Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наличие права как системы принятых или санкционированных государством норм, обязательных для населения




Практически на всех этапах своего развития государство выступало как аппарат принуждения, механизм властвования. Однако сущность государства не остается неизменной. Сущность современных государств более проявляется в том, что они слу­жат в качестве средства общественного компромисса, учета ин­тересов различных групп и слоев населения и снятия или смяг­чения противоречий, механизма управления делами общества.

 

 

Характеристика федеративной формы государственного устройства

Форма правления характеризует организацию высшей государственной власти в стране, порядок создания, структуру и компетенцию ее органов, их взаимодействие друг с другом и с населением, степень и процедуры участия последнего в их формировании. Выделяют две основные исторические формы правления: монархическую и республиканскую. Они отличаются друг от друга порядком образования органов власти, их составом, полномочиями.

Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, отражающая соотношение государства как целого с его составными частями, распределение полномочий между центральными, региональными и местными властями. Различают три вида форм государственного устройства: унитарную, федеративную и конфедеративную.

Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации и ее субъектов – вызывает необходимость разграничения их полномочий и предметов ведения. Способы разграничения компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространенными являются два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии, России конституции, кроме того, предусматривают сферу совместной компетенции федерации и ее субъектов. Виктор Перевалов Теория государства и права: учебник Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?Art=179126 В.Д. Перевалов. Теория государства и права: учебник: Юрайт; Москва; 2009
В исследованиях, посвященных этой проблеме, ученые рассматривают вопросы понятия федерализма, его основных форм, общих и специфических черт федерализма в разных государствах и т.п.3 Современный подход к исследованию федерализма как политико-правового явления через призму компаративистики определяет следующую постановку вопроса: обоснованно ли говорить об американском, индийском, российском или бельгийском федерализме, либо существуют общие неизменные черты?
Представляется правомерной дуалистическая позиция исследователей, по мнению которых необходимо в равной степени использовать как общее представление о федерализме, так и особенное4. Кроме того, очень важно в методологическом контексте учитывать историческую составляющую каждого государства.



В основе развития современных федераций лежат принципы и начала, которые были заложены в ходе их образования и исторического развития. Изучение федерации и федерализма необходимо проводить, опираясь на их настоящее и прошлое, под углом зрения сравнительного анализа, сопоставления отдельной федерации с другими существовавшими и существующими параллельно с ней федерациями6.
Категория федерализма активно вовлечена в оборот политологических, исторических, юридических, экономических, социологических, этнологических, культуроведческих и прочих дисциплин7. Не удивительно, что на фоне возникновения новых проблем федерализма, в условиях глобализирующегося мира, его концепт с такой легкостью замещается иными – полицентризмом, демократизмом, децентрализмом, регионализмом и т. п.

В юриспруденции, как, впрочем, и в любой общественной науке, исключительное значение имеют термины и придаваемые им смыслы. Определение «федерализма» вырабатывалось на протяжении столетий и, за исключением некоторых смысловых различий, известно уже довольно давно. В зарубежной и отечественной научной литературе федерализм рассматривается как система основных принципов определенной формы государственного устройства, отличающихся от принципов унитаризма и конфедерации.
Традиционно федерализм определяется как система разделения властей и принятия решений между отдельными управляющими системами различного уровня, осуществляющими властные полномочия над тем же населением и географическим регионом.
Федерализм как путь объединения может выступать в двух формах. Во-первых, это федерализм национально-государственный, когда объединяются в одну политическую организацию разные, дотоле разрозненные части политической системы. Во-вторых, это международный путь объединения, когда независимые государства (нации) объединяются друг с другом в одну общую систему.

В форме государственного федерализма, в широком смысле, возможны объединения самых разнообразных единиц. Так, территориально-областной федерализм предполагает объединение в федерацию нескольких территориально-политических единиц, которые до этого образовывали самостоятельные государства или после этого приобрели положение субъектов федеративного государства; при национальном федерализме объединяются не территориальные единицы-области, а этнические или национальные образования, которые могут и не занимать какую-либо определенную территорию.
По мнению авторов монографии «Глобализация и государственное единство России», можно выделить следующие сущностные элементы федерализма:
– представляет собой конституционно установленную форму государственного устройства, при которой активные части единого государства обладают объемом самостоятельных полномочий по государственному управлению в различных сферах жизни общества;
– предполагает конституционный принцип распределения государственной власти, принадлежащей народу, «по вертикали», при котором каждый уровень государственных структур, включая и местное самоуправление, имеет строго определенный, взаимосвязанный и взаимоограничивающий объем властных полномочий;
– включает конституционно согласованную составную часть механизма общественного самоуправления9.

Федерализм как государственно-правовой способ равноправного и рационального согласования потребностей, интересов и целей государства в целом, а также его частей, особенно субъектов федеративного государства, способствует достижению компромисса или консенсуса, когда каждая сторона четко осознает не только свои полномочия, но и ответственность за их осуществление, необходимость обеспечения эффективного взаимодействия в организации социального управления.

К основным признакам федерализма относятся: тождественный государственный характер объединенных в единое государство территориальных единиц – субъектов федерации; конституционное разграничение компетенции между органами государственной власти субъектов федерации и органами государственной власти федерации; недопустимость изменения границ без согласия субъектов федерации.

Подобный подход отражает общий взгляд на форму государственного устройства как территориальную организацию государственной власти, характеризующуюся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и с государством в целом.

Среди традиционных основных принципов федерализма можно назвать: добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций или иных актов субъектов федерации; однопорядковый конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовое определение суверенитета федерации и участие субъектов в его осуществлении; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы; федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие его эффективное функционирование.

 

Евразюж № 1 (56) 2013 теория государства и права ю.п бойко

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник высших учебных заведений/ Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л».2008 – 384с.

 

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 13; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.161.114.13
Генерация страницы за: 0.089 сек.