Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игровые функции основных«функционеров». 1 страница




Этапы игры.

Деловая игра по действию врача лечебного профиля при возникновении пищевых отравлений).

Общая цель: Приобретение практических навыков в диагностике, оформление медицинской документации и участие в расследовании пищевых отравлений различной этиологии.

Целевые задачи:

1. Показать на практике знание классификаций, этиологии пищевых отравлений.

2. Освоить действие врача лечебного профиля при постановке диагноза «пищевое отравление».

3. Освоить методику опроса пострадавшего и оформление необходимой документации (экстренное сообщение в ЦГСЭН).

4. Освоить методику отбора проб готовой пищи и пищевых продуктов, материала для больных для лабораторного исследования с документальным оформлением проб.

5. Освоить роль врача лечебного профиля в расследовании пищевого отравления и профилактике.

Исходный уровень знаний:

Для того, чтобы принять участие в деловой игре студент должен знать:

1. Современную классификацию пищевых отравлений.

2. Эпидемиологию возбудителей, клиническую картину и основные направления профилактики пищевых отравлений микробной природы.

3. Этиологию, клиническую картину и профилактику пищевых отравлений немикробной природы.

4. Методику отбора материала для лабораторного исследования при постановке диагноза «пищевое отравление».

5. Методику санитарно-эпидемиологического расследования пищевого отравления, учет и проведения лабораторных исследований в соответствии с «Инструкцией о порядке расследования, учета и проведения лабораторных исследований в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы при пищевых отравлениях и дополнительные указания МЗ СССР 20.12. 1972 г № 1135-73 и ГСЭУ и ГСЭУ МЗ 15.03.1978

Сценарий деловой игры содержит:

1. Описание исходной игровой ситуации в виде ситуационной задачи по теме «пищевые отравления, их профилактика и расследование» (комплект задач имеется на кафедре).

2. Правила игры, описание ролей и инструктаж каждому участку игры.

3. Инструкция руководителю игры (учебно-игровая деятельность участников, механизм взаимодействия «ролей»).

4. Распределение времени и материальное обеспечение игры (набор таблиц по теме, образцы мед. документации (даны в тексте) и др.

1. Подготовительный этап:

После проверки исходного уровня знаний студентов преподаватель дает игровую ситуацию в виде ситуационной задачи. В игре предусматривается обязательной участие всех студентов групп. Далее ведущий (преподаватель) ставит перед студентами проблему, целевые задачи, распределяет роли между участниками, проводит инструктаж.

Можно выделить 2 варианта деловой игры.

Вариант 1. Отравление произошло на пищеблоке (предприятии общественного питания) или «виновный» продукт куплен в магазине (рынке). В ситуационной задаче изложены клинические симптомы пищевого отравления, ситуация сложившаяся с момента его возникновения, количество пострадавших, результаты лабораторных исследования и др. Ознакомившись с ситуацией студенты должны принять меры по предупреждению дальнейшего ограничения данной вспышки и составить необходимую мед. документацию. 4-5 студентов выделяются как обязательные функционеры: врач скорой помощи или врач, курирующий данный пищеблок, врач-инфекционист, врач-бактериолог, врач по гигиене питания ЦГСЭН. В игру также могут при необходимости включены пострадавшие, зав. производством столовой, повар, раздатчица, зав. торговым предприятием (магазин, рынок) и др.

Вариант 2. Пищевое отравление возникло в условиях семейного питания или имеется «пострадавший» принимавший пищу индивидуально, «Пострадавший (пострадавшие)» обращаются к врачу поликлиники (или скорой помощи), который должен поставить предварительный диагноз, оказать помощь, послать КЭС в ЦГЭСН, забрать материал для лабораторного исследования и т.д.

2. Игровой этап..

Участники игры изучают информацию по игровой ситуации, принимают решение о действиях, выполняют свои роли. Получив ответную информацию от противодействующих сторон и ведущего (преподаватель) анализируют и обсуждают сложившуюся ситуацию и так до тех пор, пока не будут достигнуты поставленные в игре цели.

