Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производственный календарь 1 страница




ФИЛОСОФИЯ

 

Тестовые задания для проведения текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации

 

 

№ тестового задания Ответ № компетенции  
Тема 1. Философия как форма культуры   01.Устойчивая совокупность взглядов на мир, убеждений, установок, верований человека, определяющих выбор жизненной позиции, отношение к миру и другим людям – это: 1) мировосприятие 2) миропонимание 3) мировоззрение 4) мироощущение   3) мировоззрение ОК-1    
02.Вид познания в жизнедеятельности субъекта, не обладающий доказательной силой, называется: 1) абстрактным 2) теоретическим 3) обыденным 4) научным 3) обыденным    
03. Согласно данным науки, наиболее древней формой мировоззрения является: 1) религия 2) мифология 3) философия 4) наука   2) мифология   ОК-2    
04. Термин «философия» был введен в научный оборот: 1) Гераклитом 2) Пифагором 3) Цицероном 4) Сократом   2) Пифагором   ОК-2    
05. Термин «философия» означает: 1) рассуждение 2) компетентное мнение 3) профессиональную деятельность 4) любовь к мудрости   4) любовь к мудрости ОК-2    
06.Философские решения не могут быть: 1) гипотетическими 2) окончательными 3) неоднозначными 4) сложными   2) окончательными   ОК-1    
07. Основной вопрос философии: 1) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному 2) каковы критерии истины 3) как возник мир 4) что есть добро и зло   1) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному   ОК-2    
08. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия: 1) герменевтика 2) онтология 3) эсхатология 4) социология   2) онтология   ОК-2    
09. Раздел философии, который рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле: 1) этика 2) эстетика 3) прагматика 4) гносеология   1) этика   ОК-9    
10. Ответы на философские вопросы ищут 1) в религиозных верованиях 2) в мифологических представлениях 3) в научных исследованиях 4) в доводах и заключениях разума   4) в доводах и заключениях разума   ОК-2    
11. Кто из философов сформулировал три вопроса, выражающие, по его мнению, сущность философии: - Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? 1) Аристотель 2) Г. Гегель 3) И. Кант 4) Фома Аквинский   3) И. Кант   ОК-2    
12. Мир идей, согласно учению Платона, образует истинное бытие, существующее вне нас. А мир вещей – это вторичное и производное от него. Это положение выражает точку зрения: 1) антропологического материализма 2) объективного идеализма 3) субъективного идеализма 4) диалектического материализма   2) объективного идеализма   ОК-2    
13. Стремление построить окончательную схему-систему мира, неприятие идеи развития характерны для: 1) материализма 2) идеализма 3) метафизики 4) диалектики   3) метафизики   ОК-1    
14.Что в основании мира лежит одно начало считают: 1) дуалисты 2) монисты 3) плюралисты 4) агностики   2) монисты   ОК-1  
15. Универсальный метод познания, рассматривающий явления в развитии и взаимодействии: 1) метафизика 2) диалектика 3) индукция 4) дедукция   2) диалектика      
16. Всеобщий метод познания, стремящийся абстрагироваться от изменений и взаимовлияния явлений: 1) диалектический 2) геометрический 3) аксиоматический 4) метафизический   4) метафизический    
17. В этой картине мира "естественное" и "сверхъестественное" не отличаются друг от друга: 1) в научной 2) в религиозной 3) в мифологической 4) в философской   3) в мифологической    
18. Философии присущи функции: 1) мировоззренческая и познавательная 2) методологическая и прогностическая 3) аксиологическая и ориентационная 4) все эти функции вместе взятые   4) все эти функции вместе взятые      
19.Формирование целостной картины мира и бытия человека в нем связано с функцией философии: 1) гносеологической 2) методологической 3) мировоззренческой 4) эвристической   3) мировоззренческой      
20. Философия объясняет мир с помощью: 1) мифологических образов 2) откровения 3) рациональной аргументации 4) математики   3) рациональной аргументации    
21. Способ существования философии: 1) вера 2) разум 3) чувство 4) опыт   2) разум    
22. Философское учение о всеобщих законах познания — это: 1) гносеология 2) онтология 3) эстетика 4) этика   1) гносеология    
23. Философское учение о природе и закономерностях функционирования морали и нравственности— это: 1) гносеология 2) онтология 3) эстетика 4) этика 4) этика    
24. Философское учение о природе, структуре и взаимоотношениях ценностей— это: 1) гносеология 2) онтология 3) аксиология 4) этика 3) аксиология    
25. Центральной проблемой онтологии является: 1) смысл жизни человека 2) познаваемость окружающего нас мира 3) фундаментальные структуры мироздания 4) изучение законов мышления   3) фундаментальные структуры мироздания    
26. К вечным философским вопросам относится вопрос: 1) каковы точные размеры вселенной? 2) в чем сущность человека? 3) из каких элементов состоит живая летка? 4) какова родословная славян?   2) в чем сущность человека?    
