Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Минобрнауки России 15 страница




 

82. [Если] он не может прожить даже обеими и если возникает [вопрос],

как быть. [тогда], занимаясь земледелием (krsi) и скотоводством

(goraksa), он может жить образом жизни вайщия.

 

83. Брахман или даже кшатрий, живущий образом жизни вайщия, пусть

старательно избегает земледелия, наносящего вред * и зависящего от

других *.

 

84. "Земледелие добродетельно", - так думают многие, но такой образ

жизни порицается благочестивыми, ибо дерево с. железным наконечником

ранит землю и [существа], живущие в земле.

 

85. Кто отказывается от полного соблюдения дхармы из-за недостатка

средств существования, тот для приращения богатства может торговать

товарами, которыми торгуют вайщии *. делая [следующие] исключения:

 

86. следует избегать [при торговле] всевозможных соков, приготовленной

пищи, кунжута, камня, соли, скота (ра^и) и людей (manusa),

 

87. всякой крашеной (rakta) ткани (tantu), а пеньковой (^апа), льняной

(ksauma) и шерстяной (avika), - даже если она не крашена, - плодов,

кореньев, а также лекарственных растений,

 

88. воды, оружия, яда, мяса, сомы, благовоний - во всех случаях,

молока, меда, простокваши, коровьего масла, растительного масла,

сладостей, сахара (guda), травы куща,

 

89. всех лесных животных, а также обладающих клыками, птиц, пьянящих

напитков, индиго (nili), лака, а также всех однокопытных.

 

90. Земледелец (krsivala) может продавать для [исполнения] дхармы *

чистые, недолго хранившиеся зерна кунжута, вырастив [их] сам

добровольно посредством земледелия.

 

91. Если он пользуется зернами кунжута иначе, чем для пищи, умащения и

дарения, он, возродившись червем, погружается вместе с предками в

собачьи экскременты.

 

92. [Из-за торговли] мясом, лаком и солью он немедленно становится

изгоем, из-за торговли (vikraya) молоком брахман делается в три дня

щудрой *.

 

93. Из-за добровольной торговли * в этом мире другими [запрещенными]

товарами брахман в течение семи ночей становится вайщием.

 

94. Соки можно обменивать на соки, но не соль на соки, приготовленную

пищу на неприготовленную, кунжут на зерно, равное ему [по стоимости].

 

95. Кшатрий, попавший в беду, может существовать всеми этими

[средствами]; но ему никогда не следует даже думать о более высоком

образе жизни *.

 

96. Кто, низший по рождению (jati), из жадности живет занятиями

высших, того царь, лишив имущества, пусть немедленно изгонит.

 

97. Лучше своя дхарма, плохо исполненная, чем хорошо исполненная

чужая, так как живущий [исполнением] чужой дхармы немедленно

становится изгоем.

 

98. Вайщии, который не в состоянии существовать [исполнением] своей

дхармы, может существовать по образу жизни шудры, [но] не исполняя

запрещенные [ему] дела и отвращаясь [от этого] как только может.

 

99. Щудра, не могущий исполнять услужение (^u^rusa) дваждырожденному,

которому угрожает гибель сыновей и жены, может жить занятиями

ремесленников (karukarman).

 

100. [Ему надлежит следовать] тем занятиям ремесленников, таким

различным ремеслам (^ilpa), исполнением которых обслуживаются

дваждырожденные.

 

101. Брахман, не прибегающий к образу жизни вайщия, придерживающийся

своего пути, мучимый недостатком средств существования, гибнущий,

может исполнять такую дхарму:

 

102. брахман, попавший в беду, может принимать [подаяние] от всякого;

согласно дхарме его чистота не может загрязниться *.

 

103. Из-за обучения, жертвоприношения и приема подаяний от презренных

(garhita) для брахманов [в крайних обстоятельствах] не бывает греха,

ибо они подобны огню и воде.