Вариант 1. Основная роль в этом случае отводится врачу по гигиене питания, который должен провести расследование групповой вспышки:

1) всесторонне изучить и оценить игровую ситуацию;

2) на основании опроса пострадавших (докладывает врач скорой помощи или врач, занимающийся медицинским обслуживанием данного коллектива), характера подозреваемого пищевого продукта, а также из опроса администрации и работников пищевого объекта, информации полученной от врачей лаборатории ЦГСЭН и др. предположительно выставить предварительный диагноз заболевания;

3) провести коллективное обсуждение (со всеми «функционерами» и не участвующими студентами ситуации данных исходной игровой ситуации и выясненных в ходе расследования с детальной мотивацией своего предварительного диагноза.

4) указать какие лабораторные и другие исследования необходимы для окончательного диагноза (какие дополнительные материалы следует отобрать от больного, смывы с каких объектов, следует ли отобрать дополнительно пробы пищевых продуктов и остатков подозреваемой пищи). На какую группу бактерий исследовать пробы;

5) оформить документально выемку проб и направление в лабораторию (на 5 и 4 вопрос и по результатам бактериологического исследования ответы должны дать студенты-функционеры бактериологи);

6) оформить окончательный научно-обоснованный диагноз заболевания;

7) составить и обсудить план профилактических мероприятий в очаге (в отношении источника, продукта, санитарного состояния объекта и др.). 8. составить акт расследования вспышки пищевого отравления (по схеме приведенной выше), в котором должны изложить детально собранный материал (в ходе деловой игры) и на основании сопоставления всех полученных при расследовании данных и результатов лабораторного исследования, дать заключение о характере и причине, вызвавшей вспышку пищевого отравления.

Медико-санитарная документация (протоколы выемки проб, направления на исследование, акт расследования) сдаются на проверку преподавателю.

Вариант 2.

После проверки исходного уровня знаний студентов преподаватель распределяет функции каждого студента группы в деловой игре. Большое значение в данном случае придается обязательным студентам-функционерам: «пострадавшим», «врачу скорой помощи», врачу поликлиники и врачу-гигиенисту по питанию.

«Пострадавший» (ие) обращаются за медицинской помощью (поликлиника, скорая помощь). Врачи-функционеры на основе подробного опроса (схема дана) и результатов клинического обследования обязаны поставить предварительный диагноз, дать экстренное сообщение, если необходимо забрать материал (по результатам произведенных действий проводится обсуждение правильности тактики врача в очаге с участием сан. врача по гигиене питания, врача-бактериолога и др. специалистов.).

С этой целью в расследование пищевого отравления включаются врач по гигиене питания и другие специалисты (врач-бактериолог, администрация и работники пищевых объектов, которые разрабатывают план расследования сообразно легенде (ситуационной задаче). В процессе расследования они должны:

1) всесторонне изучить игровую ситуацию;

2) на основании опроса функционеров «пострадавших», врачей скорой помощи или поликлиники, врачей-бактериологов должны представить общую картину заболевания, характер подозреваемого пищевого продукта и подтвердить или отвергнуть предварительный диагноз «врача скорой помощи» или поликлиники;

3) указать какие лабораторные исследования необходимо провести для установления окончательного диагноза (какие материалы следует дополнительно забрать для бакисследования и на какую группу предполагаемых возбудителей;

4) обосновать и обсудить окончательный диагноз пищевого отравления;

5) разработать план конкретных рекомендаций по предупреждению повторения аналогичных случаев в будущем.

Медико-санитарная документация составленная во время игры сдается на проверку преподавателю.

3 этап. Анализ игры:

Ведущим и экспертами (не участвующие в качестве - «функционеров» студенты) оцениваются:

а) степень достоверности и правильности выполнения ролей;

б) владение игроками ситуацией (точность анализа ситуации и решения вытекающих из нее задач, гибкость решений)

в) связь с партнером по игре;

г) вклад «функционера» в решение поставленных задач и достижение намеченных игровых целей.

Инструкция для больного («пострадавшего»):

1. Предъявить жалобы врачу терапевту поликлиники (или врачу-специалисту, врачу «скорой помощи») согласно схеме опроса.

2. Перечислить, чем питался в течение последних 2-х суток (согласно схеме опроса).

3. Особое внимание при ответах уделить наличию или отсутствию сходных заболеваний среди членов семьи, времени с момента принятия подозрительной пищи до момента проявления первых симптомов пищ. отравления.

