Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ




Эпоха Особенности развития методики ИЗО
Х1 в. - высокой степени развития достигает книжная графика; - метод обучения рисованию строился на копировании образцов; - рисунку отводилась роль иллюстрации.
ХУ111 в. ◄ 1715 г. – рисование включено в число учебных предметов Морской академии; ◄ 1716 г. – хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале; ◄ 1721 г. – Карповской школы Ф.Прокоповича; ◄ 1724 г. – Российской Академии наук («знатейшие художества»); ◄ 1732 г. – Кадетского корпуса; ◄ 1747 г. – гимназии при Академии наук; ◄ 1764 г. – Институте благородных девиц при Смольном монастыре. ↔ давали элементарные навыки – обучали рисованию в общеобразовательных целях ◄ 1735 г. – издан учебник по рисованию И.Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству» (на русском и немецком языках) – обучение начинается с рисования прямых и кривых линий, геометрических фигур и объемных тел, затем – частей человеческого тела, головы и всей фигуры; в основе обучения рисунку – геометрия и рисование с натуры; некоторые учителя заставляли копировать рисунки из учебника;
Х1Х в. $ Русская Академия художеств выдвинулась в первый ряд среди художественных академий Европы; $ сложилась последовательная система художественного образования и воспитания, стабилизировалась методика обучению рисунку; $ 1834 г.– А.Сапожников издал «Курс рисования» - первый учебник для общеобразовательных школ, составленный русским художником. Последнее издание – 1889 г. – 1 часть – курс начинает со знакомства с линиями → углами → разными геометрическими фигурами → рисования сложных тел; - для показа конструкции человеческой головы использует проволочную модель, находящуюся рядом с гипсовой головой (для раскрытия закономерностей строения натукры); - 2 часть – рисование человеческой фигуры, правила композиции; - ценность метода: основан на рисовании с натуры + анализ формы. Цель: приучить мыслить, анализировать, рассуждать; - метод упрощения формы в начальной стадии рисования; - не править рисунок ученика, а объяснять его ошибки словесно; $ 1844 г. Г.Гиппиус издал «Очерки теории рисования как общего учебного предмета» - первый основательный труд по методике обучения рисованию в общеобразовательной школе: - указывает о различиях обучения рисованию в общеобразовательной школе и специальной; - теоретическая часть – основные положения педагогики и изобразительного искусства; - практическая часть – раскрывает методику обучения; - «Методика не должна придерживаться определенного шаблона, разными методами преподавания можно достигнуть хороших результатов»; - научные основы методики преподавания (на психологии); - высокие требования к педагогу – знать, уметь, быть актером. $Издательство пособий: - Н.Соколов «Новейшая рисовальная азбука, гравированная» (1808); - Н.Станкевич «Рисовальная школа» (1811); - В.Лангер «Краткое руководство к познанию изящных искусств, основанных на рисунке» (1841) и много других; $ 1804 г. школьным уставом рисование вводят во всех уездных училищах и гимназиях; $ кадровый кризис. 1825 г. в Москве по инициативе графа С.Строганова основывается Училище технического рисования – отделение готовило учителей для общеобразовательных школ – до 1879 г. – единственное училище, готовившее учителей рисования; $учителя школ уделяют особое внимание методике – Н.Зарянко «Записка по предмету рисования» (1858) – критика метода «рисуй, как видишь, как умеешь», творческий подход к обучению; $ 1864 г. – рисование исключено из числа общих предметов. Причина: недостаток учителей и времени. $ 1869 г. – вопрос о создании специальных курсов по подготовке учителей рисования; $ 1872 г. – рисование включено в круг учебных предметов училищ; учреждены «Бесплатные воскресные классы рисования для народа» (под наблюдением профессора живописи В.Верещагина); $ 1879 г. – создали Педагогические курсы при Академии художеств для подготовки учителей рисования; учились 2 года, сдавали экзамен по методике. $ создана специальная комиссия по составлению программ для средних учебных заведений $ Художественно-педагогическая система П.Чистякова: - обучение на основе единых принципов, на научной основе; - метод рисования с натуры (выделял умение смотреть на натуру), отвергал копировальный метод; - проблема взаимоотношения педагога с учеником: «нельзя подходить с одной меркой ко всем!»
к. Х1Х – ХХ в.в. ☼ дискуссии о преимуществах геометрального и натурального методов преподавания; ☼ принципы современной школы – развитие творческих сил и самодеятельности; ☼ задачи школы – развит наблюдательность, творческое воображение, память форм и красок, основанных на изучении природы и окружающей обстановки; ☼ межпредметные связи рисования; ☼ рисование в школе состоит из таких видов работ: - рисование с натуры всеми способами; - лепка, черчение, иллюстрирование, упражнения в составлении декоративных композиций, сведения об искусстве. ☼ геометральный метод превратили в копировальный – детей заставляли срисовывать с таблиц геометрические фигуры, рисовали по клеткам; ☼ 1912 г. – В.Байер, А.Воскресенский «Рисование в начальной степени обучения в связи с лепкой и черчением»: - предлагает 4 вида занятий, связанных с рисованием: рисование с натуры, иллюстрированное рисование, декоративное рисование (составление украшений), рассматривание картин; ☼ 1911 г. – В.Кощевич «Современное рисование (т.н. «свободное») в народной школе». (Роль педагога сводилась на нет). Предлагает два вида работы – рисование по представлению и декоративное рисование; ☼ методика преподавания рисования стала получать научно-теоретическое обоснование, рисование – важный предмет; ☼ теория «свободного воспитания» - сведение роли учителя к роли пассивного наблюдателя, преклонение перед непосредственностью и наивностью детского рисунка; ☼20-е г. – рисование стало частью комплексных программ обучения. В их основе – не обучение изограмоте, а односторонние попытки развить творческие способности. ☼ 1923 – 1925 г.г. – «комплексная программа», обострилось положение с преподаванием рисования; ☼ т.о. сложилось два направления в методике: - методика развития «свободного творчества» (А.Бакушинский); - «комплексный» метод обучения. ☼ 1931 г. – новая программа. В ее основе – рисование с натуры, виды работ: рисование на темы, по представлению, декоративное рисование, беседы об искусстве; ☼ к.20-х – 1936 г.г. педологическая теория – наследственность; ☼ Д.Кардовский – инициатор создания первого Учительского института (1939г.), на базе которого в 1942 г. был открыт художественно-графический факультет МГПИ им.В.Потемкина; - отстаивал позиции реалистического искусства; - старался не только «поставить глаз и руку» ученика, но и повысить художественную культуру; - в основу метода обучения рисунку положил «обруб» - принцип упрощения сложной формы предметов до простейших – сложную форму предмета как бы обрубить; ☼ К.Юон – технические вопросы рисунка должны рассматриваться с научной точки зрения; ☼ 40-е г.г. – утверждаются принципы и методы обучения рисованию; ☼ 1951 г. – Е.Кондахчан «Методика преподавания рисунка в средней школе»: - рисование с натуры, на наблюдении и изучении реальной действительности; ☼ издание методических пособий; ☼ 50-е г.г. – идея создания специальных учебников по рисованию: - 1957 г. – первые пробные учебники для 1 и 2 кл. Н.Ростовцева; - 1961 г. – 3 – 4 кл. Н.Ростовцев. В их основе – система П.Чистякова. - с 60-х г.г. систематически издаются учебники (В.Колокольников, Е.Рожкова, Е.Херсонская, С.Федоров и др.); ☼ 1959 г – создается сеть художественно-графических факультетов при педагогических институтах; ☼ 1970 г.возник новый учебный предмет «изобразительное искусство» вместо «рисования», переработаны программы, издаются методические пособия.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО КУРСУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ



Изобразительное искусство в школе, как и любой другой учебный предмет, имеет свои специфические особенности, свои задачи и свой систематический курс обучения. На уроках изобразительного искусства дети, прежде всего, приобретают с помощью учителя необходимые знания и навыки.

В течение долгого времени содержанием образования считали лишь совокупность знаний, умений и навыков. Так было, пока не возникла социальная потребность в интеллектуальном и творческом развитии. Современная дидактика рассматривает составные содержания образования более широко. Главной целью образования является передача от поколения к поколению основ социального опыта, накопленного человечеством на протяжении его существования.

М.М.Скаткин и И.Я.Лернер выделяют такие главные компоненты содержания образования:

· знание и представление о мире;

· опыт способов деятельности;

· опыт способов творческой деятельности;

· опыт эмоционально-ценностного отношения (оценки) к миру, к собственной деятельности.

Относительно курса изобразительного искусства к первому компоненту содержания обучение можно отнести главные понятия, определения, и правила, законы, принципы теории искусства, факты из истории искусства и биографий художников. Ко второму — способы изобразительной деятельности в разных видах искусства и художественных техниках исполнения.

Очень важно в учебном процессе реализовывать два последних компонента. Ни объем знаний, которые приобретаются в готовом виде, умения, которые усваиваются по образцу, не могут обеспечить творческие возможности человека. «Развитие творческих способностей требует и специального механизма — своих навыков, своего тренажа. И учить, этому необходимо с самого юного возраста — если ребенок наиболее к тому расположен. Этому положению пора стать педагогической аксиомой», считает Б.М.Неменский. Способы творческой деятельности требуют изобретения собственных путей реализации замыслов, перенесения известных способов деятельности в нестандартные ситуации и задачи. Фантазия, творчество как мышцы, им необходимая тренировка.

