Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 15. Новая Россия 2 страница




- резкое увеличение финансирования аграрного сектора. В 1966-1980 гг. по официальным данным туда было направлено 383 млрд. руб. что составляло 78% всех капиталовложений в сельское хозяйство за все годы Советской власти.

- осуществление грандиозных программ по комплексной механизации, электрификации сельского хозяйства, мелиорации и химизации почв.

В 1960-е гг. возродилась идея перехода от крупных бригад к небольшим звеньям, которые отвечали бы за весь технологический цикл, а оплата производилась бы в зависимости от количества и качества произведенной продукции.

Однако реализация реформ и вызывала мощное сопротивление управленческого аппарата, не желавшего терять реальные права. Сами реформы объективно посягали на право партии распоряжаться хозяйственными кадрами. В условиях монополизма, отсутствия конкуренции интересы отдельного предприятия и общества все больше расходились. Предприятию было выгодно выпускать однотипную продукцию по максимально высоким ценам. Это грозило серьезными экономическими осложнениями. Попытка преобразований в сельском хозяйстве могла привести к коренной реформе колхозов и совхозов. Уже начало реформ показывало, что их успешное осуществление создаст положение, при котором не будет места АКС.

Историки и экономисты расходятся в оценке результатоввосьмой 5-летки. Одни считают, что она была наиболее успешной из всех, другие отрицают существенное повышение эффективности производства. Отмечалось сближение темпов роста производительности труда и средней заработной платы работников промышленности. Но уже в 1968 г. темпы роста заработной платы обогнали темпы роста производительности труда. Заметно вырос удельный вес интенсивных факторов в приросте НДс 34% в 1966 г. до 40% в 1970 г. В строй были введены уникальные промышленные объекты: Западно-Сибирский, Карагандинский металлургический комбинат, Красноярская ГЭС, ВАЗ, началось создание Тюменского нефтегазодобывающего комплекса, и др. крупных объектов. Улучшилось положение в сфере производства предметов потребления. Прирост объемов производства в промышленности, по сравнению с предыдущей 5-леткой, составил около 50%, в сельском хозяйстве - 21%. К 1970 г. СССР превосходил США по уровню производства угля, кокса, тракторов, цемента, железной руды, но в 6 раз отставал по производству потребительских товаров. Гипертрофия добычи ресурсов и первичной обработки, тяжелого машиностроенияопределяли максимальную энергоемкость производства. Сохранялось отставание аграрного сектора. Прогрессивные перемены были обусловлены реформой 1965 г., возвратом от совнархозов к министерствам, во время которого предприятия получили некоторую свободу маневра, что дало временный положительный результат; привлечением профессиональных экономистов, стремившиеся заложить в план экономического развития наиболее оптимальные параметры.



Несмотря на попытку Косыгина придать ей в 1969 г. новый импульс, к начале 70-х гг. реформа в промышленности стала свертываться. Появились ограничения и регламентации, что подрывало саму идею хозрасчета; введены лимиты на создание фондов экономического стимулирования; дополнительная прибыль перечислялась в госбюджет. Фонд развития производства стал включаться в централизованный план капиталовложений. Т.о., шло жесткое ограничение полномочий предприятий в распоряжении собственными средствами. Самым уязвимым звеном хозяйственной реформы являлись взаимоотношения хозрасчетных предприятий и государственных управленческих структур. Фактическое принятие решений распределялось между многочисленными инстанциями партийно-хозяйственной иерархии, где все документы необходимо было согласовывать, «увязывать» и т. д. Расширение масштабов экономики вело к интенсивному росту аппарата управления. В реформе А.Н. Косыгина изначально были условия, обрекавшие ее на провал: она оставляла без изменений глубинные отношения производства - отношения собственности, при расширении прав предприятий предусматривалось усиление централизации руководства экономикой. Формально предприятия становились более самостоятельными, но не имели права устанавливать цену на свою продукцию, распоряжаться РС, нанимая необходимых и увольняя лишних работников. С большим трудом вписывалось в реформу внедрение новых технологий, которые требовали утверждения сверху, средств, времени на их освоение и обучение рабочих. Заметному гонению стали подвергаться ученые, пытавшиеся найти решение проблем экономики на путях расширения действия закона стоимости и некоторых элементов рыночной экономики, т. к. в этом усматривалась угроза АКС в целом. Реформа 1965 г. являлась наиболее масштабной попыткой усовершенствования социалистической системы хозяйствования, но оказалась половинчатой и не дала устойчивых результатов. Партийное руководство не решилось на дальнейшую трансформацию хозяйственной системы по пути к рынку, т. к. это вело бы к необходимости ликвидации АКС и к политической либерализации.

