Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальная расчетная работа №6

Составьте таблицу, характеризующую типологию и структуру уроков.

Раскройте сущность, признаки урока как основной формы организации обучения. Используйте при этом, как минимум 2 источника. Сопоставьте найденную информацию, сделайте выводы.

ПидкасистыйУрок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся»

Голованова Урок— основная форма организации обучения в классно-урочной системе. Уроки проводятся по разным предметам, на разных ступенях школы, с учащи­мися разного возраста, но все их объединяет общая структура, которая и несет в себе главные признаки этой дидактической формы.

Крившенко Урок — это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса), используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы ученики овладевали основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

СЛАСТЕНИНС позиций целостности педагогического процесса урок необходимо рассматривать как основную форму его организации. Именно в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-позна­вательной, но и других развивающих видов деятельности детей и подростков. Не случайно в последние годы широкое распространение получили уроки гражданственности, культуры, труда, поэзии и т.п.

Преимущества урока как формы организации педагогического процесса состоят в том, что он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет учителю систематически и последовательно излагать мате­риал, управлять развитием познавательных способностей и формиро­вать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды дея­тельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю; на уро­ке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навы­ков, но и самими методами познавательной деятельности; урок поз­воляет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.

Урок - это такая форма организации педагогического про цес­са, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью посто­янной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоп­риятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А.А.Бударному).



В приведенном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм. Это посто­янная группа учащихся; руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специ­фику, но и сущность урока.

ВЫВОД:

Таблица 1 - Типология и структура уроков по Сластенину (источник)

Название типа уроков Цель урока данного типа Структура урока данного типа (перечень этапов) Особенности организации урока данного типа
Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний   Изучение нового материала Организационный момент, повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; подведение итогов урока, задание на дом. Такие уроки проводятся преимущественно в средних и старших классах, когда изучается довольно объемистый или сложный материал. В средних классах они обычно проводятся методом рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий. В старших классах по такому материалу практикуются уроки-лекции, включающие в себя элементы беседы.
  Урок закрепления знаний Основным содержанием учебной работы на этом уроке является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения. Организационный момент, проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; подведение итогов урока, задание на дом. Проводятся они во всех классах после изучения отдельных тем или разделов учебной программы и направлены на организацию рассредоточенного повторения пройденного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения.
Уроки выработки и закрепления умений и навыков   Организационный момент, воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверка выполнения самостоя­тельных работ; подведение итогов урока, задание на дом. Процесс закрепления умений и навы­ков идет на нескольких уроках подряд, а затем в дальнейшем он долго имеет свое продолжение, когда класс занимается другими те­мами. От урока к уроку материал должен усложняться, чтобы дейс­твительно было видно, что учащиеся справляются с данной учебной задачей все успешнее и успешнее. Если в начале работы упражнения будут выполняться детьми с большой помощью учителя и с предвари­тельной большой проверкой того, как дети поняли задание, то в дальнейшем учащиеся должны будут сами устанавливать, где какое правило требуется применить, они должны научиться применять умения и навыки в самых разнообразных ситуациях, в том числе и в жизненной практике.
Уроки обобщения и систематизации знаний систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Организационный момент, вступление , заключение учителя, подведение итогов урока. Само повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщений, чтения отдельных мест из учебника или беседы учителя с учащимися. Такие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом.
Уроки проверки знаний, умений и навыков (контрольные) позволяют учителю выявить уровень обученности учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Организационный момент, вступление учителя, объяснение задания учителем; выполнение учащимися задания; сдача выполненного задания (или проверка его выполнения). Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в пись­менной форме.
Комбинированный урок На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше организационный момент, проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; первичная проверка усвоения; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; подведение итогов урока, задание на дом.  

6) Охарактеризуйте сущность, достоинства, ограничения, условия использования следующих форм организации деятельности учащихся на уроке:

- Фронтальная

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Достоинства: способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность. Недостатки:Такая организация по своей природе нацелена на некоего абстрактного ученика, в силу чего в практике работы школы весьма часто проявляются тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своих разноуровневых работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и навыков не готовы. Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне.

