Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

по дисциплине «Культурология»

Задание:выполнение исследовательского проекта (реферата)по темам разделов курса «Становление культурологии как научной дисциплины» и «Основные культурологические концепции».

Цель выполнения задания: углубленное изучению одной из конкретных проблем курса «Культурология», овладение навыками самостоятельной работы с научной литературой, выработка умения анализировать и обобщать теоретический материал, применять полученные знания на практике.

Описание задания.

Реферат(от лат. refero – докладываю, сообщаю)представляет собой краткое изложение результатов изучения научной темы в письменном виде важной частью которого выступает обзор соответствующих теме литературных источников. Как вид учебной деятельности студента реферат имеет научно-информационное предназначение. В ходе работы над рефератом студент овладевает умением самостоятельно работать с книгой, с творческой позиции обрабатывать и оценивать изучаемый материал. Реферирование литературных источников подразумевает сжатое, логичное и аргументированное изложение мысли на основе широкого и адекватного исследовательским задачам использования общенаучной и специальной терминологии.

При проведении предварительных работ и непосредственном написании реферата студент должен решить три задачи:

ü изучить основную литературу по курсу, найти и использовать в реферате необходимые материалы в соответствии с выбранной темой;

ü полно и логически последовательно изложить материал по выбранной теме, раскрыть основные понятия;

ü дать практические рекомендации по использованию в практике делового общения тех или иных теоретических положений;

ü сформулировать и изложить свое личное отношение к проблемам, затрагиваемым в реферате.

Следует помнить, что работа над рефератом принесет пользу его автору, а сам реферат вызовет интерес других лиц, если студент отнесется к его подготовке серьезно, соблюдая все необходимые требования.
В написании реферата следует выделить три этапа:

 

1. подготовительный;

2. исполнительный;

3. заключительный.

 

Подготовительный этап начинается с выбора темы, которая в той или иной степени близка интересам студента, предварительной разработкой плана, который по сути является отражением структуры и последовательности изложения собранного материала. План обязательно согласовывается с преподавателем, но в процессе работы над рефератом он может изменяться (корректироваться) в связи с углубленным освоением собранного материала.

Важным моментом в работе над рефератом является подбор источников в той или иной степени соответствуют рассматриваемой теме и рекомендуемым преподавателем списком литературы. Поиск информации следует осуществлять в библиотечных систематических и алфавитных каталогах, а также в сети «Интернет». В первую очередь следует обратиться к основным книгам выбранной проблемы и литературе по тематике, близкой к содержанию работы. Студенту следует также использовать библиографические сноски, ссылки и указания в учебниках, монографиях и других трудах по теме реферата. Кроме того в поле изучения должны войти научные публикации, периодическая печать, специальная литература и пр.



 

Исполнительный этап включает изучение литературы по выбранной теме и непосредственное написание реферата. Используя различные источники, опираясь на собственные выписки, тезисы, конспекты, необходимо систематизировать (привести в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному плану) и обобщить материал.

При написании реферата следует обращать внимание на:
актуальность содержания, теоретический уровень, глубину и полноту анализа материала; информационную насыщенность, новизну и оригинальность раскрытия основных вопросов; простоту и доходчивость изложения; структурную организацию, логику, грамматическую правильность и стиль; убедительность и аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность выводов.

Подготовка реферата происходит во время самостоятельной работы, обсуждения во время «контактных часов» (встреч преподавателя и студентов), оценивается проект как письменная работа без вынесения на защиту.

Заключительный этап внимательного вычитывания, проверки точности написания терминов и правильности построения оборотов речи. Реферат, представляемый преподавателю для ознакомления, должен удовлетворять требованиям, предъявляемым к научным работам и требованиям культуры оформления. Это позволяет преподавателю оценивать возможности и способности студента, судить об его успеваемости. По требованию преподавателя текст реферата распечатывается на принтере, листы реферата скрепляются или оформляются в папку или предоставляется в электронном виде в редакторе Microsoft Word для Windows, шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 12.

 

Темы исследовательских проектов (рефератов)

 