Стал исчезать сам термин «реформа» применительно к современному этапу. В качестве универсального средства решения проблем провозглашалось повышение руководящей и направляющей роли КПСС. В Устав партии в 1971 г. было внесено положение о наделении парторганизаций правом контроля деятельности администрации в сфере производства, НИИ, учебных заведениях, учреждениях культуры и т. д.

В 9-11 пятилетках были приняты новые грандиозные планы, но в экономике со всей очевидностью проявлялись негативные, застойные черты. В 9-й пятилетке прирост объемов производства, по сравнению с 8-й, составил в промышленности 43%, в сельском хозяйстве 13%. В 10-й пятилетке -24% и 9% соответственно. В 11-й - 20% и 6%. Причина, прежде всего, в том, что АКС выхолостила из реформы 1965 г. меры экономической заинтересованности и самостоятельности предприятий, а также в осуществлении огромных затрат на ВПК и помощь зарубежным странам. Распространилась практика «починов» по достижению небывалых успехов. Например, «сдать государству 6 млн. тонн узбекского хлопка», «1 млн. тонн кубанского риса» и т. д. В результате на Кубани огромные площади были отданы под рисовые поля, а в Средней Азии шло обводнение территорий расширения посевов хлопка, впоследствии они оказались заболоченными и засоленными. В белорусском и украинском Полесье, в районах Нечерноземья были осушены под пашни сотни тысяч гектаров болот, что привело к обмелению рек, песчаным бурям, а урожайность оказалась весьма невысокой. Был создан проект по изменению течения сибирских рек для мелиорации районов Средней Азии. Своеобразным стал тот факт, что против него наиболее активно и эффективно выступили члены Союза писателей СССР. После длительных споров проект был отклонен. Велась борьба с «нетрудовыми» доходами - кампании против лиц, использовавших личное хозяйство для продажи урожая на рынке. У них изымались земельные участки, сносились теплицы и др.

Одновременно развивалась «теневая экономика», деятели которой пользовались условиями постоянного дефицита товаров. «Теневой бизнес», сращиваясь с представителями партийно-государственной и хозяйственной элиты, контролировал обороты миллиардных средств, не облагаемых налогами. Она представлена запрещенной или ограниченной индивидуально-трудовой деятельностью: кустарное производство, медицинские услуги, розничная торговля, частные такси, бытовое обслуживание. Другая часть ее составляла уголовную деятельность: хищения товаров и сырья, махинации с отчетностью, изготовление на неучтенной продукции и продажей ее через государственную торговую сеть, валютные операции и т. д. К середине 1980-х гг. в этой сфере было занято около 15 млн. человек.

В период 9-11 пятилеток на государственных предприятиях падала фондоотдача - эффективность использования фондов. Народное хозяйство возвращалось к традиционным источникам экономического роста за счет топливно-энергетического и военно-промышленного комплекса (в рамках ВПК находилось до 80% машиностроительных заводов страны). Не принесли ожидаемых результатов попытки внедрения в массовое производство наукоемкие технологии (радиоэлектронику, информатику, вычислительную технику и др.). Структура экономики приобретала все более нерациональный, однобокий характер с уклоном в тяжелую промышленность и с минимальным выходом на непосредственные потребности людей.

Одной из форм застоя в экономике была практика манипулирования информацией, подтасовка данных в расчетах, проектах, отчетах. Например, первоначально стоимость строительства Камского автозавода составляла 1,8 млрд. руб. Действительная стоимость составила (по разным данным) от 5 до 20 млрд. руб. Освоение природных ресурсов перемещалось в суровые и труднодоступные районы Севера и Сибири, увеличивались затраты на доставку сырья и т.д. Огромные капиталовложения направлялись в нефе- и газодобывающие районы: Самотлор, Сургут, Уренгой, и др. Был провозглашен лозунг: «Нефть любой ценой». В результате невероятных усилий в 1980-х гг. Западная Сибирь стала давать более 10% мирового объема нефти и газа.

