Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Любечский съезд князей 1097

Уровень 3

Уровень 2

Уровень 1

Уровень 3

Уровень 2

Уровень 1

Уровень 3

Уровень 2

Уровень 1

Уровень 3

Уровень 2

Уровень 1

Уровень 3

Уровень 2

Уровень 1

Уровень 3

Уровень 2

Уровень 1

Уровень 3

Уровень 2

Уровень 1

Уровень 3

Уровень 2

Уровень 1

Уровень 3

Уровень 2

Уровень 1

Время проведения: 45 минут

Промежуточная аттестация

 

Спецификация

Цель работы: определить уровень образовательных достижений учащихся по литературе за І полугодие (2-9 классы - 1и 2 четверти, 10-11 классы – 1 семестр) 8 класса основной школы.

Документы, определяющие содержание промежуточной аттестации:

-Литература: 5-9 кл: программа для общеобразоват. организаций с обуч. на рус. яз./ Сост. Данилова И.Н., Король Г.Н. – 2-е изд. доп. и испр. – Донецк: Истоки, 2016 — 133с.

 

Структура проверочной работы:

Работа состоит из трех уровней.

Уровень 1 содержит 4 задания с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, один из которых правильный. В данной части проверяются усвоение базовых понятий, умений и навыков.

Соответствует базовому уровню.

Уровень 2 содержит 2 задания (на выбор):

ü задание на установление соответствия,

ü задание на определение последовательности,

ü задание с кратким ответом,

Уровень 3 содержит 1 задание, требующее полного и обоснованного ответа.

Оценивание работы:

Вес каждого задания при подсчете результата:

уровень 1 – 1 балл, уровень 2 – 2 балла, уровень 3 – 4 балла.

 

Максимальный первичный балл за работу – 12 баллов

 

Шкала оценивания:

11-12 баллов – «5»

7-10 баллов – «4»

4-6 баллов – «3»

2-3 баллов – «2»

0-1 баллов – «1»

 

ВАРИАНТ 1

1. Что такое житие?

1) историческое повествование, которое велось по годам;

2) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях;

3) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью;

4) произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.

 

2. Что дает Пугачеву Савельич на следующий день после осады крепости? (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

1) заячий тулуп;

2) письмо от императрицы;

3) выкуп за барина;

4) реестр украденного барского добра.

 

3. Кого высмеивает басня И. А. Крылова «Обоз»?

1) Кутузова;

2) Александра I;

3) Фонвизина;

4) Наполеона.

4. К какому литературному направлению можно отнести пьесу Д.И. Фонвизина «Недоросль»?



1) реализм; 2) сентиментализм;

3) классицизм; 4) романтизм.

5. Восстановите последовательность событий в «Повести о Шемякином суде».

1) бедняк удавил отца некоего жителя;

2) бедняк «взял камень и, обернув его в платок, положил в шапку»;

3) бедняк привязал свои дровни к хвосту лошади брата;

4) бедняк «сорвался с полатей на зыбку и удавил попова сына до смерти».

6. Кто и кому дает в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль» такую характеристику: «Что называют в нем угрюмостью, грубостью, т.е. одно действие его прямодушия»?

7. Дайте развернутый ответ на вопрос.

Почему глава, повествующая о дуэли Гринева и Швабрина, названа не «Дуэль», а «Поединок»? (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

 

ВАРИАНТ 2

1. Из какого города Александр Невский изгнал немцев?

1) из Новгорода;

2) из Киева;

3) из Рязани;

4) из Пскова.

 

2. Какая пословица стала эпиграфом к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

1) Береги платье снову, а честь смолоду;

2) Бог судит виноватого, кто обидит бородатого;

3) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда;

4) Что посеешь, то и пожнешь.

3. Под образом «коня доброго» в басне «Обоз» И.А. Крылов имел в виду…

1) Александра I;

2) Барклая-де-Толли;

3) Кутузова;

4) Суворова.

 

4. Недорослем во времена Фонвизина назывался…:

1) главный герой комедии;

2) подросток 15 – 17 лет;

3) ленивый, ограниченный, невежественный человек;

4) дворянин, не получивший образования, не имеющий права служить, жениться.

