Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мертвый жемчуг дрожит на ветвях облетевшего сада. Обстоятельства места и времени часто ставятся в начало предложения, т

Обстоятельства места и времени часто ставятся в начало предложения, т. к. они являются важными ориентирами, определяющими место и время того, о чем говорится в предложении.

Однако в речи указанный порядок слов часто нарушается.

Изменение прямого порядка слов называется инверсией(от лат.inversio– перестановка)

Инверсия позволяет:

1) выделить, усилить смысловое значение инверсированных членов предложения.

2) оформить вопрос. В вопросительных предложениях на первое место обычно ставится слово, требующее ответа.

3) связать части текста.

Особенно часто инверсия встречается в поэтической речи, где она не только подчиняется ритму стиха и выполняет указанные выше функции, но и служит средством создания напевности, мелодичности, торжественности.

 

33.Синтаксические нормы. Согласование подлежащего и сказуемого.

· Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось:

Детвора благодарны шефам за подарок.

Детвора — существительное единственного числа, следовательно, благодарна, но дети - благодарны.

· При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.

Единственное число употребляется в том случае, если
- существительное обозначает неодушевленные предметы (ряд столов стоял...);
- не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало).

Множественное число употребляется для подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены).

· При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек...), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.

Формой множественного числа подчеркивается активность действующих лиц: И тридцать витязей прекрасных// Чредой из вод выходят ясных(А.С. Пушкин).

Форма единственного числа сказуемого употребляется:

- при подчеркивании пассивности действующих лиц: Двадцать человек стояло в стороне;

- если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевленный предмет или животное: Прошло сто лет - и что ж осталось// От сильных, гордых сих мужей,// Столь полных волею страстей? (А.С. Пушкин);

- при составном числительном, оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря - выходят, а тридцать один богатырь - выходит).

· Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь: Уже много учеников посетило эту выставку.



· Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц: А ткачиха с поварихой,// С сватьей бабой Бабарихой// Извести ее хотят(А.С. Пушкин).

Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо - главное: Жил старик со своею старухой (А.С. Пушкин).

· При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом: На последних соревнованиях автомобиль "Жигули" пришел первым. Но: "Жигули" пришли первыми (здесь "Жигули" - уже не приложение); Директор школы Фролова ушла на собрание.

· Сложность вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими.

При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.

Сравните: Ее судьба, ее конец// Непроницаемою тьмою// От нас закрыты. и Погиб и кормщик и пловец (А.С. Пушкин).

34. Синтаксические нормы. Сложносочиненное предложение.

Сложносочиненныминазываются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.

В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:

1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни ..., ни; тоже; также; не только ..., но и; как ..., так и);

временные отношения.

Например:Наступило утро, и наш пароход подошел к Астрахани(сравните:Когда наступило утро, наш пароход подошел к Астрахани);

— действие и его результат.

Например:Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.

— причинно-следственные отношения.

Например:Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы,ииззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться;
Мне нездоровилось,
ипотому я не стал дожидаться ужина — второе явление является следствием первого, вызвано им, на что указывает конкретизатор — наречие потому.

 

2) ССП с разделительными союзами (то ..., то; не то ..., не то; или; либо; то ли ..., то ли);

В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое.

Например: В душном воздухетораздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек;Томоросил дождь,топадали крупные хлопья снега – союз тотоуказывает на чередование явлений.

На Пересыпине точто-то горело,не товосходила луна — союз не тоне то указывает на взаимоисключение явлений.

Только иногда мелькнет березкаилимрачной тенью встанет перед тобой ель — союз илиуказывает на взаимоисключение явлений.

То ли скрипит калитка, то ли потрескивают половицы — союз то лито ли указывает на взаимоисключение явлений.

Разделительные союзы илии либомогут быть одиночными и повторяющимися.

 

3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).

В сложносочиненных предложениях с противительными союзами одно явление противопоставляется другому.

Например: Гроза была там, сзади них, над лесом,атут сияло солнце

С помощью союза однако передается оговорка к ранее сказанном

Например: Она едва могла принудить себя улыбнуться и скрыть свое торжество,однакоей удалось довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид.

Союзы зато, но зато указывают на возмещение того, о чем говорилось в первом предложении.

Например: Лось ушел,заторядом раздавался звук, издаваемый каким-то живым и, вероятно, слабым существом; Много труда предстоит ему,но затозимой он отдохнет.

В значении противительных союзов употребляются частицы же, только.

Например:Голова еще болела, сознаниежебыло ясное, отчетливое; Война ничего не отменила,тольковсе чувства стали острей на войне.

Союз же, как и союзы тожеи также, всегда стоит не в начале второй части предложения, а непосредственно за словом, которое противопоставляется слову первой части.

Например: Все деревья выпустили клейкие листочки, дубжепока еще стоит без листьев.

 

35. Синтаксические нормы. Сложноподчиненное предложение

Сложноподчинённымназывается предложение, части которого грамматически неравноправны и связаны подчинительными союзами или союзными словами.

Часть сложноподчинённого предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главным предложением. Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически зависимая от другой, называется придаточным предложением. Главное и придаточное предложения взаимосвязаны: они объединены смыслом и построением.

Сложноподчинённые предложениявключают главное и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

Придаточное может стоять после главного, в середине его или перед ним.

Например: Нужно читать только те книги,которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков. (М. Горький.) Ветви деревьев казались мохнатыми и,когда набегал ветерок, слегка шумели первым зелёным шумом. (Г. Скребницкий.)Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова — поэзии. (С. Маршак.)

Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически:

[=], (которые =).

[—= и, (когда ——), =].

(Если — =), [=]

Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то они могут пояснять не только главное предложение, но и друг друга.

Например: 1)Когда у меня в руках новая книга, я чувствую,что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.(М. Горький.) 2) Живопись важна ещё и тем,что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим.(К. Паустовский.)

В первом сложноподчинённом предложении главное предложение поясняется двумя придаточными. Во втором сложноподчинённом предложении главное предложение — Живопись важна ещё и тем; первое придаточное — что художник часто замечает то — поясняет главное, а само поясняется вторым придаточным — чего мы совсем не видим

Придаточные предложения присоединяются к главному (или к другому придаточному) подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами (относительными местоимениями)

 

Практическое занятие 24. Укажите пример с нарушением норм лексической сочетаемости:

а) Густые заросли кустарника чередовались с вековыми дубовыми рощами и березовыми лесочками.

б) Сотруднику нашего отдела представили отпуск зимой.

в) За истекший период нами были проведены осушительные работы.

г) Он надел пальто и вышел на улицу.

ОТВЕТ: Б- предоставить отпуск. (представить человека)

Практическое занятие 25. Какое из нижеследующих словосочетаний является неправильным:

а) благодаря руководству;

б) оплатить проезд;

в) повысить кругозор;

г) отвечать требованиям.

ОТВЕТ: В- расширить кругозор(повысить зарплату)

Практическое занятие 26. Укажите пример с нарушением норм лексической сочетаемости:

а) Нам пришлось оплатить расходы на летний отдых

б) Этот вопрос был постоянно в поле нашего зрения.

в) Если он не будет прилагать усилия, он потеряет работу.

г) Команда университета одержала первенство по шахматам

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Мертвый жемчуг дрожит на ветвях облетевшего сада. Обстоятельства места и времени часто ставятся в начало предложения, т

Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 39; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.156.92.46
Генерация страницы за: 0.012 сек.