В начале 1970-х гг. в результате мирового сырьевого и энергетического кризиса цены на западных рынках на энергоносители резко возросли (в среднем примерно в 20 раз). Было решено форсировать поставки этого сырья на Запад. С 1960г. по 1985 г. доля топлива в советском экспорте поднялась с 16,2% до 54,4%; машин и сложной техники сократилась с 20, до 12,5%. Основу экспорта техники составляла военная техника. Внешняя торговля СССР все больше приобретала «колониальный» характер.

Баснословные средства оказали скромно влияли на экономику. Затратный механизм поглощал деньги, вкладываемые в дорогостоящие и бесперспективные долгострои (Астраханский газоконденсатный комбинат, канал Волга-Чоргай, др.), в незавершенное строительство, импортное оборудование, оседавшее на складах. Средства уходили на закупку продуктов питания и предметов народного потребления. Значительные средства шли на содержание бюрократического аппарата. С 1965 по 1985 гг. число министерств и ведомств увеличилось с 29 до 160, к 1985 г. насчитывалось около 18 млн. управленческих работников и чиновников уровня, что составляло 1/6 всех занятых.

К середине 1980-х гг. нефтедоллары стали сокращаться, вследствие перехода экономики ряда стран на энергосберегающие технологии. Отрасли, определяющие научно-технический прогресс, так и не заняли ведущее место в структуре экономики. Удельный вес машиностроения, металлообработки, химической промышленности, электроэнергетики в валовой промышленной продукции вырос более чем в 1,5 раза за период с 1970 по 1985 гг., но он был далек от уровня индустриально развитых стран. Из пятилетки в пятилетку сокращались инвестиции в ключевые отрасли машиностроения, что вело к снижению уровня научно-технического потенциала. Так, в 1961-1965 гг. ежегодно в среднем создавалось 4,6 тыс. образцов новой техники, а в 1981-1985 гг. - 3,5 тыс. Стали утрачиваться передовые позиции даже в тех исследованиях и разработках, которые традиционно были на уровне мировых. Сокращался среднегодовой объем производимой продукции. Так, за 1979-1982 гг. по сравнению с 1978 г. он сократился на 40%.

Наиболее слабой отраслью оставалось сельское хозяйство. Начиная с 1970-х гг., его рост был незначителен. В течение 15-ти лет было 8 сильнейших неурожаев (с 1969 по 1984 гг.), которые усугубляли потери при перевозках, плохие условия хранения, неспособность ряда хозяйств собрать урожай нехватка рабочих рук. Например, в 1976-1980 гг. потери достигали 13,5% собранного урожая. В 1980-х гг. на уборку урожая направлялось более 20% активного трудового населения. Вновь пришлось прибегнуть к массовому ввозу зерновых в 1979-1984 гг., достигавшему 40 млн. тонн в год. Причем тонна зерна, закупаемая в США, обходилась в 2 раза дешевле, чем ее производство в СССР. Своеобразен факт, что эти проблемы начались со 2-й половины 1960-х гг., когда правительство осуществляло масштабные инвестиции в сельское хозяйство. Л.И.Брежнев был поборником крупных капиталовложений в аграрный сектор. Они превысили 1/5 инвестиций. В результате сельское хозяйство впервые заняло приоритетное место, опередив легкую промышленность. Попытка аграрной реформы 1965 не дала значительных результатов. Рост закупочных цен увеличился на 20% в 1965 г., на 25 - в 1970, на 12% - 1979 и на 16% - в 1984 г. Но его опережал рост цен на технику и удобрения. Было решено заняться структурой сельского хозяйства. В 1977 и 1981 гг. был снят ряд ограничений с приусадебных участков и введены меры развития частного сектора. Крупные предприятия, учреждения, военные части должны были создавать подсобные хозяйства для обеспечения своих рабочих и служащих. Поощрялось создание бригад, отвечающих за весь производственный цикл района. С 1977-1978 гг. производилось создание производственных объединений, куда входили колхозы, совхозы, предприятия пищевой промышленности района, иногда научно-исследовательские лаборатории. С 1982 г. стали создаваться АПК (административно-производственные комплексы) - объединения колхозов, совхозов, машиностроительного и химического производства данной территории, работавщие на нужды сельского хозяйства. Но все это не дало желаемых результатов. Страна, обладая самыми богатыми в мире черноземами, превратилась в крупнейшего мирового импортера зерна.