 

104. Кто, находясь в опасности для жизни, ест пищу, [полученную] от

кого попало, не пятнается грехом, как небо грязью.

 

105. Аджигарта, страдающий от голода и приближавшийся, [чтобы] убить

сына, не был запятнан грехом, [ибо] он действовал для утоления голода

*.

 

106. Вамадева, хорошо различавший дхарму и адхарму, не запятнал себя,

когда, мучимый [голодом], хотел съесть мясо собаки для сохранения

жизни.

 

107. Великий подвижник Бхарадваджа с сыном, мучимый голодом в

безлюдном лесу, принял множество коров от плотника * Брибу.

 

108. Вищвамитра, хорошо различавший дхарму и адхарму, решился, мучимый

голодом, [съесть] ляжку собаки, приняв [ее] из рук чандалы.

 

109. При [сравнении] средств к жизни, приобретенных от получения

[милостыни], жертвоприношения [для других] и обучения, получение

[милостыни] наименее почетно и после смерти брахмана порицается *,

 

110. ибо жертвоприношение и обучение совершаются всегда для очищающих

себя обрядами, но [милостыню] получают даже от низкорожденного щудры.

 

111. Грех, совершенный принесением жертв и обучением*, устраняется

произнесением шепотом молитв и огненным жертвоприношением, но [грех],

имеющий причиной получение [милостыни], - отказом [от милостыни] и

умерщвлением плоти.

 

112. Брахман, не имеющий, чем жить, может собирать колосья или зерна с

любого [поля]; собирание колосьев лучше получения милостыни, а сбор

зерен предпочитается даже ему.

 

113. Брахманам-снатакам, бедствующим, нуждающимся в металле или в

[другом] предмете, следует просить царя; если тот не желает давать, он

должен быть покинут *.

 

114. [При сравнении] поля необработанного и обработанного, коров, коз,

овец, золота, зерна и пищи - каждое предшествующее менее греховно [при

получении его в качестве милостыни].

 

115. Существует семь законных способов приобретения имущества (vitta):

наследование (daya), получение (labha)*, покупка (kraya), завоевание

(jaya), ростовщичество (prayoga) исполнение работы (karinayoga), а

также получение (pratig'raha) [милостыни] от добродетельных *.

 

116. [Имеется] десять средств (hetu) существования: знание (vidya),

ремесло (^ilpa), работа за плату (bhrti), услужение (seva),

скотоводство, (goraksya), торговля (vipani), земледелие (krsi),

довольство [малым] (dhrti), милостыня (bhaiksa).ростовщичество

(kusida).

 

117. Брахману и даже кшатрию не полагается ссужать [деньги] под

проценты; но при желании он, конечно, может дать грешнику [ссуду] под

небольшой процент для [исполнения] дхармы.

 

118. Кшатрий*, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую

часть [урожая] *, со всей энергией охраняющий подданных, -

освобождается от греха.

 

119. Его, [царя], дхарма - победа; он не может отступать в страхе;

защищая оружием вайщиев, он может заставлять вносить законный

(dharmya) налог (bali).

 

120. [Налог] на народ (vi";) - одна восьмая в зерне, налог (^lilka) [с

золота и скота] - одна двадцатая *, [но] по крайней мере каршапана;

щудры, а также ремесленники (karu) и мастера по художественным

ремеслам (";ilpin) [вместо налога] исполняют работы.

 

121. Но щудра, [который не может содержать себя обслуживанием

брахмана], желающий снискать средства существования, может служить

кшатрию, или же щудра, заботящийся о поддержании жизни, - [может

содержать себя], служа богатому вайщию.

 

122. Но брахманов ему следует обслуживать и ради неба и ради двойной

цели *, ибо для него, постоянно преданного брахману, та цель

достижима.

 

123. Обслуживание брахманов восхваляется как лучшее дело для щудры:

поэтому, чтобы он ни делал другое, все для него бесплодно.