4. Ответить подробно на другие вопросы лечащего врача и санитарного врача, ведущего расследования пищевого отравления.

Инструкция для лечащего врача (врача «скорой помощи»):

1. Правильно построить схему опроса «пострадавшего» позволяющую установить характер заболевания и этиологические факторы, с которыми оно связано.

2. Оказать пострадавшему необходимую медицинскую помощь (при необходимости решить вопрос о госпитализации).

3. Провести мероприятия, предотвращающие дальнейшее распространение вспышки (прекратить реализацию «подозрительной пищи», эксплуатацию пищ. объекта при необходимости и др.).

4. Послать экстренное сообщение в ЦГСЭН и по возможности сообщить о наличии вспышки по телефону, телеграфу и др. средствами.

5. Организовать (при наличии возможности) взятие проб готовой пищи или подозрительных продуктов, материала от больного с последующим их хранением или направлением на исследование в лабораторию ЦГСЭН.

6. Оказывать посильную помощь сан. врачу в качественном расследовании случая пищевого отравления.

Инструкция для заведующего пищеблоком (предприятием общественного питания).

1. Ознакомить студенческую группу и санитарного врача с санитарным состоянием объекта (особое внимание обратить на санитарные недостатки объекта, которые могли привести к возникновению пищевого отравления).

2. Познакомить с данными бракеражного журнала и журнала осмотра на гнойничковую заболеваемость.

3. Ответить подробно на другие вопросы лечащего врача и санитарного врача, ведущего расследование пищевого отравления (особое внимание обратить на наличие носительства персонала и заболевания. при наличии которых персонал не был отстранен от работы).

Инструкция для повара.

1. Рассказать сан. врачу технологию приготовления пищи (особенно отметив нарушения, повлекшие за собой попадание возбудителя или токсического начала), условия хранения продукта или готовой пищи и реализации согласно изложенной в задаче ситуации.

2. Объяснить свою роль в возникновении пищевого отравления.

Инструкция для врача-бактериолога.

1. Врач-бактериолог устанавливает: правильность выбора объекта исследования; правильно ли произведен отбор готовой пищи и продуктов, материал для лабораторного исследования от больного, своевременность доставки в баклабораторию, правильно ли составлен сопроводительный документ.

2. Представляет результаты бактериологических исследований (исходя из конкретной ситуации).

Инструкция для санитарного врача ведущего расследование:

После получения извещения о пищевом отравлении врач должен:

1) установить связь с лечебной сетью (лечебным учреждением, оказавшим первую помощь, затем с больницей при госпитализации больного и больными для выяснения обстоятельств возникновения заболевания, а также уточнения, какие материалы были направлены в лабораторию).

2) при беседе с больным еще раз уточняет общие клинические симптомы общий для всех пострадавших продукт (на основании схемы опроса устанавливает общий продукт и предполагаемый диагноз);

3) обследует пищевой объект (на пищевом объекте знакомится с помощью зав. пищеблоком со всей необходимой для расследования документацией - меню и раскладками к ним, накладными на продукты, сертификатами, бракеражным журналом, медицинской документацией).

Встречается с работниками, которые принимали непосредственное участие в приготовлении (повар) и реализации (буфетчица, раздатчица) подозреваемой пищи. В обязательном порядке санитарным врачом проводится тщательное обследование пищевых объектов с целью проверки соблюдения санитарного режима пищеблока, соблюдения санитарных условий производства подозреваемых пищевых продуктов, перевозки, сроков и условий хранения сырья, полуфабрикатов и готовой пищи (продукции).

4) устанавливает связь с лабораторией (врачом бактериологом), определяет объем и направление необходимых исследований (для подтверждения диагноза), проверяет правильно ли отобраны врачом лечебной сети материалы для лабораторных исследований. Полученный материал анализируется и санитарный врач подготавливает заключение о характере и причине заболевания.

5) принять меры для предотвращения распространения заболевания в процессе расследования санитарный врач принимает необходимые оперативные меры:

· запрещает дальнейшую реализацию и использование продукта, послужившего причиной пищевого отравления;

· отстраняет от работы или дает указание о переводе на другую работу лиц, которые могли быть источником инфицирования пищевых продуктов;

· предлагает и контролирует проведение необходимых санитарных мероприятий (временное или постоянное прекращение эксплуатации, дезинфекция, ремонт пищевого объекта);

· привлекает к административной ответственности лиц, виновных в выпуске ли реализации продукта, вызвавшего пищевое отравление;

· ставит в известность вышестоящую для данного объекта организацию

6) составить акт расследования пищевого отравления

7) направить материалы расследования в соответствующие инстанции.