- групповая,

Групповые формы подразделяют на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы учебной работы предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. При кооперативно-групповой форме класс распределяется на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференциро­ванно-групповая форма учебной работы характеризуется тем, что как постоянные, так и временные группы подбираются учителем в зависимости от учебных возможностей, обучаемости, сформированности учебных навыков, скорости протекания познавательных процессов и по другим основаниям. К групповым относят также парную работу учащихся. Работой учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

- индивидуальная.

Индивидуальная форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д.

 

Но самый большой недостатоксложившихся форм организации педагогического процесса в том, что они не являются коллективными в настоящем смысле этого слова. Коллективная работа, возникающая только на базе дифференцированной групповой работы, должна иметь следующие признаки:

- класс воспринимает данное учителем задание как задание, за которое класс несет ответственность как коллектив и получает соответствующую социальную оценку;

- организация выполнения задания ложится на плечи самого клас­са и отдельных групп под руководством учителя;

- действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;

- есть взаимный контроль и ответственность перед классом и группой.

 

7) Охарактеризуйте экскурсию как дополнительную форму организации обучения: сущность, виды, задачи, требования к организации и т.д.

 

ХАРЛАМОВ Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Словоэкскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непо­средственного ознакомления с ними.

Функции:

- С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.

- Экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

- Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве.

- Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.

Виды: В зависимости от объектов наблюдения экскурсии:

- производственные экскурсии. Эти экскурсии планируются в курсах физики, химии, математики, экономичес­кой географии. Они предполагают посещение учащимися предприятий и сельскохозяйственных объектов, новостроек т.д. Производственные экскурсии помогают изучению основ современного производства и способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.

- естественно-научные экскурсии. Они проводятся для углубления знаний по таким предметам, как ботаника, зоология, география, и др. Это экскурсии в поле, в лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т.д.

- историко-литературные экскурсии. Это экскурсии, которые проводятся по литературе и истории и предполагают выходы в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и т.д.

- краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

- комплексные. Это такие экскурсии, которые проводятся по нескольким предметам одновременно. Например, экскурсия на стеклозавод может проводиться одновременно для углубления знаний по физике, химии, математике, географии, и по каждому из этих предметов изучаются специфические вопросы. Физик и химик знакомят учащихся с применением этих наук на производстве, математик раскрывает свои вопросы, географ рассказывает об экономических связях предприятия и т.д.

Классификация учебных экскурсий от дидактических задач, решаемых в процессе их проведения: -Экскурсии первого типа служат средством изучения нового материала учащимися, - экскурсии второго типа используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе.

По образовательным целям:экскурсии могут быть тематическими и обзорными. Тематические экскурсии проводятся в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязанных тем учебного предмета или нескольких учебных предметов (например физики и химии, биологии и географии). Обзорные экскурсии охватывают более широкий круг тем.

По месту в изучаемом разделе экскурсии бывают вводными (предваряющими), текущими (сопутствующими) и итоговыми (заключительными).

Требования: 1 этап: подготовка. Большое значения прежде всего имеет подготовительная работа к экскурсии и четкое определение ее цели. Подготовка экскурсии связана также с выбором объекта изучения. Третий момент подготовки экскурсии состоит в том, чтобы поставить перед учащимися конкретные вопросы, на которые им следует обратить особое внимание. Наконец, при подготовке экскурсии учитель посещает ее объект и решает, кто будет выступать в качестве экскурсовода – он сам или работник предприятия. В последнем случае учитель договаривается с ним о цели экскурсии и ее содержании, а также о методике объяснения материала. 2 этап: составляет содержательная часть экскурсии, т.е. организация учебной работы по восприятию и усвоению (или закреплению) изучаемого материала во время ее проведения. Делается это с помощью рассказа, объяснения, беседы и демонстрации (показа) важнейших частей и деталей изучаемого объекта.

В процессе экскурсии необходимо заботиться об активизации мышления учащихся и побуждать их к усвоению изучаемого материала. С этой целью учитель (экскурсовод) задает вопросы по тематике изучаемого материала. Во время экскурсии учащиеся делают записи важнейших положений темы, а также чертежи, зарисовки и т.д. Экскурсия заканчивается подведением ее итогов, обобщением того нового, что учащиеся узнали во время ее проведения.