27. Философская разработка эмпирических и рациональных методов познания является необходимой для 1) науки 2) религии 3) искусства 4) философии   1) науки      
Тема 2. Философия Древнего Востока. 28. Исходной истиной буддизма является утверждение, что: 1) жизнь есть радость и наслаждение 2) жизнь есть страдание 3) жизнь есть борьба 4) жизнь есть форма существования белковой материи   2) жизнь есть страдание      
29. Понятие «сансара» означает: 1) череду смертей и новых рождений всего сущего 2) освобождение от перевоплощений посредством праведной жизни 3) возможность воплотиться в качестве бога как конечную цель и смысл жизни любого индивида 4) колесо как символ формы Вселенной 1) череду смертей и новых рождений всего сущего     ОК-9  
30. В каком религиозно-философском направлении древнего Востока родилась клятва: «Я обязуюсь спасти всех страждущих, сколько бы их ни было»? 1) буддизм 2) даосизм 3) йога 4) конфуцианство   1) буддизм      
31. Понятие «Нирвана» характерно для следующей древнеиндийской философской школы: 1) чарвака-локаята 2) джайнизм 3) буддизм 4) веданта   3) буддизм      
32. Понятие «мокша» означает: 1) закон воздаяния за любое действие 2) необходимость тщательного исполнения обязанности своей варны 3) освобождение от перевоплощений посредством праведной жизни 4) внешние обстоятельства, неподвластные контролю со стороны человека   3) освобождение от перевоплощений посредством праведной жизни      
33. Чарвака – локаята – это: 1) религиозная система 2) материалистическая неортодоксальная школа 3) идеалистическая ортодоксальная школа 4) магическая формула, имеющая внутреннюю силу воздействия   2) материалистическая неортодоксальная школа      
34. Назовите китайского философа, который считается основателем даосизма: 1) Конфуций 2) Мо-цзы 3) Лао-цзы 4) Чжун-цзы   3) Лао-цзы      
35. Какая идея в даосизме стимулировала развитие китайской фармацевтики? 1) идея Великого Предела 2) идея равновесия космических сил 3) идея обретения бессмертия 4) идея достижения долголетия   2) идея равновесия космических сил      
36. Конфуций полагал, что благодаря свой деятельной природе, человек занимает центральное место в универсуме, потому что: 1) способен изменять сущность вещей 2) разделяет враждебные начала – Небо и Землю 3) поддерживает равновесие мировых основ 4) создан, чтобы покорять Природу   2) разделяет враждебные начала – Небо и Землю      
37. Кому принадлежит высказывание: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе»: 1) Лао-цзы 2) Конфуцию 3) Вардхамане Махавире 4) Сиддхартхе Гаутаме   2) Конфуцию      
38. Понятие «жень» означает: 1) эгоизм 2) безразличие 3) человеколюбие 4) мизантропия   3) человеколюбие   ОК-9    
39. Сила нравственного примера – это главный принцип управления, утверждал: 1) Лао-цзы 2) Мэн-цзы 3) Конфуций 4) Шень Бухай   3) Конфуций      
Тема 2. Возникновение философии. Философия античности. 40. Почему европейская философия возникла именно в Греции? 1) случайно, так совпало 2) удачное географическое положение страны 3) здесь сложилась благоприятная политическая атмосфера   3) здесь сложилась благоприятная политическая атмосфера      
41.Философия родилась через преодоление 1) р   елигии 2) эпоса 3) магии 4) мифа   4) мифа      
42.Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Античности признается 1) космоцентризм 2) наукоцентризм 3) теоцентризм 4) антропоцентризм 1) космоцентризм      
43. Как называют первых греческих философов? 1) «математиками» 2) «филологами» 3) «физиками» 4) «политиками» 3) «физиками»      
44. Первых греческих философов (фисиологов) в первую очередь интересовал вопрос 1) какова природа вещей? 2) как прожить жизнь счастливо? 3) существует ли Бог? 4) как управлять государством? 1) какова природа вещей?      
45. Первой философской школой Древней Греции считается: 1) элейская 2) пифагорейская 3) аристотелевская 4) милетская   4) милетская      
46. Кто из ранних греческих философов считал началом всего сущего воду? 1) Анаксимен 2) Фалес 3) Гераклит 4) Анаксимандр   2) Фалес      
47. Анаксимандр считал первоосновой всего: 1) число 2) огонь 3) воду 4) апейрон   4) апейрон      
48. Анаксимен считал первоосновой всего сущего: 1) число 2) огонь 3) воду 4) воздух   4) воздух      
49. Формула «Все есть число» является краеугольным камнем учения: 1) софистов 2) стоиков 3) скептиков 4) пифагорейцев   4) пифагорейцев      
50. Кто первым сформулировал диалектические принципы развития мира? 1) Гераклит 2) Сократ 3) Анаксимандр 4) Пифагор   1) Гераклит      
51. Демокрит полагал началом всего сущего 1) атомы 2) огонь 3) числа 4) ум   1) атомы      
52. Главная идея Гераклита, которая была проиллюстрирована им через образ реки: 1) «все течет, все изменяется» 2) «все полно богов» 3) «все имеет начало и конец» 4) «нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в опыте»   1) «все течет, все изменяется»      
53. Движения не существует, потому что оно немыслимо, утверждал: 1) Аристотель 2) Гераклит 3) Демокрит 4) Парменид   4) Парменид        
54. "Все, что мыслим, есть бытие" - таким образом формулирует суть бытия: 1) Гераклит 2) Парменид 3) Демокрит 4) Платон 2) Парменид   ОК-2  
55. Наиважнейшим принципом для Парменида является истина, что: 1) «бытие есть, и небытие тоже есть» 2) «человек есть мера всех вещей» 3) «бытие есть, небытия нет» 4) «в одну реку нельзя войти даже один раз»   3) «бытие есть, небытия нет»      
56. Вещи изменчивы, мир непознаваем, всякую истину можно доказать, как, впрочем, и ее противоположность, считали 1) платоники 2) аристотельянцы 3) софисты 4) эпикурейцы   3) софисты      
57. Какова основная заслуга софистов? 1) софисты выдвинули на первый план проблему «физиса» 2) софисты выдвинули на первый план проблему – материи 3) брали плату за обучение 4) софисты выдвинули на первый план проблему человека   4) софисты выдвинули на первый план проблему человека   ОК-2  
58. «Человек – мера всех вещей», так считал 1) Аристотель 2) Сократ 3) Протагор 4) Эпикур   3) Протагор      