 

5 Приведите примеры использования гротеска и гиперболы в тексте «Повести о Шемякином суде».

6 Соотнесите персонажей пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» с афоризмами, ими произнесёнными:

1. «Не хочу учиться, хочу жениться» А. Правдин

2. «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится» Б. Стародум

3. «Между свиньями я сам всех умнее» В. Простакова

4. «Тиранствовать никто не волен» Г. Митрофан

5. «При твоих глазах мои ничего не видят» Д. Скотинин

6. «Вот злонравия достойные плоды!» Е. Простаков

 

7.Дайте развернутый ответ на вопрос.

Почему Гринев, будучи арестованным, на допросе не рассказал всей правды о своих взаимоотношениях с Пугачевым? Как это характеризует героя? (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

 

 

ВАРИАНТ 3

1. За что, с народной точки зрения, достались Емельяну Пугачёву кандалы?

А) за стремление к свободе;

Б) за преступления;

В) за бунт против власти;

Г) за стремление стать царем.

 

2. Каков эпиграф к пьесе «Ревизор»?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива»;

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»;

в) «Береги честь смолоду»;

г) «Стрелялись мы».

 

3. Имя Акакий Акакиевич получил:

А) по святцам;

б) кума настояла;

в) матушка дала;

г) по семейной традиции.

 

4. Кто назвал А.С. Пушкина «солнцем русской поэзии»:

А) В. Жуковский;

Б) К. Батюшков;

В) И. Пущин;

Г) М. Лермонтов.

5. Допишите правильный ответ:

Жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, и также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы, называется…

 

6. Установите соответствие между персонажами романа «Капитанская дочка» и событиями, которые происходят с ними:

Персонажи 1)Пугачёв; 2)Гринёв; 3) Швабрин; 4) Маша Миронова; События А) получает ранение на дуэли; Б) назначен комендантом Белогорской крепости; В) едет в Петербург на приём к Екатерине 11; Г) организует осаду Оренбурга.

7.Дайте развернутый ответ на вопрос: «Почему история бегства Мцыри из монастыря завершается трагически?» (по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)?

 

 

ВАРИАНТ 4

1. Эти слова «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю» являются эпиграфом к произведению:

А) «Капитанская дочка» А.С.Пушкина;

Б) «Ревизор» Н.В. Гоголя;

В) «Мцыри» М.Ю. Лермонтова;

Г) «Обоз» И. А. Крылова .

 

2. Жанр произведения «Мцыри»:

А) рассказ;

Б) поэма;

В) баллада;

Г) басня.

 

3. Сюжет «Ревизора» был подсказан Н.В. Гоголю:

 

А) В.А. Жуковским;

Б) В.Г. Белинским;

В) А.С. Пушкиным;

Г) И.А. Крыловым.

 

4. Какое произведение не принадлежит М.Ю. Лермонтову?

А) «Бородино»;

Б) «Полтава»;

В) «Тучи»;

Г) «Обоз».

5. Соотнесите название произведения и его автора:

1.Пушкин А.С. б) «Бородино»;

2.Фонвизин Д.И. в) «Левша»;

3.Рылеев К.Ф. г) «История пугачевского бунта»;

4.Лесков Н.С. д) «Недоросль»;

5. Лермонтов М.Ю. е) «Смерть Ермака».

 

6. Соотнесите жанр произведения и его понятие:

 

1. Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание.   2. Описание жизни святого, совершившего подвиги во имя христианской православной веры.   3. Крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение лиро-эпического характера, принадлежащее определённому автору, большая стихотворная повествовательная форма с развернутым сюжетом.   4. Жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, и также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы. А) комедия;   Б) поэма;     В) житие;     Г) басня.  

 

7. Что называется эпиграфом? Для чего нужны эпиграфы? Какой эпиграф выбирает А.С.Пушкин для своей повести «Капитанская дочка»? В чём заключается его смысл?

 

ВАРИАНТ 5

1. К какому типу песен относится песня «Пугачев в темнице»?

1) историческая;

2) лирическая;

3) хороводная;

4) календарная.

 

2. Фамилию какого полководца аллегорически воспроизвел в образе «доброго коня» И.А. Крылов в басне «Обоз»?

