Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вытащить хворост из-под котла – вытащить топливо из очага, чтобы прекратить кипение воды[46]




Стратагема № 19.

 

фу ди чоу синь
котел под вытащить хворост

 

 

Примеры: В одном примере цитируется трактат «Весны и осени господина Люя», III в. до н.э.: «В наш век высшие гадают всеми способами, пробуют разные заклинания, но болезней и недугов у них все больше. Это похоже на стрелка, который, промахнувшись, спешит поправить мишень. Разве от этого улучшится меткость? Если лить горячую воду в кипящую, думая прекратить кипение, вода закипит еще пуще. Надо убрать огонь, тогда кипение прекратиться. Посему колдунов и врачевателей, яды и снадобья, с помощью которых можно заклясть или вылечить болезнь, люди древности презирали из-за их поверхностности»[47]. В другом медицинском трактате начала XIX в. говорится, что нужно очень тщательно выяснить причину болезни и устранить ее. «Такой образ действий называют «вытаскивать хворост из-под котла»[48].

В другом примере в книге Хуайнань-цзы рассуждения о важности даосского усмирения в себе человеческих влечений, освобождения сознания, отказа от чувственных страстей подытоживаются словами: «Подливая кипяток в кипящую воду, кипения, конечно, не остановить. Истинно понимающий корень дела убирает огонь, и все»[49].

В другом примере запрет приходить на выставку с сумками объясняется необходимостью «отодвинуть хворост от очага» и тем самым предотвратить кражи со стендов.

В другом примере в статье, в которой обсуждается запланированная сессия ООН, посвященная вьетнамским беженцам, спрашивается, удастся ли заставить вьетнамское правительство поставить заслон массовому исходу населения, или все сведется к попыткам «не доводить воду до кипения ее помешиванием, во вред государствам Юго-Восточной Азии и остальному миру».

В другом примере описывается, что в результате деятельности Конфуция как государственного чиновника царства Лу оно стало усиливаться. Тогда соседний царь решил удалить Конфуция, разрушив его доверительные отношения с царем Лу. Он прислал царю Лу восемьдесят красивых певичек. Царь Лу принял дар и, увлекшись женщинами, забросил дела. Это вопиющее нарушение древних ритуалов и обычаев, которые были чрезвычайно важны для Конфуция, вынудило его подать в отставку. Таким образом, соседнее царство сорвало возможное усиление царства Лу.

В другом примере, когда взбунтовались воины в одном из гарнизонов, чиновник, спешно прибывший подавлять мятеж, обратился к ним с речью. Он напомнил им о судьбе их близких, которые также будут казнены, и предложил тем, кто лишь примкнул к беспорядкам, собраться отдельно неподалеку. Солдаты послушались, большинство отошло в сторону, оставшиеся несколько зачинщиков были схвачены.

В другом примере полководец всего с 20 тысячами победил 100 тысячную армию. Он, воспользовавшись беспечностью противника, сжег его склады, пленным отрезал носы, а их лошадям – языки. Это привело в ужас противника, деморализовало все его войско.

В другом примере действия СССР во время завершения войны Судного дня (1973 г.) рассматриваются в качестве примера применения этой стратагемы. Пока арабские армии вели успешные наступательные действия, СССР не вмешивался. Но когда положение египтян стало критическим, Советский Союз применил все усилия – и в Совете Безопасности, и в переговорах с США (в том числе угрозу своего вмешательства) – чтобы остановить военные действия и сохранить египетскую армию. Тем самым сохранились условия, чтобы конфликт мог снова разгореться.

В другом примере описывается, как полководец вел битву. Противник трижды бросал войска в атаку. Полководец защищался и не контратаковал. Тем самым он заставлял врага растрачивать свой боевой дух («мужество»). Когда же после третьей атаки «мужество» противника иссякло, полководец впервые атаковал и легко обратил врага в бегство.

Резюме: У стратагемы два важных аспекта. Во-первых, это кардинальное, окончательное решение проблемы. Во-вторых, это решение проблемы осуществляется за счет ликвидации причины, которая порождает проблему. Собственно врага в стратагеме нет. Герой должен изменить какое-то положение дел (прекратить какое-то действие). У этого действия (у этой ситуации) есть причина. Герой убирает причину (воздействует на нее) – и ситуация меняется (действие прекращается).

 

формула смыслы
фу котел; «кипение воды»; следствие; действие; беда; нарушение; плохое дело; результат;
ди под; обеспечивает; дает следствие; порождает;
чоу вытащить; ликвидировать; прекратить; устранить; предотвратить;
синь хворост; источник; причина; основание; обоснование; возможность; условия;

Элементы схемы: герой; причина; следствие; действие.

Принцип: Во-первых, здесь необходимо схематизировать причину какого-либо действия (состояния). Наличие причинно-следственной связи между двумя объектами обозначим широкой стрелкой. Во-вторых, нам нужно показать, что если «причина» будет длиться во времени, «следствие» будет воспроизводиться. Поэтому мы фиксируем, что связка «причина»-«следствие» переходит из прошлого в будущее без изменений. Более того, чтобы подчеркнуть эту длительность, нарисуем причину несколько раз и соединим их стрелкой перехода – причина как бы транслируется во времени без изменений.

И всякий раз из этой «причины» будет следовать одно и то же «следствие».

Также учитывать, что у героя здесь есть рефлексивная позиция – именно она позволяет герою разделить «причину» и «следствие».

 

Конструкция, показывающая эти мета-смыслы:

Теперь, на основе этой схемы-принципа, можно строить схему стратагемы.

 

Описание схемы: есть причина (предмет), порождающая ситуацию. Если причина продлится в будущее, ситуация будет воспроизводиться. Герой наносит удар по причине. Герой сам не обязательно находится в порождаемой ситуации, можно считать, что у него только рефлексивная позиция.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.