Новый глава государства Ю.В. Андропов задумал настоящую перестройку экономики на социалистических рельсах. Он интересовался опытом зарубежных стран, особенно шведской моделью с эффективной системой перераспределения НД в пользу бедных и средних слоев, развитой системой социальной защиты. Реально он был близок к модели, апробированной в Китае: сохраняя политические устои, постепенно вести экономические реформы, создать многоукладную экономику. Был составлен план реформ на рельсах трудовой дисциплины, ликвидации теневиков и коррупции, стимулирования модернизации, частичной децентрализации, экономических методов стимулирования, повышения роли трудовых коллективов. Андропов санкционировал проведение крупномасштабных экспериментов по подготовке экономической реформы; в ЦК КПСС был создан специальный отдел, который возглавил Н.И. Рыжков, и группа ученых и специалистов. Борьба за улучшение экономического положения началась с широкомасштабной кампании по наведению элементарного порядка и производственной дисциплины. К нарушителям применялось понижение заработной платы, перестановка очереди на получения жилья и др. Для Андропова это было «нулевым циклом» реформ. Эта кампания дала положительные результаты: уже в 1-м квартале 1983 г. прирост объема производства составил 4-6%, за 1983 г. прирост НД -- 3,1%. Но эти меры могли дать лишь кратковременный и не слишком значительный успех.

В 1982 г. Пленум ЦК по инициативе секретаря ЦК по сельскому хозяйству М.С. Горбачева принял Продовольственную программу до 1990 года. Это был последний крупномасштабный проект эпохи «застоя». Цель - подъем производства для обеспечения бесперебойного и достаточного снабжения населения продовольствием. Судьба программы такая же, как и многих предшествующих. За 1981-1985 гг. среднегодовой сбор зерна был на 25% ниже, чем в 10-й 5-летке. Доля подсобных хозяйств в общем объеме сельхозпроизводства – 20-25% по мясу, молоку, яйцам, шерсти, ими был занят примерно 1% обрабатываемых земель.

Несмотря на попытки улучшить положение в экономике нарастали негативные процессы. Промышленные предприятия работали в условиях постоянной неритмичности поставок сырья и материалов. Особо подобные явления были заметны в строительстве. Как правило, в 1-м квартале вводилось в строй примерно 10% мощностей, намечаемых к вводу, во 2-м и 3-м - 20%, на 4-й - 50%. Железнодорожный транспорт, осуществлявший основную часть перевозок, не справлялся с ними своевременно.

Осложнялась демографическая ситуация. Процесс урбанизации продолжался. Нарастал дефицит РС в деревне, на Севере и Востоке, и даже в городах. Существовала и проблема недостаточно высокой квалификации работников.

В системе финансов существовало несколько курсов рубля по отношению к валютам др. стран. Недостатки в бюджете частично покрывались средствами сберегательных касс (за счет населения), частично ‑ международными кредитами. При этом каждый раз министр финансов докладывал о превышении доходов над расходами. Скрывался существовавший в стране бюджетный дефицит, инфляция, денежная эмиссия и др. негативные явления. Была создана сеть магазинов «Березка», «Альбатрос», где имела хождение валюта и чеки Внешторгбанка, заработанные советскими людьми за границей. Для работы за рубежом существовал отбор по профессиональному, семейному и идеологическому принципу.

В конце 1970-х ‑ середине 1980-х гг. начался новый этап гонки вооружений, что потребовало новые огромные средства на развитие оборонной промышленности.