59. Сократ говорил: "Я знаю, что ничего не знаю, но..." 1) знания увеличивают скорбь 2) попытаюсь узнать 3) все знать и невозможно 4) другие не знают и этого   4) другие не знают и этого      
60. Главной проблемой, которая интересовала Сократа, был вопрос: 1) о Боге 2) о мире 3) об истории 4) о человеке   4) о человеке      
61. Как Сократ отвечает на вопрос: «Что такое человек?» 1) это результат эволюции живого мира 2) это тело 3) это – политическое животное 4) это – разумная душа   4) это – разумная душа      
62. «Майевтика» Сократа означает не что иное, как: 1) умение защитить свою точку зрения 2) метод рождения истины путем наводящих вопросов 3) борьба с пороками 4) формальная логика   2) метод рождения истины путем наводящих вопросов     ОК-9  
63. По своей сути метод Сократа является 1) диалектическим 2) метафизически 3) идиографическим 4) дескриптивным   1) диалектическим      
64. Кто впервые разработал диалектический способ ведения спора, рассуждения? 1) Пифагор 2) Сократ 3) Платон 4) Аристотель   2) Сократ   ОК-2  
65. Согласно Платону и Пармениду, источником подлинного знания является: 1) чувственное восприятие 2) умозрение 3) мнение большинства 4) божественное откровение   2) умозрение      
66. Что, согласно Платону, познаваемо в полной мере? 1) идеи 2) вещи 3) материя 4) время   1) идеи      
67. Согласно Платону, познание - это: 1) припоминание того, что душа уже знала всегда 2) обобщение информации, полученной из опыта 3) дальнейшее развитие знаний, накопленных предшествующими поколениями 4) конструирование мира познающим субъектом   1) припоминание того, что душа уже знала всегда      
68. Согласно Платону, вещи – это: 1) копии идей 2) сформованная материя 3) устойчивые пучки восприятий 4) продукты активности человеческого воображения   1) копии идей      
69. Как Платон обосновывает бессмертие души? 1) исходя из ложных знаний своего времени, о которых он не знал, что они ложны 2) иначе душа не могла бы знать вечных идей 3) исходя из знаний древних мудрецов 4) исходя из веры в Бога   2) иначе душа не могла бы знать вечных идей   ОК-2  
70. Государство в философии Платона означало: 1) демократическое государство равных возможностей 2) религиозное государство 3) сословное государство, где принадлежность к сословию определяется личными достоинствами человека 4) деспотию восточного типа   3) сословное государство, где принадлежность к сословию определяется личными достоинствами человека   ОК-2  
71. Один из жизненных императивов античной философии: 1) «Познай самого себя» 2) «Узнай как можно больше» 3) «Следуй установленным правилам» 4) «Надейся и жди»   1) «Познай самого себя»      
72. Понятия «бытие» и «небытие» ввёл 1) Гераклит 2) Платон 3) Парменид 4) Пифагор   3) Парменид     ОК-10  
73. Какому философу принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже»? 1) Аристотель 2) Эпикур 3) Цицерон 4) Диоген   1) Аристотель   ОК-1  
74. По Аристотелю, человек – это: 1) существо двуногое без перьев 2) существо двуногое и неблагодарное 3) общественное животное, наделенное разумом 4) душа в темнице тела   3) общественное животное, наделенное разумом   ОК-1  
75.Античный философ, создавший логику: 1) Сократ 2) Платон 3) Аристотель 4) Демокрит   3) Аристотель      
76. Согласно Аристотелю, сущность вещи – это: 1) форма 2) материя 3) протяженность 4) число 1) форма   ОК-9  
77. Душа, согласно Аристотелю: 1) способна переселяться из тела в тело 2) состоит из тонкой материи 3) является движущим началом всякого живого тела 4) плод суеверного воображения   3) является движущим началом всякого живого тела      
78. Автор «Трактата о душе», который выделил три «уровня» души – растительный, животный и разумный: 1) Платон 2) Аристотель 3) Эпикур 4) Диоген   б) Аристотель      
79. Всей полнотой актуального бытия у Аристотеля обладает: 1) пространство 2) материя 3) перводвигатель 4) стихия огня   3) перводвигатель      
80. Что, согласно Аристотелю, является причиной роста растения? 1) составляющие его элементы 2) Солнце 3) уход садовника 4) его душа   4) его душа      
81. Перводвигатель, согласно Аристотелю, - это: 1) логическая категория 2) политическая организация 3) причина всякого движения в мире 4) человеческий индивид   3) причина всякого движения в мире    
82. Материя, согласно Аристотелю, - это 1) инертный материал, из которого состоит вещь 2) то, что дано мне в ощущениях 3) протяженная субстанция 4) вся существующая реальность   1) инертный материал, из которого состоит вещь      
83. Душа, согласно Аристотелю, присуща 1) только человеку 2) животным и человеку 3) растениям, животным и человеку 4) всему существующему   3) растениям, животным и человеку      
84. В своей этической концепции стоики выдвинули: 1) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы 2) анархические принципы социальной жизни 3) идеал героя, противостоящего всему миру 4) идеал мудреца, проводящего жизнь в наслаждении от познания истины   1) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы      
Тема 4. Философия Средневековья и Возрождения.   85. Основная задача средневековой философии состояла в: 1) выработке методологической базы частных наук 2) построении учения о душе 3) защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога 4) обосновании идеи прекрасного   3) защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога      
86.Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья признается: 1) космоцентризм 2) наукоцентризм 3) теоцентризм 4) антропоцентризм 3) теоцентризм      
87. Начальным этапом средневековой религиозной философии является: 1) томизм 2) схоластика 3) рационализм 4) патристика 4) патристика       ОК-2  
88. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве: 1) человека 2) природы 3) бога 4) науки   3) бога    
89. Среди философов средневековья можно выделить: 1) киников и эпикурейцев 2) идеалистов и материалистов 3) метафизиков и эмпириков 4) номиналистов и реалистов   4) номиналистов и реалистов      