ВОПРОСЫ для програмированного контроля по теме: «Пищевые отравления, профилактика и расследование».

1.

1. Определение понятия «пищевое отравление».

2. Эпидемиологические особенности токсикоинфекций.

2.

1. Классификация пищевых отравлений

2. Этиопатогенез пищевых токсикоинфекций.

3.

1. Классификация пищевых отравлений микробной природы.

2. Отличие пищевых отравлений от инфекционных заболеваний.

4.

1. Наиболее частые причины пищевых токсикоинфекций.

2. ф № 58 (Карта экстренного сообщения).

5.

1. Классификация пищевых отравлений немикробной природы.

2. Причины бактериальных токсикозов.

6.

1. Перечислить возбудителей пищевых токсикоинфекций.

2. Действие врача при возникновении пищевого отравления.

7.

1. Причины бактериальных токсикозов.

2. Цель проведения предварительного расследования случая пищевого отравления.

8.

1. Клиника и профилактика стафилококковой интоксикации.

2. Какие вопросы включает опрос пострадавших при пищевом отравлении бактериальной природы.

9.

1. Клинические проявления ботулизма

2. Объекты подлежащие исследованию при подозрении на пищевое отравление

10.

1. Понятие «Микотоксикозы».

2. Содержание сопроводительного документа при направлении проб в лабораторию.

11.

1. Пищевые отравления продуктами ядовитыми по своей природе.

2. Профилактика ботулизма

12.

1. Пищевые отравления продуктами ядовитыми при определенных условиях

2. Методика отбора проб для лабораторного исследования в случае пищевого отравления.

13.

1. Профилактика пищевых отравлений микробной природы.

2. Содержание акта расследования пищевого отравления.

14.

1. Пищевые отравления продуктами содержащими токсические включения немикробной природы.

2. Профилактика стафилококковой интоксикации.

15.

1. Медицинская документация, оформляемая врачом лечебного профиля в случае пищевого отравления

2. Профилактика микотоксикозов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ, ОБЛАДАЮЩИЕ ЛЕЧЕБНЫМИ СВОЙСТВАМИ.

Лечебные свойства присущи макронутриентам - жирам, белкам, углеводам. Усиленное белковое питание оказывает целебное действие при истощении организма, хронических заболеваниях, сопровождающихся потерей белка - туберкулезе, гнойных процессах, обширных ожогах.

В начале 80-х годов обнаружено свойство некоторых аминокислот повышать иммунитет организма. Группа исследователей Санкт-Петербургского института экспериментальной медицины установила, что аспарагиновая, глютаминовая кислота, цистеин, треонин, триптофан, аланин и валин стимулируют продукцию Т-лимфоцитов и антител.

Лечебная ценность жиров зависит не только от их состава, но и исходного состояния организма. Жиры необходимо включать в пищу при истощении организма в результате заболеваний или тяжелой физической работы.

Лечебными свойствами обладают полиненасыщенные жирные кислоты, токоферолы и другие. Для людей, находящихся в экстремальных условиях (при стрессе, например) целебны фосфолипиды, содержащиеся в горохе, сметане, овсяной крупе и некоторых других продуктах.

Используются в лечебном питании противоокислительные свойства липидов.

Одним из активных антиоксидантов является витамин Е, представляющий собой смесь токоферолов, входящих в состав жиров. Витамин Е стабилизирует клеточные мембраны, гася перекисное окисление липидов, обеспечивает устойчивость эритроцитов. При гипо- или авитаминозе Е эритроциты разрушаются, возникает гемолитическая анемия, что доказано в прямых экспериментах на животных.

Высокими целебными свойствами обладает молоко. Белки молока, согласно экспериментальным данным и наблюдениям над людьми, имеют большую питательную ценность по сравнению с белками мяса и растений. Например, если для нормального роста крыс достаточно 6% молочных белков, то компенсировать их могут 9% белков говядины, 10% белков пшеницы, 16-17% белков овса, 18% белков гороха.