Действие и положительные результаты реформ имели недолговременный характер. Трудно сказать, что, в первую очередь, повлияло на такое положение в государстве, обладавшем огромными ресурсами и имевшем множество торговых партнеров, политических союзников. СССР по важнейшим экономическим показателям серьезно отставал от передовых стран.

 

2. «Перестройка» и распад СССР.

 

«Перестройка» - это политический курс части руководства КПСС во главе с М.С. Горбачевым, направленный на реформирование тоталитарной системы в СССР и модернизацию экономики, характеризующийся непродуманностью, непоследовательностью, приведший к обострению кризиса во всех сфера жизни общества и распаду СССР. Инициатором «перестройки» выступил глава партии и государства М.С. Горбачев и люди, находившиеся в высшее эшелоне власти, искренне верившие в превосходство социализма. Причины «перестройки»: кризис системы, которая не смогла обеспечить должный уровень развития всех основных сфер жизни общества; появление поколения реформаторов, имевших высокое образование, не знавших страха репрессий и осознавших необходимость перемен.Цели: ускорение научно-технического прогресса, экономический подъем, внедрение принципов демократизма в жизнь общества и в сферу власти и управления, но при сохранении социализма.

Этапы:

1-й - весна 1985-конец1986 гг. - традиционно-коммунистическая модель;

2-й - 1987-конец 1989 гг. - модель «демократического социализма»;

3-й - 1990-1991 гг. - модель «демократического капитализма». (Данная периодизация основана на моделях развития страны.)

Перед командой М.С. Горбачева стояла задача вывести страну на передовые рубежи. К поиску путей были привлечены ученые А.Г Аганбегян, Л.И. Абалкин, Е.М. Примаков и др. «Перестройка» виделась первоначально как ленинская концепция социализма, соединенного с демократией. Предполагалось укрепить дисциплину труда, ускорить НТП, активизировать «человеческий фактор». На апрельском Пленуме ЦК выдвигалась задача с минимальными затратами за счет «скрытых резервов» в короткий срок ускорить научно-технический прогресс, ликвидировать огромное отставание от мировых показателей. План 12-й пятилетки (1986-1990), намечавший меры и до 2000 г., содержал традиционные задания: путем рывка догнать передовые страны Запада и Японию по всем экономическим показателям на основе внедрения новых технологий и ускоренного развития предприятий группы «А». На это выделялись огромные средства, не получившие отдачи вследствие непродуманности планов и отсутствия хороших экономических программ. Закупленное за рубежом промышленное оборудование так и не было задействовано в производстве. 17 мая 1985 г. началась беспрецедентная антиалкогольная кампания, несмотря на то, что спиртное составляло по плану 24% товарооборота. Результатом стал рост самогоноварения, дефицит сахара и кондитерских изделий, рост бюджетного дефицита. Стало очевидно, что намеченные сверху цели не имеют соответствующего механизма реализации на микроуровне. Экономическая ситуация была усугублена трагедией на Чернобыльской АС. Результатом программы «ускорения» был переход кризиса в открытую форму.

В партийном и государственном аппарате не былоединст ва по поводу направленности реформ и методов их проведения. Е.К. Лигачев, В.И. Соломенцев, В.М. Чебриков и сторонники их взглядов стремились к «наведению порядка» сильными административными мерами. Н.И. Рыжков, Ю.Д. Маслюков, Н.В. Талызин, выражавшие интересы ВПК, настаивали на ускорении НТП. А.Н. Яковлев и В.А. Медведев выступали за структурные реформы и преобразование экономических отношений. А Горбачев искал «консенсус».

