Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подстили газетно-публицистического стиля




ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Газетно-публицистический стиль (ГПС) является одним из самых влиятельных в современном литературном языке.

ГПС оказывает на современный литературный язык сильнейшее воздействие, формируя литературные нормы, воспитывая языковые вкусы. Он включает в себя язык газет, телевидения, радио, общественно-политических журналов, воззваний, докладов, выступлений и бесед на общественно-политические темы. Эти средства коммуникации, обладая огромными техническими возможностями, воздействуют на умы и чувства людей: информируют, пропагандируют, агитируют, формируют общественное мнение, языковые вкусы и нормы.

Язык средств массовой информации (СМИ) выступает как представитель НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА и своими усреднёнными значениями объединяет нацию.

Автор публицистического текста– конкретная личность, подлинный, реальный, «частный» человек и человек социальный, что обусловливает социально-оценочный подход к явлениям действительности. Отсюда документальность, эмоциональность, субъективность публицистической речи.

Адресат публицистического текста(слушающий, реципиент, получатель) – массовый, социально и психологически типизированный.

Содержание газетно-публицистического стиля:

1) публицистика – литература, посвящённая общественно-политическим вопросам;

2) информация – сообщение обо всём, что представляет общественный интерес;

3) газетные жанры.

Функции газетно-публицистического стиля:

1) сообщение; 2) воздействие (комментирование) через оценку.

В соответствии с двумя главными функциями ГП стиля, выделяются 2 взаимосвязанных подстиля:

1) информационный, 2) воздействующий.

Газетно-публицистический стиль характеризуется тематической и лексической пестротой и неограниченностью. В текстах данного стиля получает отражение ВСЁ, что представляет общественный интерес: политика, идеология, международные отношения, наука, искусство, спорт, частная жизнь.

При этом, однако, газетно-публицистический стиль не становится эклектичным (эклектика - книжн. механическое, чисто внешнее смешение в одном целом разнородных, внутренне не соединимых частей (также взглядов, идей, принципов, точек зрения и т.п.). Единство языка формируется благодаря ОБЩЕЙ УСТАНОВКЕ - выделить в слове СОЦИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЕ: комментируются факты, события, поступки, речь. Называя понятия и явления общественной жизни, лексика включает в себя и ОЦЕНКУ этих явлений. Публицистика берет из литературного языка практически все средства, обладающие свойством оценочности. Оценочность выражается прежде всего в лексике: в сравнительно большой частотности качественно-оценочных по семантике прилагательных и существительных, элятивов, в характере метафоризации; в отборе фразеологии; в особенностях использования синтаксических средств. Именно открытой оценочностью, явным выражением позиции автора публицистический стиль отличается от художественного, и именно в этой черте - открытой оценочности - видится важная примета и свойство публицистичности стиля. Интересно, что некоторые толковые словари русского языка дают к некоторым словам стилистические пометы «газетное», «публицистическое». Это означает, что данные слова характерны для газеты, публицистики, закреплены за ними, и почти все эти слова имеют яркую оценочную окраску.



Публицистика не только использует для выражения оценки готовый, с давних времен существующий в языке материал, но и под влиянием воздействующей функции преобразует, трансформирует слова из разных сфер языка, придавая им оценочное звучание. Для этой цели используется специальная лексика в переносном значении: инкубатор преступности, конвейер милитаризма, маршруты технического прогресса; лексика спорта: раунд, тур (переговоров), предвыборный марафон, объявить шах правительству; наименования литературных жанров, лексика театра: драма народа, кровавая трагедия, политический фарс, пародия на демократию и др. Газета рождает и культивирует и свою фразеологию. Устойчивые сочетания являются готовым арсеналом газетных стандартов и нередко переходят в штамп. Примеры: эстафета поколений, шагать в ногу с веком, пустить утку и др. Это могут быть и общеязыковые фразеологизмы, но наполненные новым содержанием и опять-таки высокочастотные в газете: а) с негативной оценкой: загребать жар чужими руками, петь с чужого голоса, погреть руки; б) с положительной оценкой: трудиться не покладая рук, золотые руки и др. Сюда же можно отнести газетные клише книжного происхождения: приумножать вековые традиции; внести свой вклад и др.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 49; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.196.89.247
Генерация страницы за: 0.086 сек.