Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой идеализм и его причины




Правовой идеализм - это переоценка права и его возможостей. Основными формами проявления правовоrо идеализма являются:

• нереалисtичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторванной от жизни (в том числе . противопоставление "писаного" и "неписаного" права);

• слепая вера граждан в "хорошие законы", которые способны быстро изменить жизнь;

• буквальное восприятие права как средства регулирования общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отношения регулируются не только правом;

• идеалистическое отношение к праву со стороны законодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, слабое знание жизни, непонимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа, непредусмотрение механизма реализации норм правового акта, вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы);

• неадекватное понимание должностными лицами и государственными органами возможностей закона (их сильное преувеличение), а также пределов правового воздействия (не все общественные отношения можно отрегулировать правом, не все сферы жизни находятся "в поле зрения" правовых норм, например: личные, семейные, отношения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдаленных районах тайги и Крайнего Севера, горных поселениях некоторых народностей Кавказа и т. д.);

• увлечение формальной стороной права (например при рассмотрении многих судебных дел).

К причинам распространения правового идеализма в российском обществе относятся:

• особенности исторического развития, самодержавно-деспотический

характер власти, отсутствие развитых демократических традиций;

• историческое всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права) запрещение царскими указами ношения бороды, введение новых привычек (европейская одежда, парики), отмена крепостного права, провозглашение победы пролетарской революции и установление социалистического строя, быстрое и практическое осуществление многих государственных замыслов строительство громадных сооружений, рытье каналов; переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и отмена социализма сверху;

• культивируемый десятилетиями и столетиями "правовой голод";

• идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву;

• неразвитое и деформированное правосознание;

• юридическое невежество;



• дефицит политико-правовой культуры.

Основными путями борьбы с правовым идеализмом являются:

• укрепление режима законности в стране;

• гарантированность прав и свобод граждан;

• уменьшение частоты принятия и количества нормативно-правовых актов, улучшение их качества;

• уделение законодателем внимания реальности, близости к жизни принимаемых им актов;

• усиление реалистичности юридический науки;

• создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов;

• правовое воспитание.

Правовой идеализм и правовой нигилизм родственные, взаимосвязанные явления.

Рано или поздно правовой идеализм превращается в правовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает правовой идеализм. Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и с правовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.

93 Правовое воспитание личности: понятие, задачи, система.

Правовое воспитание - это формирование у граждан и в обществе правосознания и правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

Основными направлениями правового воспитания являются:

• формирование правосознания и правовой культуры в семье;

• обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе;

• профессиональная правовая подготовка в высших учебных заведениях

юридического (и родственного) профиля;

• самовоспитание;

• распространение правовых знаний средствами массовой информации;

• выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной

юридической литературы;

• осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;

• создание компьютерных баз данных ("Гарант", "Консультант-плюс", "Кодекс"), распространение правовой информации через Интернет.

Правовые знания включают в себя:

• знание норм Конституции РФ;

• знание содержания наиболее важных федеральных законов (в том числе основных положений отраслевых кодексов);

• понимание сущности правовых учений, доктрин;

• ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов;

• наблюдение за деятельностью законодательных органов и учет новейших нормативно-правовых актов;

• иную информацию.

Система правового воспитания - это совокупность основных частей (элементов) правовоспитательной процесса, обеспечивающего определенный порядок и организацию его.

Систему правового воспитания образуют следующие элементы:

субъекты - государственные органы, организации, специально уполномоченные государством лица, осуществляющие правовоспитательная деятельность

объекты - граждане или общественные группы, которых воспитывают;

совокупность правовоспитательная мероприятий, определенных способов и средств.

Субъект правового воспитания может иметь правовоспитательная функцию как основную (педагогические государственные университеты, другие учебные заведения Украины, юридические факультеты государственных университетов и др.) или как одну в из многих (совета депутатов, прокуратура, адвокатура, органы юстиции, МВД, Министерства образования и науки и др..).

Объект правового воспитания (граждане) в течении право-воспитательного процесса подвергается воздействию двух факторов, от которых зависит эффективность правового воспитания:

1) объективный фактор - положительные внешние условия, способствующие правовоспитательной деятельности (демократизация общества, защита прав личности, успехи правотворческой деятельности, юридической практики и др.) или отрицательные условия, затрудняющие правовоспитательная деятельность (несовершенство законодательства, недоработке способов и средств правового воспитания и т.д.);

2) субъективный фактор - положительный внутренний духовно-правовое положение личности (ее правовая воспитанность, установка на правомерное поведение) или отрицательный (правовая установка на неправомерное поведение в, одной из основ которой является правовой нигилизм.

Совокупность правовоспитательная мероприятий можно представить в виде способов и средств правового воспитания.

Способы правового воспитания следующие:

· правовое образование (или иначе: правовой всеобуч);

· правовая пропаганда;

· юридическая практика государственных органов и других организаций (например, правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.п.);

· правомерное поведение граждан, личное участие их в осуществлении (реализации) и охране правовых норм;

· самовоспитания.

Основными способами правового воспитания являются:

• убеждение;

• предупреждение;

• поощрение;

• принуждение;

• наказание.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 47; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.108.167
Генерация страницы за: 0.101 сек.