Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Латинская Америка. 1970—2000 гг




Модернизаторская политика военных режимов 70— 80-х гг. Поражение левых в Чили в 1973 г. сказалось на общей обстановке в Латинской Америке. Правые силы перешли в наступление и в других странах. С середины 70-х гг. большая часть региона оказалась под властью репрессивных военных диктатур (Бразилия еще с 1964 г., Аргентина вновь с 1976 г., Чили, Боливия, Уругвай, Па­рагвай, большинство стран Центральной Америки). Одна­ко в экономической политике произошли существенные перемены.

Правящие круги большинства стран региона взяли на вооружение «неолиберальные» экономические концеп­ции «свободной рыночной экономики». Развитие и модер­низация экономики связывались с ведущей ролью частно­го предпринимательства и свободой («либерализацией») торговли, с сокращением государственного сектора и экономических функций государства, отказом от протекцио­низма, с активным сотрудничеством с иностранным капиталом. Речь шла о том, чтобы максимально подключиться к развернувшейся с 70-х гг. в высокоразвитых странах технологической революции и к мировому хозяйственно­му комплексу.

Наиболее последовательно и жестко такая полити­ка проводилась военно-диктаторскими режимами 70— 80-х гг. Успех ее обеспечивался насильственным подавле­нием оппозиции и резким ухудшением жизни большей части населения.

В странах с конституционными, демократическими правительствами подобный вариант было труднее осу­ществить. Там вплоть до 80-х гг. политика модерниза­ции продолжалась в прежнем национал-реформистском духе.

Политика модернизации привела к заметным сдвигам в развитии современного производства в машинострое­нии, энергетике, электротехнике, атомной и электрон­ной промышленности, к ускорению научно-техническо­го прогресса. В 1980 г. общий валовой внутренний про­дукт стран Латинской Америки превысил уровень 1960 г. в 3 раза.

Массированный поток займов и кредитов из-за границы привел к гигантскому росту внешнего долга (с 20 млрд долларов в 1970 г. до 400 и более млрд в 80-е гг.). Полученные средства часто растрачивались неэффективно: на престиж­ные цели, на закупку вооружения, на обогащение правя­щей элиты.

 

 

Переход от диктатур к конституционным режимам (80-е гг.). Социально-экономическая политика диктатор­ских режимов и ее последствия вызвали рост недовольст­ва и напряженности в обществе, особенно в связи с экономическим кризисом 1981—1982 гг. К этому добавлялось недовольство отсутствием демократических свобод, нару­шением прав человека, массовыми репрессиями. Укрепив с помощью диктатур свои позиции, господствующие клас­сы также стали склоняться к либерально-демократиче­ским формам правления, все более тяготясь властью воен­ных.

На протяжении 80-х гг. военно-диктаторские пра­вительства одно за другим сходят со сцены, уступая место конституционным, восстанавливаются демо­кратические свободы. В декабре 1983 г. это произошло в Аргентине, в марте 1985 г. — в Бразилии и Уругвае. Последними в Южной Америке были ликвидированы про­существовавшая целых 35 лет диктатура генерала Стресснера в Парагвае (февраль 1989 г.) и диктатура генерала Пиночета в Чили (март 1990 г.). К этому времени консти­туционные режимы восторжествовали и в Центральной Америке.

Утверждение почти повсеместно (за исключением Гаи­ти и Кубы) режимов представительной демократии произошло впервые в истории континента. Это не было слу­чайным явлением, а стало результатом долговременных процессов. За несколько десятилетий Латинская Америка продвинулась по пути превращения из аграрно-сырьевой окраины мирового хозяйства в регион с довольно зрелой промышленной и производственной инфраструктурой. Развитие и усложнение социального состава населения, рост удельного веса горожан (свыше 70% всех латиноаме­риканцев в начале 90-х гг.), повышение грамотности, об­щей политической культуры населения сопровождались переменами в социально-политической сфере.

Усилилась роль в общественно-политической жизни широких масс населения благодаря их все более заметно­му участию в деятельности партий, профсоюзов, других общественных организаций и движений.

Отошли в прошлое традиционные диктаторы-каудильо и олигархические режимы. Военно-авторитарные режи­мы 60—80-х гг., в отличие от прежних диктатур, больше были связаны с новыми социальными и экономическими реалиями, с модернизаторскими тенденциями. Но и они довольно дружно сошли со сцены. Разрушительные насильственные формы политической борьбы, столь харак­терные для латиноамериканской истории, все больше от­ теснились в пользу более конструктивных, конституцион­ных.