 

124. Ими должно быть ему определено из своего хозяйства (kutumba)

содержание как полагается, приняв во внимание его способности,

прилежание и число тех, кого он обязан содержать (bhi-tya).

 

125. Ему можно давать остатки пищи, старые одежды, отбросы зерна и

старую домашнюю утварь.

 

126. Для щудры нет преступления, в результате которого он делается

изгоем *, он не заслуживает посвящения, у него нет ни прав [исполнять]

дхармы [дваждырожденных], ни препятствий к этому *.

 

127. Но [щудры], желающие исполнять дхарму, знающие дхарму, следуя

образу жизни благочестивых - без произнесения мантр, - не совершают

греха, [а] заслуживают похвалы.

 

128. Чем более щудра, свободный от зависти, следует образу жизни

добродетельных, тем более он, свободный от порицания, преуспевает в

этом и в ином мире.

 

129. Щудра не должен накапливать богатств (dhana), даже имея

возможность (сделать это], так как щудра. приобретая богатство,

притесняет (badhate) брахманов *.

 

130. Эти дхармы четырех варн в бедственных обстоятель ствах объявлены:

правильно исполняющие их достигают вые шего блаженства.

 

131. Итак, все правило дхармы для четырех варн объявлено; теперь я

изложу чистое правило искупления (praya^citta)" Такова в дхармащастре

Ману, изложенной Бхригу. десятая "пава.

 

ГЛАВА XI

 

1. "Желающего [жениться ради] потомства, желающего совершить

жертвоприношение, путешествующего, отдавшего все имущество *,

[просящего] ради гуру, ради отца и матери,, ради обучения, а также

больного -

 

2. Этих девять брахманов-снатак следует считать нищенствующими ради

[исполнения] дхармы; им, не имеющим средств, должно давать подаяние в

соответствии с их ученостью *.

 

3. Этим лучшим из дваждырожденных должна даваться пища и жертвенные

дары *; объявлено, что другим * готовая пища должна даваться вне

пределов священной ограды.

 

4. Царю следует одаривать по достоинству всякого рода драгоценностями

сведущих в Беде брахманов, а за [исполнение ими] жертвоприношений -

жертвенными дарами (daksina).

 

5. Кто, находясь в браке, вступает в брак с другой женой, выпросив [на

этот брак средства], наградой тому [является] чувственное

удовольствие, но потомство [от второго брака] принадлежит давшему

средства.

 

6. Но если кто-нибудь дает средства, сколько только может, сведущим в

Веде живущим в уединении брахманам, тот после смерти достигает неба

(svarga).

 

7. У кого имеется трехлетний [запас] продовольствия, достаточный для

содержания челяди (bhrtya) или даже более того, тот достоин пить сому

*.

 

8. Поэтому тот дваждырожденный. который пьет сому, обладая значительно

меньшим достатком, не извлекает пользы от этого [действия], хотя бы он

раньше пил сок сомы *.

 

9. Если богатый (^akta) щедр к другим, когда его семья (svajana) живет

в бедности, он, соблюдающий подобие дхармы, вкушает яд, имеющий вид

меда,

 

10. Если кто-нибудь совершает похоронные обряды с ущербом * для тех,

кого он обязан содержать, это имеет неблагоприятные последствия для

него, живого и мертвого.

 

II. Если у жертвователя, особенно брахмана, жертвоприношение

приостановлено вследствие {отсутствия] одного маловажного предмета,

[то], если имеющийся царь справедлив *,

 

12. этот предмет, [необходимый] для успеха жертвоприношения, можно

забрать из хозяйства того богатого скотом вайщия, который пренебрегает

исполнением жертвоприношений * и не пьет сомы.

 

13. При желании [жертвователь] может взять два или три [предмета] из

жилища шудры *, так как щудра не участвует в жертвоприношениях.