Хорошо усваивается нашим организмом и молочный жир, находящийся в эмульгированном сосотоянии.

В состав молока входят витамины, углеводы, микроэлементы, минеральные соли, соли кальция и др. Содержатся в молоке и органические кислоты, которые представлены главным образом цитратами, стабилизирующими молоко как дисперсную систему. Содержащиеся в молоке лактоглобулин и казеиноген стимулируют образование в организме человека белка. Способствует молоко усвоению железа, кальция, и других минеральных веществ.

Белки молока, богатые лизином, повышают биологическую ценность хлеба, бедного аминокислотой. Благодаря присутствию кальция молоко обладает прекрасным мочегонным действием, улучшает работу сердца и почек. Весьма полезно молоко и при болезнях желудка - гастрите, язве, а также при туберкулезе, гнойно-воспалительных процессах.

Обладает лечебными свойствами пахта, образующаяся после сепарирования сливок. В пахте сохраняются витамины С, В1, РР, А, лецитин, оказывающий лечебное действие при атеросклерозе, болезнях печени, нервной системы, при малокровии.

В период реконвалесценции (выздоровлении) после изнуряющих заболеваний, при туберкулезе и некоторых других инфекциях полезны сыры благодаря высокому содержанию белков и жиров, придающих сыр свойства натурального молока.

В соответствии с современными научно обоснованными нормами взрослому человеку рекомендуется ежедневно употреблять 500 г молока, 15 г сливочного масла, 18 г сыра, 20 г творога, 18 г сливок и сметаны.

Отдельно надо остановиться на лечебно-профилактических свойствах кисломолочной пищи.

Медициной и народным опытом многих стран накоплено огромное число фактов, подтверждающих лечебное и в целом благотворное влияние на организм кисломолочных продуктов.

Кишечным микробам принадлежит определенная заслуга в защите организма от некоторых возбудителей болезней. Кисломолочные бактерии и кишечная палочка выделяют антибиотики, которые губительны для возбудителей дизентерии, холеры, брюшного тифа и других кишечных инфекций.

У разных народов известны различные кисломолочные продукты, которые делятся на две разновидности:

1) продукты кисломолочного брожения, к которым относятся все виды простокваши, ацидофилин и ацидофильное молоко, а также кисломолочные продукты «южный», «снежок» и

2) продукты смешанного кисломолочного и спиртового брожения - кумыс, кефир, айран и другие.

Для первой группы продуктов характерен плотный, для второй - нежный сгусток, более острый вкус и наличие углекислоты.

Высокими пищевыми и в некоторых случаях лечебными качествами обладают яйца, химический состав некоторых сбалансирован в благоприятном для нашего организма отношении. В лечебном питании используют самые распространенные - куриные яйца, в которых содержатся витамины А, Д, В2, В1, Е, а также фосфор, железо, медь, кобальт и другие полезны для организма вещества.

Сырые куриные яйца рекомендуются при язве желудка и 12-ти перстной кишки и панкреатите (воспалении поджелудочной железы). Назначают яйца при малокровии, болезнях нервной системы, а также работникам вредных профессий, контактирующим с ртутью и мышьяком.

Бытует мнение, что яйца надо исключить из питания пожилых людей, так как они будто способствуют развитию атеросклероза. Однако, это не совсем верно. Холестерин, действительно содержится в яйце (1,5 - 2%), но в нем много и лецитина (около 10%), обладающего антисклеротическим действием. Поэтому исключать из питания такой полезный продукт не стоит.

Лечебные свойства мяса обусловлены наличием в нем биологически активных веществ. Мясная пища (если нет соответствующих противопоказаний) назначается больным анемией, гнойными (особенно хроническими) процессами легких, костей, при туберкулезе легких, импотенции, в период реконвалесценции (выздоровлении) после изнуряющих заболеваний и некоторых других случаях.

Содержащиеся в мясе азотистые экстрактивные вещества стимулируют желудочную секрецию.

Некоторые виды мяса используют в лечебном питании как источник ряда витаминов, например, свинину (содержащую витамины Е,С), но только после удаления жира. В клинике лечебного питания Института питания АМН с успехом применяют пюре из сырого сердца и яблок (заправленных пряностями и сахаром для улучшения вкуса) при лечении больных сердечно-сосудистой недостаточностью.

