Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преступление как правовая категория

Идею эволюционного происхождения живых существ

Кинизм

Дэ

Санхья

Веданта

Философия теоретически обосновывает главные принципы мировоззрения, разрабатывает его общетеоретические основы

Анализ

A) идеализация

A) сенсуализм

A) сравнительный

A) аналогия

A) синтез

A) системный подход

4008. Мысленное соединение различных элементов в единое целое

4009. Метод, позволяющий получить знание об объекте путем переноса на него знания о подобном, сходном в каких-либо свойствах объекте

4010. Метод исследования, позволяющий выявить в явлениях общее и особенное

4011. Определите гносеологическую позицию, зафиксированную в высказывании французского философа-материалиста XVIII века К.Гельвеция: «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства. Все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума»

4012. Мыслительное конструирование понятий о процессах, объектах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире

4013. Мысленное расчленение объекта на составные части

 

1 Определите позитивистское суждение о характере взаимосвязи философии и науки:

философия – «царица наук» наука сама себе философия

2 В высказывании Платона «Под воздействием философии душа человека очищается и человек становится подлинно совершенным» речь идет о какой функции философии? Гуманистической

3 Философия и мировоззрение соотносятся следующим образом…

4 Философия отличается от науки тем, что…

большая часть философских утверждений недоказуема эмпирически

5 Выделите отличительную особенность философии Древнего Востока:

6 В какой философской системе Индии основной проблемой является вопрос о соотношении брахмана и Атмана:

 

7 В какой философской системе Индии основной проблемой является вопрос о соотношении пракрити и пуруши:

8 Конкретное проявление Дао в вещах и поведении человека?

 

 

9Выделите философскую школу, не относящуюся к эпохе эллинизма:

10 Какую из следующих философских идей выдвинул Эмпедокл?

11 В античности впервые увидел сущность человека в душе, понимаемой как разумная мыслящая активность и нравственно ориентированное поведение

12 Основополагающей философской категорией Аристотель считал

 

13Нравственная позиция софистов

 

 

 

 

Преступление – это фундаментальная категория не только уголовно-правовой, но и в целом юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Среди категорий, в свою очередь составляющих понятие преступления, статус исходных имеют такие правовые категории следующего уровня как "общественная опасность", "вина", "противоправность", «малозначительность», «наказуемость».



Данные категории отражают такие признаки понятия преступления, которые определяют все его другие стороны. Они конкретизируют его понятие, поскольку содействуют обнаружению его отличительных особенностей.

Обращение к понятию преступления как к правовой категории обусловлено двумя основными причинами: собственно познавательными и практическими.

В гносеологическом плане - это стремление понять особенности познания исследуемого объекта, а это возможно только при разработке и упорядочении всех используемых средств мыслительной деятельности.

Решение этой проблемы, во-первых, открывает новые возможности в исследовании данного объекта, выявлении его сложных и многообразных связей. Во-вторых, являясь, по существу, каркасом теоретической конструкции, понятийно-категориальный аппарат значительно повышает доказательность и практическую отдачу полученных знаний.

В практическом плане потребность обращения к категории «преступление» вызвана необходимостью переосмысления ряда доктринальных стереотипов, сложившихся в досоветский и советский периоды.

Преступление является важнейшей категорией права, в том числе и уголовного права. И если до ХХ века акцент ставился на дефиниции – «наказание», то в ХХ веке произошел переход от «наказания» к «преступлению».

Преступление является категорией, связывающей все другие понятия и категории теории государства и права, уголовного права, философии, социологии и т.д..

Рассматривая преступление как правовая категория, наука устанавливает, что преступление является исторически изменчивой категорией, которая существовала не всегда, а возникла на определенном этапе развития человеческого общества: с общественным разделением труда, образованием частной собственности, делением общества на классы, с появлением государства и права.

Задача общетеоретических наук – показать, что существует правомерное и неправомерное поведение субъектов, при этом различие неправомерного поведения связывается с характером и степенью его общественной опасности. Именно по этому основному критерию разграничиваются преступления, правонарушения, проступки.

Для осуществления стоящих перед уголовным законодательством задач охраны личности, прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя, мира и безопасности человечества от преступных посягательств, а также предупреждения преступлений, наука уголовного права формирует и определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями.

Преступление представляет собой научную категорию и правовую дефиницию, позволяющую, с одной стороны судить о качественном состоянии правовой науки, законодательных конструкциях и ее элементах. С другой же стороны преступление является морально-этической, философской основой, фундаментом правовой системы, обуславливающей самобытность и духовность последней.