Изобразительное искусство принадлежит к предметам такого типа, в которых ведущим компонентом содержания образования является эмоционально-ценностная оценка мира, личностное восприятие, осознание собственного отношения к явлениям, событиям и объектам окружающего мира. Специфика четвертого компоненту — эмоционально-ценностная оценка мира состоит в личностном восприятии „пропуска” сквозь себя отношений эмоций к событиям, явлениям, идеям. «Опыт отношения нельзя выучить или приобрести путем упражнений, его нельзя приобрести волевым усилиями, его надо пережить — другого пути нет!».

Содержание учебного предмета раскрывается в учебных программах.

Анализ бывших и существующих программ по изобразительному искусству показал, что большей частью учебный материал в них распределяется не системно. Темы уроков в одних программах определяются по задачам изучения изобразительной грамоты, в других — по тематике сюжетов практических работ. В их последовательности отсутствует логика и взаимосвязь, которая делает педагогическую деятельность учителя и учебно-познавательную деятельность учеников на уроке хаотичными, обрывистыми.

На сегодняшний день существует масса программ по изобразительному искусству, утвержденных министерством и авторских, составленных в соответствии с министерскими. Рассмотрим некоторые из них.

Например, программа Л.Фесенко (2004 год) предлагает рассмотреть следующие тематические циклы в ходе обучения изобразительному искусству в школе:

5 класс – 34 часа. Разделы – Любование природой (9 часов), Графика (20 часов), Живопись (5 часов).

6 класс – 34 часа. Разделы – Язык красок и линий (7 часов), Живопись (9 часов), Скульптура (10 часов), Архитектура (8 часов).

7 класс – 34 часа. Разделы – Дизайн (9 часов), Декоративно-прикладное искусство (18 часов), Творческий отчет (7 часов).

Программа для 5 – 7 классов под редакцией Белкиной Е., Пулищук А. и др. условно поделена на три этапа. Каждый этап охватывает учебный год и состоит из семестровых тематических разделов, которые последовательно решают художественно-пластические, выразительные, технические и психологические задания изобразительности. Кратко изложим основные направления деятельности в разных классах:

5 классХудожественный образ. Приобщение учеников к системному познанию, освоению техник и приемов образного выражения. Изучение образцов мирового и национального искусства с творческим переосмыслением и использованием собственного опыта в практической творческой деятельности учеников.

6 класс – Духовный и предметный мир человека. Развитие формального-логического мышления, умения упрощать, обобщать, выявлять конструкцию и объем формы.

7 класс – Культурная и пространственная среда человека. Продолжается изучение природных форм и среды в гармоническом соединении отдельных форм и окружения.

Программа интегрированного курса «Искусство» для 5 – 7 классов Масол Л., Комаровской Е., Онищенко Е. и др. Предполагает выделение двух содержательных линий – «Музыкальное искусство» и «Визуальное (изобразительное) искусство» Представим ориентировочную тематическую структуру программы:

5 класс – Виды и жанры искусства – 70 часов.

6 класс – Загадки Древнего искусства – 70 часов.

7 класс – Палитра художественных направлений и стилей – 70 часов.

8 класс – Искусство в культуре современности – 35 часов.

Первую попытку составить систему содержания изобразительного искусства сделал Б.Н.Неменский. В основу его программы было положенное целостное блоково-тематическое построение единого круга познания в каждом учебном году и четверти при разной практической деятельности. Связь уроков становится крепкой и последовательной. Заложенная динамика преподавания изобразительного искусства разворачивается по доминирующим проблемами обучения:

І – 4 классы — этап основ художественных представлений;

5 – 9 классы — этап основ художественных знаний;

10 – 11 классы — этап основ художественной культуры, художественного сознания.

Системно-структурный подход дает возможность учителю (а с его помощью и ученикам) представлять весь курс по изобразительному искусству вместе с выделением главных проблем, связи теоретических знаний, практических умений, развертывание творческой деятельности и представлений о мире.

Большое внимание системности знаний уделяет Л.Зорина. «В современных условиях школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь, но она должна дать ему опорные знания, развить его мышление, чтобы он смог оценивать новые факты, явления, идеи, с которыми будет встречаться в общественной жизни, работе, чтобы он был способен к воображению, осмыслению, отбора новых полученных знаний».

С первого класса следует закладывать у учащихся основы знаний и навыков реалистического изображения, отводить ихот наивного и примитивного рисунка. В школе детей начинают обучать основам наук, и в области изобразительного искусства им надо дать правильное понятие о правилах и законах изображения формы на плоскости. Отсюда понятно, что основная руководящая роль принадлежит учителю, который должен правильно организо­вать учебный процесс, направить внимание ученика на самое основ­ное, указать путь быстрейшего усвоения учебного материала.

Рассматривая изобразительное искусство в школе как общеобразовательный пред­мет, нельзя в то же время превращать его в игру, забаву.