90. На теорию познания Августина оказала определяющее влияние философия: 1) Платона 2) Аристотеля 3) Декарта 4) Фомы Аквинского   1) Платона      
91. Кто автор книги «О граде Божьем»? 1) Августин 2) Тертуллиан 3) Фома Аквинский 4) Оккам   1) Августин      
92. Работа Августина, посвященная соотношению власти светской и духовной, а также исторической телеологии, называется: 1) «Сумма теологии» 2) «Утешение философией» 3) «О граде божьем» 4) «О свободном решении»   3) «О граде божьем»      
93. Вплоть до IX века средневековая философия испытывает преимущественное влияние: 1) Платона 2) Аристотеля 3) Пиррона 3) Демокрита   1) Платона      
94. На авторитет какого античного философа в первую очередь опирается схоластика? 1) Платона 2) Аристотеля 3) Демокрита 4) Протагора   2) Аристотеля      
95. Доказательства бытия Бога разрабатывали представители: 1) логистики 2) софистики 3) майевтики 4) схоластики   4) схоластики      
96. Проблема универсалий имеет научное значение, поскольку: 1) определяет права и пределы мышления 2) способствует развитию логики 3) развивает лингвистическое знание 4) ставит вопрос о статусе всеобщего   4) ставит вопрос о статусе всеобщего      
97. Решение проблемы универсалий породило следующие позиции: 1) номинализм 2) реализм 3) концептуализм 4) все ответы верны   4) все ответы верны      
98. Почему Ф.Аквинского называют крупнейшим философом средневековья? 1) был истинным христианином 2) сумел в своем творчестве соединить веру и разум 3) опирался на космологию Птолемея 4) занимал высокий пост в церковной иерархии   2) сумел в своем творчестве соединить веру и разум      
99. Пять доказательств бытия Божия разработал: 1) Фома Аквинский 2) Ибн-Сина 3) Августин Блаженный 4) Аверроэс   1) Фома Аквинский      
100. Что из ниже перечисленного является одной из формулировок «бритвы Оккама»? 1) «если существует несколько логически непротиворечивых определений или объяснений какого-либо явления, то следует считать верным самое простое из них» 2) «свободное тело, на которое не действуют силы со стороны других тел, находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения» 3) «никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью» 4) «вещи существуют в том смысле и постольку, поскольку являются воспринимаемыми»   1) «если существует несколько логически непротиворечивых определений или объяснений какого-либо явления, то следует считать верным самое простое из них»      
101. Назовите имя выдающегося медика-мыслителя прошлого, прославившегося своим «Каноном врачебной науки»– «медицинской библией». В Европе этим руководством пользовались 700 лет. 1) Гиппократ 2) Гален 3) Авиценна 4) Низами   3) Авиценна      
102. В гносеологическом отношении Аверроэс является автором концепции: 1) двойственной истины 2) анамнезиса 3) верификации 4) интенциональности сознания   1) двойственной истины      
103. Эпохой восстановления идеалов античности в Европе является: 1) Средние века 2) Возрождение 3) Реформация 4) Просвещение 2) Возрождение      
104. Характерной чертой Ренессанса является: 1) теоцентризм 2) космоцентризм 3) антропоцентризм 4) наукоцентризм   3) антропоцентризм      
105. Укажите на специфическую черту натурфилософии эпохи Возрождения: 1) атеизм 2) дуализм 3) пантеизм 4) плюрализм   3) пантеизм   ОК-9  
106. Гуманисты эпохи Возрождения утверждали, что: 1) «чудо великое есть человек» 2) «верь, чтобы разуметь» 3) «бытие Божие может быть доказано» 4) «теология может взять нечто от философии»   1) «чудо великое есть человек»   ОК-2  
107.В основе философии Дж. Бруно лежит: 1) пантеизм 2) натурализм 3) гедонизм 4) деизм   1) пантеизм      
108. Джордано Бруно характеризовал Вселенную как: 1) ограниченную 2) бесконечную 3) неодушевленную 4) статичную   2) бесконечную      
109. Мысль о том, что мир бесконечен, а звезды – это далекие солнца, впервые была высказана: 1) Коперником 2) Птолемеем 3) Ньютоном 4) Бруно   4) Бруно      
110. Что сделал Коперник? 1) сформулировал законы механики 2) построил модель, согласно которой Земля вращается вокруг Солнца 3) доказал, что Земля круглая 4) предложил гипотезу формирования солнечной системы из пылевого облака   2) построил модель, согласно которой Земля вращается вокруг Солнца   ОК-2  
111.Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Возрождения признается: 1) космоцентризм 2) наукоцентризм 3) теоцентризм 4) антропоцентризм   4) антропоцентризм      
Тема 4. Философия Нового времени и Просвещения.   112. Для культуры и общественной жизни Нового времени в Западной Европе характерны: 1) теологизация 2) секуляризация 3) интеграция 4) глобализация   2) секуляризация   ОК-2  
113. Главной проблемой философии Нового времени XVII в. является проблема: 1) человека 2) метода научного познания 3) материального и идеального 4) бытия 2) метода научного познания      
114. Представителей философии Нового времени можно поделить на: 1) киников и эпикурейцев 2) софистов и схоластов 3) рационалистов и эмпириков 4) социологов и антропологов   3) рационалистов и эмпириков         ОК-10  
115. Какому философскому направлению соответствует высказывание «В интеллекте нет ничего, чего бы не было в чувствах»: 1) эмпиризм 2) рационализм 3) агностицизм 4) иррационализм   1) эмпиризм    
116.Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Нового времени признается: 1) космоцентризм 2) наукоцентризм 3) теоцентризм 4) антропоцентризм 2) наукоцентризм      
117. Родоначальником эмпиризма, как философского течения эпохи Нового времени является: 1) Р. Декарт 2) Ф. Бэкон 3) И. Кант 4) Б. Спиноза   2) Ф. Бэкон      
118. Кто из философов Нового Времени является автором афоризма: «Знание – сила»? 1) Бэкон 2) Гоббс 3) Декарт 4) Локк   1) Бэкон      
119. Научный метод, сформулированный Ф. Бэконом, называется методом: 1) редукции 2) абстракции 3) дедукции 4) индукции   4) индукции   ОК-1  