 

Продолжение политики модернизации. Обстановка в регионе в конце 80—90-х гг. Придя к власти в трудных экономических условиях, конституционные правительст­ва не смогли переломить ситуацию и внести существен­ные перемены в социально-экономический курс, найти ему альтернативу. Экономический кризис 1981—1983 гг. покончил с нефтяным благополучием Мексики и Венесу­элы, заставив и их отойти от прежней национал-реформи­стской политики. Остро нуждаясь в финансовых средст­вах, страны-должники вынуждены были ради получения займов и отсрочки выплат задолженности идти на распро­дажу государственных предприятий, сокращение персо­нала, государственных капиталовложений, социальных расходов, замораживание зарплаты.

В конце 80-х — начале 90-х гг. многие правительства в поисках выхода из затяжной кризисной ситуации при­бегли еще к более решительной «либерализации» эконо­мики и внешней торговли, к более суровым мерам эконо­мии и борьбы с инфляцией, к ускоренной приватизации госсектора. В начале 90-х гг. большинству стран удалось добиться экономического роста и снижения инфляции в среднем по региону до 41% в 1992 г.

Однако эти успехи были достигнуты при дальнейшем снижении уровня жизни значительной части населения.

К концу 1992 г. ниже черты бедности (по критериям ООН) проживало 46% из 442 млн латиноамериканцев. Распространились коррупция высших эшелонов власти, нарко­бизнес, терроризм.

Иначе сложилась ситуация в Чили, где начавшееся с середины 80-х гг. оживление экономики (в последние го­ды режима Пиночета) перешло в ее долговременный подъ­ем. Левоцентристское правительство Чили с участием христианских демократов, социалистов и некоторых дру­гих партий во главе с президентом Патрисио Эйлвином (1990—1994) сумело удачно сочетать самые высокие тем­пы экономического роста в регионе (до 10,5% в 1992 г.) с решением на его основе наболевших социальных про­блем. Инфляция упала до 10—12% в год. Сократилась безработица, ежегодно росла заработная плата. Намети­лась тенденция к уменьшению разрыва в доходах населе­ния, снижению доли живущих ниже черты бедности (поч­ти с половины населения до одной трети и менее). Это позволило создать социальную и политическую стабиль­ность в республике. На общих выборах в декабре 1993 г. правительственный блок одержал победу.

В конце 90-х гг. экономическое положение в Латин­ской Америке резко ухудшилось. Сначала Мексика, затем Бразилия стали зонами тяжелого финансового кризиса.

Куба в 90-е гг. Особым было развитие Кубы, где все это время сохранялся тоталитарный «социалистический» режим с огосударствленной экономикой и концентрацией власти в руках партийно-государственной верхушки во главе с бессменным лидером Фиделем Кастро. К кон­цу 80-х гг. с очевидностью выявилась неэффективность командно-административной системы.

 

Отчаянное положение заставило Фиделя Кастро и его окружение в 1993—1994 гг. наконец приступить к экономическим реформам. Стало поощряться создание совмест­ных с иностранным капиталом предприятий, допущено обращение на острове иностранной валюты, разрешено посещение эмигрантами своих родственников на Кубе. Были легализованы мелкое предпринимательство и роз­ничная торговля. Куба стала высказываться за нормали­зацию отношений с США.

Интеграция. В поведении латиноамериканских респуб­лик определились две параллельные и взаимосвязанные тенденции. Одна из них — к объединению усилий в защи­те общих интересов. Проявилось и стремление «региональных» держав — Бразилии, Мексики и Аргентины — к лидерству в Латинской Америке. Полюс интеграции в Южной Америке образовали долго соперничавшие пре­жде друг с другом Бразилия и Аргентина, в 1986 г. заключившие соглашение об экономическом союзе. В марте 1991 г. он был преобразован в Южноамериканский общий рынок в составе, Бразилии, Аргентины, Уругвая и Пара­гвая (70% территории Южной Америки).

Другая новая тенденция — к сближению и в пер­спективе к интеграции с США вплоть до создания общей с ними зоны свободной торговли в Западном полуша­рии. Первым шагом в этом направлении стало создание в 1992—1994 гг. Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) с участием США, Канады и Мексики. Вслед за Мексикой о желании заключить договоры о тор­говле с США заявили Венесуэла, Колумбия, Чили и неко­торые другие страны.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Какие основные альтернативы в общественно- политической борьбе в Латинской Америке определились в 50—60-е

2. Как вы понимаете особенности «перонизма» в Аргентине?

3. Почему победила кубинская революция? Чем объяснить неудачи революционных преобразований на Кубе и социально-экономический кризис в обществе?

4. В чем были ошибки правительства «Народного единства» в Чили?

5. Ка­ковы были цели «Союза ради прогресса»?

6. Расскажите об особенностях социально-экономической обстановки в Латинской Америке.

7. В чем сущность модернизации региона в эти десятилетия?

8.Какие методы политического и государст­венного руководства возобладали в большинстве стран Латинской Америки?

9. Чем был обусловлен переход в 1980—1990-е гг. от диктатур к конститу­ционным режимам? Связано ли это с общемировыми тенденциями в полити­ке капиталистических государств?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 6694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.