 

14. Даже из хозяйств (kutumba) тех, кто не зажигает огонь на алтаре,

имея сто коров, и кто не приносит жертв, имея тысячу коров,

[жертвователь] может взять [нужное ему] не колеблясь.

 

15. Он может взять у всегда берущего, [но] недающего [и]

отказывающегося дать; так слава [берущего] распространяется и дхарма

возрастает.

 

16. Равным образом не евший шесть сроков приема пищи на седьмой срок *

может взять у пренебрегающего [исполнением] дхармы, не делая, [однако,

запаса] на завтрашний день.

 

17. Или [пища] забирается из зернохранилища (khala), с поля, из дома

или даже откуда бы то ни было; но если [хозяин] спрашивает, ему,

спрашивающему, должно быть объяснено.

 

18. Кшатрием никогда не должна забираться собственность (sva)

брахмана, но, не имея средств к жизни, он может забирать собственность

дасью * и не исполняющего обрядов *.

 

19. Кто, забрав собственность (artha) у порочных, передает

добродетельным, тот, превратив себя в судно, спасает и тех и других *.

 

20. То имущество, которое [принадлежит] ревностно исполняющему

жертвоприношения, мудрые назвали собственностью (sva) богов, но то

имущество, которое [принадлежит] не исполняющим жертвоприношения,

считается собственностью (vitta) асуров.

 

21. Справедливому царю не следует накладывать наказание на него *, ибо

брахман, [если и] страдает от голода, [то] от неразумия кшатриев.

 

22. Осведомившись, [как велика] его челядь (bhrtyajana), царю, зная

его ученость и поведение, следует назначить ему справедливое

содержание из своего хозяйства (svakutumba) *.

 

23. А назначив ему содержание, царю полагается охранять его во всех

отношениях, ибо царь от такой охраны приобретает шестую часть дхармы

охраняемого *.

 

24. Брахману никогда не следует просить средства (dhana) для

жертвоприношения у щудры, ибо приносящий жертву, выпросив [ее у

щудры], возрождается после смерти чандалой *.

 

25. Брахман, который, выпросив средства для жертвоприношения,

использует [для этого] не все, становится коршуном или вороном на сто

лет.

 

26. Тот грешник, который захватывает собственность богов* и брахманов,

в другом мире* живет экскрементами коршунов.

 

27. В конце года следует всегда исполнять жертвоприношение вайщванари

(vai^vanari) * в качестве искупления за неисполнение предписанных

жертвоприношений животного и сомы.

 

28. Тот дваждырожденный, который не при крайних обстоятельствах

исполняет дхарму, установленную для крайних обстоятельств, не получает

награды в будущей жизни: так установлено [мудрыми].

 

29. Всеми богами, садхьями и брахманами - великими риши, боявшимися

гибели в крайних обстоятельствах, было создано заменяющее правило

[вместо главного].

 

30. Кто, будучи в состоянии исполнить главное правило (prathamakalpa),

живет согласно заменяющему (anukalpa), для того, злонамеренного,

будущая награда не полагается.

 

31. Брахман, знающий дхарму, может ничего не сообщать царю; именно

своей мощью * ему следует наказывать тех вредящих [ему] людей.

 

32. [При сравнении] его мощи и мощи царя его мощь - более сильная,

поэтому именно своей мощью дваждырожденный может наказывать врагов.

 

33. Он может без колебаний использовать священные тексты Атхарвана и

Ангираса *, ведь слово - оружие брахмана, пусть дваждырожденный им

поражает врагов.

 

34. Кшатрию полагается преодолевать выпавшее ему несчастье мощью руки,

вайщию и щудре же - богатством, лучшему из дваждырожденных - тихими

молитвами и жертвоприношениями на огне.

 

35. Брахман считается творцом (мира], карателем, учителем,

благодетелем; нельзя ни говорить ему [что-нибудь] неблагоприятное, ни

обращаться к нему грубо.