Преподавание изобразительного искусства в массовой школе преследует общеобразовательные, а не специальные цели. Оно помогает детям познавать окружающий мир, развивает наблюдательность, учит различать форму предметов и окраску, сравнивать предметы между собой, устанавливать сходство и различие.

Преподаватель раскрывает перед школьниками мир прекрасного, развивает их эстетический вкус, воспитывает стремление к позна­нию, к совершенству, к тому, чтобы делать все окружающее лучше и красивее. Педагог может добиться всего этого, не только вдохновляя учащихся произведениями большого искусства, но и обучая основам изобразительной грамоты.

При обучении рисованию с натуры педагог, прежде всего, уделяет внимание вопросам наблюдения и восприятия натуры. Способность правильно видеть — прирожденная в человеке, и она должна разви­ваться. Для этого надо с детского возраста приучать его внимательно рассматривать предметы, обращать внимание на характерные осо­бенности формы, окраски, пропорции, приучать анализировать строение предметов.

Объяснения учителя будут понятны всем, если словесные поясне­ния иллюстрировать рисунками на классной доске или методически­ми пособиями.

Когда ученик ознакомился с натурой, он может переходить к рисо­ванию. Педагог ставит перед ним учебные задачи, организует его на­блюдения в процессе построения изображения по определенной сис­теме, направляет внимание на самые важные особенности строения натуры.

Педагог внимательно следит за работой мысли ученика, постоян­но ее, направляя, поддерживая. Не следует "думать за ученика", а осо­бенно рисовать за него, пусть он сам упражняет свою мысль, свои на­выки, но не следует, и упускать его работу из вида. В момент, когда ученик сам не сможет преодолеть затруднения, надо вовремя помочь ему намеком, наводящим вопросом.

В начальных классах дети еще не привыкли анализировать натуру в процессе построения изображения, и рисунок выполняют по перво­му впечатлению. Они мало обращаются к натуре, почти совсем не сверяют свой рисунок с натурой. Этому их учит педагог, направляя внимание с поверхностного наблюдения к серьезному анализу нату­ры. Рисуя, ученики должны не торопиться, а осторожно и последова­тельно усложнять свою работу.

Если ученик дает неверное изображение, педагог немедленно указы­вает на это и советует выправить. Исправляет изображение ученик по-прежнему легким прикосновением карандаша к бумаге и по возможно­сти без применения резинки (ластика). Резинка применяется, в крайнем случае, когда рисунок сильно загрязнен и новая поправка не видна.

Технику исправления ошибок учитель показывает школьнику на его же рисунке. Причем исправление ошибки проходит с обстоятель­ными пояснениями, чтобы ученик ясно осознал причину ошибки и методику ее исправления. На практике это правило часто не соблю­дается. Учитель просто говорит: "неверно", а где ошибка и как ее ис­править, не объясняет.

Указать на ошибку надо вовремя и вовремя оказать помощь. Если педагог запоздает, то потом помочь ученику исправить ошибку будет значительно труднее.

Когда же педагог замечает типичную ошибку у всего класса, он приостанавливает работу и обращает внимание всех учащихся на эту ошибку. Объяснения в таких случаях надо проводить у доски. Внача­ле учитель обстоятельно объясняет причину ошибки, а затем, рисуя на классной доске, показывает, как ее следует исправить.

При изложении учебного материала перед учителем должна посто­янно стоять задача — сделать все возможное, чтобы все ученики по­нимали его. Каждое слово учителя должно быть понято детьми. Учебный материал должен излагаться так, чтобы дети воспринимали его без особых усилий. А для этого надо стараться избегать тех слов и выражений, которые ученику непонятны, которые он слышит впер­вые. Если же учитель не может обойтись без этих слов (например: тон, колорит, валер, лессировка), то он обязан тут же разъяснить уче­никам их значение, рассказать об этом просто и ясно. Очень важно, чтобы изложение материала не было сухим и скучным. Надо заинте­ресовать учащихся, увлечь их.

Особое внимание должно быть уделено методике организации учебного процесса на уроках декоративного и тематического рисования. Учителю нельзя полностью самоустраниться, он должен постоянно руководить школьниками, помогать им решать сложные творческие задачи.

Знакомя детей на уроках декоративного рисования с правилами и законами ритма, симметрии и асимметрии, педагог не лишает детей творческой инициативы, а, наоборот, активизирует их творческую фантазию.

Особое внимание надо уделить вопросам методики преподавания композиции на уроках тематического рисования.

Развивая творческое вообра­жение на уроках тематического рисования, учителю надо это учитывать и постоянно активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогать им в ра­боте, начиная с поисков композиционного замысла и до его завершения в рисунке.

Каждому возрасту необходим свой объем знаний и навыков, своя методика изложения учеб­ного материала.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 82; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.108.167
Генерация страницы за: 0.148 сек.