На 27 съезде КПСС (1986 г.) концепция ускорения была распространена на общественные отношения: ставилась задача демократизации, борьбы с бюрократизмом и беззаконием. За короткое время наиболее консервативные представители высшего эшелона власти были заменены молодыми. Правительство возглавил Н.И.Рыжков, Госплан - Н.В.Талызин, Московский горком КПСС - Б.Н.Ельцин. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов, 40% членов ЦК. Перед новым руководством стояла задача комплексной экономической реформы и о движении к рыночной экономике. И с лета 1987 по декабрь 1991 г. осуществлялась программа осторожных рыночных преобразований, представленная Н.И. Рыжковым. Она во многом повторяла реформу в промышленности 1965 г.: перевод государственных предприятий на полный хозрасчет, самофинансирование и частичное самоуправление. В июне 1987 г. был принят закон о государственном предприятии. Он расширял права предприятий, включая право самостоятельного выхода на внешний рынок, совместной деятельности с зарубежными партнерами. Директора предприятий освобождались от контроля со стороны чиновников. Руководителей не назначали, а избирал сам трудовой коллектив. В результате в условиях еще не сформировавшегося рынка директора, стремясь быть избранными на свой пост, увеличивали заработную плату работников, создавали при предприятиях кооперативы, проводя таким образом скрытую приватизацию, и не обновляли производственные мощности. В 1986-1987 гг. были приняты первые решения о кооперации, в 1988 г - Закон о кооперации в СССР и Основы законодательства об арендных отношениях. В них было зафиксировано равноправие кооперативного и государственного сектора в экономике. Но почти сразу с решением об индивидуальной трудовой деятельности было принято решение о борьбе с нетрудовыми доходами, начались ущемления подсобного хозяйства граждан. Эти меры взаимно исключали друг друга. Многие кооператоры были вынуждены обращаться за сырьем к теневикам и перешли с производственной на торговую и посредническую деятельность. Итогом экономических реформ был дальнейший рост дефицита товаров, накопление у населения денежной массы, не обеспеченной товарами, износ оборудования предприятий, отсутствие дискриминация кооперативной формы собственности, падение НД, зарубежные займы, введение продовольственных карточек. Ситуацию усугубило резкое падение (более чем в 2 раза) мировых цен на нефть. Летом 1989-осенью 1990 г. были разработаны 10 новых проектов реформ в экономике. Правительственная комиссия во главе с акад. Л. Абалкиным предложила программу, соединявшую государственное планирование с элементами рынка. Альтернативная программа «500 дней» с рыночно-либеральным вариантом реформ была разработана группой Г. Явлинского. В итоге были приняты «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике», не предполагавшие фактический переход к рынку.

В начале «перестройки» реформа в политической сфере даже не планировалась. Провозглашенные лозунги «новое мышление», «демократизация», «плюрализм» «гласность» нашли воплощение, которого их автор не предполагал. «Новое мышление» предполагало приоритет общечеловеческих, а не классовых интересов и ценностей, деидеологизацию отношений между государствами. Демократические принципы управления и борьба с бюрократией объявляются главными в партийной работе. Политика гласности нанесла сильнейший удар по марксистско-ленинской идеологии и ее главном носителе - КПСС. Этот политический лозунг Горбачева, направленный на модернизацию политического режима и имевший в виду здоровую критику существующих недостатков, но никак не основ ценностей социализма, позволил воспользоваться конституционным правом на свободу слова. Стало возможным не соглашаться с партией, до этого считавшейся обладательницей монопольного права на истину в сфере идеологии. Становилось все больше разоблачений и текущей жизни, и прошлого. Наиболее популярной стала критика Сталина, были раскрыты факты помощи нашей страны коммунистическим партиям стран Восточной Европы, что повлияло на массовый выход из их рядов. Гласность позволила поставить под сомнение правильность действий руководства страной, которое шаг за шагом показывало свою бездарность и неумение владеть ситуацией. Были сняты многие цензурные ограничения, допущены к показу ранее запрещенные кинофильмы, переиздание диссидентской и эмигрантской литературы. Появились новые газеты и журналы, телепередачи («600 секунд», «Взгляд», др.) и т. д. Шло активное размывание коммунистической идеологии. СМИ начали проявлять себя как «четвертая власть». Продолжилась реабилитация жертв политических репрессий. Специально созданная в 1987 г. Комиссия Политбюро ЦК пришла к выводу, что наиболее крупные политические процессы 1930-х-1940-х гг. были сфальсифицированы. Было реабилитировано около 1 млн. несправедливо репрессированных. Возрос интерес народа к политике. Интенсивно шел поиск новых идеалов и политической идентичности. У граждан формировалась собственная позиция по ключевым вопросам жизни общества. Возникло множество неформальных движений: «Союз в поддержку перестройки», «Перестройка», «Община», «Диалектик», «Фонд социальных инициатив», «Память», «Гражданское достоинство». 1987 год в условиях ухудшения социально-экономической обстановки стал переломным в поляризации политических сил. В ряде союзных республик сформировались народные фронты, боровшиеся за суверенитет республик, им идейно противостояли интернациональные фронты, стремившиеся сохранить союзное государство и отстаивавшие равные права всех жителей республик. Появились первые антисемитские общественные организации. В 1988 г. образовался оппозиционный власти «Демократический союз» во главе с В.Новодворской и Е.Дерябиной. Одновременно кристаллизуются национал-большевистские силы, оппозиционные режиму. Национал-патриотические силы России требовали сильной российской государственности, хозяйственной и культурной самостоятельности.