120. Под «идолами» Бэкон понимает: 1) объекты религиозного поклонения. 2) идеалы, которые реально недостижимы. 3) иллюзии восприятия 4) предрассудки разума   4) предрассудки разума      
121. Какой путь познания, по Ф. Бэкону, является истинным? 1) «муравья» 2) «паука» 3) «пчелы»   3) «пчелы»   ОК-1  
122. Кто является основоположником рационализма в философии Нового времени? 1) Бекон 2) Локк 3) Декарт 4) Кант   3) Декарт      
123. Какой ответ на вопрос, что является источником познания, дает рационализм? 1) единственным источником познания является опыт 2) источником познания является разум 3) источником познания является интуиция 4) источником познания являются разум и ощущения   2) источником познания является разум      
124. Учение о дуализме субстанций развивал: 1) Ф. Бэкон 2) Р. Декарт 3) Б. Спиноза 4) Т. Гоббс   2) Р. Декарт      
125. Учение о множественности субстанций развивал: 1) Декарт 2) Спиноза 3) Лейбниц 4) Бэкон   3) Лейбниц      
126. Какое положение играет роль первой аксиомы в системе Р. Декарта: 1) «страшусь, следовательно существую» 2) «ощущаю, следовательно существую» 3) «мыслю, следовательно существую» 4) «говорю, следовательно существую»   3) «мыслю, следовательно существую»   ОК-2  
127. На какие два типа делит Декарт все существующее? 1) активное и пассивное 2) обладающее и не обладающее тяжестью 3) мыслящее и протяженное 4) живое и неживое   3) мыслящее и протяженное   ОК-2  
128. Согласно Декарту, «усомниться в чувственных вещах» означает: 1) полагать, что вещи, которые мы видим, осязаем и т. д., могут и не существовать 2) полагать, что наши эмоции (любовь, ненависть и т. д.) могут нас обманывать 3) полагать, что из того, что я мыслю не следует, что я существую 4) полагать, что вселенная бесконечна во времени и в пространстве   1) полагать, что вещи, которые мы видим, осязаем и т. д., могут и не существовать   ОК-2  
129. Какой цели служит «методологическое» сомнение Декарта? 1) поиску основания нравственного действия 2) обоснованию возможности строгого знания о мире 3) доказательству того, что мир является связанным сном 4) обоснованию невозможности доказательства бытия Бога   2) обоснованию возможности строгого знания о мире   ОК-2  
130. Под «субстанцией» Декарт и последующие картезианцы понимали: 1) то или иное мыслимое качество 2) метод познания 3) вещи, как они даны на опыте 4) то, что для своего существования не нуждается в чем-либо ином   4) то, что для своего существования не нуждается в чем-либо ином      
131. Согласно Декарту, душа присуща: 1) всему существующему 2) растениям, животным и человеку 3) животным и человеку 4) только человеку   4) только человеку      
132. «Книга природы написана на языке математики». Это высказывание отражает образ мысли: 1) античности 2) средневековья 3) Возрождения 4) Нового времени   4) Нового времени      
133. Согласно Локку, к первичным качествам вещей относится: 1) цвет 2) звук 3) вкус 4) форма   4) форма      
134. «Чистой доской» (Tabula rasa) Джон Локк именовал: 1) общество 2) человеческое тело 3)человеческую душу 4) космический разум   3)человеческую душу      
135. Спиноза утверждал, что существует: 1) одна субстанция 2) две субстанции 3) три субстанции 4) бесконечное количество субстанций     1) одна субстанция   ОК-10  
136. Чем, согласно Локку, первичные качества отличаются от вторичных? 1) первичные качества присущи самим вещам, а вторичные нет 2) первичные качества воспринимаются раньше, чем вторичные 3) первичные качества воспринимаются ярче, чем вторичные 4) первичные качества присущи человеку, а вторичные вещам   1) первичные качества присущи самим вещам, а вторичные нет      
137. Впервые выдвинул идею «общественного договора»: 1) Т. Гоббс 2) Д. Локк 3) Г. Лейбниц 4) Р. Декарт   1) Т. Гоббс      
138. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились: 1) человек и Бог 2) Бог и дьявол 3) ученые и невежды 4) мошенник и глупец (обманщик и дурак)   4) мошенник и глупец (обманщик и дурак)      
139. Принцип разделения властей был сформулирован в работах: 1) Эпикура и Лукреция 2) Галилея и Декарта 3) Локка и Монтескье 4) Фейербаха и Маркса   3) Локка и Монтескье   ОК-9  
140. Когда Д. Беркли пишет, что «вещи существуют», он имеет в виду, что они: 1) существуют независимо от сознания человека 2) существуют как свойство субстанции 3) существуют в человеческом воображении 4) воспринимаются человеческими ощущениями   4) воспринимаются человеческими ощущениями   ОК-9  
141. Согласно Беркли, излишним (пустым) понятием является понятие: 1) «вещь» 2) «материя» 3) «субъект» 4) «качество»   2) «материя»   ОК-9  
142. Д. Юм утверждал, что причинность – это: 1) механическая связь 2) привычная связь ощущений 3) естественная закономерность 4) временная и пространственная связь вещей   2) привычная связь ощущений   ОК-2  
143. Какие у нас есть основания (согласно Юму) быть уверенными, что Солнце взойдет завтра? 1) знание принципов устройства мирозданья 2) божественное откровение 3) способность разума на основе опыта формулировать суждения, носящие всеобщий и необходимый характер 4) обычный порядок явлений (то, что оно всходило до сих пор)   4) обычный порядок явлений (то, что оно всходило до сих пор)      
144. Родоначальником французского рационализма и автором произведения "Рассуждение о методе" является: 1) М. Вольтер 2) Рене Декарт 3) Ж. Руссо 4) Д.Дидро   2) Рене Декарт   ОК-1  
145. Идеи философии Просвещения ярко воплощены в первой в мире «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», созданной мыслителями: 1) Франции 2) Германии 3) России 4) Англии   1) Франции      
146. Деист – это тот, кто: 1) признает существование Бога как разумного начала, присущего вселенной 2) признает существование Бога, как его исповедует исторически сложившаяся христианская церковь 3) воздерживается от суждений в вопросе «существует ли Бог?» 4) отрицает существование Бога   1) признает существование Бога как разумного начала, присущего вселенной      