Таким образом, раскрытие природы, сущности, форм проявления и тенденций развития понятия преступления определяют содержание понятия преступления как категории не только уголовного права, но и общей теории государства и права.

Преступление как законодательная конструкция и научная (правовая) категория прошла в своем развитии определенный путь, который можно разделить на отдельные периоды. Следует учесть, что развитие происходило от общего к частному. То есть от философской категории «преступление» к правовой (прежде всего, от философской, общетеоретической, теоретико-правовой, а затем уже уголовно-правовой). При всей разнице периодов в их характеристиках эволюция преступления – как правовой категории (то есть и научной и законодательной) прошла, на наш взгляд, в три этапа.

Первый этап – это этап зарождения понятий, имеющих значение преступления и их последующее закрепление в нормативных актах Русского государства. Тем самым мы подчеркиваем, что законодательные конструкции появились гораздо раньше теоретических осмыслений понятия преступления. Первый же этап характеризуется появлением научных подходов к исследованию преступления как правовой категории, что, в конечном итоге, привело к систематизации законодательства и появлению более совершенных законодательных конструкций. Этот первый этап был очень длительным (от образования Древнерусского государства в 10 веке до формирования советского государства и права в 1917 году). В его рамках можно выделить подпериоды.

1. Осознание деяния как нарушающего нормы морали, нравственности, обычаев. 2. Появление понятия преступления, без определения его признаков в нормативных актах, носящих казуистический характер. 3. Зарождение национальных научных представлений о преступлении и влияние немецких доктрин на их формирование (примыкание России к континентальной системе права, примером чему может служить законодательство Петра I и Екатерины). 4. Закрепление формального понятия преступления (Уголовное уложение 1903 года) в рамках законодательства и превалирование идеи формального понятия преступления в науке. Именно в этот период законодатель обратил свой взор не только на наказание – как основную правовую категорию, но и на преступление. Такой перелом наметился под влиянием научных идей господствовавших в России и мире. Несмотря на то, что в Уголовном уложении 1903 года содержались прогрессивные идеи, из-за политической ситуации в стране, оно так и не вступило в действие. Положения о преступлении только что вышедшие на первый план, так и не были реализованы.

Второй этап, протекавший с 1917 года по 1996 год – это этап, который характеризовался появлением определения материального понятия преступления как такового и закреплением его в законодательстве. Понятие преступления было материальным, построенном на материальном признаке – общественная опасность. Несмотря на то, что осмысление понятия преступления в науке происходило в разных направлениях, в научных доктринах этого периода превалировали идеи о материальном понятии преступления, развивались учения о признаках преступления в рамках национальной доктрины. Сравнительное правоведение присутствовало, однако влияние зарубежного законодательства на российское было минимальным. Как правило, оно изучалось с целью критики (если речь идет о законодательстве буржуазных стран) или анализа положительных фактов, которые присущи социалистической модели законодательства. Такой подход объяснялся противоборством двух политических, социально-экономических систем сформировавшихся в этот период в мире (лагерь соцстран и капстран).

Несмотря на то, что российское право развивалось в рамках континентально-правовой традиции, однако формальное понятие преступление сложившееся в Германии и ряде других стран, она не заимствовала, пойдя по пути материальной конструкции понятия преступления и его признаков и категорий.

Третий этап (с 1996 года, то есть с момента принятия нового уголовного кодекса России) связывается со становлением новых социально экономических отношений, нового подхода к их регулированию. Ключевое место заняло понятие преступления, которое исследуется учеными во многих направлениях. На наш взгляд, на современном этапе отличительной чертой при сохранении материального понятия преступления, является влияние международного права, тех стандартов, которые были выработаны международным сообществом и ратифицированные Россией. Они строятся не на классовых принципах, а на идее равенства всех людей. Проникновение международных стандартов в национальное законодательство связывается с решением общих задач (например, борьба с транснациональной преступностью, коррупцией, наркоманией и т.д.), стоящих перед отдельно взятыми государствами. Третий этап характеризуется научным поиском оптимальной конструкции понятия преступления, разграничения преступлений по характеру и степени общественной опасности на отдельные категории.

Все эти периоды подробно будут проанализированы в последующих главах работы. В этот период законодательная конструкция, то есть форма понятия преступления изменялась под воздействием научных представлений о понятии преступления, которые формировали содержание этого понятия.

На развитие понятия преступления во все времена значительное влияние оказывала государственная политика, поэтому ее рассмотрение в работе является необходимым.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Преступление как правовая категория

Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 59; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.198.245.233
Генерация страницы за: 0.121 сек.