Поляризация сил происходит и в партийно-государственой элите, и даже в команде реформаторов. Во главе консервативного крыла в КПСС стоят Е.К. Лигачев, В.И. Чебриков, И.К.Полозков. За углубление реформ выступают, А.Н. Яковлев, Б.Н. Ельцин, Э.А. Шеварнадзе. Разные оценки темпов и методов «перестройки» впервые обсуждались на октябрьском 1987 года Пленуме. Критика Ельциным Горбачева была оценена большинством консервативного ЦК как политическая ошибка и желание бороться с ЦК. Попытка устранить Б.Н.Ельцина с политической арены привела к прямо противоположному результату. Его популярность резко выросла. Окончательное размежевание консерваторов и сторонников радикальных реформ произошло в марте 1988 г. после публикации статьи Н.Андреевой «Не могу поступиться принципами», где ставится вопрос о реабилитации Сталина и оправдывается его политика. В 1988 г. в стране проходили многотысячные митинги с демократическими лозунгами, где ставился вопрос о демонтаже советской системы. 19 партконференция декларировала передачу власти Советам и разграничение функций партийных и советских органов и демократические выборы народных депутатов. В декабре 1988 г. в Конституцию СССР были внесены изменения: высшим органом власти становился Съезд народных депутатов СССР, который должен был собираться 1 раз в год, более демократичной становилась избирательная система. Был принят новый закон о выборах. Был обновлен состав Политбюро и секретарей ЦК, ликвидированы отраслевые отделы ЦК, кроме аграрного. В связи с ухудшением экономического положения на выборах в высший орган власти из 169 первых секретарей обкомов партии были забаллотированы 32. 1-й съезд народных депутатовсостоялся в мае-июне 1989 г. В ходе его работы сложилась Межрегиональная группа депутатов. Ее лидерами стали Б.Н.Ельцин, А.Д.Сахаров, Г.Х.Попов, А.А.Собчак, Г.В.Старовойтова, Ю.Н.Афанасьев. У них не было четкого плана реформ, их объединяло стремление отменить ст. 6 Конституции о руководящей и направляющей роли КПСС в жизни советского общества. Летом 1989 г. «перестройка» перестает быть революцией «сверху» и становится делом миллионов. Речь шла не о придании социализму «второго дыхания», а о смене системы. Этот перелом внесла волна забастовок шахтеров крупнейших угольных бассейнов: Кузбасса, Донбасса, Караганды, Воркуты. Выдвигались не только экономические, но и политические требования (отмена ст. 6, свобода печати, создание независимых профсоюзов). В октябре 1989 г. был принят закон о трудовых коллективах, признающий право на забастовку. Руководство страны столкнулось с кризисом доверия. 3-й съезд народных депутатов отменил ст. 6 Конституции и утвердил пост Президента СССР.Первым Президентом СССР был избран М.С.Горбачев, сохранивший пост Генерального секретаря ЦК КПСС. В 1989-1990 гг. формируется многопартийная система. Была создана ЛДПР во главе с В.В.Жириновским, Демократическая партия Н.Травкина и Г.Каспарова, Крестьянская партия России. Сформировались движения «Демократический выбор», «Демократическая Россия». Состоялся учредительный съезд Коммунистической партии РСФСР.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 12; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.4.139
Генерация страницы за: 0.169 сек.