Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Владеющих вербальными средствами общения




В тех случаях, когда в процессе предварительного обследования выявляется, что ребенок в той или иной степени владеет лексичес­кими средствами языка, возникает необходимость определить уровень их сформированности и соответствие возрастным нормам.

С этой целью используют набор приемов для специального об­следования.

1. Наиболее простым приемом является называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам. При всей своей простоте он позволяет выявить возможности ребенка соотносить предметное изображение с соответствующим ему сло­вом. С помощью этого приема выявляется знание ребенком кон­кретной лексики.

Для самостоятельного называния подбирается 50-60 картинок. С изображениями предметов, действий, качеств, встречающихся в обиходе часто и сравнительно редко (конура, бинокль, скачет и т.п.), но в большинстве случаев известных детям с нормальным речевым развитием. Кроме того, в наборе наглядного материала должны быть представлены изображения целого предмета и его частей, а также предметов и явлений, названия которых отлича­ются фонетической и семантической близостью (конфеты кон­верты, шьет пришивает, вышивает).

Картинный материал подбирается либо по тематическому (учеб­ные вещи, игрушки, транспорт, профессии людей, одежда и т.д.), либо по ситуативному признаку (мастерская, магазин, класс).

При предъявлении картинок ребенку предлагается следующая Инструкция: «Назови, кто (что) нарисован(о) на картинке?», «Кто это делает?» или «Какой, какая, какое?..». Ответ ребенка фикси­руется в протоколе.

Чтобы сделать обследование более экономным, один и тот же материал можно использовать для выявления у ребенка слов раз­ных лексико-грамматических категорий. Так, например, предъяв­ляя ребенку изображения неодушевленных (самолет, паровоз и т.п.) или одушевленных предметов (ученик, летчик, змея и пр.), наряду с вопросами, стимулирующими называние данного предме­та, ему предлагают и вопросы, выявл5пощие знание слов, обозна­чающих свойства, качества и действия предмета. С этой целью при предъявлении картинного материала ребенку предлагается следу­ющая инструкция: «Назови, кто (что) нарисован(о) на картинке? Кто это делает? (Что делает предмет?) Какой предмет? Сколько их?» И т.д.

Более сложный вариант этого приема — самостоятельное допол­нение ребенком тематического ряда, начатого обследующим. При этом ребенку предлагается следующая инструкция: «Я назову не­сколько слов, а ты продолжай». Например, обследующий произ­носит: тетрадь, ручка, учебник. Ребенок должен продолжить: ка­рандаш, дневник и т.п.

Еще сложнее называние предмета по его описанию, когда сам предмет отсутствует. Ребенку предлагается инструкция: «Назови, кто или что это: пушистое, с острыми коготками, мяукает...? или «Как называется помещение, где читают, выдают и обмени­вают книги?» И т.п. В процессе обследования можно использо­вать описания пальто, птицы, стола, машины, школы, театра, аллеи и т.п.



2. Для обследования понимания ребенком значения слов, име­ющих абстрактное значение, универсальным является прием под­бора синонимов, антонимов, родственных слов.

С этой целью обследующий называет соответствующие слова, а ребенку дается инструкция подобрать к каждому слову другое, схожее по смыслу, которым можно было бы данное слово заме­нить. Инструкцию можно пояснить, разобрав с ребенком один-два примера. Вот перечень слов, которым можно пользоваться: имена существительные — труд, храбрость, печаль; имена прилагатель­ные — печальный, медлительный, смелый; глаголы — радовать­ся, выигрывать.

Данный прием позволяет также выяснить способность ребенка ориентироваться в словах одного семантического поля.

3. Учитывая особенности и своеобразие развития лексического
запаса у детей, имеющих общее недоразвитие речи, в процессе
обследования выявляют также наличие в их словарном запасе
общих категориальных названий.

Для этого можно использовать прием называния обобщенных слов по группе однородных предметов. Существует несколько ва­риантов этого приема:

ребенку предлагается набор картинок, обозначающих видо­вые понятия, и задается вопрос: «Как все эти предметы мож­но назвать одним словом? (стол, стул, шкаф, кровать — это ...)»;

обследующий перечисляет однородные предметы и просит ребенка назвать их одним словом;

ребенок самостоятельно дополняет тематический ряд, нача­тый обследователем.