Популярна, как лечебное средство печень. В ней содержатся витамины А, К, группы В, микроэлементы, необходимые для кроветворения. Используется печень как общеукрепляющее средство при выздоровлении после тяжелых заболеваний.

Больным с нарушением свертываемости крови полезны студни, приготовленные из ног крупного рогатого скота. В студнях содержится большое количество коллагена, повышающего свертываемость крови.

Лечебные свойства рыбы повышают содержащиеся в ней так называемые ферментные аминокислоты (триптофан, лизин, метионин) и жирорастворимые витамины. По сравнению с мясом, рыба более легкая пища, она быстрее переваривается, что учитывается в диетологии.

В питании больных используются также различные морские продукты: кальмары, морская капуста, мидии и другие, богатые йодом и белки которых по своей полноценности не уступают белкам мяса и рыбы. Богатые йодом продукты моря особенно полезны для лечения и профилактики атеросклероза, болезней щитовидной железы.

Лечебными свойствами обладает и хлеб. Хлеб из муки грубого помола рекомендуется при ожирении, сахарном диабете. Хлеб вчерашней выпечки или слегка подсушенный назначается больным с заболеванием желудка. Ржаной и пшеничный хлеб служит хорошим источником глютаминовой кислоты, играющей важную роль в обмене белка и оказывающей, как уже говорилось, благотворное влияние при заболеваниях нервной системы.

Крупы также, в той или иной степени, обладают лечебными свойствами.

Овсяная крупа, толокно, геркулес. В овсе содержится 11-18% белка, 4-7% жира, а также крахмал, витамины группы В, холин, микроэлементы. Кашу, приготовленную из овса, назначают выздоравливающим больным как общеукрепляющее средство. Полезна овсяная каша при атеросклерозе, болезнях почек, печени (в овсяной каше содержатся белки, обладающие липотропным действием). Овсяная каша с молоком служит прекрасным источником кальция, что особенно полезно детям. Овсяная крупа, способна образовывать слизь, используется в диетологии при острых кишечных заболеваниях, так как слизь обладает выраженным противовоспалительным действием.

Кукуруза содержит 8-10% жира, клетчатку, крахмал, провитамин А, витамины В1, В2, В6, Д, С, никотиновую и пантотеновую кислоту, медь. Кукурузная крупа угнетает в кишечнике процессы гниения и брожения, и поэтому при болезнях кишечника назначаются блюда из кукурузы.

В гречихе содержатся белки (10-40%), клетчатка, крахмал (более 80%), минеральные соли, витамины В1 и В2, рутин (который, кстати получают промышленным способом из гречихи). Белок гречневой крупы сбалансирован в благоприятном для нашего организма отношении и поэтому гречневая каша с молоком (в нем содержатся незаменимые аминокислоты, отсутствующие в гречихе) имеет аминокислотный состав, аналогичный мясу. Блюда из гречневой крупы полезны при атеросклерозе, болезнях печени, гипертензии, при отеках различного происхождения.

Мед. Естественный пчелиный мед весьма питателен и имеет лечебные свойства. Мед содержит моносахариды - глюкозу (35-38%) и левулезу (40-45%), витамин В2 (в количестве приблизительно в 16 раз больше, чем в яблоках и абрикосах), витамин В1, пантотеновую кислоту, биотин (витамин Н), фолиевую кислоту, витамины К и Е. Особенно богат мед минеральными солями и микроэлементами (кальцием, калием, натрием, магнием, железом, фосфором, серой, йодом и др.), и что важнее всего, - в тех почти же концентрациях, как и в крови человека. Темный мед богаче минеральными солями, однако на вкус гораздо приятнее светлый, почти бесцветный мед. Мед содержит и много ферментов, некоторые фруктовые кислоты, как яблочную, винную, лимонную, оксаловую, молочную и др. В зависимости от того, из каких трав и цветов мед собран, он содержит еще и различные ароматические вещества и фитонциды. В связи с содержанием муравьиной кислоты и некоторых других консервирующих веществ мед не подвергается ферментами и может служить для консервирования других видов пищи. Мед применяют широко как лечебное средство при заболеваниях сердца, почек, печени, кожи и нервной системы. В лечебных целях мед применяют в максимальной дозе - 100-200 г, распределив его количество следующим образом: утром - 30-60 г, днем - 40-60 г, вечером - 30-60 г, за 1,5-2 часа до еды или же через час после еды. Курс лечения длится около двух месяцев. Мед используют и как слабительное средство: при запоре выпивают на один прием 20-30 г меда с небольшим количеством воды. Для успокоения нервной системы и против бессонницы рекомендуется принимать вечером перед сном по 50 г меда. При истощении и хронических инфекционных заболеваниях (туберкулез и др.) можно назначать в день по 100-150 г меда взрослым и около 30-40 г детям. Мед находит применение и при лечении ран в виде мази.