 

36. Ни девушка, ни молодая женщина, ни человек малосведущий, ни глупый

не могут совершать агнихотру, так же как больной и непосвященный,

 

37. ибо такие {люди], совершающие жертвы на огне, и тот, чья та

{агнихотра], низвергаются в ад; поэтому совершающему жертвоприношение

надо быть искусным в [совершении обрядов] Вайтана * и знающим всю

Веду.

 

38. Брахман, будучи богатым, не дав посвященную Праджапати лошадь в

качестве вознаграждения за совершение агньядхеи *, становится

[подобным] тому, кто не зажигал священных огней.

 

39. Верующий и обуздывающий свои чувства может исполнять и другие

благочестивые деяния, но ни в коем случае не следует в этом мире

совершать жертвоприношения за меньшее, [чем положено], вознаграждение

*.

 

40. Органы чувств, почет, небо, долголетие, славу, потомство, скот -

губит жертвоприношение, за которое дается [слишком] малое

вознаграждение; поэтому человеку с малым достатком не следует

приносить жертвы.

 

41. Брахман-агнихотрин*, добровольно пренебрегший священными огнями,

пусть исполняет лунное покаяние * в продолжение месяца, ибо это

[преступление] равно убийству сына.

 

42. Те, которые исполняют агнихотру, получив средства от щудр, - жрецы

шудр и презираются среди толкователей Веды.

 

43. Ступая ногой на голову глупцов, обслуживающих огонь щудры,

даритель всегда преодолевает несчастья.

 

44. Человек, не исполняющий предписанное дело, исполняющий порицаемое

и приверженный к мирским утехам, обязан совершить покаяние

(praya^citta).

 

45. Мудрые предписали покаяние за грех, совершенный неумышленно,

некоторые, [исходя] из указаний священного откровения, объявили [его]

даже за [грехи], совершенные умышленно.

 

46. Грех, совершенный неумышленно, очищается повторением ведийских

текстов, но совершенный умышленно, по глупости, - разного рода

покаяниями.

 

47. Дваждырожденный, будучи вынужден исполнять покаяние по [велению]

рока или за [действие], совершенное в прежней жизни, - не может

общаться с благочестивыми до исполнения покаяния.

 

48. Некоторые злодеи подвергаются изменению внешности вследствие

преступлений в этом мире, а некоторые - из-за совершенных в прежней

жизни:

 

49. укравший золото [как следствие этого приобретает] болезнь ногтей,

пьяница - черноту зубов, убийца брахмана - чахотку, осквернитель ложа

гуру - болезнь кожи,

 

50. доносчик - дурной запах из носа, клеветник - дурной запах изо рта,

крадущий зерно - недостаток членов, подмешивающий [зерно] - излишнее

число членов,

 

51. похититель пищи - дурное пищеварение, крадущий слово * - немоту,

крадущий одежду - белую проказу, крадущий лошадь - хромоту,

 

52. похититель светильника - слепоту, гасящий его - становится кривым;

причинением вреда (hirnsa) [живым существам] он приобретает

болезненность, непричинением вреда (ahimsa) - здоровье.

 

53. Так, вследствие остатка [греха прежнего] деяния рождаются

презираемые благочестивыми слабоумные, немые, слепые, глухие, а также

имеющие безобразную внешность.

 

54. Поэтому для очищения всегда должно быть исполняемо покаяние, так

как неискупившие грехи рождаются [вновь1 с позорными знаками.

 

55. Убийство брахмана, пьянство, кража *, прелюбодеяние с женой гуру и

даже сообщество с такими [преступниками] объявили великими грехами

(mahapataka) *.

 

56. Ложь при [определении] превосходства [в родовитости],

представляемый царю клеветнический донос, лживое обвинение гуру -

равны убийству гуру.

 

57. Пренебрежение Бедой, порицание Веды, лжесвидетельство, убийство

друга, поедание запрещенной и несъедобной пищи - шесть [преступлений],

равных пьянству.