Становление философии культуры, основные этапы: общая характеристика.  
Представление о культуре в античной мысли: общий обзор.  
«Техне» и учение о «пайдейе»: Платон, Аристотель, киники, стоики.  
Культура в представлениях древнеримских мыслителей.  
5. Элементы культурологии в христианской мысли и патристике.  
Социально-историческая основа проблематизации феномена культуры в эпоху Возрождения.  
Гуманизм и антропоцентризм: человек – системообразующий центр культурологического анализа.  
Культивирование разума, историзм и идея целостности культуры (Дж.Вико).  
Просветительская концепция культуры.  
Антропоцентризм немецкого Просвещения и понятие «культура».  
Социоцентризм французского Просвещения и его концептуализация в понятии «цивилизация».  
Идеи прогресса и многовариантности культурно-исторического процесса в трудах Ж.-Ж.Руссо и Г.Гердера.  
Природа и культура в философии И.Канта.  
Эстетизация культуры в немецком романтизме и неоромантизме.  
Концепция культуры Г.Гегеля (культура как «образование»).  
Критика просветительского рассудка (И.Гете, И. Шиллер, Фр.Новалис, Ф.Шлегель и др.).  
«Эстетическая утопия» Ф.Шиллера.  
Неоромантическая интерпретация культуры А. Шопенгауэром и Фр. Ницше (трансформация классического взгляда на культуру).  
Психоаналитическая концепция культуры (З.Фрейд, К.Юнг).  
Человек и культура в экзистенциализме.  
Неокантианство (В.Виндельбандт) о методологических проблемах «наук о природе» и «наук о культуре».  
Герменевтический взгляд на культуру в работах В.Дильтея, Г.Г.Гадамера.  
Влияние марксизма на развитие науки о культуре.  
Эволюционистские взгляды на культуру в трудах Г. Спенсера, Дж. Лебока, Э. Тайлора, Дж. Фрезера и др.  
Циклические концепции культуры в работах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П.А. Сорокина (сравнительный анализ).  
Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.  
Морфология культуры О.Шпенглера.  
А.Тойнби и типологии цивилизаций.  
Теория суперсистем П.А.Сорокина.  
Идея пассионарности в теории этногенеза Л.Н.Гумилева.  
Пост эволюционистские модели культуры (Л.Уайт).  
Символическая философия культуры Э.Кассирера.  
Семиотика и культурная семантика.  
Синергетическая концепция культуры.  
Этизация культуры в гуманистических концепциях Л.Толстого, А.Швейцера и др.  
Этические основания современной культуры в работах Э.Фромма.  
«Игровая» теория культуры Й.Хёйзинги.  
Структуралистские и постструктуралистские концепции К.Леви-Стросса, Р.Барта и пр.  
«Гениалогия» М.Фуко.  
«Деконструктивизм» Ж.Деррида.  

 

Уровни рейтинговой оценки:

19-20 баллов – самостоятельное исследование, отличающееся актуальностью проблемы, системностью излагаемого материала, знанием и умением интерпретировать различные научные подходы по поднимаемой проблеме, проработкой большого количества единиц литература и источников, необходимых для раскрытия темы и грамотным ее обзором, логичностью структуры, аргументированностью авторских выводов и обобщений, правильным оформлением справочно-ссылочного аппарата, наличием (по необходимости) иллюстративного материала.

17-18 балла – самостоятельное исследование, отличающееся актуальностью проблемы, системностью излагаемого материала, знанием и умением интерпретировать различные научные подходы по поднимаемой проблеме, проработкой достаточного, но не полного для раскрытия темы, количества единиц литература и источников, необходимых для раскрытия темы и грамотным ее обзором, логичностью структуры, аргументированностью авторских выводов и обобщений, правильным оформлением справочно-ссылочного аппарата, наличием (по необходимости) иллюстративного материала.

15-16 баллов – самостоятельное исследование, отличающееся актуальностью проблемы, системностью излагаемого материала, знанием и умением интерпретировать различные научные подходы по поднимаемой проблеме, проработкой достаточного, но не полного для раскрытия темы, количества единиц литература и источников, необходимых для раскрытия темы и грамотным ее обзором, логичностью структуры, аргументированностью авторских выводов и обобщений, не всегда правильно оформлен справочно-ссылочный аппарат, отсутствует иллюстративный материал.

13-14 баллов – самостоятельное исследование, отличающееся актуальностью проблемы, системностью излагаемого материала, не всегда верной интерпретацией различных научных подходов по поднимаемой проблеме, проработкой достаточного, но не полного для раскрытия темы, количества единиц литература и источников, необходимых для раскрытия темы и грамотным ее обзором, логичностью структуры, аргументированностью авторских выводов и обобщений, не всегда правильно оформлен справочно-ссылочный аппарат, отсутствует иллюстративный материал.

10-11 баллов – самостоятельное исследование, отличающееся актуальностью проблемы, погрешностями в логике излагаемого материала, отсутствием собственной точки зрения на проблему, не всегда верной интерпретацией различных научных подходов по поднимаемой проблеме, проработкой достаточного, но не полного для раскрытия темы, количества единиц литература и источников, необходимых для раскрытия темы и грамотным ее обзором, логичностью структуры, аргументированностью авторских выводов и обобщений, не всегда правильно оформлен справочно-ссылочный аппарат, отсутствует иллюстративный материал.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 47; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.158.238.172
Генерация страницы за: 0.019 сек.