1) А.В. Суворова;

2) М.И. Кутузова;

3) С.Ф Апраксина;

4) А. Невского.

 

3. Какому жанру принадлежит произведение К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака»?

1) поэма;

2) дума;

3) роман в стихах;

4) рассказ.

 

4. Какое стихотворение А.С. Пушкина посвящено открытию Царскосельского лицея?

1) «Туча»;

2) Я помню чудное мгновенье»;

3) «19 октября 1811 года»;

4) «К Чаадаеву».

5. Приведите примеры двух-трёх крылатых выражений из комедии Н.И. Фонвизина «Недоросль».

 

6. Выпишите из текста 2-3 примера использования изобразительно-выразительных средств. Назовите их.

Ты хочешь знать, что видел я

На воле? - Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял.

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

Простерты в воздухе давно

Объятья каменные их,

И жаждут встречи каждый миг;

Но дни бегут, бегут года –

Им не сойтиться никогда!

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари…

 

7. Как вы считаете, является ли проблема чести и долга в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина одной из основных проблем? Обоснуйте свой ответ.

 

 

ВАРИАНТ 6

1. К жанру сатиры относится следующее произведение:

1) житие Александра Невского»;

2) предание о Пугачеве;

3) предание о покорении Сибири Ермаком;

4) повесть о Шемякином суде.

 

2. Ермак, которого воспел в своей думе «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеев, это:

1) великий полководец;

2) разбойник;

3) казак-бунтовщик, выдававший себя за императора Петра Третьего;

4) покоритель Сибири.

 

3. Назовите род литературы, к которому относится произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:

1) рассказ;

2) исторический роман;

3) поэма;

4) предание.

 

4. Какому литературному направлению принадлежит поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтова?

1) реализм;

2) романтизм;

3) классицизм;

4) сентиментализм.

 

5. Приведите примеры 2-3 крылатых выражений из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

 

6. Выпишите из отрывка басни «Обоз» И.А. Крылова 2-3 изобразительных средства. Назовите их.

С горшками шел Обоз,

И надобно с крутой горы спускаться.

Вот, на горе других оставя дожидаться,

Хозяин стал сводить легонько первый воз.

Конь добрый на крестце почти его понес,

Катиться возу не давая;

А лошадь сверху, молодая.

Ругает бедного коня за каждый шаг:

«Ай, конь хваленый, то́-то диво!

Смотрите: лепится, как рак;

Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!...

 

7. Как вы считаете, опасен или смешон Митрофанушка (по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»)? Обоснуйте свой ответ.

 

 

ВАРИАНТ 7

1. Не является жанром устного народного творчества:

А) сказка;

Б) Повесть;

В) Загадка;

Г) Историческая песня.

 

2. Признаки каких жанров совмещает в себе «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»?

А) жития и воинской повести;

Б) жития и сказки;

В) воинской повести и былины;

Г) былины и предания.

3. Какова основная проблематика произведения «Капитанская дочка»?

А) проблема любви;

Б) проблема чести, долга и милосердия;

В) проблема роли народа в развитии общества;

Г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства.

 

4. Какой эпиграф предшествовал произведению Н.В.Гоголя «Ревизор»?

А) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;

Б) Не в свои сани не садись;

В) Береги честь смолоду;

Г) На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

 

5.Соотнесите название произведения и его автора:

1.Пушкин. а) «Кавказ».

2.Фонвизин. б)История одного города».

3.Салтыков-Щедрин. в )«История Пугачевского бунта».

4.Лермонтов. г) «Недоросль».

 

6. Какому герою произведения Фонвизина «Недоросль» принадлежат эти слова: «Не хочу учиться, а хочу жениться»?

7. Дайте развёрнутый ответ на один из вопросов.

1.В чем сходство и в чем различие изображения Пугачева в произведениях «Капитанская дочка» и «История Пугачевского бунта»?

2.Вспомните сцену боя Мцыри с барсом . Какие качества героя проявились в этой схватке? Почему юноша победил могучего зверя?

3. Как вы определите, что такое «хлестаковщина»?

 

ВАРИАНТ 8

1. Не является жанром устного народного творчества:

А) календарно-обрядовые песни;

Б) поговорки;

В) летописи;

Г) частушки.