 

58. Похищение вклада (niksepa) или людей (пага), лошади и серебра,

земли (bhumi), алмазов (vajra) и [других] драгоценных камней считается

равным краже золота.

 

59. Плотскую связь с единоутробными сестрами, с девушками и

низкорожденными женщинами (antyaja), с женами друга или сына объявили

равной осквернению ложа гуру.

 

60. Убиение коров, принесение жертв для недостойных жертвоприношения,

прелюбодеяние, продажа самого себя (atmavikraya), оставление гуру,

матери, отца и сына, [священного домашнего] огня, [прекращение]

повторения Веды,

 

61. [допущение] младшим братом [женитьбы ранее] неженатого старшего,

[допущение] старшим неженатым братом женитьбы младшего, выдача дочери

за одного из них и принесение для них жертв,

 

62. опорочение девушки, ростовщичество (vardhusya), нарушение обета,

продажа пруда (tadaga), сада (агата) *, жены и потомства,

 

63. образ жизни вратьи *, оставление родственников, обучение [Веде] за

плату, изучение [ее] у [учителя], получающего плату (bhrta), и продажа

товаров, запрещенных к продаже (арапуа),

 

64. заведование всякими рудниками (akara), возведение крупных

сооружений *, повреждение растений, проживание за счет жены,

чародейство и колдовство посредством кореньев,

 

65. порубка йевысохших деревьев на топливо, совершение деяний для себя

*, вкушение запрещенной пищи,

 

66. незажигание священных огней, воровство *, неуплата долгов *,

изучение ошибочных книг * и занятие ремеслом танцора и певца

(kau^ilavya),

 

67. кража зерна, металлов * или скота *, связь с пьяными женщинами,

убийство женщин, щудр, вайщиев и кшатриев. неверие (r.astikya) * -

меньший грех (upapataka).

 

68. Нанесение вреда брахману [ударом], ьюхание (вещей), неподлежащих

нюханию, или спиртных напитков, обман и мужеложство причиняют потерю

касты (jatibhran^akara).

 

69. Убиение осла, лошади, верблюда, оленя, слона, козы и овцы известно

как вызывающее [возрождение] в смешанной [касте] (sarnkari), так же

как рыбы, змеи и буйвола.

 

70. Принятие имущества от презренных *, торговля (vanijya), услужение

щудрам известно как делающее [виновника] недостойным получать дары,

[как] и произнесение неправды.

 

71. Умерщвление червей, насекомых и птиц, употребление пищи,

находившейся поблизости от спиртного, кража плодов, топлива, цветов и

отсутствие самообладания - [преступления], вызывающие нечистоту.

 

72. Выслушайте [теперь] надлежаще о всех тех грехах, как они были

объявлены по отдельности, [и] какими обетами они снимаются *.

 

73. Для своего очищения убийце брахмана * надо жить в лесу двенадцать

лет, построив хижину, питаясь милостыней и сделав своим отличительным

знаком череп покойного;

 

74. или ему надо добровольно стать [в сражении] мишенью для воинов,

знающих [его намерение], или ему надо трижды бросаться вниз головой в

пылающий огонь;

 

75. или он может совершить жертвоприношения ащвамедха, сварджит,

госава, абхиджит, вишваджит, триврит или агништут;

 

76. или для искупления вины убийства брахмана * он может пройти сто

йоджан *, повторяя одну из Вед, вкушая мало пищи и обуздывая чувства;

 

77. или он может отдать брахману, знатоку Веды, свое имущество, или

имущество, достаточное для жизни, или дом вместе с утварью;

 

78. или, питаясь жертвенной пищей, он может идти против [всего]

течения Сарасвати; или, ограничивая пищу, он может трижды повторить

самхиту Веды.

 

79. Будучи обритым, он может жить в конце селения или даже в

коровнике, или в обители, или у корней дерева, находя удовольствие в

делании добра коровам- и брахманам.