147. Согласно Ламетри, человек – это: 1) машина 2) двуногое бесперое 3) мера всех вещей 4) образ и подобие Бога   1) машина      
148. Французские философы-просветители считали, что: 1) критерием прогресса является развитие науки, культуры, разума, просвещение народа 2) единство мира определяется не Божественным началом, а развитием человеческого разума 3) общество неуклонно движется по пути, ведущему к основанному на законе и разуме порядку 4) правильно все перечисленное выше   4) правильно все перечисленное выше      
149. «Война каждого с каждым», или «Человек человеку волк». Кому принадлежит этот тезис? 1) Р. Декарт 2) Д. Локк 3) Т. Гоббс 4) Ф.Вольтер   3) Т. Гоббс      
Тема 5. Немецкая классическая философия   150. Кто из перечисленных ниже философов не является представителем немецкой классической философии? 1) Кант 2) Конт 3) Шеллинг 4) Гегель   2) Конт      
151. Согласно Канту, «вещь в себе» это: 1) замкнутый человек 2) вещь, данная нам на опыте 3) вещь, как она есть сама по себе, не зависимо от нашего восприятия 4) математическая конструкция   3) вещь, как она есть сама по себе, не зависимо от нашего восприятия      
152. Работа Канта «Критика чистого разума» посвящена: 1) анализу структур сознания 2) критике доктрины католической церкви 3) критика системы мира Декарта-Ньютона 4) анализу этических систем прошлого 1) анализу структур сознания    
153. Суть революции в теории познания, произведенной Кантом, состоит в том, что он: 1) доказал, что мир бесконечен 2) доказал, что мир конечен 3) предположил, что субъект в процессе восприятия активен 4) предположил, что субъект в процессе восприятия пассивен   3) предположил, что субъект в процессе восприятия активен      
154. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту, это: 1) пространство и время 2) ощущение и представление 3) бытие и сознание 4) восприятие и представление   1) пространство и время      
155. Как И. Кант называет понятия, которыми оперирует чистый разум? 1) функции 2) идеи 3) суждения 4) дедукции   2) идеи       ОК-2  
156. Каким является характер понятий, которыми оперирует чистый разум? 1) апостериорным 2) трансцендентным 3) трансцендентальным 4) эстетическим   3) трансцендентальным      
157. Что, согласно Канту не является идеей разума? 1) Бог 2) душа 3) мир в целом 4) время   4) время      
158. И. Кант считал категорический императив принципом: 1) развития 2) движения 3) морали 4. гносеологии   3) морали   ОК-1  
159. Что, согласно Канту, является мотивом подлинно морального поступка? 1) чувство симпатии 2) соображения разума, касающиеся всеобщего блага 3) мысль о загробном воздаянии 4) удовольствие от совершения доброго дела   2) соображения разума, касающиеся всеобщего блага      
160. Согласно Канту, априорными формами чувственного созерцания являются: 1) воображение и память 2) пространство и время 3) прекрасное и безобразное 4) сущность и явление   2) пространство и время      
161. Философия Г.-В. Ф. Гегеля – это: 1) диалектический материализм 2) абсолютный объективный идеализм 3) антропологический материализм 4) субъективный идеализм   2) абсолютный объективный идеализм      
162. Какое понятие кантовской философии подвергалось ожесточенной критике со стороны Гегеля? 1) «феномен» 2) «априори» 3) «вещь в себе» 4) «трансцендентальный»   3) «вещь в себе»   ОК-9  
163. Что не является подразделом философии Гегеля? 1) логика 2) философия природы 3) философия духа 4) философия языка   4) философия языка      
164. Согласно Гегелю, все существующее – это: 1) этапы самопознания Мирового духа 2) проявления материальной субстанции 3) продукт активности моего воображения 4) совокупность воспринимаемых феноменов   1) этапы самопознания Мирового духа      
165. Природа, согласно Гегелю, - это: 1) вся существующая реальность 2) инобытие духа 3) бессознательный дух 4) саморазвивающийся организм   2) инобытие духа   ОК-2  
166. В «Науке логики» Г.-В. Ф. Гегель обосновывает тезис: 1) сущность предшествует существованию 2) сила действия равна силе противодействия 3) человек есть мера всех вещей 4) все действительное разумно и все разумное действительно   4) все действительное разумно и все разумное действительно      
167. В каких пределах считал возможным использование диалектики Гегель? 1) как метод исследования единичного 2) как метод исследования всеобщего 3) как метод исследования особенного 4) как универсальный метод исследования   4) как универсальный метод исследования      
168. Философию Людвига Фейербаха можно охарактеризовать как: 1) механистический материализм 2) метафизический материализм 3) антропологический материализм 4) диалектический материализм     ОК-2  
169. Фейербах - 1) атеист 2) агностик 3) деист 4) пантеист   1) атеист      
170. Согласно К. Марксу, современные друг другу антагонистические классы отличаются: 1) уровнем жизни 2) отношением к средствам производства 3) количеством свободного времени 4) культурным уровнем   2) отношением к средствам производства   ОК-1  
171. В учении Маркса движущей силой истории является: 1) развитие научного знания 2) классовая борьба 3) преодоление человеком зависимости от природы 4) борьба с предрассудками   2) классовая борьба      
172. Согласно Марксу, формационный подход к анализу общества предполагает: 1) приоритет идеологической сферы общества 2) приоритет политической сферы общества 3) приоритет экономической сферы общества 4) равнозначность различных общественных сфер   3) приоритет экономической сферы общества   ОК-2  
Тема 6. Русская самобытная философия   173. Ключевой проблемой русской философии XIX века являлся поиск: 1) законов диалектики 2) пути развития России 3) методов познания 4) направлений научно-технического прогресса   2) пути развития России      
174. По мнению ученых, российской цивилизации свойственны следующие особенности: 1) на её формирование большое влияние оказала Византия, в том числе в связи с принятием христианства 2) в истории России постоянно происходил процесс расширения географического пространства, освоения новых земель 3) государство играло важную роль в развитии общества 4) все перечисленное выше 4) все перечисленное выше   ОК-9  