Икра и желток куриного яйца. Как красная, так и черная икра являются весьма ценными пищевыми и диетическими продуктами. Икра содержит около 30% полноценных белков, 20% жиров, большое количество витамина А, в особенности лецитина. как икра, так и желток яйца очень легко усваиваются организмом. Икру рекомендуется потреблять при физическом и умственном истощении, похудании, а также при лечении некоторых заболеваний (туберкулез, рахит, глазные болезни и др.).

Печень. Из всех видов мяса и животных продуктов печень является самым полноценным пищевым продуктом. Она содержит большое количество белков, жиров, жирорастворимых витаминов А и Д и почти все витамины группы В. Кроме того, печень очень богата микроэлементами - железом, медью, кобальтом, цинком и другими. В лечебных целях печень используется в сыром или полусыром виде по 150-200 г в день в продолжении 1-3 месяцев. Она оказывает хороший лечебный эффект на выздоравливающего больного, слабых и истощенных детей, а также при куриной слепоте.

Творог из коровьего молока является весьма ценным продуктом, главным образом в виду его следующих свойств: он дешев, содержит много белков, молочный сахар, кальций, фосфор и очень мало соли. В 100 г творога содержится столько же белка, сколько в 3 яйцах или в 100 г свиного мяса. Творог является весьма подходящей пищей для тучных людей, так как почти не содержит жиров и может заменить брынзу и сыр, в которых содержание жиров и соли высоко. В 100 г творога содержится 16 г белка, 4 г молочного сахара, 0,2 соли, 140 мг фосфора, 80 мг кальция, следы железа и жиров. Творог применяют с лечебной целью при заболеваниях печени в количестве 200-300 г в день, а также при атеросклерозе, туберкулезе легких, болезнях сердца с отеками и при ожирении. Творог является весьма подходящим продуктом для проведения так называемых разгрузочных дней: на весь день назначают 500-600 г пресного творога с 150 г меда или сахара, распределив это количество на 5 приемов в одинаковых порциях. Из творога можно приготовить самые разнообразные блюда, пудинги, икру, пирожные пирожки и пр.

Бобовые продукты (чечевица, соя, горох, фасоль) богаты белками (23-26%), углеводами (17-53%) и жирами (5-20%). Они содержат много минеральных солей, в основном кальция, фосфор и железо. Их используют при лечении атеросклероза и против запоров. В горохе белка содержится не меньше, чем в мясе, причем такого же аминокислотного состава. Имеются в горохе витамины С, В1, В2, провитамин А, углеводы, жир, соли калия и фосфора. Горох - самый калорийный из всех овощей продукт. Полезен при истощении, особенно после изнуряющих болезней, и диабете, так как снижает уровень сахара в крови. Фасоль - богатый источник белка, причем биологически полноценного, содержащего незаменимые (как в мясе), аминокислоты. Белка в фасоли содержится до 20%, углеводов, как и положено для растения, больше - до 50%, кроме того выявлены 2% жиров, витамины С, группы В, калий, фосфор, медь, цинк (фасоль самая богатая по содержанию этих микроэлементов среди других овощей). Фасоль стимулирует деятельность желудка, пюре из нее - лечебное средство при гипацидном гастрите (с пониженной кислотностью желудочного сока). Фасоль полезна при болезнях почек, гипер тензии, атеросклерозе, нарушении ритма сердечных сокращений, сердечной недостаточности, подагре, ревматизме. Доказаны лечебные свойства фасоли при диабете, содержание сахара в крови при употреблении экстракта фасоли снижается на 30-40%, что объясняется наличием в фасоли флавонов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.