 

80. Жертвующий жизнью ради брахманов или ради коров освобождается от

[вины] убийства брахмана, а [также] спасающий жизнь корове или

брахману.

 

81. Он также освобождается от вины, [оказав] ради брахмана

сопротивление [его обидчику] по крайней мере трижды, или отвоевав всю

[его] собственность, или при потере жизни по этой причине.

 

82. Так, твердый в обете, всегда целомудренный, с сосредоточенным

умом, по прошествии двенадцати лет он искупает [вину] убийства

брахмана.

 

83. Или он освобождается, признав свой грех при ащвамедхе, в собрании

богов земли * и богов людей *, омывшись ради очищения.

 

84. Брахман считается корнем дхармы, кшатрий - [ее] вершиной, поэтому,

признав грех в собрании их, он очищается.

 

85. Именно по происхождению брахман - божество даже для богов, а также

авторитет для людей, так как для этого основанием является Веда.

 

86. Если даже только трое из них, знатоки Веды, объявляют искупление

от грехов, это служит очищению от этих [грехов], ибо слово мудрых -

средство очищения.

 

87. Таким образом, брахман, придерживаясь [указанного] правила с

полным вниманием, посредством власти над собой снимает грех,

совершенный убийством брахмана.

 

88. Ему следует исполнить тот же обет в случае убийства неизвестного

зародыша, кшатрия или вайщия, совершивших жертвоприношение, а также

женщины, омывшейся после периода нечистоты;

 

89. равным образом, - сказав неправду при свидетельском показании,

противодействуя [в чем-либо] учителю, похитив вклад и причинив смерть

жене или другу.

 

90. Это очищение назначено при неумышленном убийстве дваждырожденного;

при умышленном убийстве брахмана искупления (niskrti) не полагается *.

 

91. Дваждырожденный, выпив по глупости суру*, пусть пьет хмельной

напиток воспламененным; когда он обожжет им тело, тогда он

освобождается от греха;

 

92. или надо пить, пока не умрет, кипящую коровью мочу, воду, молоко,

коровье масло или жижу коровьего навоза;

 

93. или для искупления {вины] распивания суры следует есть один раз в

ночь зерна или жмых, покрывшись власяницей, нося косу, имея знак *.

 

94. Сура-это грязный отброс (rnala) зерна; грех (papman) также

называется мала, поэтому брахману, кшатрию и вайщию никогда нельзя

пить суры.

 

95. Должно знать, что сура [бывает] трех видов: гауди *, пайшти * и

мадхви *; как один из них, так и все не должны употребляться

брахманами.

 

96. [Крепкие] хмельные напитки (rriadya), мясо и пиво (surasava) -

пища якшей, ракшасов, пищачей: это не должно вкушаться брахманом, [так

как он] ест жертвенную пищу, [приносимую] богам.

 

97. Брахман, отупевший от пьянства, может пьяным попасть во

[что-нибудь] нечистое, или даже произнести ведийские тексты, или

совершить другое, чего не должно совершать.

 

98. Раз у кого-либо брахма, пребывающая в теле, затопляется хмельным

напитком, брахманство покидает его и он идет к состоянию щудры.

 

99. Итак, изложены [правила] различных искуплений для пьющего суру;

теперь я сообщу [правило] искупления за кражу золота.

 

100. Брахман *, совершивший кражу золота, придя к царю, признавшись в

содеянном им, пусть скажет: "Государь, накажи меня" *.

 

101. Взяв палицу, [которую вор должен принести с собой], царю надо

ударить его один раз: вор очищается своей смертью, брахман -

аскетическими подвигами *.

 

102. Дваждырожденный, желающий аскетическим подвигом снять грех

(rnala), возникший от кражи золота, имея одежду из лыка, пусть

исполняет в лесу покаяние, [полагающееся] за убийство брахмана.

 

103. Этими обетами дваждырожденному следует снимать грех, совершенный




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.306 сек.