Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СТАБИЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ (2000-2012 ГГ.)




Проблема. Успехи и трудности современной России.

Ответьте на вопросы. 1. Что представляют собой государ­ственные символы (герб, флаг, гимн) Российской Федерации?

2. Какие социальные проблемы решает Российская Федера­ция в начале XXI в.?

ПРОГРАМММА В. В. ПУТИНА Накануне обращения Б. Н. Ельцина к народу в печа­ти появилась программная статья В. В. Путина «Россия на рубеже тысячелетий». В ней излагались его взгляды на недавнее прошлое и будущее России, ее нынешнее место в современном мире.

Прежде всего В. В. Путин констатировал, что «нашей страны нет сегодня в числе государств, олицетворяющих высшие рубежи экономического и социального развития современного мира». За 90-е гг. почти вдвое сократился выпуск промышленной и аграрной продукции. Измени­лась структура российского индустриального комплекса в пользу сырьевых отраслей (до 50% в общем объеме производства и более 70% в экспорте). Вдвое из-за острой нехватки капиталовложений (инвестиций) замедлился срок тех­нологического обновления оборудо­вания. Доля российских наукоемких изделий на мировом рынке упала до 1% (у США здесь 36%, а у Япо­нии — 30%). На протяжении всех лет реформ шло неуклонное сниже­ние реальных доходов населения, составляющих ныне менее десятой части уровня западных стран.

По мнению В. В. Путина, «нам пришлось расплачиваться за прису­щий советской экономической систе­ме чрезмерный упор на развитие сырьевого сектора и оборонных от­раслей в ущерб развитию производст­ва товаров народного потребления и сферы услуг. За недостаточное внимание к таким ключевым для совре­менной экономики отраслям, как информатика, электро­ника, связь. За недопущение конкуренции товаропро­изводителей... За ограничение и даже подавление иници­ативы, предприимчивости как предприятий, так и их ра­ботников». Безусловно, какие-то издержки обновления страны были результатом просчетов и ошибок самих ре­форматоров, недостатка опыта.

При этом В. В. Путин обращал особое внимание на то, что Россия исчерпала свой лимит на общественные по­трясения, катаклизмы, радикальные преобразования: «Только фанатики или глубоко равнодушные, безразлич­ные к России, к народу политические силы в состоянии призывать к новой революции. Под какими бы лозунга­ми — коммунистическими, национально-патриотически­ми или радикально-либеральными — ни развернулась бы очередная крутая ломка всего и вся, государство и народ ее не выдержат. Терпение и способность нации к выжи­ванию, равно как и к созиданию, находятся на пределе истощения. Общество просто рухнет — экономически, политически, психологически и морально».

В статье были обозначены главные меры, призванные обеспечить России «шансы на достойное будущее»:



— консолидация российского общества. «Плодотвор­ная, созидательная работа, в которой так нуждается на­ше Отечество, — отмечал автор, — невозможна в обще­стве, находящемся в состоянии раскола, внутренне разобщенном». Причем в демократической России «не должно быть принудительного гражданского согласия. Любое общественное согласие здесь может быть только добровольным»;

— укрепление государства. «Ключ к возрождению и подъему России находится сегодня в государственно-по­литической сфере. Россия нуждается в сильной государ­ственной власти и должна иметь ее». При этом В. В. Пу­тин со всей определенностью подчеркнул: «Сильная государственная власть в России — это демократическое, правовое, дееспособное федеративное государство»;

— значительное повышение эффективности экономи­ки, проведение результативной социальной политики, нацеленной на борьбу с бедностью, обеспечение устойчи­вого роста благосостояния населения;

— твердая линия правительства на усиление, несмо­тря на все трудности, государственной поддержки науки, образования, культуры, здравоохранения, поскольку «страна, где люди нездоровы физически и психически, малообразованны и невежественны, никогда не подни­мется на вершины мировой цивилизации».

Основные положения статьи вошли в предвыборную платформу В. В. Путина. Помимо него, в избирательной кампании, стартовавшей в феврале 2000 г., участвовало еще десять политиков. Среди них лидеры влиятельных партий и политических движений: Г. А. Зюганов, Г. А. Явлинский, В. В. Жириновский, взгляды которых были хорошо известны гражданам России. Свои канди­датуры выдвинули также представители небольших из­бирательных блоков центристского и левого толка.

Выборы нового Президента Российской Федерации в полном соответствии с Конституцией прошли 26 марта 2000 г. Уже в первом туре убедительную победу одержал В. В. Путин, получивший более 52% голосов избирате­лей. Вскоре по предложению Президента РФ Государ­ственная дума утвердила на посту главы Правительства М. М. Касьянова.

УКРЕПЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. К 2000 г. Российская Федерация приобрела ряд признаков, присущих, по мне­нию Президента, «не федеральному, а децентрализован­ному государству». И это было неизбежным следствием слабости центра, его недостаточной возможности влиять на развитие в общегосударственных интересах социаль­но-политических процессов в регионах. В этих условиях региональные лидеры, исходя из неотложных местных интересов и потребностей, успели присвоить немалую часть федеральных полномочий.

Некоторые республики практически все эти годы продолжали не платить налоги в общегосударственный бюджет. Более четверти законодательных актов разных субъектов РФ расходились с ее Конституцией, а подчас прямо противоречили ей. Так, например, Татарстан и Башкортостан продекларировали в своих конституци­ях установление ассоциированных, т. е. конфедеративных, отноше­ний с Россией. Республика Тува оставила за собой право на выход из состава РФ. Республики Саха (Якутия) и Коми провозгласили верховенство своих законов над общефедеральными.

В мае 2000 г. указом Президента РФ на всей терри­тории России было создано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Каждый из них объединял несколько субъектов Федерации (респуб­лик, краев, областей). Но сами по себе округа не явля­лись новыми административно-территориальными едини­цами, тем более субъектами РФ. На их глав — полномочных представителей Президента — возлагались вполне конкретные обязанности: не подменять местные органы власти, а координировать их деятельность на ба­зе общероссийского законодательства, добиваться испол­нения Конституции РФ во всей ее полноте в субъектах Федерации. Первые положительные сдвиги были достиг­нуты уже к весне 2001 г., когда три четверти расходящихся с Конституцией РФ региональных законов и ука­зов были приведены в соответствие с ее нормами.

Президент одновременно с созданием новой «вертика­ли власти» приступил к изменению самого принципа формирования верхней палаты Федерального собрания — Совета Федерации, в который входили главы исполни­тельной власти (президенты и губернаторы) и законода­тельных собраний субъектов РФ. С 2000 г. места руко­водителей республик, краев и областей стали занимать их представители, работавшие в Совете Федерации на постоянной основе. Бывшие члены СФ вошли в состав созданного вскоре Государственного совета — нового со­вещательного органа при Президенте Российской Феде­рации.

После долгих лет дискуссий в декабре 2000 г. по пред­ложению Президента РФ В. В. Путина Дума утвердила государственные символы России. Ими стали: герб в ви­де двуглавого орла, флаг с тремя горизонтальными поло­сами белого, синего и красного цвета. За Вооруженными силами РФ сохранялись красные знамена советской по­ры. Возвращалась и музыка бывшего гимна СССР — те­перь уже с новыми торжественными словами. Такое со­четание символики было призвано объединить три эпохи истории России (дореволюционную, советскую и постсо­ветскую, современную), примирить сторонников различ­ных политических настроений, продемонстрировать пре­емственность и новизну в развитии страны.

Органической и важной частью мер по укреплению государства послужил новый импульс к реформе в Во­оруженных силах РФ. В соответствии с «планом строи­тельства Вооруженных сил РФ» (январь 2001 г.) преду­сматривалось: рост их финансирования при сокращении личного состава, оснащение войск современной бое­вой техникой. Ставилась и еще одна важная задача — к 2010 г. снизить до минимума призыв на обязательную воинскую службу молодежи. К тому времени армия должна стать профессиональной, т. е. комплектоваться на добровольной основе с заключением контракта.

Решения нового руководства России, направленные на повышение боеготовности Вооруженных сил, были осо­бенно актуальны в условиях, когда продолжалась анти­террористическая операция в Чеченской Республике. К середине 2000 г. федеральные войска разгромили боль­шую часть организованных боевых формирований сепа­ратистов и взяли под свой контроль практически все го­рода и села Чечни. Начался новый этап операции. Основная часть воинских подразделений была выведена с территории республики, и власть там перешла от воен­ных комендатур к созданной по указу Президента РФ гражданской Администрации Чечни и ее органам на ме­стах. Их возглавили чеченцы, которые остро ощущали настроения своего народа, изнемогавшего из-за навязан­ного во многом извне (силами международного террориз­ма) противостояния с Россией. Началась огромная, с привлечением всех возможностей государства работа по возрождению из руин и пепла экономики и культуры ре­спублики. Задача по ликвидации остатков боевиков, взявших на вооружение тактику диверсионно-террористической борьбы, была возложена на спецслужбы РФ.

В марте 2003 г. в Чечне прошел референдум, одобрив­ший новую Конституцию республики как равноправного субъекта Российской Федерации. Вскоре состоялись вы­боры законного Президента Чечни.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 107; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.156.92.46
Генерация страницы за: 0.008 сек.