Сразу после выполнения задания следует спросить ребенка, почему он назвал именно эти слова.

Правильное называние предмета еще не означает, что ребе­нок умеет адекватно употреблять это слово в речи, понимает его значение, т.е. обобщение, которое скрывается за данным сло­вом. Поэтому важно вести наблюдение за речевой деятельностью ребенка на протяжении всего обследования, что позволит нако­пить материал к качественной характеристике его словарного запаса.

4. Помимо непосредственного наблюдения, в ходе обследова­ния используется ряд приемов, направленных на изучение способов употребления слов в разных видах коммуникативной деятельности.

Наиболее распространенным и простым является прием само­стоятельного составления ребенком предложения с заданным сло­вом или по предметной картинке.

Другим, также распространенным, приемом является добавле­ние к неоконченному предложению одного-двух слов («С тех пор прошло несколько...»).

Одним из вариантов этого приема является выбор слов из чис­ла данных для добавления в предложение. Слова для выбора ло­гопед подбирает либо по смысловой, либо по звуковой близости. Например:

Стало ....

Сирень начала ... (слова для выбора: расцветать, рассветать).

«На вершину горы можно ..., а из класса ... (слова для выбора: взойти, выйти).

Из лесной чащи выбрался на поляну ... медведь (огромный, не­поворотливый, неуклюжий, добродушный).

Вариант задания — подбор к прилагательным существитель­ных, с которыми их можно употребить густой, дремучий (лес, туман), горячий, знойный (лето, вода, привет).

Весьма эффективным является также прием корректирования ошибочного употребления слов в предложении (Искусственный мастер соткал красивый ковер. В зале раздавался заразный смех).

5. Для изучения сочетательных свойств слова используется метод направленной ассоциации, который широко применяется при изучении различных форм речевой патологии. Ребенку предъявляется задание, в ходе выполнения которого необходимо составить осмысленное словосочетание. С этой целью ему предла­гают отдельные слова и инструкции: «К каждому из данных слов нужно подобрать слово, которое сочетается с ним по смыслу и от­вечает на вопросы: какой? какая? какое? или «Что делает пред­мет?», «Что делается с предметом?».

Прием направленной ассоциации накладывает на выбор сло­ва грамматические ограничения. Ребенок должен актуализиро­вать не любое слово, а только относящееся к определенному грамматическому классу (глагол или имя прилагательное и т.д.).

Подбор ассоциативных слов должен отвечать определенным

требованиям, а именно: включать как слова конкретного значе­ния, часто употребляемые, так и слова более обобщенного значе­ния. Примерный набор слов: мальчик ... (пишет, больной); соба­ка, дедушка, молния, часы, тень ... (падает, длинная), пень, боль и т.п.

В протоколе обследования фиксируется слово-раздражитель, латентный период (время, затраченное ребенком на подбор слова) и подобранные слова.

Поскольку слова, входящие в словарный состав языка, как правило, полисемичны, необходимо в процессе обследования оп­ределить, насколько ребенок овладел этой многозначностью. Что­бы установить это, можно использовать такое задание: к данному слову подобрать несколько слов, сочетающихся с предъявленны­ми. С этой целью можно предложить, например, слова глухой, свежий, густой и т.п.

Упрощенный вариант данного приема: ребенку предлагается не самостоятельно подобрать слова, а выбрать из предложенных в списке. Например: дано слово глухой и ряд слов в скобках (город, парк, старик, переулок, печь, комната, согласный звук).

Учитывая, что вне контекста слово в своем значении определя­ется лишь приблизительно, ребенку можно предложить другой, облегченный прием: дополнить недостающим словом предложение (Переулок бывает сквозной и ... . Согласный звук з — звонкий, а согласный звук с — ... . Лес бывает редкий и ... .).





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 26; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.196.5.241
Генерация страницы за: 0.084 сек.