175. М.В. Ломоносов был сторонником: 1) механистического материализма 2) диалектического материализма 3) религиозного идеализма 4) диалектической логики   1) механистического материализма   ОК-10  
176. У России свои культурные основания и свой особый путь развития, поэтому ей не нужно ничего заимствовать у Запада, утверждали: 1) марксисты 2) позитивисты 3) западники 4) славянофилы   3) западники   ОК-10  
177. Создателем религиозно-философского учения о Всеединстве в русской философии был: 1) Н.Г. Чернышевский 2) В.С. Соловьев 3) А.И. Герцен 4) М.А. Бакунин   2) В.С. Соловьев       ОК-9  
178. В чем суть идеи Всеединства В. С. Соловьева? 1) в синтезе восточной и западной церквей 2) в синтезе религиозного, научного, философского и художественного знания 3) в синтезе религиозных конфессий 4) в соединении Бога и человека   2) в синтезе религиозного, научного, философского и художественного знания      
179.В противоположность западному индивидуализму славянофилы как основу самобытности Российской цивилизации связывали с: 1) коллективизмом 2) патриархальностью 3) патриотизмом 4) соборностью   4) соборностью      
180. Книга "Философия общего дела" была написана: 1) П.Я.Чаадаевым 2) Н.Ф.Федоровым 3) Н.А. Бердяевым 4) М.В.Ломоносовым   2) Н.Ф.Федоровым   ОК-9  
181. Тот, кто отвечает злом на зло, умножает страдания, усиливает бедствия, но не избавляет от них ни себя, ни других, считал: 1) А. Герцен 2) Ф. Достоевский 3) Н. Бердяев 4) Л. Толстой   4) Л. Толстой      
182. Представителем естественнонаучного направления в «русском космизме» является: 1) А. И. Радищев 2) Н.А.Бердяев 3) В.И.Вернадский 4) Н. Ф.Федоров   3) В.И.Вернадский ОК-2  
Тема 7. Современная западная философия   183. Родоначальником иррационалистической традиции в философии XIX века считается: 1) И. Кант 2) Г.-В. Ф. Гегель 3) А. Шопенгауэр 4) О. Конт   3) А. Шопенгауэр      
184. «Воля», о которой говорит Шопенгауэр: 1) руководит только поведением человека 2) проявляется во всем живом, а в неживом не проявляется 3) проявляется во всем существующем 4) вообще не проявляется 3) проявляется во всем существующем      
185. К чему стремится Мировая воля, согласно Шопенгауэру? 1) к миру 2) к познанию 3) к власти 4) ни к чему 4) ни к чему   ОК-9  
186. Согласно философии Шопенгауэра, первооснова мира: 1) непознаваема 2) познаваема и рациональна 3) познаваема, но иррациональна 4) ее не существует 3) познаваема, но иррациональна      
187. Причиной Мировой воли, согласно Шопенгауэру, является: 1) Бог 2) природа 3) человек 4) у нее нет причины   4) у нее нет причины     ОК-2  
188. Чем, согласно Шопенгауэру, человек отличается от животного? 1) наличием воли 2) наличием представления 3) наличием чувствительности 4) количеством страданий, которые он претерпевает в жизни   4) количеством страданий, которые он претерпевает в жизни      
189. Кто, согласно Кьеркегору, выше? 1) человек этический 2) человек эстетический 3) человек религиозный 4) человек бунтующий 3) человек религиозный      
190. Согласно Кьеркегору, человек – это: 1) совокупность общественных отношений 2) двуногое бесперое 3) единственный в своем роде 4) пастух бытия 3) единственный в своем роде      
191. В чем, прежде всего, видит Ницше смысл человеческой жизни? 1) в продолжении рода 2) в возможности достижения бессмертия 3) в творчестве 4) в возможности помогать другим   3) в творчестве      
192. Согласно Ницше, состояние той или иной культуры в тот или иной момент определяется противоборством двух начал: 1) Аполлона и Диониса 2) Юпитера и Кроноса 3) Эроса и Танатоса 4) Осириса и Сета   1) Аполлона и Диониса      
193. Кто из мыслителей оказал существенное влияние на философию Ницше? 1) Кант 2) Гегель 3) Шопенгауэр 4) Кьеркегор   3) Шопенгауэр      
194. Основателем психоаналитической философии является: 1) К. Юнг 2) А. Адлер 3) З. Фрейд 4) Э. Фромм   3) З. Фрейд      
195. Инстанция психического аппарата, содержащая, согласно Фрейду, социальные нормы и ориентиры: 1) Я 2) Сверх-Я 3) Оно 4) либидо   2) Сверх-Я      
196. Разработкой концепции «коллективного бессознательного» занимался: 1) Э. Фромм 2) А. Адлер 3) К. Юнг 4) З. Фрейд   3) К. Юнг      
197. Основоположником концепции экзистенциализма является: 1) Шопенгауэр 2) Маркс 3) Фрейд 4) Кьеркегор   4) Кьеркегор      
198. В философии экзистенциализма под «экзистенцией» понимается: 1) существование человека 2) сущность вещей 3) метод познания истины 4) общественный институт   1) существование человека      
199.Утверждение свободы человеческого существования, предполагающей выбор человеком собственной сущности, характерно для: 1) персонализма 2) экзистенциализма 3) постмодернизма 4) марксизма   2) экзистенциализма      
200. К. Ясперс – 1) представитель современного марксизма 2) один из основоположников эмпириокритицизма 3) основатель структурализма 4) представитель экзистенциализма 2) Сверх-Я   ОК-10  
201. В работе «Экзистенциализм – это гуманизм» Сартр пишет, что единственный «грех», в котором экзистенциализм упрекает человека, - это: 1) неумение следовать однажды принятой системе моральных ценностей 2) неумение следовать своим внутренним порывам 3) неумение брать на себя ответственность за свои собственные решения 4) недостаток эстетического чувства 3) неумение брать на себя ответственность за свои собственные решения      
202. По Сартру, свобода для человека есть: 1) неизбежное тяжкое бремя 2) недостижимая мечта 3) завоевание цивилизации великое счастье 4) обычное средство достижения целей   1) неизбежное тяжкое бремя      
203. Кто не является представителем философии экзистенциализма? 1) Сартр 2) Камю 3) Кьеркегор 4) Фрейд 4) Фрейд     ОК-9  
204. Понятие «пограничная ситуация» играет очень важную роль в: 1) феноменологии 2) структурализме 3) экзистенциализме 4) неопозитивизме 3) экзистенциализме      
