Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА




Начиная урок, учитель ставит цель настроить учеников на изучение той или другой темы, поэтому обращается к жизненному опыту учеников, к знаниям, приобретенных на предшествующих уроках. На этапе актуализации опорных знаний целесообразно использовать такие методы как “Цепочка”, “Пинг-понг”, построение ассоциативного куста, “Да-нет», использование сигнальных карточек.

“Да-Нет”

Рассмотрим применение игры “Да-нет” на уроке из темы “Рельефная композиция” (5-й клас. “Скульптура”). Учитель прячет образец или фото рельефной композиции и предлагает ученикам отгадать, о чем будет идти речь на уроке, ставя вопроса, которые требуют от учителя только ответов “да” ли “нет”.

Ученики могут ставить такие вопросы:

ü Это произведение живописи (графики, скульптуры...)?

ü Это объемная скульптура?

ü Это скульптура на плоскости?

ü Это рельеф?

Если найден учениками ответа, учитель показывает классу образец и объявляет тему урока. Этот прием учит связывать разрозненные факты, систематизировать имеющуюся информацию. Оказывать содействие укреплению добытых знаний.

Значительно повысить уровень усвоения учениками учебной информацииразрешает использование таких методов: работа в маленьких группах, метод проектов, “Экспедиция” (“Путешествие”), “Мозговая атака”, “Научная конференция”, “Пресс-конференция”, обмен информацией.

“ЭКСПЕДИЦИЯ”

В 5-му классе на уроке на тему “Происхождение искусства” (распределение “Оригинальная графика” по программе О.Д.Михайлик “Визуальное (изобразительное) искусство”) целесообразно использовать такой метод как “Экспедиция” (“Экспедиция во времена существования первобытного человека”). Заранее образованные ученические группы сдерживают маршруты экспедиции и материалы для обработки: фото наскальных изображений, материалы энциклопедий и учебников по искусству и истории, статьи, карты расположений пещер. Например, «Экспедиция в Альтамирскую пещеру (север Испании)».

“ПУТЕШЕСТВИЕ”

Учебный материал из темы “Писанкарство” (6-й кл.) ученики будут воспринимать интереснее, если его рассмотреть в форме путешествия по родному краю. Ученики объединяются в группы, совместно обрабатывают один из аспектов исследуемой проблемы, готовят выступления.

1. “Историки” сообщают о времени и условиях возникновения писанок.

2. “Народознавцы” готовят выступление о символике, обереговости и полифункциональности писанок.

3. “Краеведы” рассказывают об особенностях росписи писанок разных регионов Украины.

4. “Цветознавцы” объясняют значения цветов в писанкарстве.

5. “Знатоки техник росписи” сообщают информацию о классификации писанок в зависимости от техники выполнения росписи.



6. “Искусствоведы” ознакомляют с легендами и песнями о писанке.

Оформление обработанных материалов может быть выполнено учениками в виде домашних проектов, которые объединяются в справочник или брошюру “Украинская писанка”.

“МОЗГОВАЯ АТАКА”

Рассмотрим применение этого метода во время обработки учениками теоретической части учебного материала из иллюстрирования книги (6-й кл. Книжная графика). Учитель побуждает учеников к коллективному исследованию, ставя вопроса (проблему для обсуждения): одно ли и тоже – иллюстрация и сюжетная композиция? Ученикам предлагают сравнить картину Т. Яблонской “Над Днепром” и иллюстрацию В.Полтавца к произведению Т.Шевченко “Встала весна”

Мысли учеников и предложенные ними идеи записывают на доске. Дети отмечают, что работа художника над иллюстрацией близка к работе над сюжетной композицией. Отличие состоит в том, что, иллюстрируя произведение, художник раскрывает графическими средствами мысли автора, а работая над сюжетной композицией, сам выбирает содержание и образы, по-своему их передает и трактует. Так, Т.Яблонская создала сюжетную композицию самостоятельно, на основе собственного анализа содержания, образов, натуры, а В.Полтавец художественными средствами раскрыл содержание и образы произведения большого поэта. Общим есть то, что оба автора опирались на этюды, зарисовки с натуры, на свою память и фантазию, умения и навыки.

Учитель уточняет и дополняет предложенные идеи, вместе с учениками систематизирует информацию относительно особенностей иллюстраций и отличия их от сюжетных композиций. Результаты такого исследования “возвращаются” ученикам в виде “совместно выработанной” схемы, которой ученики пользуются во время работы над иллюстрированием литературного произведения.

“ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ”

“Пресс-конференция” – это ролевая имитационная игра. Для проведения урока в форме пресс-конференции нужно поделить класс на группы “консультантов” (заранее подготовленных учеников) и “репортеров” (ученики, которые готовят вопроса из данной темы с целью получения необходимой информации).

Использовать этот метод можно во время объяснения вопроса композиции. “Консультанты” обрабатывают материал:

1. Виды композиций + примеры художественных произведений.

2. Схема анализа.

“Репортеры” ставят свои вопросы с целью получения от “консультантов” полной информации.

“Репортеры” в походке урока составляют научные статьи, которые раскрывают вопросы композиции.

Задание для всех учеников: создать абстрактные композиции из геометрических фигур (наборы); работа в парах.

“ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ”

В форме обмена информацией можно провести фрагменты урока или целый урок. Особенностью является необходимость предшествующей самостоятельной подготовки учеников. За 1-2 недели до урока ученикам дают задание поработать в библиотеке; подобрать книги, в которых бы в той или другой форме была раскрыта тема урока; продумать и предложить план изучения данного вопроса на уроке; отобрать материал для своего выступления и рассчитать его на 1-5 мин. (по указанию учителя). Желающие могут подготовить экскурсы в историю, исследование, схемы, рисунки, таблицы, карты местности, сведения из истории искусства и т.п.. Для желающих проводят консультации. Дают также информацию из данной темы, которая есть в учебном кабинете. Каждый ученик приносит на урок хотя бы одну книгу, в которой данная тема раскрыта полнее.

Одна из главных задач, которая стоит перед учителем, - хорошо организовать обмен знаниями, которые приобретают ученики во время работы со “своими” книгами, позаботиться о соблюдении регламента, выделить важную, актуальную и новую информацию.

Результаты такого вида учебной деятельности можно представить в виде “Дерева искусства”. Например, на уроке, посвященному изучению творчества художников-импрессионистов. “Дерево искусства” будет иметь такую схему (на доске прикрепляют портреты художников, репродукции картин, карту).

Для того чтобы дать возможность ученикам высказать свои мысли и передать впечатления от восприятия художественных произведений, целесообразно использовать такие методы как “Светский разговор”, “Микрофон”, “Цепочка”.

“СВЕТСКИЙ РАЗГОВОР”

Ученики в парах анализируют произведение с точки зрения эмоционально-смыслового замысла композиции, колорита, средств выражения, определяют принадлежность произведения к соответствующему стилю, дают характеристику эпохи. Реплики ученики могут начинать словами: “Глубокоуважаемый, а знаете Вы, что...”. Если у учеников возникают трудности во время беседы, то учитель может предложить им опорные фразы, записанные на доске или на карточках:

Перед нами живописный холст, натюрморт с... В центре картины размещен... Четко выделен композиционный центр – более близкое к краям... Предметы приобретают оттенки... Живописец использует такие цвета... Фон написан... Художник пишет мазками (пятнами, штрихами) Картина, написанная много лет тому, и сегодня поражает зрителей.

“МИКРОФОН”

На уроках, которые содержат такой вид деятельности как восприятие произведений искусства, эффективное использование метода “Микрофон”. Такой способ выражения своих мыслей дает любому возможность сказать что-то быстро, определить главное, выступать поочередно.

Решение задачи проверки и укрепления знаний связанное с использованием таких методов: “Уча учусь”, “Аквариум”, метод проектов, “Аукцион”, “Образная структурная модель”. Контрольные уроки имеют тоже немалый спектр – конкурсы, соревнование, многоэтапные эстафеты и т.п..

“УЧА УЧУСЬ”

Метод используют во время обобщения и закрепление изученного и завершение работы по теме.

Цель: датьученикам возможность принять участие в обучении и передаче своих знаний одноклассникам. Использование этого метода дает общую картину понятий и фактов в искусстве, вызовет определенные вопросы и повышает интерес.

Порядок проведения:

1. Подготовить карточки с фактами, которые касаются темы, по одной на каждого ученика.

2. Раздать по одной карточке любому.

3. В течении нескольких минут ученики читают информацию на карточке.

4. После того, как ученики прочитают информацию, предложите им ходить по классу, ознакамливая со своей информацией других одноклассников.

5. Ученик может одновременно разговаривать только с одной лицом. Задача состоит в том, чтобы поделиться своим фактом и самому получить определенную информацию от другого ученика.

6. После того как ученики завершат это упражнение, предложите им рассказать что-нибудь из того, о чем они узнали от других. Ответа можно записывать на доске.

Рассмотрите применения метода “Уча учусь” на обобщающем уроке из темы “Понятие об архитектуре как художественный образ. От палеолита к нашему веку” (7-й класс). Во время подготовки к уроку поможет следующая информация, оформленная в виде карточек.

Карточки содержат информацию о содержании понятия архитектуры, требования к архитектурным сооружениям, виды архитектуры по назначению, художественно-выразительные средства архитектуры, сведения об известнейших архитектурных сооружениях.

“АКВАРИУМ”

Учитель распределяет учеников на четырех группы и предлагает им прочитать текст, который содержит определенный объем учебного материала или рассмотреть ряд наглядных пособий с описаниями и объяснениями в течение 3-5 мин. Потом одна из групп садится в центр класса. Это необходимо, чтобы отделить действующую группу от слушателей определенным расстоянием. Эта группа получает письмо с задачей и схемой работы:

1. Прочитать вслух задачу.

2. Обсудить проблему, используя метод дискуссии.

Придите к общему решению за 3 – 4 минуты.

Группе предлагают вслух прочитать ситуацию или задание и обсудить их решения. Все другие ученики класса имеют право только слушать, не вмешиваясь в ход обсуждения. На эту работу группе дают 3-5 мин. После этого группа занимает свои места, а учитель ставит к классу вопросы:

- Соглашаетесь ли вы с мнением группы?

- Была ли эта мысль достаточно аргументированная, доказанная?

- Что из аргументов вы считаете более убедительным?

На такую беседу отводят до 2-3 мин. После этого место в “аквариуме” занимает другая группа, которая обсуждает следующую задачу. Все группы поочередно должны побывать в “Аквариуме”, и деятельность любой из них следует обсудить всем классом. В границах “Аквариума” можно подбить и итоги урока.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 61; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.80.89.146
Генерация страницы за: 0.093 сек.