и оправданность правовых норм. Например , прямое сознательное нарушение законов, если оно основано на убеждённости нарушителя, что противозаконного он ничего не делает.

2. Правовой инфантилизм – низкий уровень правового сознания, чувства ответственности относительно поведения в рамках права, несформированность, недостаточность правовых знаний и установок, но высокого уровня желания получить результат (без осознанности последствий, с вероятной осознанностью отрицательного поведения).

3. Профессиональная деформация. Это изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи).

4. Правовой идеализм – (правовой фетишизм) – преувеличение роли и значения права в жизни общества, стремление решить при помощи правовых средств неправовые задачи.

 

52. Правовая культура: понятие и виды. Критерии и пути формирования правовой культуры личности.

Правовая культура – обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта, а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека.

Правовую культуру классифицируют в зависимости от субъектов-носителей:

1. правовую культуру личности;

2. правовую культуру общества.

ПК общества – разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в обл права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния закон-ва, юр практики и др.

ПК личности – обусловленные правовой культурой общества степень и хар-р прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

В качестве промежуточной разновидности правовой культуры можно назвать правовую культуру социальных групп. Группы-носители правовой культуры выделяются по различным признакам: профессиональным, возрастным, демографическим и т.д. Групповая правовая культура складывается под влиянием правовой культуры личностей, образующих ту или иную группу.

Показатели правовой культуры личности следующие:

1. знание и понимание права;

2. уважение права в силу личного убеждения;

3. привычка поступать в соответствии с законом;

4. правовая активность.

ПК личности хар-ет уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал гос и соц жизни, КРФ и иных законов. ПК личности означает не только знания и понимание права, но и правовые суждения о нем, как о соц ценности, и активная работа по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка.

Важнейшим показателем правовой культуры, как общественной, так и индивидуальной, является уровень правосознания. Отрицательные стороны правосознания формируют такие явления как правовое бескультурье, правовой нигилизм.

Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

О ПК личности можно судить по ее поведению в правовой сфере, т.е. использовать признаки и критерии, свойственные ПК общества, но только на индивидуальном уровне, например:

Правовая культура общества зависит от:

• уровня развития правового сознания населения (личности), т. е. от того, насколько глубоко освоены такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров

• уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической — деятельность ученых-юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и практической — правотворческой и правореали-зующей, в том числе правоприменитсльной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.

• Уровня правоприменение, т. е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правопримените-ля и др.).

4 уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления.

 

53. Правовое воспитание и правовое обучение: понятие и формы. Эффективность правового воспитания в современной России.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.

Правовое воспитание имеет своей целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Объектами правового воспитания являются отдельные люди, социальные и профессиональные группы, в том числе государственные чиновники.

Субъектами правового воспитания в обществе выступают семья, школа, различного рода специализированные государственные и общественные организации, средства массовой информации.

Содержанием правового воспитания является формирование у различных лиц системы устойчивых правовых знаний, правовых навыков, правомерной мотивации их поведения, готовности отстаивать и законными способами защищать свои права.

Формами правового воспитания являются: системы дошкольного и школьного правового образования; юридические курсы в средних специальных и высших учебных заведениях, заведениях по переподготовке кадров и повышению квалификации; правовая пропаганда (СМИ); самообразование; устная правовая пропаганда (лекции, беседы, консультации)

Специфической формой правового воспитания является деятельность специальных школ для трудных подростков, воспитательная работа, проводимая в рамках исправительных учреждений.

Правовое обучение – передача, накопление и усвоение знаний о праве.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону создания, а обучение – на рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека.

По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше чем в России. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т.е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.

 

54. Отрасль права и правовой институт: понятие, место в системе права. Общая характеристика основных отраслей российского права.

Отрасль права – обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения (делятся на материальные – гражданское право, уголовное, земельное и процессуальные – гражданское - процессуальное, уголовно - процессуально и административно -процессуальное право. Признаки:

1.отрасль это часть системы, т.е. система состоит из отраслей.

2.это самостоятельная часть системы права.

3.система права регулирует вид общественных отношений.

4.то, что она регулирует своим особым методом.

Отрасли права делятся на:

- материальные (установление прав и обязанностей субъекта)

- процессуальные (процедуры реализации норм материального права).

- публичные - отношения между госорганами и гражданами (организациями) (уголовная, финансовая, админ).

– частные - стороны равноправны, предоставлена возможность выбора (гражданское, семейное).

 

Среди основных отраслей права, входящих в систему права, центрально место занимает КП – предметом являются отношения, связанные с принципами организации и работы органов гос власти, гос суверенитета, правового положения личности и т.д. Оно связано с реализацией суверенитета российского народа во всех его формах, обеспечением функционирования институтов представительной и непосредственной демократии. Ведущая роль КП обусловлена тем, что ее основным источником является КРФ, нормы которой являются исходными для всех отраслей права. Напр, КП, закрепляя различные формы собственности, права собственника и т.п., устанавливает основы гражданского права, определяя основы бюджетной системы гос-ва, систему налогов, утверждает основы финансового права.