 

2. Когда могло быть написано житие?

А) после канонизации;

Б) после смерти человека;

В) в любое время;

Г) после совершения подвига.

3. В произведении Н.В.Гоголя «Ревизор» главным героем, наказывающим пороки и утверждающим положительные идеалы, является:

А) ревизор;

Б) городничий;

В) смех;

Г) судья.

 

4. Какой эпиграф предшествовал произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

А) Не в свои сани не садись;

Б) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;

В) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;

Г) Береги честь смолоду.

 

5. Соотнесите название произведения и его автора:

1.Фонвизин Д.И. а) «Обоз».

2. Пушкинс А.С. б) «Ревизор».

3.Гоголь Н.В. в) «Недоросль».

4.Крылов И.А. г) «Капитанская дочка.

 

6. Какому герою произведения Фонвизина «Недоросль» принадлежат эти слова?

«Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

7. Дайте развёрнутый ответ на один из вопросов:

1.В чем сходство и в чем различие изображения Пугачева в произведениях «Капитанская дочка» и «История Пугачевского бунта»?

2.Вспомните сцену боя Мцыри с барсом. Какие качества героя проявились в этой схватке? Почему юноша победил могучего зверя?

3. Как вы определите, что такое «хлестаковщина»?

 

 

ВАРИАНТ 9

1. Что такое житие?

а) историческое повествование, которое велось по годам;

б) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях;

в) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью;

г) произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, претендующее на некую достоверность в прошлом.

 

2. Как звали отца Александра Невского?

а) Святослав;

б) Ярослав;

в) Олег;

г) Рюрик.

 

3. С чем шел обоз?

а) с водой;

б) с горшками;

в) с животными;

г) с утварью.

 

4. Как звали воспитателя и верного спутника Гринева?

а) Степаныч;

б) Савельич;

в) Семеныч;

в) Архип.

5.Установите соответствие:

1) Пушкин а) Денис Иванович

2) Рылеев б) Иван Андреевич

3) Крылов в) Александр Сергеевич

4) Фонвизин г) Кондратий Федорович

 

6.Чей это портрет?

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали.

7. Дайте ответ на вопрос: по каким признакам можно определить, что комедия «Недоросль» относится к классицистическим произведениям?

 

Вариант ФИО автора Место работы
Вариант 1 Сербина О.В. МОУ «Гимназия № 6 Г. Донецка»
Вариант 2 Сербина О.В. МОУ «Гимназия № 6 Г. Донецка»
Вариант 3 Шарова В.В. МОУ «Школа №52 г. Донецка»
Вариант 4 Калугина А.И. МОУ «СФМШ №17 г. Донецка»
Вариант 5 Беляева Н.В. МОУ «Школа № 116 г. Донецка»
Вариант 6 Беляева Н.В. МОУ «Школа № 116 г. Донецка»
Вариант 7 Семенова М.А. МОУ «Лицей №37 г. Донецка»
Вариант 8 Семенова М.А. МОУ «Лицей №37 г. Донецка»
Вариант 9 Болотина Е.С. МОУ «Школа № 138 г. Донецка»

 

- Главными сторонниками заключения договора между князьями на общем съезде были Владимир Мономах и Святополк II Изяславич; съезд планировалось провести в Киеве, но против этого решительно выступал Олег, и место съезда перенесли в Любеч.

Цели съезда:

- Прекращение княжеских междоусобиц;

- Организация совместной борьбы против половцев.

Участники:

- Присутствовали 6 князей: Святополк, Владимир Мономах, Олег и Давыд Святославич, Давид Игоревич, Василько Ростиславич.

Решение:

- Каждый князь должен обладать теми землями, которые унаследовал от своего отца;

- Провозглашение принципа вотчинного землевладения, то есть, наследования князьями своих земель;

- За князьями закреплялись такие земли: Святополк Изяславович - Киев, Туров, Пинск; Владимир Мономах - Ростово-Суздальская и Переяславская земли; Олег и Давид Святославичи - Новгород-Северская и Черниговская земли; Давид Игоревич - Волынская земля, Василько Ростиславич с братьями - Белз, Червень, Перемышль, Теребовль;

- Заключены договоренности, по организации совместного похода против половцев.