205. Экзистенциалисты утверждают, что сущность человека определяется: 1) непостижимой судьбой 2) совокупностью производственных отношений 3) божественным предопределением 4) собственным выбором человека своей цели 4) собственным выбором человека своей цели      
206.Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания: 1) структурализм 2) экзистенциализм 3) герменевтика 4) персонализм 3) герменевтика      
207. Кто из философов утверждал, что жизнь человека в сущности бессмысленна и абсурдна? 1) К.Маркс 2) К. Поппер 3) А. Камю 4) З. Фрейд   3) А. Камю      
208. Определите, к какому направлению современной философии можно отнести следующее утверждение «Философия — это логика науки»: 1) экзистенциализм 2) неотомизм 3) постмодернизм 4) позитивизм   4) позитивизм      
209. Основоположником позитивизма является: 1) К.Маркс 2) Ф.Ницше 3) А.Шопенгауэр 4) О.Конт   4) О.Конт      
210. Эмпириокритицизм – это: 1) то же, что и неопозитивизм 2) особое философское направление 3) вторая стадия позитивизма 4) еще одно название позитивизма   3) вторая стадия позитивизма      
211. Преувеличение относительности знания называется: 1) эмпиризмом 2) формализмом 3) релятивизмом 4) догматизмом   3) релятивизмом      
212. Позитивисты рассматривали человеческую историю: 1) как неизбежный прогресс, связанный с прогрессом разума 2) как смену экономических формаций 3) как неизбежный регресс, связанный с оскудеванием творческой энергии человечества 4) как историю различных культур, каждая из которых имеет свое начало и конец 1) как неизбежный прогресс, связанный с прогрессом разума      
213. В качестве образца позитивной науки позитивисты рассматривали: 1) психологию 2) историю 3) физику 4) лингвистику 3) физику      
214. Согласно концепции позитивизма, возникновение живого из неживого – это: 1) результат божественного вмешательства 2) результат саморазвития материи 3) шаг, сделанный мировым духом на пути самопознания 4) переход монады на уровень с более отчетливым восприятием 2) результат саморазвития материи      
215. Направление современной западной философии, ориентированное на религиозное мировоззрение: 1) неопозитивизм 2) неотомизм 3) герменевтика 4) постмодернизм 2) неотомизм      
Тема 8. Общетеоретические вопросы философии   216. Онтология – это учение: 1) об обществе 2) о бытии 3) о методах познания 4) о человеке 2) о бытии      
217. В онтологическом аспекте противоположным термину «рационализм» выступает понятие: 1) иррационализм 2) эмпиризм 3) солипсизм 4) материализм 1) иррационализм      
218. Материя есть философская категория для обозначения: 1) атомов 2) вещества 3) объективной реальности 4) объективной реальности, данной нам только в ощущениях 4) объективной реальности, данной нам только в ощущениях    
219. Длительность существования материи характеризуется понятием: 1) время 2) пространство 3) скорость 4) бытие 1) время      
220. Развитие.. 1) характерно только для социума 2) присуще природе, обществу и сознанию 3) наблюдается только в живых системах 4) характерно только для материальных систем   2) присуще природе, обществу и сознанию      
221. Как называется принцип объяснения развития сущего, которого придерживался французский ученый Лаплас? 1) клерикальный догматизм 2) субъективный априоризм 3) гностический релятивизм 4) каузальный детерминизм   4) каузальный детерминизм    
222. Рефлексия – способ осознания, при котором: 1) предметом познания являются реальные 2бъекты 3) предметом познания являются воображаемые объекты 3) предметом познания выступает само знание 4) предметом познания становится идеализированный объект   3) предметом познания выступает само знание      
223. Выделите в предложенных суждениях диалектический материализм: 1) сознание есть свойство высокоорганизованной материи 2) сознание- свойство всей материи 3) сознание материально 4) сознание человека – это проявление мирового духа   1) сознание есть свойство высокоорганизованной материи      
224. Выделите в предложенных суждениях идеализм: 1) сознание неразрывно связано с материей 2) сознание есть продукт материи 3) сознание может существовать до и независимо от материи 4) сознание не всегда адекватно отражает материю   3) сознание может существовать до и независимо от материи      
225.С позиции _______________, сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность: 1) материализма 2) идеализма 3) дуализма 4) реализма   2) идеализма      
226. Гносеология - это: 1) философская дисциплина (раздел философии) 2) учение о человеческом познании 3) решение проблемы истинного знания 4) все перечисленное верно   4) все перечисленное верно      
227. Как называется отрасль философии, изучающая всеобщие проблемы научного исследования? 1) аксиология 2) эпистемология 3) мировоззрение 4) праксеологии   2) эпистемология      
228. В соответствии с классическим определением, истина – это 1) разультат соглашения между учеными 2) правда 3) соответствие мысли предмету 4) реально существующие явления (дом, дерево, экономика, деятельность человека и т.д.)   3) соответствие мысли предмету      
229. В какую эпоху вопросы методологии научного познания становятся центральными? 1) Античность 2) Средневековье 3) Возрождение 4) Новое время   4) Новое время      
230. Мысленное объединение частей в единое целое есть: 1) синтез 2) сравнение 3) обобщение 4) анализ   1) синтез      
231. Преувеличение значения абсолютной истины есть... 1) гностицизм 2) догматизм 3) скептицизм 4) агностицизм     2) догматизм        
232. Что из нижеперечисленного не является формой чувственного познания? 1) ощущение 2) восприятие 3) представление 4) умозаключение   4) умозаключение      
233. Основной формой рационального познания является: 1) индукция 2) понятие 3) представление 4) гипотеза 2) понятие      
234. Отображение отдельного свойства материального объекта, непосредствен



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.