8) Охарактеризуйте домашнюю учебную работу как дополнительную форму организации обучения: сущность, виды, задачи, требования к организации, проблемы в организации и т.д.

Домашняя учебная работа является составной частью учебного процесса:

- это обязательная форма обучения;

- учитель опосредованно руководит домашней работой (объясняет необходимый материал на уроке, подбирает и комментирует домашнее зада­ние, дает образцы выполнения и т. д.);

- проверка результатов выполнения домашней работы организуется на последующем уроке;

- в процессе домашней работы происходит закрепление и повторение изученного на уроке учебного материала;

-только в условиях домашней работы по-настоящему реализуется индивидуальная форма организации познавательной деятельности учащихся.

Функции:

1. В основе домашней работы лежит самостоятельная познавательная деятельность ученика, требующая самоорганизации умственного труда. Самоорганизация умственного труда школьника предполагает очень важные умения и навыки:

- умение подчинять свою умственную деятельность определенной цели и задачам;

- умение мотивировать свою самостоятельную работу («захотеть делать уроки»;

- умение выстроить режим своей умственной деятельности (рациональная организация времени выполнения заданий и отдыха, порядок на ра­бочем месте, соблюдение правил гигиены умственного труда);

- умения и навыки планирования своей деятельности;

- умение самостоятельно выбирать способы своей познавательной деятель­ности;

- умение организовать самоконтроль и самооценку своей учебной деятель­ности;

- проявление таких качеств личности, как внимательность, собранность, терпение, настойчивость.

Объем домашней работы не должен быть всегда «усредненным». Одно и то же количество задач по математике окажется совершенно непреодолимой трудностью для одного ученика и явно недостаточной нагрузкой для другого. Именно домашняя работа дает возможность учителю учесть индивидуальные особенности учащихся, на которые почти невозможно сориентироваться на уроке.

2. В системе домашней работы у школьников складывается важнейшее достижение — умение учиться, то есть они овладевают не только содержанием учебного предмета, но и умениями, навыками изучения этого предмета. Если ученик старательно выполняет домашнее задание, правильно решает задачи по математике, то он, вероятно, умеет решать задачи, но это вовсе не значит, что он умеет учиться. Решение задач другого уровня, более сложных, или задач по физике, а не по математике может вызвать у него затруднение, а с письменным заданием по истории он вообще не справится. Умение учиться предполагает обобщенные умения и навыки целенаправленно организовывать и осознанно совершать акт решения познавательной задачи. Выполняя домашнюю работу, учащиеся должны овладевать:

- умениями воспринимать и осмыслять знание, заключенное в тексте учеб­ника (делить на смысловые части, выделять главное, делать выписки, составлять план, самостоятельно выделять проблему, обобщать прочи­танное, формулировать выводы);

- умениями закреплять и применять знания (умение заучивать отобранный материал, воспроизводить его в различных видах пересказа (по плану, близко к тексту, своими словами), умение выполнять упражнения на раз­личном содержании по образцам, по алгоритму, с использованием па­мятки, инструктажа, в творческой форме, предложив свой способ реше­ния, умение подготовить доклад, реферат, выступление в дискуссии);

-умениями организационными (соблюдать режим дня, устанавливать опре­деленный порядок на рабочем месте, контролировать себя и побуждать, оценивать результаты своих действий, планировать свой рабочий день и свою деятельность на продолжительный период).

3. Домашняя работа формирует у школьников готовность к самообразованию. Совершенно естественно, что дома ученик получает возможность углубиться в изучение того предмета или учебного материала, который его интересует (правда, это часто делается в ущерб «нелюбимым» предметам). Ученик ищет дополнительные источники информации, чтобы качественно выполнить задание, нередко даже расширяет границы обязательного задания.

СЛАСТЕНИННеобходимость домашней работы учащихся обусловлена не столь­ко решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, совер­шенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формиро­вания навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию. Поэтому утверждения, что в домашних заданиях нет необходимости, поскольку основное должно быть изучено на уроке, несостоятельны. Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение, формируя чувство ответс­твенности за порученное дело, вырабатывая аккуратность, усидчи­вость и другие социально ценные качества.

