Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сместиться на (—3, 1) Сместиться на (5, 3) Сместиться на (1, —1)

Повтори 5 раз

Повтори k раз

Лекция 8.

Технология создания предметно-развивающей среды в кабинете (мастерской)

 

План лекции

 

1. Основные компоненты предметно-развивающей среды.

2. Принципы построения развивающей среды.

3. Диагностика развивающей образовательной среды.

 

 

При создании предметно-развивающей среды в УДОД следует учитывать обязательные ее компоненты:

1. Социальный компонент. Ученые выделяют основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды:

· взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями преобладающее позитивное настроение;

· авторитетность руководителей;

· степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом; сплоченность; продуктивность взаимоотношений.


2. Пространственно-предметный компонент. Учитывая главные требования к среде для разностороннего развития подрастающего поколения, она должна быть:

· гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности подрастающего поколения;

· связной, позволяющей обучающемуся переходить от одного вида деятельности к другому;

· гибкой и управляемой как со стороны обучающегося, так и со стороны педагога;

· соответствовать требованиям СанПиНа


3. Психо-дидактический компонент. Педагогическое обеспечение развивающих возможностей обучающегося – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами развивающей образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для его личностного саморазвития.

 

Среда является основным средством развития личности обучающегося и является источником его знаний и социального опыта. Для того чтобы педагогически целесообразно организовать развивающую образовательную среду, педагогу необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация.

Прежде всего, при создании предметной среды необходимо исходить из следующих эргономических требований к особенностям жизнедеятельности обитателей этой среды: антропометрических, физиологических и психологических.

В образовательном учреждении все программы и формального (общего) и неформального (внеучебная деятельность и дополнительное) образования должны строиться на принципе личностно-ориентированного субъект-субъектного взаимодействия педагогов с обучающимися. Эти программы должны быть нацелены на обеспечение:

• Охраны и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, их физическое развитие;
• Эмоционального благополучие каждого обучающегося;
• Интеллектуальное развитие;
• Создание условий для развития личности;
• Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
• Межличностную коммуникацию;
• Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.



Основные положения личностно ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей образовательной среды по М.И.Мазур:
1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения педагога с обучающимся («глаза в глаза»). Прежде всего, это - использование разновысокой мебели.

 

2. Принцип активности – ориентирован на возможность совместного участия в совместном создании окружающей среды педагога и обучающихся: использование больших модульных наборов (конструкторов) мебели, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.

 

3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. В развивающей образовательной среде образовательного учреждения необходимо создавать и формировать

игровое пространство (спортивный зал, рекреационные помещения, игровые комнаты, актовый зал, живые уголки, зимние сады, игровые комнаты для детей младшего школьного возраста, помещения для творчества, библиотека, школьный музей и пр.).

 

Это должны быть помещения, в том числе с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, где было бы возможно создание тематических зон (например, краеведческий музей, театральная студия, мастерские, фото- и киностудии и пр.): использование игрового спортивного оборудования, игровых столов различной конфигурации, мебель – трансформер, вертикальных разделителей, кукольного театра, костюмерной, игрушек (экспонатов) – заменителей.


4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования - реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет обучающимся заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу, особенно во внеурочное время: игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, место отдыха, место уединения (живой уголок, летний сад, библиотека и др.)

 

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды. К сожалению, этот принцип недооценивается педагогами и администрациями образовательных учреждений, а ведь основную информацию человек получает именно посредством зрения. Следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды образовательного учреждения: использование элементов образного декора в оформлении кабинетов, стендов, витрин и экспозиций, выставок и при выполнении творческих проектов обучающимся.

 

6. Принцип «половых и возрастных» различий, реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нравственными нормами. Педагоги мало значения придают созданию эстетики «полового воспитания» в интерьерах образовательного учреждения: туалетных комнат, зон отдыха, мастерских и кабинетах домоводства, раздевалках в актовых залах, спортзалах и бассейнах и др.

 

7. Принцип свободы достижения обучающимся своего права на игру реализуется в предоставлении педагогами выбора в организации детско-юношеского должностно-ролевого самоуправления, в планировании и проведении коллективных творческих делах: темы; сюжета; необходимых средств; места и времени и т.п.

 

8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития»: содержать предметы и материалы, известные обучающимся; предметы и материалы, которыми обучающиеся будут овладевать с помощью педагога в процессе деятельности (учебной, исследовательской, проектной, творческой, игровой и др.) и во внеурочное время; совсем незнакомые предметы и материалы.

 

Связывая оценку образовательной среды с ее развивающим эффектом, В. П. Лебедева, В. А. Орлов и В. И. Панов, фиксировали свое внимание на технологическом уровне ее реализации и оценки. При этом в качестве фундаментальных научных предпосылок разработки и оценки развивающих образовательных сред ими использовался алгоритм «существенных показателей», выделенных В.В. Давыдовым:

• каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;
• обучение организовано на основе ведущей деятельности;
• продуманы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности;
• в методическом обеспечении образовательного процесса имеется система разработок, гарантирующих достижение необходимого развития психологических новообразований и позволяющих провести диагностику уровня процесса.

 

Консолидируясь с представленными выше теоретическими и технологическими подходами, мы акцентировали свое внимание именно на решении последней задачи: диагностики развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Причем, исходя из указанных посылок, очевидно, что социокультурную и развивающую образовательную среду нельзя оценить чисто количественными показателями или реконструировать нормативно. Одна и та же социокультурная и развивающая образовательная среда может быть оптимальной для развития обучающегося на одном возрастном этапе, при одних индивидуальных особенностях, и препятствовать эффективному его развитию в другом возрасте при других индивидуально-личностных особенностях обучающихся.

 

Представляется наиболее адекватным качественное описание социокультурной и развивающей образовательной среды образовательного учреждения с тем, чтобы и педагоги и администрация лучше могли отрефлектировать и проектировать свои цели и оценить усилия по их достижению, а обучающиеся и их родители получили содержательные ориентиры для оценки социокультурной и развивающей образовательной среды конкретного учреждения (школы, центра детского творчества, клуба по месту жительства, станции юных туристов и др.), в том числе при выборе учреждения. При этом в качестве интегральной результирующей характеристики социокультурной и развивающей образовательной среды нами выбраны критерии:
- психического развития в его интеллектуальной, социальной и личностной составляющих;
- физического развития в его здоровье укрепляющих и функциональных составляющих;
- духовно-нравственного развития в его социальной активности, проявлениях гражданской позиции, межличностной коммуникации.

 

При оценке предметно-пространственной среды, помимо возрастного состава обучающихся, необходимо опираться на следующие характеристики сообщества (класса или объединения дополнительного образования):

• психологической характеристики (темперамента, подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и т.д.);
• количественного соотношения мальчиков и девочек;
• социальных условий жизни обучающихся в семьях и типов семей;
• окружающей социальной практики (микрорайон города, социальная среда двора).

 

Создание социокультурной и развивающей образовательной среды не должно быть самоцелью, было бы утопией полагать, что можно создать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в гносеологическом процессе развития обучающихся, а так же смены поколений. Социокультурная и развивающая образовательная среда является развивающей, если помогает обучающемся осваивать генетические задачи возраста.

Команда1 Команда2 КомандаЗ

конец

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз.Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Сместиться на (—3, 1) Сместиться на (5, 3) Сместиться на (1, —1)

Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 30; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.80.111.72
Генерация страницы за: 0.097 сек.