Результаты

- Закреплено фактическое положение вещей, которое сложилось в политической системе Киевской Руси;

- Съезд не смог прекратить княжеских междоусобиц.

Витичевський съезд (1100 гг.):

- 1098 гг. - ослепление Теребовлянского князя Василька Ростиславича Давидом Игоревичем и Святополком Изяславичем, что привело к новой междоусобной войне;

- 1099 гг. - Святополк вторгся в земли Ростиславичей и получил от них поражение.

- Для пресечения этой войны Владимир Мономах созвал Витичевський съезд;

Цели:

- Заключение мира, который закончил войну князей, после ослепления Теребовлянского князя Василька Ростиславича.

Решение:

- Князья: Святополк, Владимир, Давид, Олег заключили мир;

- Княжеский суд лишил Давида Игоревича Волынского княжества; взамен он получил города Бузьк, Дорогобуж, Острог, Дубно, 4 тыс. гривен серебра.

Результаты:

- Князья осудили поступок Давида Игоревича;

- Состоялись совместные походы против половцев.

Золотчевський съезд (1101):

- Обсуждение вопросов объединения князей для отпора половцам.

Долобский съезд (1103):

- Состоялся на Долобском озере под Киевом; обсуждались действия, направленные против угрозы вторжения половцев;

- По настоянию Владимира Мономаха, Киевский князь Святополк Изяславович согласился на войну с половцами:

* 1103 - разгром половцев объединенным русским войском во главе с Владимиром Мономахом и Святополком; погибли 20 половецких ханов.

* 1107, 1109, 1111 - походы Владимира Мономаха на половцев; в 1111 - русичи захватили крепости Шарухань и Сугров; победили половцев в битве у Северского Донца.

* Эти походы заставили половцев на время прекратить набеги на Русь.

- 1113 - народное восстание в Киеве:

* Причины: недовольство народа внутренней политикой Святополка, а именно усилением ущемлений народа, поощрением ростовщиков, введением большого соляного налога;

* Во время восстания князь Святополк умер, но его смерть не остановила восстание; киевляне разгромили дворы тысяцкого Путяты, купцов и ростовщиков;

* Испуганные бояре и купцы отправили делегацию к Владимиру Мономаху с приглашением стать Великим Киевским князем.

Владимир Всеволодович Мономах (1113-1125) (греч.«Единоборец»)

- Владимир Мономах прекратил восстание и занял великокняжеский престол; на данный момент князю исполнилось 60 лет (родился в 1053).

- Мономахом был заключен свод законов под названием «Устав (Устав) Владимира Мономаха», включавший в себя переработанные и дополненные нормы Краткой редакции «Русской правды» и составил Расширенную редакцию.

- Содержание «Устава Владимира Мономаха»:

* Отменялось холопство (рабство) за долги;

* Ограничивались проценты по займам;

* Закупы (зависимые крестьяне, работавшие за долги) получили право жаловаться на хозяина;

* Определялись права и обязанности закупов; отработка долга ограничивался тремя годами.

- Владимир Мономах объединил под своей властью всех удельных князей; князь временно задержал процесс окончательного раздробления государства.

- За свое правление Владимир совершил83 больших похода на половцев; пленил 300половецких ханов; 19 раз заключал соглашения.

- Князь продолжал политику заключения «династических браков»; сам был женат на английской принцессе Гите, его сын Мстислав, со шведской принцессой.

- Владимир Мономах написал выдающееся произведение древнерусской литературы «Поучение детям» (1117 г.).

- Во времена Мономаха в Киеве было построено мост через Днепр.

- Владимир Мономах был похоронен в Софийском соборе.

Мстислав Владимирович Великий (1125-1132 гг.)

- Укрощал междоусобицы, пытался консолидировать государство; был последним Великим Киевским князем во времена правления которого государство сохраняло единство.

- Объединив южнорусских князей и совершил несколько успешных походов на половцев;

- 1131 г. - успешная война Мстислава с литовцами.

- Князь активно проводил политику «династических браков».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Любечский съезд князей 1097

Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 48; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.166.229.17
Генерация страницы за: 0.301 сек.