ГП – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли, основываются не на подчиненности, а на автономии воли участников отношений, их имущественной независимости. Гражданско-правовые нормы устанавливают порядок возникновения, изменения, прекращения имущественных отношений, регулируют отношения соб-ти, договорные и иные.

ГПП – состоит из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским, трудовым, семейным делам. Иными словами, нормы ГПП устанавливают права и обязанности суда при осуществлении правосудия, закрепляют правовой статус субъектов гр процесса, регламентируют ход судебного разбирательства и др. основной источник – ГПК.

УП – совокупность юр норм, которые устанавливают преступность и наказуемость деяний, наносящих вред личности, гос-ву, обществу. Нормы УП определяют преступления, очерчивают их круг, вину и размеры наказания за них и др. Т.о. нормы УП – нормы-запреты. Они запрещают общественно опасные действия и бездействие людей под угрозой применения особых средств гос принуждения – угол наказания. Источник – УК.

УПП – объединяет нормы, устанавливающие порядок производства по угол делам. Эти нормы регулируют деятельность правоохран. органов (суда, прокуратуры, органов дознания) и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел. Источник – УПК.

АП – регулирует упраленческие отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполн. власти. Нормами АП регулируются публично-правовые отношения власти и подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти (ДЛ), наделенный гос-властными полномочиями. Источник – КОАП.

Есть еще специальные (ТП, СП, ФП) и комплексные отрасли права (предпринимательское, экологическое, земельное).

Правовой институт- относительно самостоятельная часть отрасли права, которая регулирует специфические отношения отраслевым методом.

Правовой институт (институт права) – обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения и входящих в соответствующую отрасль права.

В отличие от отраслей права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида, в некоторых случаях правовой институт могут образовывать нормы двух и более отраслей права. Напр, институт ответственности должностных лиц в админ праве, институт избирательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституц праве. Институты м/б отраслевыми и межотраслевыми (комплексными). По сути пр. институты – это элемент отрасли права.

Виды: прежде всего они делятся по отраслям права на :

- гражданские,

- уголовные,

- административные,

- финансовые и т.д.

Сколько отраслей, столько и соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов – наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же принципу они подразделяются наматериальные и процессуальные. Так же они классифицируются наотраслевые и межотраслевые, простые и сложные, регулятивные, охранительные и учредительные.

Критериями деления права на отрасли и институты выступают:

1)Предмет правового регулирования - это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовомопосредовании. Отвечает на вопрос: что регулирует? - это видимые отношения.

2)метод правового регулирования есть совокупность приёмов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного общения человека (как регулирует?):

• 1.субъекты(в каждой отрасли имеются свои субъекты)

• 2.положение субъекта (в ГП отношения полного равенства)

• 3.юридические факты-факты, образующие правоотношения.

• 4.санкции-мера наказания

• 5.характер правовых предписаний.

3)Законодательный массив

4)отраслевые принципы(основные начала на которых основываются нормы права)

5)отраслевой режим.

 

Предпосылки:

- материальные – фактические отношения и связи, возникающие в обществе требующие юридического закрепления (жизненные интересы и потребности людей, наличие объекта отношений, не менее двух субъектов, поведение людей)

- юридические – совокупность условий, без которых правовые отношения возникнуть не могут (норма права, юр факт, правосубъектность).

Правоотношение – это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Правоотношения характеризуются сложным составом, состоят из трех элементов: субъект, объект и содержание.

Субъект – это участники правоотношения (физлица и организации).

Объект – это то, ради чего люди вступают в правовые отношения (материальные и духовные блага).

Содержание – это субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами.

Признаки правоотношений:

1. это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами;

2. оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);

3. это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;

4. это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны);

5. это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности;

6. это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения).

В зависимости от используемого метода (централизованный, децентрализованный, императивный, диспозитивный) правового регулирования правоотношения делятся на договорные и управленческие. Договорные – отношения по обмену ценностями, как материальными, так и нематериальными. Управленческие – отношения по властному управлению обществом и отношения по обеспечению правопорядка.

Правоотношения, возникающие на основе норм права, выполняют следующие основные функции в правовой системе и в государственно-правовом механизме регулирования общественных отношений:

1) определяют круг субъектов, на которых в конкретные ситуации распространяется действие конкретных юридических норм;

2) индивидуализируют поведение конкретных субъектов путем конкретизации юридических норм, имеющих абстрактный, общий характер;

3) как правило, выступают необходимым условием приведения в действие в случае необходимости юридических средств защиты субъективных прав и юридических обязанностей.

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 18; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.224.137.45
Генерация страницы за: 0.107 сек.