Домашняя учебная работа учащихся принципиально отличается от классной прежде всего тем, что протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указаниям. Ученик сам опреде­ляет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы. Работая самостоятельно в домашних усло­виях, которые значительно отличаются от классных, ученик лишен тех средств, которые может использовать учитель, чтобы сделать работу более увлекательной; дома нет коллектива, который благот­ворно влияет на создание рабочего настроения, стимулирует здоро­вое соперничество.

Исходя из дидактических целей, можно выделить три вида до­машних заданий: подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы; направленные на закрепление знаний, выработ­ку умений и навыков; требующие применения полученных знаний на практике. Особым видом являются задания творческого характера (написание изложений, сочинений, выполнение рисунков, изготовле­ние поделок, наглядных пособий и т.п.). Могут быть индивидуальные домашние задания и задания отдельным группам учащихся.

Методика организации домашней работы - одно из слабых мест в деятельности школы и семьи. Часто задавание уроков на дом вообще не выделяется как самостоятельный этап урока. Между тем задавание уроков на дом должно помогать учащимся самостоятельно учиться. Домашние задания должны даваться с учетом возможностей их выпол­нения школьником в следующих пределах: 1 класс -до 1 ч; II-до 1,5 ч; III-IV классы -до 2 ч; V-VI-до 2,5 ч; VII-до 3 ч; VIII -XI-до 4 ч. Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целе­сообразно строить по принципу "минимум - максимум". Задания-мини­мум обязательны для всех. Задания-максимум необязательны, рассчи­таны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склон­ность.

В практике работы школы сложились следующие виды инструктажа при задавании уроков на дом: предложение выполнить таким же спо­собом, каким выполнялись аналогичные работы в классе; объяснение способа выполнения задания на двух-трех примерах; разбор наиболее трудных элементов домашнего задания.

Особенности приготовления уроков в школах-интернатах и школах продленного дня

Преимущества самоподготовки состоят в том, что она проходит в продуктивные для самостоятельной работы часы (обычно после от­дыха, прогулки); общее руководство самоподготовкой осуществляет педагог (можно обратиться за помощью); учитель может контролиро­вать ход выполнения домашней работы и учитывать результаты в пос­ледующей работе на уроке (если самоподготовкой руководит учитель класса); можно мобилизовать силу коллектива на создание общест­венного мнения, организовать взаимоконтроль, взаимопомощь; учи­тель класса может сразу проверить выполнение домашней работы и тем самым высвободить время на уроке.

Однако самоподготовка не лишена недостатков. Так, в частнос­ти, возможно списывание и подсказки, порождающие иждивенческие настроения отдельных учащихся; выполнившие задание, как правило, находятся в том же помещении, что и другие (мешают, вызывают то­ропливость); усложняется процесс подготовки устных заданий.

Нередко самоподготовкой руководит учитель. С одной стороны, это хорошо, но с другой - самоподготовка часто превращается в урок, так как внимание обращается на ликвидацию пробелов, исправ­ление недоработок. В настоящее время для руководства самоподго­товкой все больше привлекаются штатные воспитатели. Они рекомен­дуют целесообразный порядок выполнения задания; подсказывают приемы работы; организуют взаимоконтроль и взаимопомощь.

 

 

Решить краевую задачу для прямоугольника методом конечных разностей в четырех приближениях с различным количеством внутренних узлов: 1, 3 по прямой, 5 по прямой и 9 (3 по 3 прямым). Построить схему расположения узлов и трехмерный график решения (сеточной функции) в каждом случае. Построить график зависимости значения функции в центральном узле от номера приближения.

 

Вар. Уравнение Границы области Краевые значения
1. , , , , , ,
2. , , , , , ,
3. , , , , , ,
4. , , , , , ,
5. , , , , , ,
6. , , , , , ,
7. , , , , , ,
8. , , , , , ,
9. , , , , , ,
10. , , , , , ,
11. , , , , , ,
12. , , , , , ,
13. , , , , , ,
14. , , , , , ,
15. , , , , , ,
16. , , , , , ,
17. , , , , , ,
18. , , , , , ,

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Индивидуальная расчетная работа №6

Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 62; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.224.19.6
Генерация страницы за: 0.193 сек.